Китай: царствование Канси

Китай: царствование Канси

Царствование Канси (1662-1722): замирение. В 1661 году император Шуньчжи умер от ветряной оспы и оставил престол своему шестилетнему сыну Сюанье, который под девизом Канси царствовал шестьдесят лет. Первоначально власть была передана четырем регентам-маньчжурам: Сони (ум. 1667), Суксахе (ум. 1667), Эбилуню (ум. 1674) и самому могущественному — Обою (1610? —1669), который и захватил власть, лишив ее как императора, так и своих соправителей (в частности, Суксаху он в 1667 году велел казнить). Обой продолжал довольно жесткую политику по отношению к китайцам, что вызывало в тех вражду к маньчжурам. В 1669 году Канси, которому еще не исполнилось шестнадцати лет, при поддержке своей бабки — вдовствующей императрицы (которой при регентстве номинально принадлежал высший политический статус) — решился покончить с Обоем. Он осудил его на смерть за оскорбление императора и взял в свои руки бразды реальной власти. Он изменил политический курс: его целью было перетянуть на сторону своей династии китайских ученых чиновников или по крайней мере умерить их недовольство. Для этого он существенно китаизировал свое правительство, а в 1679 году устроил специальный экзамен, чтобы привлечь ученых на самые почетные посты в империи. Он инициировал многочисленные научные проекты (см. гл. VII, раздел «Государственные научные проекты»), поощрял неоконфуцианство и совершил шесть путешествий на юг страны (1684, 1689, 1699, 1703, 1705, 1707), желая наглядно показать свою заинтересованность в этом крае — исконной колыбели ученых. За время своего правления он больше десяти раз отправлялся в поездки по стране, в том числе в столицы провинций, расположенных на западе. Чтобы показать, что он — истинный Сын Неба, достойный преемник прежних китайских императоров (см. гл. III, раздел «Император»), Канси побывал и в родном городе Конфуция в провинции Шаньдун, а также принес у священной горы Тай жертвы горным духам, чего не делал ни один минский император. Перестав относиться к отобранной у Минов территории как к завоеванной и по мере возможности приспосабливаясь к китайским политическим обычаям, Канси заложил реальные основы маньчжуро-китайской империи Цин.

В области внешней политики в его царствование началось продвижение далеко на запад, ставшее главным делом его преемников (см. гл. II, раздел «Империя Цин»). Одолев южных пиратов и мятеж трех князей-данников, император поставил перед собой две главные цели: сдерживать влияние Русского царства в Сибири и на севере своей империи, а также покорить монголов и тибетцев. Дело в том, что в XVII в. русские заметно продвинулись к востоку, основав укрепленные города по берегу реки Амур (Нерчинск в 1651 г., Албазин в 1651—1658 гг., Хабаровск в 1652 г.), что создавало угрозу цинским интересам на севере Маньчжурии и в районе нынешней Монголии. Чтобы сохранить контроль на севере над монгольскими племенами, Канси решил урегулировать русскую проблему дипломатическим путем. Это устраивало и другую сторону, которая всячески желала установить с соседним Китаем торговые отношения. В 1689 г. в Нерчинске встретились послы императора Канси и представители царя Петра I *. По трактату, подписанному при этом случае и затем дополненному Кяхтинским договором 1727—1728 гг., была проведена граница между евразийскими гигантами и установлено русское дипломатическое представительство в Пекине.

Отношения Цинов с различными монгольскими союзами были далеко не столь мирными: Цины пытались играть на противоречиях монгольских племен и кланов, чтобы не дать им объединиться. Дело в том, что общее имя «монголы» объединяет разные народности, связанные близостью языка и сходным кочевым пастушеским образом жизни. При Цинах монголы делились на две большие группы, в свою очередь состоявшие из разных подгрупп: западные (главным образом ойраты, известные также под названием калмыков) и восточные (чагары и халха-монголы). К ойратской группе относятся и джунгары — народ, живущий в Джунгарии, расположенной к северу от Синьцзяна, за горами Тянь-Шань. Чагары, живущие к северу от Великой стены и к западу от Пекина, подчинились маньчжурам очень скоро — во время перехода власти от Мин к Цин.

Халха-монголы сначала, в эпоху завоевания (начиная с 1650 г.), были союзниками Цинов, а в 1680-е гг. стали их подданными, опасаясь мощи западных монголов. Именно последние нарушали стабильность империи Цин и вынуждали императоров Канси, Юнчжэна и Цяньлуна решать проблему оружием. Джунгарам, предводителем которых поначалу был хан Галдан (1632? —1697), удалось, объединив ойратов, стать грозной политической и военной силой. Для Цинов возникла бы угроза, если бы и другие монголы, изменив им, усилили мощь джунгар. В 1696 г. Канси начал большую наступательную операцию и нанес войскам Галдана крупное поражение при Чамдо. Через год хан покончил с собой, но джунгары нашли нового предводителя — племянника Галдана. Лишь гораздо позже, в 1750-е гг., при императоре Цяньлуне, джунгарская проблема была решена окончательно.

Канси остался в памяти народа как просвещенный правитель, покровитель искусств и словесности, примиривший маньчжур с китайцами. Он был китайским подобием Людовика XIV, который, кстати, жил как раз в те же годы *.

Примечания

* Русское посольство было отправлено правительницей Софьей, но договор подписан уже после ее падения.

* Годы самостоятельного правления Людовика XIV: 1661-1715.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 15-18.

Рубрика