Китай. Ранний феодализм (Троецарствие)

Китай. Ранний феодализм (Троецарствие)

Ранний феодализм (первые века н. э.- 8 век н. э.). Период раннего феодализма характеризуется тем, что зародившиеся в рабовладельческом обществе феодальные отношения получили окончательное утверждение, стали господствующими, доминирующими. Укрепила свое положение крупная частная феодальная собственность на землю с правом отчуждения, свободной купли-продажи. Дальнейшее развитие в первые века н. э., в особенности в 3 веке, получило крупное землевладение «сильных домов», что находило свое отражение в усилении политической раздробленности страны. После распада империи Восточная Хань представители различных групп господствующего класса создали три царства - Вэй, Шу и У, период существования которых получил название Сань го (Троецарствие, 220-265 года). В 263 году территория Шу была присоединена к государству Вэй, где в 265 году родом Сыма была основана новая династия Цзинь (или Западная Цзинь). В 280 году, после того как к государству Цзинь была также присоединена территория царства У, Китай оказался объединенным, но не надолго. Междоусобная борьба феодальных групп в конце 3 века ослабила Цзиньскую империю, чем воспользовались кочевые народы - гунны, цзе, сяньби, ди, цян и др. В конце 316 года Западное Цзиньское государство было уничтожено, весь Северный Китай оказался захваченным кочевниками. На Юге же была создана китайская империя Восточная Цзинь (317-420). Борьба северных царств между собой привела к победе государства Тоба Вэй, или Северной Вэй (386-535), объединившего в 439 году под своей властью весь Северный Китай. Период до конца 6 века, когда Китай был разделен на Северный и Южный, известен в истории под названием Нань бэй чао (Северной и Южной династии, 386-589, или 420-589 годы). Он характеризовался войнами между северным и южным царствами и междоусобной феодальной борьбой внутри царств, что вело к частой смене династий и государств.

Начиная с 3 века (280 год) в Западном Цзиньском государстве получила начало так называемая система чжань тянь (поля во владении), т. е. надельное землепользование, знаменовавшее собой укрепление государственной собственности на землю. Дальнейшее развитие ее относится к 5-8 векам, когда существовала так называемая система цзюнь тянь (равных полей), при которой за крестьянами закреплялись определенные наделы в зависимости от возраста и пола. Система надельного землепользования не уничтожала крупного землевладения, напротив, она обеспечивала его существование, разрешая увеличивать наделы в зависимости от количества скота и рабов в хозяйстве, а также устанавливая для чиновников крупные наделы, во много раз превосходившие крестьянские. Надельное землепользование способствовало прикреплению крестьян к государственным землям и усилению контроля за обработкой наделов оброчными. Попытки императорской власти после введения надельного землепользования ограничить рост частной собственности на землю путем запрещения купли-продажи крестьянских наделов не принесли большого успеха, поэтому в 6-7 веках это запрещение было частично отменено. Система надельного землепользования предусматривала существование триады повинностей: земельный налог зерном с пахотных полей, промысловая подать (дяо) пряжей, тканями с земель, использованных под коноплю и тутовые деревья, и трудовая повинность на государственных работах. Для надельной системы характерным было существование территориальной сельской общины с крестьянским наследственным землепользованием. В рамках общины существовало соединение ремесла и земледелия, обусловившее натуральный характер хозяйства и консервацию общинных отношений.

В 4-6 веках развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая. Буддийские монастыри, которых к началу 6 века в Северном Китае было около 30 000 с 2 млн. монахов, владели значительной земельной площадью, освобождавшейся от налогового обложения. Многие крестьяне, чтобы избежать поборов, бежали в монастыри в поисках покровительства и передавали им свои земли, попадая в феодальную зависимость от буддийской церкви.

Л. И. Думан, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.