Ся и Шан-Инь

Ся и Шан-Инь

Китайцы имели обыкновение приписывать своим героям-цивилизаторам — таким, как Юй Великий или Хуанди (Желтый император), — технические или культурные нововведения, отмечавшие переход от неолита к бронзовому веку. Об этих легендарных правителях древности известно, что они царствовали в III тысячелетии до н.э. Даты их правления, на которые указывает предание, действительно соответствуют времени внедрения изменений в политике и экономике, способствовавших коренной трансформации жизни общества. Существование первой древнекитайской династии Ся, которой традиционная хронология отводит период с 2207 до 1766 год до н.э., также в большей степени относится к содержанию мифов и легенд. Эпоха правления этой династии примерно совпадает с периодом эволюции первобытного общества, происходившей в тех областях страны. Можно предположить, что некое племя (или клан) действительно носило название Ся и что оно постепенно заняло ту местность, которая должна была стать колыбелью китайской цивилизации.

Относительно следующей династии мы располагаем большим числом исторических сведений, так как правление династии совпадало по времени с появлением письменности, она утвердилась на значительно более обширной территории и оставила нам значительно большее число образцов ремесленного и строительного искусства. Ее название — Шан, или Инь, оно было дано ей уже впоследствии, применительно ко второй части ее истории. Чтобы избежать путаницы в названиях, будем именовать ее Шан-Инь. Она была основана Чэн Таном (Победоносным), чье правление, по преданию, началось в 1765 году до н.э. Существующий в традиционном представлении перечень правителей этой династии подтверждается эпиграфическими находками (надписями на гадательных костях). Это действительно  первая историческая династия. Именно она в период между XVIII и XI веками до н.э. сформировала некоторые базовые особенности, которые в дальнейшем будут проявляться на протяжении всей китайской истории. В этот период мы обнаруживаем расцвет техники обработки бронзы, сопровождаемый появлением большого числа различных изобретений, таких, например, как конная упряжь или письменность. Тогда же происходит формирование особой социальной организации, базирующейся на двух основных принципах. Во-первых, появляется империя патерналистского типа, создающая модель общества, аналогичную модели семьи. Во-вторых, обнаруживается разделение между городской аристократией и простолюдинами, занятыми земледелием.

«Семейная» структура империи дополняется еще одной особенностью — отсутствием духовенства в собственном смысле слова: практикующие культ прибегают к помощи условных распорядителей во время проведения определенных обрядов, в частности, в такой важной для китайцев области культа, как прорицание. Сам император на уровне главы государства, как и отец на уровне главы семьи, обращается к духам. Он проводит обряды культа, связанного с духами предков. Культовые обряды осуществлялись в двух разных местах императорского дворца. Обряды, обращенные к Небу и предкам императорского рода (эти духовные сущности считались доброжелательными к людям), проводились в восточной части центрального, обряды, посвященные Земле и земным божествам (эти сущности внушали страх) — в западной части.

Император жил в городе с четырехугольной планировкой, ориентированной по сторонам света, — такая структура городов в Китае почти не изменилась вплоть до начала XX века. В эпоху Шан-Инь города-дворцы были, по-видимому, еще скромными по размерам, поскольку последняя столица этой династии имела восемьсот метров в окружности. Были обнаружены следы значительного числа городов, построенных по одной модели. Четверо ворот играют здесь важную символическую роль: они являются местом проникновения духов приносящих счастье или зло — равно как и людей или продовольствия. Центр дворца уподоблен центру мира. Пятая часть света, центр, является привилегированным местом, где император, именуемый также Великим Мужем, объявляет о наложении на себя обязанностей правителя всего общества. Дворец ориентирован по линии север—юг, он растягивается на три последовательно расположенных двора. Во время проведения церемоний император, как отец семьи, должен был в соответствии с ритуалом обратиться лицом на юг. К северу от дворца (императорского или княжеского) находился базар, к югу же от него проживали, с одной стороны, ремесленники, а с другой — попечители различных дворцовых служб.

Окружение императора состояло из двух групп, — из членов его семьи и из должностных лиц, занятых в различных областях, связанных с обеспечением функционирования императорской власти. Это были писари, прорицатели, управляющие охотничьими делами, сельским хозяйством, ритуальной и музыкальной частью, а также заведующие делами дворца и знатоки военного дела. Вполне возможно, что в механизме наследственной передачи этих занятий, каждое из которых связано с определенным типом знания, следует искать источник различных школ мысли, расцвет которых ознаменовал конец древнего периода (VI—III века до н.э.). К периоду заката династии вся администрация была уже четко сформирована и присутствовала на своих местах. Мы получили детальное представление о существовавшей властной номенклатуре как по гадальным надписям, обнаруженным на черепашьих панцирях и бараньих, оленьих и бычьих лопатках, так и по текстам более позднего происхождения, найденным на вазах и бронзовых ритуальных сосудах.

На важность сельского хозяйства указывает ряд документов гадательного характера, в которых идет речь об урожаем и природных явлениях. Соответствующие должностные лица занимались наблюдением за ходом работ, начиная с пахоты и посева и кончая жатвой. Скотоводство развивалось не только для удовлетворения продовольственных нужд, но и для обеспечения большого числа жертв для церемоний жертвоприношения: происходило заклание баранов, быков и свиней. Иногда также военнопленные приносились в жертву духам предков императорского рода. Сама война занимала немалую часть времени императора и его окружения. Аристократия вела сражения на повозках или верхом на лошадях. Имелись разнообразные рода войск, среди них были и специально предназначенные для участия в парадах и церемониях. Сами военные действия имели свой церемониалом. Они разворачивались в соответствии с определенным порядком под аккомпанемент особой музыки.

В числе любимых занятий императора и его приближенных следует назвать также и охоту. Мы располагаем многочисленными гадательными текстами, в которых речь идет об охотничьих походах и особенно о погодных условиях, в которых они должны были проходить.

Область, которой правила Шан-Инь, т.е. территория, где были найдены следы городов, возведенных этой династией, примерно совпадает с территорией неолитических культур «Яншао» и «Луншань», простиравшихся к югу вплоть до нынешней провинции Цзянси и даже до Хунани. В десятке провинций нынешнего Китая в результате археологических раскопок обнаружены свидетельства, позволяющие с достаточной степенью достоверности говорить о существовании династии, которая считалась на Западе мифической еще в начале XX века. Существование многочисленных мест, кланов, семейств, чьи имена сохранили анналы, также было подтверждено. Документы позволяют проследить восхождение клана Цзи, из недр которого выйдет будущая династия Чжоу, так же, как и развитие других кланов, имевших отношение к ней. Движение на восток, где земли были определенно богаче, побудит клан Цзи попытаться ниспровергнуть власть Шан-Инь. Мифический предок этого клана — Хоу-цзи (Князь Просо), обожествленный злак. Имя этого божества достаточно говорит об усилиях, предпринимавшихся для колонизации диких, невозделанных земель долины реки Вэй. Согласно преданию, дата падения клана Шан-Инь — 1122 г. до н.э. Китайцы считают, что новая династия взошла на трон в 1121 году до н.э.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 14-21.

Рубрика