Китай рабовладельческий (Чжоу)

Китай рабовладельческий (Чжоу)

Рабовладельческий строй получил дальнейшее развитие в период Чжоу (11-3 века до н. э.) (делится на Западное Чжоу (11-8 века) и Восточное Чжоу (8-3 века)). В период Инь племя чжоу, возможно, родственное иньцам, занимало долину реки Вэйхэ, на территории современной провинции Шэньси. Чжоусцы одно время зависели от иньцев, затем, усилившись, вступили с ними в борьбу. В битве при Муе (1027 год, по другой системе счета 1050 год до н. э.) иньские войска были разгромлены, царство Инь завоевано чжоусцами. Под властью чжоуских ванов была объединена территория современного Северного Китая вплоть до Шаньдуна. Обширная территория, завоеванная племенем чжоу, была роздана первыми чжоускими ванами в управление своим родичам, и на этой территории было создано 71 царство, которые подчинялись в той или иной степени чжоускому вану. Чжоуская знать получала вместе со значительными участками земли большое количество рабов или зависимых земледельцев. С 9-8 веков до н. э. источники пополнения рабов расширились за счет долгового рабства и покупки рабов. Труд рабов стали больше применять в земледелии и ремесле. Однако основными непосредственными производителями в сельском хозяйстве оставались земледельцы-общинники (нунфу).

Как и в период Инь, в чжоуском гос-ве верховным собственником земли был ван, существовали государственная собственность и общинное землепользование. Однако по мере ослабления центральной власти чжоуского государства верховная собственность единого монарха ослаблялась, такой же процесс происходил и в царствах. Процесс этот сопровождался обострением политической борьбы. В 842 году до н. э. вспыхнуло первое отмечаемое китайскими источниками значительное восстание против тирании чжоуского вана, поднятое жителями столицы Хао (близ современного Сианя провинции Шэньси), которое привело к свержению правителя Ли-вана. В 771 году другой монарх - Ю-ван - был убит восставшими правителями зависимых от него владений. Его сын Пин-ван, под угрозой нашествия кочевников, перенес в 770 году столицу на Восток в Лои (Лоян, современной провинции Хэнань). С этого времени начался 2-й период в истории государства Чжоу, так называемый Восточный Чжоу (770-256 (249)), когда чжоуские ваны потеряли территорию на Западе страны, а в дальнейшем их владения сократились и на Востоке в связи с вынужденными дарениями земель знати, а иногда и просто захватами территории правителями отдельных царств. В 7-6 века до н. э. чжоуская монархия (номинально существовала до 3 века до н. э.) фактически утратила власть над некогда подчинявшимися ей царствами. С этого времени, по существу Кикай не был единым, выдвинулись пять крупных царств (Ци, Чу, Цинь, Цзинь, Сун), в подчинении у которых находилось множество мелких владений. Борьба между царствами велась с переменным успехом и сопровождалась перегруппировкой сил, выдвижением новых государственных образований (У, Юэ).

В 6-5 веках до н. э. широкое распространение получило железо. Использование железных орудий привело к расширению земледельческого производства. Создавались оросительные каналы, большую известность приобрели водосливная плотина Дуцзянъянь (провинция Сычуань), канал Чжэн-гоцюй (провинция Шэньси) и др. Появилась специализация ремесел по различным областям. Развивалась торговля, строились города.

Начиная с 6 века до н. э. происходил процесс ослабления государственной собственности на землю и развития частной земельной собственности. Процесс сопровождался разрушением или изменением форм общинного землевладения, передачей пахотных общинных земель в наследственное владение земледельцев, а в дальнейшем превращением этих земель в частную собственность общинников. На этой почве возникла необходимость проведения в различных царствах зем. и налоговых реформ, осуществленных в 6-4 веках до н. э. Вместо общинной обработки в пользу аристократии и правителей царств так называемых общественных полей (гун тянь) был введен налог с земли, вначале взимавшийся в зависимости от размеров земли, обрабатывавшейся земледельцами, а примерно с 3 века до н. э. - в долях урожая. В стране возникла крупная частная земельная собственность, получила распространение практика свободной купли-продажи земли. Процесс разложения или трансформации общинного землевладения и изменения форм эксплуатации позднее всего охватил царство Цинь, но был здесь проведен в наиболее радикальных формах, нашедших выражение в реформах Шан Яна (359-348 до н. э.) (см. Шан Яна реформы).

Если на государственных и общинных землях, оставшихся в пользовании крестьян, рента-налог была основной формой эксплуатации, то на землях крупных частных собственников основным непосредственным производителем стал арендатор, плативший натуральную ренту собственнику земли. Арендные отношения получили большое развитие в период Чжаньго ("Воюющие (или борющиеся) царства") (5-3 века до н. э.) и в особенности в последующее время - Цинь-Хань (3 век до н. э. - 3 век н. э.). Сформировалось условное землевладение служилой знати, получившее в источниках название кормовых земель, или территории, переданной на кормление (ши тянь, или ши и).

Классовая борьба и обострившаяся борьба между государствами нашли свое отражение в области идеологии. В 6-3 веках до н. э. сформировались основные философские школы Китая: конфуцианство (его основные представители - Конфуций, 551-479; Мэн-цзы, 4-3 вв., Сюнь-цзы, 3 в. до н. э.), даосизм (Лао-цзы, 6-5 вв. до н.э.; Чжуан-цзы, 4-3 вв. до н. э.), моизм (Мо-цзы, 5-4 вв. до н. э.), школа законников (фацзя) (Шан Ян, Хань Фэй-цзы, 4-3 вв. до н. э.). Между этими школами, в особенности между конфуцианством и фацзя, велась острая борьба. Конфуцианство стояло за сохранение существовавших порядков, за укрепление власти наследственной знати на основе конфуцианских этических норм (преданности низших высшими др.). Школа законников призывала к объединению страны под властью единого правителя - деспота, к управлению страной на основе твердых и жестких законов, к расширению прав и влияния имущественной знати. В этот же период составлены главные канонические книги, излагающие основы философских представлений, верований и морали древних китайцев. К этим книгам относятся "И цзин" ("Книга перемен"), "Шу цзин" ("Книга преданий"), "Дао дэ цзин", конфуцианские трактаты "Лунь юй", "Дасюэ", "Чжунъюн", "Мэн-цзы", а также "Ши цзин" ("Книга песен", или "Книга стихов"), являющаяся одновременно ранним памятником древней китайской литературы, в которой собраны песни и гимны различных царств Древнего Китая. Наиболее раннее в Китае индивидуальное творчество, отражающее социальную борьбу, представлено стихами поэта-патриота и государственного деятеля Цюй Юаня (340-278 до н. э.). Эта борьба отражена также в первых исторических сочинениях, появившихся во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. ("Чуньцю", "Цзо чжуань", "Го юй", "Чжаньго цэ").

Л. И. Думан, Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Рубрика