Вэй, У и Шу

Вэй, У и Шу

Довершили крушение Ханьской империи «сильные дома», крупная бюрократия и видные военачальники, чья мощь окрепла в результате подавления восстания «Желтых повязок» и сопутствовавших ему народных выступлений. Усмирители крестьянской войны вступили в борьбу за гегемонию.

[45]

В этой борьбе самыми сильными оказались военачальники Цао Цао, Сунь Цюань и Лю Бэй. После битвы 208 г. у Красной стены (в современной провинции Хубэй) и других крупных сражений их армий территория тогдашнего Китая была поделена на три самостоятельные части.

На севере, в бассейнах Хуанхэ и Хуайхэ, утвердилось царство Вэй, основанное еще в 216 г. Цао Цао (со столицей в Лояне); на юго- востоке, за Янцзы, Сунь Цюань образовал царство У (со столицей в современном Наньцзине), а на юго-западе, в верховьях Янцзы, отпрыск императорского дома Лю Бэй провозгласил царство Шу (Хань) со сто-лицей в Чэнду.

Хотя образование трех царств несколько смягчило политическую анархию предшествовавших десятилетий, стабилизация обстановки не наступила. Между царствами не прекращались войны за верховенство. Особенно ожесточенным было соперничество Вэй и Шу. Более крепкое в экономическом и военно-политическом отношениях, царство Вэй, располагавшееся в самых развитых северных районах, сумело в 263 г. одолеть своего главного противника.

Царство У стояло несколько в стороне от их борьбы. Благодаря хитроумной дипломатии правители У реже втягивались в перипетии изнурительных усобиц. Янцзы, отделявшая У от территории других царств, была труднопреодолимым в ту пору естественным заслоном. Поэтому царство У просуществовало дольше Шу.

Земли юго-востока были к тому времени относительно мало заселены и экономически освоены. Здесь господствовало подсечно-огневое земледелие. Сравнительная отсталость социально-экономического облика этого района обнаруживалась в том, что рабовладельческие отношения продолжали играть весьма значительную роль. С образованием царства У на юго-востоке начался некоторый хозяйственный подъем. Многочисленные беженцы из северных районов принесли с собой передовые по тому времени технику и навыки сельскохозяйственного и ремесленного производства. Стали входить в практику плужное земледелие и пахота на волах; расширилась запашка, повысилась урожайность земледельческих культур, особенно риса. Наблюдался прогресс и в ремесле, оживилась торговля с соседними государствами. На побережье Янцзы возникло несколько новых городов. С этого времени значение юго-востока в экономическом развитии Китая постепенно повышается.

Царство У не обрело, однако, внутренней устойчивости. Тиранический режим Сунь Цюаня опирался на огромную армию (достигавшую 230 тыс.). Жизнь царства пронизывала военизация, все население было разделено на воинские формирования. Военно-политическая верхушка в столице и на местах погрязла во внутренних раздорах. Царство У часто сотрясалось массовыми выступлениями. В восстаниях нередко участвовало по нескольку десятков тысяч человек; одно из них продолжалось четыре года.

Развивалась и экономика царства Шу. В жизни этого царства значительную роль сыграл Чжугэ Лян — искусный военачальник и мудрый политик, ставший героем многих китайских легенд. Осуществленные по его почину меры в области хозяйства и военного дела (снижение поборов с крестьян, поощрение распашки новых земель, попытки ограничить землевладение высшей знати, снизить ростовщический процент, реорганизовать армию и т. п.) немало способствовали росту могущества Шу и его успехам в противоборстве с Вэй. После смерти Чжугэ Ляна вспыхнувшие в правящих кругах распри ослабили Шу, и это ускорило его поглощение царством Вэй.

[46]

С образованием царства Вэй в бассейнах Хуанхэ и Хуайхэ возникли предпосылки для нормализации экономической жизни.

В обстановке непрерывных междоусобных войн и постоянной угрозы возобновления широких народных восстаний получила распространение система военно-земледельческих поселений (государственных и частных).

Они создавались в пограничных и внутренних районах, чтобы обеспечить поддержание хозяйства и одновременно содержание значительных вооруженных сил для предотвращения и усмирения народных восстаний, для войн с другими царствами, для отражения внешней опасности. Организованные по воинским формированиям крестьяне и рабы (обычно 50 человек в каждом) закреплялись за определенными поселениями, где выполняли повинности двух видов — несли военную службу и вели полевые работы при условии уплаты податей. По своему социально-юридическому положению военные поселенцы большей частью являлись лично-зависимыми.

Правители всех трех царств, особенно Вэй, добивались объединения под своим контролем как можно больших земель. В царстве Вэй один из сановников, Сыма Лан, выдвинул проект земельной реформы, отразивший тенденцию развития аграрных отношений. Он предложил объявить громадные пространства пустующих земель государственной (императорской) собственностью, раздробить на наделы и посадить на них крестьян в качестве зависимых от государства держателей. Осуществить проект тогда не удалось — для этого необходимы были соответствующие политические предпосылки — сильная централизованная власть.

[47]

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 45-47.