Становление независимой Болгарии (1878—1908).

Становление независимой Болгарии (1878—1908).

Становление независимой Болгарии (1878—1908). Русско-турецкая война 1877—1878 (см. Русско-турецкие войны XVII—XIX вв.), принесшая болгарскому народу освобождение, завершилась подписанием Сан-Стефанского мира 1878 года, условия которого вызвали негативную реакцию Великобритании и Австро-Венгрии. Берлинский трактат 1878 (см. Берлинский конгресс 1878) создал границы автономного княжества Болгарии по Дунаю и Балканскому хребту, включая Софийский санджак. Его вассальная зависимость от Османской империи выражалась в выплате дани султану и отсутствии права вести самостоятельную внешнюю политику. Территории к югу от Балканских гор, между Родопами и Черным морем, составляли автономную провинцию Восточная Румелия в Османской империи. Эгейская Фракия и Македония возвращались империи с обязательством ввести в каждой из провинций Органический устав. На период создания болгарской администрации и выработки конституции устанавливалось «русское гражданское управление». Князем Болгарии был избран 22-летний гессенский принц, племянник русской императрицы Марии Александровны, Александр I Баттенбергский (1879—1886). В апреле 1879 принята Тырновская конституция. Б. провозглашалась наследственной конституционной монархией. Законодательная власть вручалась однопалатному Обыкновенному народному собранию. Декларировалось равенство перед законом граждан, в том числе принадлежащих к национальным меньшинствам. Столицей княжества стала София. Учредительное собрание утвердило государственные символы княжества Б.: государственный герб (золотой коронованный лев на багряном поле), государственный флаг (полотнище с тремя продольными полосами белого, зеленого и красного цветов), национальный гимн («Шумит Марица окровавленная»).

После восстания в Пловдивском округе (сентябрь 1885), организованного Болгарским тайным центральным революционным комитетом во главе с З. Стояновым, к Болгарскому княжеству присоединилась Восточная Румелия. Князь Александр I объявил себя «князем Северной и Южной Болгарии». В 1886 разразился так называемый болгарский кризис, причиной которого являлись разногласия в правящих кругах по вопросу внешней политики. 9 августа 1886 Александр I был свергнут группой офицеров-русофилов. В конце августа сторонники прозападной ориентации во главе с председателем народного собрания С. Стамболовым совершили контрпереворот. Последовал разрыв дипломатических отношений с Россией. В 1887 князем Б. Великое народное собрание избрало Фердинанда I Кобург-Готского (1887—1918). 26-летний князь Б. серьезно увлекался естественными науками, владел шестью языками, страстно любил путешествовать и непросто свыкался с лишенной европейского блеска Софией. Семь лет политику страны определял премьер-министр С. Стамболов, но в 1894 Фердинанд отстранил его от власти. В 1896 году император Николай II стал крестным отцом наследника болгарского престола — Бориса, дипломатические отношения Болгарии и России были восстановлены.

В конце XIX — начале XX века в Болгарии начался процесс модернизации, затронувший все сферы жизни общества. Население страны составляло около 4 млн человек. Согласно проведенной в 1905 году переписи, 76,9 % населения проживало в деревне. Уничтожение османского господства привело к перераспределению земельной собственности. Самым большим бичом сельского хозяйства было аграрное перенаселение — на 1000 га обрабатываемой земли в Б. приходилось 1160 человек. Преобладание мелких и средних крестьянских хозяйств обусловило их медленное техническое переоснащение и вызвало к жизни кооперативное движение (в 1907 насчитывалось 400 кооперативных объединений). Развитию промышленности способствовал закон 1894 о поощрении промышленного производства. Новые предприятия создавались преимущественно в пищевой и текстильной отраслях, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья. В начале XX в. возник ряд мелких металлообрабатывающих и машиностроительных предприятий. Крупными являлись лишь государственные предприятия — арсеналы в Софии, судоверфи в Варне, железнодорожное депо в Софии, Русе и Бургасе. После освобождения строительство и эксплуатация железных дорог стали монополией государства. В 1880 протяженность железных дорог составляла 220 км, в 1912 — 2109 км. В 1896 на Софийском вокзале сгрузили первый автомобиль «Де Дион Бутон», который использовался как почтовый фаэтон, доставлявший письма к международному поезду. В начале XX века конки в Софии заменил трамвай, улицы стали освещаться электричеством. Технические новшества не только приобщали Болгарию к прогрессу, но и приводили к зависимости от иностранного капитала. Железнодорожное строительство велось с помощью займов, полученных у банкиров Вены, Берлина и Парижа.

О. В. Лощакова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 65-66.