Хорасан в 1031—1034 годы: восстание сельджуков

Хорасан в 1031—1034 годы: восстание сельджуков

В 1030 году, в период борьбы за султанскую власть, Мас'уд Газневи, стремясь увеличить свои военные силы, «перетянул» к себе сельджуков, которые поселились в Балханских горах 151. Байхаки именует их туркменами, а Ибн ал-Асир — гузами (огузами). Подобные расхождения, имеющиеся и в других источниках, указывают на этнически не устоявшееся общее название сельджукской конфедерации. Вместе с тем они свидетельствуют о том, что ее ядро состояло из туркмен и огузов.

Ибн ал-Асир утверждает, что отряды огузов помогли Мас'уду захватить Газну. После смерти Махмуда, во время борьбы за власть между его сыновьями Мухаммадом и Мас'удом, сельджуки (вернее, часть бывших подданных Исраила) оказались на стороне Мас'уда. «Когда он (Мас'уд.— С. А.),— пишет Ибн ал-Асир,— овладел Газиой, гузы ходатайствовали о тех, что остались в горах Балхаиа. Мас'уд позволил им возвратиться, обязав вести себя достойным образом» 152.

Абу-л-Фазл Байхаки рассказывает, что балханские туркмены откликнулись на призыв Мас'уда и отправились к нему на службу во главе с Кизылом, Букой и Кокташем 153. Туркменские конные ополчения были посланы под началом Хумарташа в

[39]

Керман для свержения мятежного вассала Исы в Мекране. Султан намеревался посадить на место Исы его брата Абу-л-Аскара, который бежал из Балуджистана в результате династических распрей и обосновался в Нишапуре. Отряды туркмен, отправленные в Мекран, были подчинены газневидскому полководцу Иарук Тугмишу. Кизыл, Бука, Кокташ и другие предводители сельджуков вскоре прибыли сюда через Систан 154. Туркменские отряды вместе с 2 тысячами газневидских всадников укрылись в засаде. В решающий момент боя они ударили в тыл всадникам и пехотинцам Исы. Внезапная атака принесла успех, Иса отступил, был окружен и убит 155.

В 1031 году отряды Кизыла, Буки и Кокташа, к которым, вероятно, примкнул и Иагмур, были направлены в Нишапур. Здесь в это время правил фактический наместник Рея и Джи- баля салар Ташфарраш. Ибн ал-Асир утверждает, что Мас'уд послал Ташфарраша с большой армией в Рей, чтобы отнять город у Бувейхида 'Ала ад-Даулы. «Когда он,— пишет Ибн ал- Асир,— достиг Нишапура и увидел их (огузов.— С. А.) плохие дела, то позвал к себе вождей и убил более 50 из них, в том числе Йагмура» 156.

Более подробные и верные сведения об этих событиях приведены в «Тарих-и Мас'уди», где отмечается, что султан опасался «мятежных помыслов» туркмен и поэтому отдал приказ истребить их предводителей. На тайном совете с участием везира, главы государственной канцелярии и начальника войскового дивана ('ариза) было решено поручить осуществление этой акции Ташфаррашу. Против нелепого замысла эмира на совете выступил лишь везир, 'Абд ас-Самад. Он доказывал, что туркмены после смерти Махмуда уже успокоились и стали верно служить державе!. Однако эмир был непоколебим; он утверждал, что успех задуманной операции обеспечен, ибо некоторые туркмены сами просили устранить Кизыла, Буку, Кокташа и Йагмура 157.

Сомнительная по замыслу и чреватая негативными последствиями акция эмира, по-видимому, лишь отчасти удалась Таш-фаррашу. Жертвой султанского плана стали несколько предводителей, в том числе Иагмур 158, а остальные вожди сельджуков рассеялись по областям Рея и Джибаля, а затем ушли в пределы Закавказья 159. Однако часть туркмен осталась на службе у Газневидов и была использована ими в борьбе с Какуидом Шахранпуром, сыном Гаухараина, захватившим г. Казвин 160.

Репрессии султана Мас'уда против сельджуков явились поводом (а не главной причиной, как думает И. Кафесоглу 161) для их восстания в Хорасане в 1031 году. Основной причиной действий туркмено-огузских племен было стремление обрести новые земли и пастбища, чего явно не хватало им в Прибалханье. Очевидно, именно на этой почве, а также из-за несправедливого сбора налогов часто совершались набеги и возникали конфликты сельджукских племен с местным населением и газневид- 

[40]

скими властями, которые неоднократно жаловались на пришельцев султану 162.

В конце 1031 года Мас'уд Газневи направил против сельджуков большой конный отряд, выступил из Герата и достиг Феравы. Абу Сад, предводительствовавший отрядом, не смог разгромить туркмен и отступил к Герату 163.

В начале 30-х годов XI века ухудшилось внутреннее положение в империи Газневидов, что в значительной мере было связано с обострением враждебных отношений с Караханидом 'Али-Тегином и волнениями в Северной Индии 164. Воспользовавшись этим, сельджуки развернули военные действия в Хорасане. Туркмено-огузские племена, руководимые сыном убитого Йагмура и другими предводителями, решили напасть на войско Ташфарраша, которое двигалось в спешном порядке к Рею. Газневиды приняли меры предосторожности против вторжения и захвата туркменами Южного Хорасана и Гургана. Салару газиевидского войска, 'Али Дайе, было приказано экстренно выступить и укрепиться в Тусе 165, а старшему хаджибу Бильге-Тегину — отправиться из Нишапура и занять крепость Серахс 166. Зийарид- скому вассальному правителю Бакалиджару 167 было поручено расположить воинские отряды для охраны дорог в пограничном рабате Дихистан. Спешные депеши с предписанием блюсти осторожность были отправлены начальнику (шахна) карательно-охранных сил и другим властям Нисы 168 и Абиверда 169. Столь оперативные меры свидетельствуют о реальной опасности, возникшей для газневидских властей после открытого вы-ступления балханских туркмен и огузов. Султанский двор и ар-мейские предводители опасались их объединения с туркмено- огузскими (иракскими) группами, действовавшими в Гургане и Дихистане 170.

В 1033 году султан Мас'уд, стремясь укрепить свои позиции в Северо-Западном Иране и юго-восточном районе Прикаспия, сместил рейского наместника (кадхудая) Тахира. Хотя последний официально был обвинен лишь в разгульном образе жизни, главной причиной его отставки явились неспособность выколотить налоги из окрестных вассалов и бездействие в борьбе с иракскими и бакханскими туркменами и огузами. Назначенный вместо Тахира в июне 1033 года в качестве наместника Ирака Бу Сахл Хамдави прибыл с большим войском и боевыми слонами из Нишапура в Рей. Однако и эти меры не привели к усмирению сельджуков, которые были воодушевлены слухами о действиях сородичей в Хорасане под руководством сына йагмура. Мас'уд Газневи, понимая опасность ситуации, намеревался вступить в Герат для «уничтожения сборища туркмен» и захвата их обозов с семьями, пожитками и скотом. Султан замыслил обманным путем заманить в Рей и уничтожить иракских сельджуков, насчитывавших около 4 тыс. всадников. Одновременно с этим он распорядился «устранить в Герате несколько человек [туркмен] и угнать обозы, людей же, которые 

[41]

при обозах, переселить» 171. Хотя везир 'Абд ас-Самад и глава диван-и раса'ил Абу Наср Мишкан были против этого плана, эмир настаивал на своем решении. «Замысел устранить туркмен в Рее,— пишет Байхаки,— не удался, они возмутились. Из Рея туркмены пошли в Хорасан, и от них произошло столько зла, сколько произошло — большую часть скота в Гузганане 172 они угнали» 173.

Движение сельджукских племен в Хорасане и Гургане в 1031—1034 годы переплелось с другими антигазневидскими выступлениями в Средней Азии, Иране, Афганистане и Северной Индии. Крупные беспорядки произошли в Хутталяне, Тохари- стане и Кермане, в Пенджабе поднял мятеж хиндустанский сипахсалар Ахмад Йинал-Тегин, власть султана Мас'уда была фактически сброшена в Хорезме. Положение в Хорасане усугубилось из-за действий сахиб-дивана Сури, который «разорил всех вельмож и ра'исов и отобрал [у них] без меры добра [малха], а зло от его тиранства пало на бедняков» 174.

В середине 30-х годов создалась реальная угроза распада сколоченной огнем и мечом обширной империи Газневидов на отдельные владения. Против султана Мас'уда образовалась враждебная коалиция из вассальных правителей и караханидских властителей Мавераннахра. Харун, пришедший к власти в Хорезме после смерти Алтунташа, вступил в союз с 'Али-Тегином и сельджукскими вождями Хорасана. Газневидские осведомители и дипломаты извещали Мас'уда о том, что илик готовится к нападению на Балх и Тохаристан, а хорезмшах с подвластными туркменами намеревается выступить в поход на Мерв. Ситуация осложнялась действиями мятежного Ахмада Йинал-Тегнна в Северной Индии. Нависла серьезная угроза изоляции окруженной враждебными силами Газны 175. Однако к началу осени 1034 года напряженная ситуация несколько ослабла после разгрома и гибели Ахмада Йинал-Тегина в Хиндустане. Укрепив и обезопасив тыл своей державы, эмир Мас'уд приступил к активным действиям в Хорасане и Гургане 176.

В ноябре 1034 года сильный отряд туркмен, подданных 'Али- Тегина, вторгся в пределы Термеза и достиг Кубадиана 177, ограбив местное население и угнав скот. Газневидский военачальник хаджиб Бектугды бросился за ними в погоню и настиг их под Шапурканом 178. Туркмены отступили, а затем с ними был заключен мирный договор, по которому они обязались повиноваться султану 179.

В декабре 1034 года в окрестностях Серахса произошло кровопролитное сражение между сельджуками и гвардией эмира под командованием Нуш-Тегина. Продолжавшееся с утра до поздней ночи побоище закончилось отступлением туркмен в Юго-Западные Каракумы. Мас'уд сурово расправился с захваченными в плен сельджуками, приказав растоптать их боевыми слонами. Под натиском газневидской армии сельджуки с боями отступили от Абиверда и Нисы к Фераве. Салар Пири Ахур 

[42]

при содействии шахны карательных отрядов Туса и Нишапура оттеснил туркмено-огузское ополчение к Балханским горам. Движение сельджуков, развернувшееся на обширной арене от границ Тохаристана, Хутталяна и Термеза до Каспийского моря, пошло на убыль и стало постепенно затухать.

[43]

Цитируется по изд.: Агаджанов С.Г. Государство сельджукидов и Средняя Азия в XI – XII вв. М., 1991, С. 39-43. 

Примечания

151. Байхаки. История Мас'уда, с. 135; Гардизи. Зайн ал-ахбар, с. 89—90; Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. IX. с. 275—276.

152. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. IX, с. 276.

153. Байхаки. История Мас'уда, с. 135—136.

154. Систан — историческая провинция, лежащая в регионе, где ныне сходятся границы Ирана, Афганистана и Пакистана. Значительная часть этой области, центром которой был Забул, входит ныне в состав Ирана.

155. Байхаки. История Мас'уда, с. 135—136.

156. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. IX, с. 267.

157. Байхаки. Та'рих, с. 322, 323.

158. Ибн ал-Асир утверждает, что было убито более 50 сельджукских вождей.

159. Ибн ал-Асир. Ал-Камил. Т. IX, с. 268—275.

160. Байхаки. История Мас'уда, с. 452—453.

161. Кафесоглу. Маликшах, с. 3.

162. Гардизи. Зайн ал-ахбар, с. 97.

163. Там же, с. 98.

164. История Индии. Т. II, с. 53—154.

165. Туе — округ в средневековом Хорасане с городскими центрами Нуканом и Табараном. Развалины старого г. Туса лежат в 25 км к северо-западу от Мешхеда.

166. Серахс — город и область по р. Теджен в Южном Туркменистане. Остатки средневекового Серахса находятся на границе Туркм ССР с Ираном.

167. Бакалиджар был дядей с материнской стороны правителя Гургана, Нуширвана ибн Манучихра, умершего в 1032 г. Мас'уд Газневи после смерти Нуширвана утвердил Бакалиджара в качестве эмира Гургана. См.: Босворт. Зийариды, с. 25—34.

168. Ниса — город, центр богатого округа в предгорьях Копет-Дага. Руины средневековой Нисы расположены в 18 км к северо-западу от Ашхабада, в се-лении Багир.

169. Байхаки. История Мас'уд а, с. 452 и сл.; Байхаки. Та'рих с. 460.

170. Байхаки. Та'рих, с. 492.

171. Байхаки. История Мас'уда, с. 496.

172. Гузганан — область в Северном Афганистане с городскими центрами Шибнрган, Меймене, Фарйаб.

173. Байхаки. История Мас'уда, с. 497.

174. Там же, с. 510.

175. Там же, с. 533 и сл.; Гардизи. Зайн ал-ахбар, с. 102.

176. Гардизи. Зайн ал-ахбар, с. 102; Байхаки. История Мас'уда, с. 533 и сл.

177. Кубадиан — область, располагавшаяся между реками Кафирниган и Вахш — притоками Амударьи, протекающими по территории нынешней ТаджССР.

178. Шапуркан соответствует Шибиргану — современному городу в Северном Афганистане.

179. Байхаки. Та'рих, с. 544—550; Байхаки. История Мас'уда, с. 538—539.

Рубрика