Мексика к 1952 году: население и культура

Мексика к 1952 году: население и культура

Население Мексики составляет, по переписи 1950 г., 25,6 млн. человек. По численности населения Мексика стоит на втором месте среди латиноамериканских стран (после Бразилии).

35,1% жителей Мексики проживают в городах и 64,9% —в сельских местностях. Средняя плотность населения — 13 человек на 1 кв. км. Наиболее плотно населены плодородные долины в южной части Мексиканского нагорья, где достаточное количество осадков и умеренная температура благоприятствуют развитию земледелия. Здесь проживает почти половина населения страны. К югу и северу от южной части нагорья плотность населения уменьшается. На полуострове Нижняя Калифорния и в восточной части полуострова Юкатан плотность населения очень низкая — на 1 кв. км приходится меньше одного человека.

Население Мексики состоит из трех основных этнических групп: метисов, индейцев и креолов. По приблизительным подсчетам, метисы составляют немногим более половины населения, индейцы — одну треть, креолы — около 5%. Имеется также небольшое число негров, мулатов, немцев, французов, китайцев и японцев. На полуострове Нижняя Калифорния есть колония русских баптистов, переселившихся сюда еще в 1905 г. из-за религиозных преследований царского правительства. Они сохранили русские обычаи, костюмы, русский язык. Метисы в Мексике образуют основную массу крестьянства, рабочего класса, интеллигенции и местной буржуазии.

После завоевания страны испанскими колонизаторами индейское население стало быстро уменьшаться из-за сильной эксплуатации, непосильного труда и болезней. Индейцы представляют преимущественно деревенскую бедноту, батраков и чернорабочих. Самая большая группа индейцев — это ацтеки, число которых с родственными им племенами составляет сейчас 700 тысяч человек.

[24]

Они населяют южную часть нагорья и штат Вера-Крус. Другая большая группа индейцев — майя (300 тыс. человек) — проживает на полуострове Юкатан и в штатах Чьяпас и Табаско. К югу от Мехико живут мистеки (более 200 тысяч человек) и сапотеки (250 тысяч человек), к северу — отоми (около 300 тысяч человек), к во-стоку— тотонаки (100 тысяч человек), к западу — тараски (40 тысяч человек). На северо-востоке штата Чьяпас проживают племена целталь и цоциль (150 тысяч человек). В глухих районах Мексики до сих пор есть племена, у которых сохранился родовой строй. В стране насчитывается более 50 индейских диалектов. Индейцы, говорящие на разных диалектах, часто не понимают друг друга. Своей письменности они не имеют. Индейцы до сих пор находятся под двойным игом: с одной стороны, их эксплуатируют американские империалисты, с другой,— они страдают от гнета буржуазно-помещичьей верхушки метисов.

По переписи 1940 г. 65% самодеятельного населения Мексики занято в сельском хозяйстве, 13% —в промышленности.

Положение трудящихся страны чрезвычайно тяжелое.

Заработная плата мексиканского рабочего очень низкая— 3—5 песо в день. За последние 10 лет стоимость жизни в Мексике возросла в три с половиной раза. В стране сильно увеличилась инфляция. Количество денежных знаков, находящихся в обращении, возросло с 373 млн. песо в 1937 году до 1 772 мл. ч. песо в 1944 г. и продолжает расти. Попытки правительства установить твердые пены после войны провалились. Непрерывный рост цеп сопровождается повышением налогов. За 10 лет они увеличились более чем в 4 раза.

Свыше 20% трудящихся Мексики полностью или частично лишены работы. Ежегодно десятки тысяч мексиканских рабочих, которые не могут найти себе заработка, легально и нелегально вербуются на работу в США. Там они не пользуются никакими гражданскими правами, их третируют как низшую расу. Живут рабочие в сараях и старых железнодорожных вагон-ах. .За свой труд мексиканцы получают в несколько раз меньше американских рабочих.

Рабочие Мексики выступают с протестом против низкой заработной платы, устраивают забастовки, которые

[25]

затем перерастают в политические демонстрации. Так, в сентябре 1950 года 4 тысячи мексиканских горняков из шахтерских районов Нуэва Росита и Клоэте у границы США объявили забастовку и в январе 1951 года отправились в поход в Мехико. Пройдя полторы тысячи километров, в марте они явились в столицу вместе с семьями, чтобы добиться от президента Алемана удовлетворения своих требований. Их прибытие в Мехико вызвало общую демонстрацию трудящихся города, поддержавших требования горняков.

Постоянное недоедание, антисанитарные жилища, тяжелый труд — источники всевозможных болезней, в том числе проказы и трахомы. Смертность в Мексике очень велика, так как медицинская помощь недоступна огромному большинству населения. Нищета и безработица порождают широкое распространение преступности в стране.

Основная пища простого мексиканца — фрихоль (фасоль) и пресные блины из кукурузной муки — тортильяс, которые едят с соусом из красного перца чиле. Мексика широко экспортирует кофе, но внутри страны он очень дорог, и рядовые мексиканцы покупают его лишь в праздники порциями в 25—50 граммов.

Одежда мексиканского крестьянина состоит из шерстяной накидки — сарапе с прорезом для головы, белых или серых панталон и широкополой соломенной шляпы — сомбреро. Сарапе заменяет пиджак, пальто, плащ, подстилку и одеяло. Женщины-крестьянки носят длинный темный шарф — рибосу, блузку и юбку из простой ткани. Рибоса предохраняет от холода, жары, дождя, заменяет головной платок, пояс; в ней носят детей, ею подвязывают к спине корзинки. Большинство мексиканцев ходит босиком или в деревянных сандалиях. Городские рабочие носят костюмы типа спецодежды.

В 1940 году в Мексике насчитывалось 52% неграмотных. В 1945 г. мексиканская общественность начала кампанию по ликвидации неграмотности в стране. Были изданы буквари и учебники правописания, созданы специальные школы. Однако почти ничего не изменилось ввиду тяжелого экономического-положения населения. Половина детей школьного возраста в Мексике лишена возможности учиться. Часто на улице можно видеть беспризорных детей, которые продают газеты, просят милостыню, а ночью спят на ступеньках парадных, закрывшись газетами.

[26]

Мексика — страна древней индейской культуры. Там сохранились многочисленные исторические памятники индейских племен. Наиболее крупные из них: развалины храма племени майя в Чиченица, пирамида — искусственный холм в Чолуле, бывшем религиозном центре индейцев Мексиканского нагорья, две пирамиды и храм племени толтеков в Теотиуакане в 55 км от города Мехико. В древней Мексике обожествлялись светила, и пирамиды сооружались в честь солнца, лупы и звезд. Пирамида Солнца в Теотиуакане имеет высоту 60 м, и к се вершине ведет наружная лестница длиной в 250 метров.

Культура древних индейцев сохранилась во многих чертах современной Мексики. До сих пор существуют индейские названия местностей, гор, городов и деревень. Самое название страны Мексика (правильно — Мехика) произошло от индейского слова Мехситли, второго имени ацтекского бога войны. В мексиканский диалект испанского языка вошло много слов индейского происхождения, и некоторые из них, как, например, какао, шоколад, томат, стали интернациональными. В народе широко распространены индейские легенды и сказы. Согласно преданию, ацтеки заложили город Тенохтитлан по указанию богов в том месте, где увидели орла, сидящего на кактусе со змеей в клюве. Это изображение стало национальной эмблемой и помешено на мексиканском государственном гербе. В музыке, живописи, в кустарных промыслах тоже сказывается влияние древнеиндейского искусства. Мексиканцы — талантливые художники. Корзинки из пальмовых листьев, деревянные тарелки, глиняные кувшины, домотканные накидки — сарапе имеют красивые рисунки и сочетания красок. Мексиканцы с древних времен любят выращивать цветы и украшать ими свои жилища. В стране много цветочных базаров.

Своим национальным героем мексиканцы считают последнего ацтекского вождя Гуатемока, мужественно защищавшего Тенохтитлан от испанских завоевателей. Па одной из лучших улиц Мехико Гузтемоку поставлен памятник.

В жизни мексиканского народа сказывается также влияние испанской культуры. Официальный и господствующий язык в стране — испанский. В школах и высших учебных заведениях изучают преимущественно испанскую литературу. Музыка и песни носят в значительной степени 

[27]

испанский характер. Песни исполняются под аккомпанемент гитары, самого распространенного музыкального инструмента в Испании. Многие географические названия в стране — испанские: Гвадалахара, Кордоба, Сьерра-Мадре и др. Испанскими являются архитектура городов и их общий колорит: католические церкви, старинные форты, узкие улочки, двухэтажные дома с балкончиками, четырехугольные каменные дворы — патио.

Каждая национальная группа населения Мексики имеет свои народные танцы, песни, костюмы, музыкальные инструменты. Хранители мексиканского фольклора — оркестры-хоры (марьячи) выступают с национальным репертуаром на народных гуляньях и свадьбах.

Любимое зрелище мексиканцев — средневековый бой быков — торео, который ввели в Мексике испанцы. Большой популярностью пользуется национальное мексиканское зрелище — чарос: ловля лошадей при помощи лассо, скачки без седла на мустангах и быках, а также соревнования наездников. Раз в году в Мехико устраивается спортивный парад, неотъемлемые участники которого — ряженые фигуры Дон-Кихота и Санчо-Пансы. Оформление парада довольно бедное, так как у спортивных обществ средств мало. В дни национальных праздников на стадионе организуются массовые танцы, представляющие собой красочное зрелище.

Мексика имеет свою литературу, одну из передовых в Латинской Америке. Расцвет мексиканской литературы относится к первой половине XIX века, когда Мексика освободилась от испанского колониального ига. Наиболее известными писателями этого периода были Хусто Сьерра, Рафаэль Дельгадо, Игиасио Альтамирано. Основателями современной мексиканской поэзии считаются Гансалес Мартинес и Гутьеррес Нахера. Среди революционных писателей наиболее известен Хосе Мансисидор, создавший ряд произведений о борьбе мексиканского народа за свободу и независимость.

Большой популярностью среди народа пользуется мексиканская живопись. Картины современных художников Диего Ривера, Альфаро Сикейроса, Клементе Ороско проникнуты глубоким социальным содержанием. Они изображают тяжелое положение мексиканского народа и его прогрессивные устремления.

[28]

Города. Политический и культурный центр страны — город Мехико. Он расположен на юге Мексиканского нагорья в долине Анахуак на высоте 2 250 м над уровнем моря. В 1950 году в городе насчитывалось 2,1 млн. жителей. Мехико — большой город. Улица Инсургентес, пересекающая его с севера на юг, имеет длину 22 км. Население Мехико размещено неравномерно. В аристократической части города Ломас де Чапультепек плотность населения 4 440 человек на 1 кв. км, в мелкобуржуазных районах Иподромо, Рома, Хуарес — 25 тысяч человек на I кв. км, в рабочих кварталах Мерсед, Бальбуэна, Перальвио — 70 тысяч человек на 1 кв. км. Мехико — типичный капиталистический город с резкими социальными контрастами. Мексиканские и иностранные капиталисты живут в прекрасных виллах, дворцах, окруженных садами. Представители мелкой буржуазии: торговцы, крупные чиновники проживают в коттеджах. Рабочие ютятся в большой тесноте в ветхих домишках. Многие трудящиеся живут в землянках, пещерах или под открытым небом.

Мехико — место пребывания правительства, сената, палаты депутатов. Здесь находятся главные научные и учебные учреждения: Академия наук, Национальный университет, основанный в 1551 г., Политехнический институт, Национальная консерватория, Национальная библиотека.

Мехико — самый большой промышленный город страны. В нем сосредоточено около одной трети всей мексиканской промышленности. В 1944 году из 51 тысяч промышленных предприятий в федеральном округе находилось 15 тысяч (считая мелкие полукустарные мастерские). Мехико — также финансовый и торговый центр страны. Здесь находятся банки, акционерные компании, торговые организации. Торговый центр города расположен между площадями Сокало и Аламеда. Главная площадь города Сокало — постоянное место рабочих демонстраций и митингов, а также национальных празднеств. Ежегодно 16 сентября по случаю Дня независимости на этой площади устраивается военный парад. В ночь на 20 ноября в день годовщины революции 1910 года президент зажигает на площади Сокало факел. Его огонь разносится факельной эстафетой во все штаты Мексики. На Сокало находятся собор, дворец — резиденция президента, муниципалитет и торговые ряды.

[29]

На площади Аламеда расположено лучшее здание города — театр Бейас Артес (Дворец изящных искусств), используемый для концертов и митингов. Самый большой бульвар города, длиной 3 км,— Пасео де ля Реформа. Одним концом он упирается в холм Чапультепек, на котором стоит дворец — бывшая резиденция президентов республики, ныне исторический музей. Вокруг холма расположен единственный в городе большой парк Чапультепек. Есть в Мехико улицы, которые носят русские названия: Одесская, Невская, Волжская, Ладожская.

Второй по величине город Мексики — Монтеррей, столица штата Новый Леон. Монтеррей расположен в северо-восточной части страны, в долине реки Санта Катарина. Это — центр тяжелой промышленности и важнейший железнодорожный узел страны. В Монтеррее проживает около 340 тысяч человек.

Гвадалахара — большой торгово-промышленный и культурный центр Мексики, столица штата Халиско. Это третий крупный город страны, насчитывающий 337 тысяч жителей. Гвадалахара расположена в юго-западной части Мексиканского нагорья.

В 135 км к югу от Мехико находится город Пуэбла — столица штата того же названия (229 тысяч жителей). Это — один из старейших городов Мексики и важный промышленный центр. В 1867 году около Пуэбла мексиканские войска разбили французских интервентов.

Среди других крупных центров Мексики следует назвать Сан Луис Потоси —156 тысяч жителей, Мери д а — центр Юкатана — 156 тысяч, Кульякан — 145 тысяч, Мехикали — 141 тысяч, Леон — 140 тысяч, Торреон — 132 тысяч, Сьюдад Xуарес — 129 тысяч, Вера-Крус — важнейший порт Мексики — 123 тысяч жителей.

[30]

Цитируется по изд.: Гончаров А.Н. Мексика. М., 1952, с. 24-30.

Рубрика