Горький музыкальный
ГОРЬКИЙ (до 1932 — Нижний Новгород) — крупнейший индустриальный город Поволжья, один из старейших центров театральной и музыкальной жизни России. 1189 тысяч жителей (1972). Профессиональное музыкальное искусство города в 17 и начале 18 веков представляли хоры нижегородских монастырей. Позднее в помещичьих усадьбах формируются крепостные оркестры, оперные и драматические труппы. Спектакли крепостной труппы помещика Н. Г. Шаховского положили начало (1798) публичным представлениям опер и драм, балетов, комедий и водевилей с музыкой. Из крепостных музыкантов труппы Шаховского выделялся Яков Завидов — композитор, балетмейстер, певец-баритон. С 40-х годов 19 века Нижегородский театр имел вольнонаёмную труппу; в 1850 году был поставлен первый акт оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Большое значение для развития театр, жизни города имели ежегодные ярмарки.
Со 2-й половины 19 века (преимущественно на сцене ярмарочного театра) начинаются гастроли различных частных оперно-балетных и опереточных трупп (артисты Петербургского и Московского императорских театров, Итальянская труппа, труппы И. М. Медведева, Н. Н. Фигнера и др.). Летом 1896 года к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде сооружено здание нового театра, в котором выступала оперная труппа С. И. Мамонтова во главе с И. В. Тартаковым и молодым Ф. И. Шаляпиным (пел в Нижнем Новгороде также в 1901, 1902, 1903, 1910 годы). Театр был открыт оперой «Жизнь за царя» с участием Шаляпина. В конце 19 и начале 20 веков на сцене ярмарочного театра гастролировали выдающиеся певцы: Н. Н. Фигнер, М. Н. Фигнер, А. Фострем, Л. Г. Яковлев, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, П. И. Цесевич, А. Дидур и др.
Одновременно с музыкальным театром на рубеже 18 и 19 веков начала развиваться и концертно-музыкальная жизнь Нижнего Новгорода, проходившая первоначально преимущественно в домах дворянской интеллигенции. В 40-х и начале 50-х годов 19 века центром музыкальной жизни города становится дом известного литератора и музыкального критика А. Д. Улыбышева. Здесь устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие местные музыканты и приезжие артисты (исполнялись камерные инструментальные сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, произв. Л. Керубини, Л. Шпора, Ф. Мендельсона, а также М. И. Глинки и других современных русских композиторов). Здесь же начал впервые выступать публично как пианист молодой М. А. Балакирев. Для исполнения крупных оркестровых и хоровых сочинений Улыбышев приглашал оркестр местного театра, военных музыкантов, церковных певчих. Во 2-й половине 19 века широкую аудиторию привлекали публичные концерты на ярмарке и в городском театре. Большим событием явилось первое публичное исполнение в 1852 году в городском театре «Реквиема» Моцарта (под управлением К. Эйзриха). В 1873 году, по инициативе Н. Г. Рубинштейна, открыто нижегородское отделение Русского музыкального общества, устраивавшее ежегодно 10 симфонических концертов, а также регулярные вечера камерной музыки. В 1896 году значительное оживление в музыкальной жизнь города внесли концерты Всероссийской художественно-промышленной выставки, в которых выступали: симфонический оркестр под управлением В. И. Главача, хоровая капелла Д. А. Славянского, виолончелист С. Э. Буткевич, контрабасист С. А. Кусевицкий, владимирские рожечники и другие. Зимой 1904 года в Нижнем Новгороде гастролировал симфонический оркестр Московской консерватории под управлением В. И. Сафонова, а в 1911 и 1912 годы симфонический оркестр С. А. Кусевицкого. В 1900 году инженер Н. Г. Куликовский организовал любительский симфонический оркестр из служащих и рабочих Сормовского завода.
До 70-х годов 19 века преподавание музыки велось исключительно в закрытых пансионах и гимназиях для привилегированных слоёв общества. В 1873 году начали работу музыкальные классы отделения РМО (позднее — музыкальное училище), которые в течение почти полувека возглавлял композитор и дирижёр В. Ю. Виллуан. Здесь обучались пианист и композитор С. М. Ляпунов, музыкальный теоретик и критик И. Н. Протопопов, пианисты И. А. Добровейн, В. И. Скрябина, скрипач Д. С. Крейн и композитор А. А. Крейн. В начале 20 века в Нижнем Новгороде работало несколько частных музыкальных школ, в том числе В. М. Цареградского, ученика и последователя М. А. Балакирева. С середины 19 века получило развитие церковно-хоровое исполнительство.
В 80-х годах были известны хоровая капелла нижегородского купца В. Рукавишникова, которой руководил Н. И. Соколов, позднее хоры под управлением А. А. Кривауса и И. Н. Казанцева, исполнявшие церковную и светскую музыку.
В 1892 году в связи с приездом П. И. Чайковского нижегородский сводный хор дал в манеже концерт из произведений композитора. В период подъёма революционно-демократического движения 1902—1905 годов в хорах, объединявших рабочую молодёжь, разучивались революционные песни. Иногда хоровые спевки служили средством конспирации нелегальных собраний, маёвок и т. д.
Широкие возможности для всестороннего развития музыкальной жизни города открылись после Великой Октябрьской Социалистической революции. Возродились музыкальные спектакли, осуществляемые местными силами. Первый оперный спектакль был дан любительской труппой «Молодая опера» («Евгений Онегин», 26. I. 1918 в зале Общественного собрания), в дальнейшем спектакли ставились в нижегородской Народной консерватории (1918 — 1920), в оперной студии Н. И. Соколовой-Мшанской (1921 — 1922), коллективом Оперно-концертного ансамбля («Оперконанс», 1927— 1933). Впервые советская опера («Орлиный бунт» Пащенко) была исполнена на нижегородской сцене гастрольной Ленинградской труппой в 1928 году. В 1935 году в Горьком был создан стационарный театр оперы и балета (см. Горьковский театр оперы и балета).
В 1918 году при Нижегородском губисполкоме открылся Музыкальный отдел (МУЗО), ведавший всей концертной деятельностью в городе. В том же году сформирован государственный симфонический оркестр, который давал бесплатные концерты в городском театре. В рабочих клубах организовывались вечера камерной музыки. Широкое развитие получила музыкальная самодеятельность.
В 1926 году был открыт Канавинский Дворец культуры им. В. И. Ленина, ставший центром культурно-просветительской деятельности одного из старейших рабочих районов Нижнего Новгорода, в 1929 году — Дворец культуры в Сормове. Важную роль в пропаганде музыкальной культуры в городе сыграло основанное в 20-х годах музыкальное радиовещание. Большую концертную работу в эти годы вели учащиеся и преподаватели Городского музыкального училища. В 1937 году открылась филармония, при которой был создан симфонический оркестр.
С 1947 года концерты проводятся в зале государственной консерватории (в 1960 году там установлен орган). В 60-х годах филармония организовала фестивали «Современная музыка», получившие всесоюзную известность (1-й в 1962 году с участием М. Л. Ростроповича, В. Клайберна и другие видных музыкантов, 2-й в 1964 году, посвященный творчеству Д. Д. Шостаковича, 3-й в 1967 году в ознаменование 50-летия Октября, посвященный музыке 15 союзных республик; фестивали проходили также в 1969 и 1971 годы). В 1967 году открыт новый Кремлёвский концертный зал, в котором филармония организует выступления местных и гастрольных музыкальных коллективов.
После 1917 года в Нижнем Новгороде были созданы государственные музыкальные школы. Обучение в них проводилось бесплатно. В 1918 году на базе нижегородского музыкального училища создана Народная консерватория (в 1922 году реорганизована в музыкальный техникум).
В 1947 году в Горьком основана консерватория им. М. И. Глинки. В 1946 году организована Горьковская детская хоровая капелла мальчиков. В 1973 году в Горьком (и области) работали 68 музыкальных школ (свыше 4000 учащихся), 3 средних музыкальных учебных заведения (два из них в Арзамасе и Дзержинске Горьковской области). В 1951 году было создано Горьковское отделение Союза композиторов РСФСР (в 1965 году реорганизованное в Верхневолжское отделение, объединившее композиторов и музыковедов, проживающих в городах Верхнего Поволжья; на 1973 год в его составе 21 человек). За годы советской власти выдвинулась группа талантливых музыкантов. Среди них: композиторы народный артист СССР А. А. Касьянов, заслуженный деятель искусств РСФСР А. А. Нестеров, оперный дирижёр заслуженный деятель искусств РСФСР и заслуженный артист УССР А. Г. Ерофеев, главный дирижёр симфонического оркестра филармонии заслуженный деятель искусств РСФСР И. Б. Гусман, заслуженная учительница РСФСР Н. Н. Полуэктова и др. Музыкально-просветительскую работу ведут также Областной дом народного творчества, Городской дом художественной самодеятельности, Горьковское отделение Всероссийского хорового общества, Музей Ф. И. Шаляпина, расположенный в средней школе им. Ф. И. Шаляпина, нотный отдел Областной публичной библиотеки им. В. И. Ленина, Дворцы культуры и клубы.
В. А. Коллар.
Цитируется по изд.: Музыкальная энциклопедия. Том 2. ГОНДОЛЬЕРА – КОРСОВ. М., 1973, столб. 16-18.
Литература:
Мельников-Печерский П.И. Музыкальные вечера в Нижнем, «Москвитянин», 1841, ч. 4, № 8; Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода, ч. 1—2, Н. Новгород, 1857—59; Гациский А. С., Нижегородский театр, Н. Новгород, 1867; Долгорукий И. М., Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года, [б. м. иб. г.], то же, в его кн.: Славны бубны за горами, М., 1870; Горький А. М., [Статьи и корреспонденции] С Всероссийской выставки (1896). (Впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т. д.), Собр. Соч., т. 23, М., 1953; Полуэктова Н. Н., Коллар В. А., Музыканты-нижегородцы, в сб.: Люди русского искусства, Горький, 1960: Коллар В. А., Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде, в сб.: Из музыкального прошлого. Ред.-сост. Е. С. Штейнпресс, т. 1, М., 1960; его же, 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967.