Венесуэла и Новая Гранада в 1815-1822 годы: освобождение
С 1816 года в Южной Америке начался новый подъем освободительного движения. В северной части континента основным его очагом явилась Венесуэла, где патриоты во главе с Боливаром возобновили активные действия против колонизаторов.
Боливар, вынужденный в мае 1815 года покинуть Новую Гранаду и искать убежища на Ямайке, со свойственной ему энергией готовился к продолжению борьбы. В своем «Письме с Ямайки», написанном 6 сентября 1815 года, он выражал твердую уверенность в победе патриотов и скором освобождении Испанской Америки от колониального ига, а также подчеркивал необходимость единства и сплочения революционных сил.
К тому времени Боливар и его соратники осознали уже необходимость решения ряда социальных проблем, прежде всего освобождения рабов. Это позволило им договориться с президентом республики Гаити Петионом о предоставлении венесуэльским патриотам оружия, боеприпасов и снаряжения. Боливар в свою очередь заверил Петиона в своей решимости покончить с рабством на той территории, которая будет освобождена от гнета колонизаторов.
В марте 1816 года флотилия из нескольких небольших судов, на борту которых находилось около 250 патриотов, отплыла с Гаити ПРИМ1. В течение июня-августа они несколько раз высаживались в различных пунктах венесуэльского побережья, но все эти попытки оказывались безуспешными. Правда, за это время Боливар успел предпринять шаг, имевший большое значение для дальнейшего хода событий: 6 июля он обратился к населению Венесуэлы с воззванием, в котором объявил о полной отмене рабства. В декабре 1816 года Боливар во главе отряда патриотов высадился на северо-востоке Венесуэлы. На этот раз ему сопутствовала удача, и революционное движение быстро охватило северо-восточные районы страны.
В течение 1817-1818 годов венесуэльские патриоты освободили значительную территорию в бассейнах Ориноко и ее притока Апуре. Их успехам способствовала поддержка широких слоев населения, страдавшего от террора колонизаторов. Отмена рабства, издание в 1817 году декретов о конфискации имущества испанской короны и роялистов, а также о наделении солдат освободительной армии землей помогли Боливару заручиться симпатиями народных масс. В его отряды влились многие негры-рабы; воинственные льянеро под командованием своего вожака Паэса перешли на сторону патриотов и нанесли роялистам сокрушительное поражение в доли не Апуре. С начала 1819 года стали при бывать добровольцы из Англии и других европейских стран.
Несмотря на очевидные успехи освободительного движения, его дальнейшему росту мешали отсутствие единства среди патриотов и разногласия между их руководителями. В таких условиях необходимо было создать авторитетный политический орган, вокруг которого объединились бы все революционные силы. С этой целью по инициативе Боливара в столице освобожденных от испанского господства провинций Венесуэлы городе Ангостуре 15 февраля 1819 года был созван второй национальный конгресс. Конгресс вновь провозгласил независимость Венесуэлы, назначил Боливара временным президентом республики и главнокомандующим освободительной армией, а также утвердил изданные им в 1816-1817 годы декреты. Однако в связи с обострением военной обстановки Боливару вскоре пришлось покинуть Ангостуру, чтобы лично руководить боевыми действиями.
Проведя успешные операции против испанских войск, Боливар решил предпринять поход в Новую Гранаду, которая находилась под властью роялистов. В июне-июле 1819 года его армия совершила труднейший переход через Анды и 7 августа одержала блестящую победу над испанцами на р. Бояке. Через несколько дней патриоты вступили в Боготу, где Боливар был торжественно провозглашен «Освободителем» Новой Гранады. Таким образом за короткий срок было осуществлено освобождение большей части территории вице-королевства. Управление ею Боливар поручил одному из своих ближайших сподвижников генералу Сантандеру.
Тем временем в Ангостуре продолжал свою работу национальный конгресс, который 15 августа принял конституцию Венесуэлы. В соответствии с рекомендациями Боливара новая конституция провозглашала Венесуэлу «единой и неделимой» унитарной республикой. Она декларировала свободу слова и печати, неприкосновенность личности, имущества и жилища, равенство граждан перед законом и другие буржуазно-демократические свободы. Поскольку ко времени принятия этой конституции Каракас, Пуэрто-Кабельо, Кора, Маракайбо и другие важные центры Венесуэлы находились еще под властью испанцев, большого практического значения она не имела.
11 декабря 1819 года в Ангостуру возвратился Боливар, который предложил конгрессу осуществить объединение Венесуэлы и Новой Гранады. 17 декабря конгресс утвердил «Основной закон республики Колумбии», согласно которому территории бывших генерал-капитанства Венесуэлы и вице-королевства Новой Гранады (включая аудиенсию Кито) объединялись в федеративную республику Колумбию. Это государство должно было состоять из трех департаментов (Венесуэла, Кито и Кундинамарка), возглавляемых соответственно тремя вице-президентами. В тот же день временным президентом Колумбии был единогласно избран Боливар. 27 февраля 1820 года собравшаяся в Боготе ассамблея Новой Гранады одобрила решение Ангостурского конгресса.
Однако Колумбия пока существовала только на бумаге. Если Новая Гранада была в основном освобождена, то Кито и значительная часть Венесуэлы оставались под властью колонизаторов. С начала 1820 года патриоты активизировали свои действия и вскоре изгнали испанские войска из ряда районов северо-западной Венесуэлы.
На последующий ход борьбы за независимость большое влияние оказали со бытия, происшедшие тем временем в Испании. В начале января 1820 года среди экспедиционных войск, сосредоточенных в Кадисе для отправки в Америку, вспыхнуло восстание, которое вскоре переросло в революцию, охватившую всю страну. 7 марта Фердинанд VII вынужден был объявить о созыве кортесов (испанского парламента), а через день присягнуть на верность конституции. Открывшиеся 9 июля в Мадриде чрезвычайные кортесы на протяжении нескольких месяцев восстановили в основном реформы, проведенные в 1810-1813 годы, и приняли ряд декретов антиклерикального характера.
Революционные события в метрополии поставили испанские власти в Венесуэле в весьма затруднительное положение. Желая выиграть время, они предложили патриотам заключить перемирие. Эго отвечало и планам Боливара, - который рассчитывал использовать паузу в военных действиях для подготовки решающего удара по врагу. 25 ноября 1820 года представители Боливара и командующего испанскими войсками Морильо подписали соглашение о перемирии сроком на шесть месяцев. Но продолжалось оно недолго.
Уже в конце января 1821 года вооруженная борьба возобновилась. В начале мая патриоты перешли в наступление на северо-западе Венесуэлы. 24 июня армия Боливара в тесном взаимодействии: с отрядами льянеро под командованием Паэса разбила роялистов в долине Карабобо и через пять дней торжественно вступила в Каракас.
Разгром главных испанских сил на территории Венесуэлы был завершен. В руках колонизаторов оставалась лишь крепость Пуэрто-Кабельо.
6 мая 1821 года в Кукуте, на границе Венесуэлы и Новой Гранады, открылось Учредительное собрание. Наиболее важное место в его работе заняли дебаты относительно формы будущего государственного устройства Колумбии. При обсуждении этого вопроса разгорелись споры между федералистами и сторонниками унитарной системы во главе с Боливаром. В конечном счете победили последние. Принятая 30 августа конституция провозглашала полную и безусловную независимость Колумбии от Испании или какой-либо иной державы. В отличие от «Основного закона» 1819 года, предусматривавшего создание федерации самоуправляемых департаментов, она устанавливала строгую централизацию власти на основе унитарной организации государства. Учредительное собрание избрало президентом республики Боливара, а вице-президентом Сантандера. Столицей федерации стала Богота.
1 октября 1821 года войска патриотов овладели последним опорным пунктом колонизаторов на побережье Новой Гранады - крепостью Картахеной, а в конце ноября в результате победоносного восстания от испанского господства была освобождена Панама, которая как часть бывшего вице-королевства Новой Гранады немедленно вошла в состав Колумбии.
Однако территория аудиенсии Кито, за исключением провинции Гуаякиль, все еще находилась в руках колонизаторов. Правда, с мая 1821 года здесь действовала направленная Боливаром армия генерала Сукре, но перевес был на стороне испанцев.
В начале 1822 года войска Боливара выступили в поход и к концу марта достигли границ Кито. Это заставило роялистов бросить против них часть сил и позволило Сукре нанести противнику сокрушительное поражение в сражении при Пичинче (24 мая). На следующий день колумбийская армия вступила в город Кито. В конце мая было объявлено о присоединении территории Кито к Колумбии.
Цитируется по изд.: Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века. М., 1981, с. 66-68.
Примечания «ИГ»
ПРИМ1. «В марте 1816 года флотилия из нескольких небольших судов, на борту которых находилось около 250 патриотов, отплыла с Гаити». – Боливар с обширной группой вооруженных людей в конце концов высадился на берег Венесуэлы и ликвидировал там испанские органы власти. Жаль только, что авторы не указали, чьи это были корабли, какая страна предоставила флот для высадки вооруженного десанта. Не будем указывать пальцем, но это была Англия.