Ростов-на-Дону в 60-70-е годы XIX века
И так, после Крымской войны в шестидесятых и семидесятых годах XIX столетия Ростов становится первым городом по торговле между приречными городами Новороссийского края. На Ростовскую пристань свозились в то время многочисленные товары с Волги и Камы. Волжские товары от Дубовки шли волоком на Качалинскую пристань, a затем сплавлялись по Дону к Ростову. К этим товарам относились: мука, крупа, сухари, овес, хлебное вино, железо, медь, артиллерийские снаряды для флота и крепостей, лес, смола, рогожи, масло и т. д. К этим товарам присоединялись произведения доставляемый Кавказскими областями: хлеб, льняное семя, рис, хлопок и землями Черноморскими: шерсть , сало, кожи, мед, соленая рыба и проч. Отсюда же пригоняли лошадей, крупный рогатый скот и овец, Значительное количество хлеба доставлялось в Ростов также и из земли войска Донского, из Воронежской, Саратовской и других ближайших губерний. Барки с пшеницей, рожью, овсом, мукой, крупой, пшеном начинали приходить по Дону к Ро-
[75]
тову обыкновенно с первой водой. На них кроме того привозилось множество казенного провианта для отправки в Черноморию, Мингрелию, Абхазию и вообще в укрепленные места по восточному берегу Черного моря. Барки эти сооружались из нового леса и только для одного сплава. «После разгрузки проданные барки, еще при полной воде, переплавлялись на левый берег Дона, где около наплавного моста были лесные биржи[1]Когда спадала вода, барки оставались на сухом. Разбирали их уже после закрытия навигации, когда Дон покрывался льдом, когда дешевели рабочие руки. Днища барки шли на срубы (тогда еще в Ростове дома строились деревянными срубами), кокоря — на балки и стропила, обшивка— на разные поделки, мелочь и обрезки — на дрова.» *)
Барки с железом, медью и сибирскими товарам и приходили позднее. За этими товарами приходил с Волжского бассейна многочисленными плотами строевой лес, доски, луб, посуда, разные деревянные изделия. И з Камских лесов приготовлялись в Ростове даже целые казармы для укреплений восточных берегов Черного моря и в разобранном виде, потом отсылались туда. По продаже леса и других товаров в Ростове, остальное количество отправлялось в Таганрог, Черноморию, на Кавказ и в Крым.
Множество шерсти привозилось в Ростов из Кавказских областей, земель Черноморских и Донского войска. Шерстомойки, устроенные при реке Доне, занимали в летнее время многие сотни рабочего народа.
Мытая шерсть шла из Ростова частью в Таганрог для заграничного отпуска, частью же во внутренние губернии. Приготовление и продажа сухой и соленой рыбы составляли в то время для Ростова значительный промысел: рыба отправлялась в Москву, Воронеж, Харьков, Полтаву и другие места. Из Крыма привозилось в Ростов множество соли; здесь были устроены казенные соляные магазины, и соль развозилась отсюда
_____
*) Б. Камнев.
[76]
в разные места. Но главнейшими предметами торговых оборотов Ростовского порта считались тогда пшеница и льняное семя, вывозимые в огромном количестве из Ростова за границу. В соседние губернии, в Черноморию, на Кавказ, в Киев и даже в Польшу товары отправлялись из Ростова также гужем на волах чумацкими фурами и конными из[1]возчиками. Зимою стекалось в Ростов несколько тысяч подвод за рыбою и другими продуктами. Целый ряд постоялых дворов тянулся по Никольской улиц. На том месте Большой Садовой улицы, где теперь Коммерческий клуб (дом наследников Мерошниченко) был обширный постоялый двор для чумаков и извозчиков. Товары в Таганрог, Керчь, Одессу, Севастополь и другие черноморские порты вывозились на каботажных судах. Тысячи человек находили себе пропитание, занимаясь каботажным плаванием.
В начале шестидесятых годов между Ростовом и Таганрогом по реке Дону и Азовском у морю ходили только два парохода: «Предприятие» в 40 и «Донец» в 25 сил, а по[1]тому парусным судам работы было вдоволь. Уже тогда по каботажному судоходству первое место принадлежало Ростову.
Что касается фабрично-заводской промышленности того времени, то должно заметить, что Ростов долгое время был исключительно торговым городом, только в последние годы он приобрел важное значение на юго-востоке России, как крупный промышленный центр. В 1862 г. в Ростове существовало фабрик и заводов всего лишь 22, которые вырабатывали в год товаров на 376,795 рублей. Предприятия эти были следующие: четыре кожевенных, воскобойный, мыльный, 2 салотопенных и 3 кирпичных завода; макаронная, 2 галето-сухарных, 2 канатных и 5 табачных фабрик. Теперь, когда табачные фабрики Ростова имеют миллионные обороты (свыше 15 миллионов рублей в год), странно даже слышать, что все 5 табачных фабрик Ростова
[77]
того времени вырабатывали в год табаку всего лишь на 1334 тысяч рублей. *)
Здесь уместно упомянуть, что жителей в Ростове на Дону в 1851 году было 10863 человек обоего пола, в 1857 году — 15824, в 1858 году — 20491 и в 1859 году уже более 24 тысяч человек.
Особенно сильно стало увеличиваться население Ростова и расширяться его торговля с 1864 г., т. е. со времени замирения и присоединения Кавказа. Ростов в то время был единственным торговым и передаточным пунктом между Европейской Россией и Кавказом, поэтому замирение Кавказа и присоединение его к России имели значение первой важности для города Ростова-на-Дону.
______
*) Сведения по исчислению 1862 г. В. Павловича В указанном перечислении В. Павловича, не указаны водочный завод, существовавший с 1826 г. и пивоваренный зав., сущ. с 1841 г.
[78]
Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. Очерк с рисунками в тексте. [Ростов-на-Дону], 1909, с. 75-78.