Вьетнам в середине XIX века: административное деление
Базовой организацией вьетнамского общества и государства по-прежнему оставалась община (са) — первичная и основная политике-административная и социально-экономическая единица. Шесть-семь общин составляли одну волость (тонг), три — шесть тонгов — один уезд (хюен), которые в свою очередь объединялись в округа (фу), округа объединялись в провинции (тинь). Такова была структура территориально-административного деления на равнинах — в местах проживания вьетов. В горных районах, оставшихся чуждыми вьетнамской власти, где проживали национальные меньшинства, административная структура носила упрощенный характер и существовала только в виде одной административной единицы — округа, называвшегося тяу. Начальники хюенов, тяу и фу соответственно назывались чи хюен, чи тяу и чи фу. Горные округа управлялись местной администрацией в лице чиновников тхо куанов — зажиточных представителей национальных меньшинств, населявших эти районы и не проходивших конкурсных экзаменов на звание. Их кандидатуры утверждались центральными властями. Наличие в горных районах местной, не вьетской, администрации обеспечивало эффективность управления этими отдаленными и сравнительно недавно присоединенными к вьетнамскому государству территориями. Однако этот основной принцип управления районами проживания национальных меньшинств был нарушен императором Тхань То, когда в 1835 г. все местные чиновники тхо куан были по его распоряжению заменены чиновниками вьетской администрации — лыу куаяами. Подобная административная политика имела целью максимальную централизацию, унификацию всей системы территориально-административного управления Вьетнама, но она была не гибкой, не отвечала традициям национальных меньшинств, вызывая враждебность их вождей и впоследствии была отменена.
Одна — три провинции (тинь) управлялись губернатором (тонг док или туан фу). Тонг док назначался в наиболее крупные и важные провинции. Это был, как правило, чиновник высокого ранга, обладавший всей полнотой власти на обширной территории, зачастую имевший возможность проводить доста-
[42]
точно самостоятельную политику, особенно в условиях ослабления центральной власти. В провинциальном аппарате в подчинении губернатора (тонг дока или туан фу) работали еще два чиновника, делившие между собой многочисленные и очень важные обязанности: сбор налогов, набор рекрутов в армию, строительные и ирригационные общественные работы, судебные дела, работу почты и пр. Таким образом, на уровне провинциальной администрации вьетнамское государство осуществляло свою власть, будучи хорошо информированным и контролируя все сферы жизни вьетнамского общества.
Следующий уровень административного управления — окружная администрация. В каждом округе (фу) был один главный уезд, начальник которого получал должность чи фу и командовал начальниками других уездов — чи хюенов и чи тяу.
На севере Вьетнама провинции объединялись в большую область Бакки, на юге — Намки, которые управлялись крупными сановниками — кинь лыоком и двумя его заместителями — фо кинь лыоком и хиен кинь лыоком *.
Весь аппарат чиновников возглавлялся императором и его Придворным советом (Ной как) **. В их непосредственном подчинении находился весь аппарат администрации административно-территориальных единиц Центрального Вьетнама (Чунг-ки) — от провинции Биньтхуан на юге до провинции Тханьхоа на севере, а также администрация столичной провинции Тхыа Тхиен.
Вся администрация была гражданской, за исключением низовых административных единиц на юге — дон диенов, сохранивших свой военный характер со времен императора Тхе То, когда район дельты Меконга был плацдармом для завоевания всего Вьетнама в борьбе против тэйшонов. На низовом уровне — община, волость (са, тонг); администрация была местной, выборной, на более высоком уровне, как правило, назначаемые из центра чиновники, успешно сдавшие конкурсные экзамены.
Особенностью административного деления Вьетнама середины — второй половины XIX в. было наличие во всех районах страны целого ряда уездов — чисто территориальных единиц, не имевших своей администрации. Они управлялись чи фу или чи хюенами из соседних уездов ***.
Вся территория Вьетнама в середине XIX в. была разделена на 6 районов, объединивших 31 провинцию:
1) горные провинции: Северный Вьетнам (Бакки) — Хынг- хоа, Тюйенкуанг, Каобанг, Лангшон, Куангиен, Тхайнгуен;
2) равнинные провинции: Шонтэй, Бакнинь, Ханой, Хын- гиен, Хайзыодг, Намдинь;
_________
* Эти названия должностей управляющих Бакки и Намки появились примерно только к середине 60-х гг. XIX в. До этого они назывались соответственно тонг чан, фо тонг чаи и хиен тонг чан.
** Фактически функции правительства выполнял Тайный совет (Ко мат виен) — главный совещательный орган при императоре.
*** Подробнее об этом см. с. 75.
[43]
3) северные провинции: Центральный Вьетнам (Чунгки) — Тханьхоа, Нгеан, Хатинь;
4) околостоличные провинции: Куангбннь, Куангчи, Тхыа- тхиен, Куангнам, Куангнгай;
5) южные провинции: Биньдинь, Фуиен, Кханьхоа, Бинь- тхуан;
6) провинции: Южный Вьетнам (Намки) — Бьенхоа, Зя- дииь, Диньтыонг, Виньлонг, Анзянг, Хатиен.
После завоевания Юга эта часть Вьетнама, получившая название Кохинхины, был? разделена французскими колонизаторами на 22 провинции, объединенные в 4 более крупных административных района: Сайгон, Митхо, Виньлонг и Бассак.
Общее население Вьетнама к 1854 г. составляло 4 млн чел., из них 1,5 млн жителей — в Южном Вьетнаме.
Экономическое и политическое положение вьетнамского государства в середине 50-х годов XIX века характеризовалось сложностью проблем, обусловленных теми неблагоприятными для Вьетнама процессами, которые определяли его развитие в 30 — 40-х годах XIX века. Политика «традиционалистов» во главе с императором Тхань То привела страну к затяжному социально-экономическому кризису, международной изоляции, а в результате — отставанию Вьетнама в его всестороннем развитии не только по сравнению с западными странами, но и со странами региона. К середине 50-х годов XIX века нерешенные кардинальные проблемы социально-экономического и политического развития были еще более усугублены ослаблением центральной власти, нерешительной, колеблющейся политикой императора Зык Тона (1847—1883 годы). Почти четыре десятилетия (30—50-е годы) вплоть до начала французского вторжения в 1858 году были периодом значительного ослабления прогрессивных социально-экономических и социально-политических тенденций в развитии позднефеодального вьетнамского общества. Однако в первые годы правления Зык Тона до начала французского вторжения наблюдался определенный поворот к политическому курсу «реалистов» периода правления императора Тхе То, что выразилось в политике поощрения социально-прогрессивных для того времени слоев — помещиков, торговцев и предпринимателей. Но позиции «традиционалистов» при дворе Хюэ оставались сильными, поэтому имевшая место в начале 50-х годов тенденция прогрессивного социально-экономического и политического развития Вьетнама не достигла уровня, характерного для начала XIX в. Этому помешала также и начавшаяся французская агрессия, прервавшая самостоятельное и естественное развитие Вьетнама.
Как показывает исследование материалов императорской хроники «Дай Нам Тхык Люк» (Правдивые записи о Дайнаме), главными проблемами, находившимися в центре внимания двора Хюэ и самого императора Зык Тона до начала французского вторжения, оставались проблемы социально-экономические, обостренные до предела кризисом 30—40-х годов, политикой
[44]
Изоляции страны, усилением государственно-феодальной эксплуатации крестьян, ремесленников через восстановление архаичных форм общинного землевладения, а также жестким и последовательным наступлением на частника во всех сферах производства, обмена и управления. Результатом такой политики стали массовые бегства и восстания крестьян как в горных, так и в равнинных провинциях Севера Вьетнама.
Вместе с тем император Зык Тон как политический и государственный деятель сильно отличался от Тхань То: был более терпим, лоялен и гибок. Будучи последовательным конфуцианцем, он допускал влияние буддизма в идеологии на государственном уровне. Все это определило более реалистичное отношение императора ко многим важным государственным вопросам, особенно в первые годы его правления, что способствовало некоторому улучшению политической атмосферы и экономического положения в стране. Так, частная торговля и предпринимательство «е ограничивались и не запрещались, а, напротив, поощрялись, поэтому возобновилась разработка ранее закрытых свинцовых рудников и угольных шахт в трех горных провинциях Северного Вьетнама: Хайзыонге, Тхайнгуене и Бакнине. С трех внутренних таможен и пристаней частным предпринимателям разрешили брать на откуп взимание налогов, причем начальники таможен должны были поставлять государству сумму налога свинцом, а не деньгами (что свидетельствует о возросшей за 30—40-е годы тенденции натурализации хозяйства и понижении уровня развития товарно-денежных отношений).
Существенным обстоятельством, влиявшим «а политическую жизнь, было то, что император Зык Тон находился в окружении сильных политических фигур — лидеров двух основных политических группировок — реалистов и традиционалистов — Нгуен Данг Зяя и Чыонг Данг Куэ, нередко выступавших в качестве ближайших советников правителя. Как известно, борьба между этими двумя группировками оказывала решающее влияние на внешнюю и внутреннюю политику империи Дайнам с начала XIX века. Материалы источника показывают, что в исследуемый период соперничество двух партий шло с переменным успехом в той или иной области. Так, в начале 1854 года явный успех одержал лидер традиционалистов Чыонг Данг Куэ, вновь назначенный на очень важный пост главы военного ведомства столицы. Иначе говоря, консервативная линия в организации вьетнамской армии, ее стратегии и тактике, вооружении и т. д., активно про-водившаяся при Тхань То и сведшая почти к нулю все достижения в этой области первых двух десятилетий XIX века, вновь возобладала и оставалась неизменной во Вьетнаме, несмотря на все возрастающую угрозу европейского завоевания. Неизменной оставалась и пагубная для страны политика «закрытых дверей».
Наиболее острым вопросом оставалась продовольственная проблема на Севере Вьетнама. Почти полное запрещение деятельности частных землевладельцев-помещиков в предыдущие
[45]
десятилетия, стихийные бедствия, плохое состояние ирригационных сооружений — все это приводило к хронической нехватке риса, даже голоду, что всегда чревато социально взрывоопасной ситуацией — массовыми крестьянскими восстаниями. Пытаясь уменьшить напряженность в этой области, вьетнамская монархия вела довольно регулярную борьбу с китайскими торговцами рисом в этом регионе Вьетнама, тайно скупавшими его и вывозившими из страны.
В материалах хроники «Дай Нам Тхык Люк» многократно упоминается о тяжелом положении с продовольствием в ряде провинций Северного и Центрального Вьетнама, о высоких ценах на рис, неурожайных годах и т. д., когда император вынужден был отдавать распоряжения об открытии государственных рисовых складов, а также продаже собранных в предыдущие годы рисовых недоимок. Но принимавшиеся меры были малоэффективными. Кроме того, вьетнамское чиновничество все чаще уклонялось от решения проблем ирригационного строительства, поддержания в порядке действующих систем дамб и русел рек.
Пахарь
Главный совещательный орган при императоре — Тайный совет ш неоднократно под председательством императора обсуждал вопросы строительства дамб в районе Ханоя для защиты рисовых 5 полей от солевых паводков. Чиновники ведомства общественных работ докладывали о неблагополучном состоянии дамб и русел рек в провинции Намдинь — одной из основных рисопро- изводящих провинций Севера, о засоленности почв и прорыве дамб, но решения Тайного совета обрекали на бездействие: «Надо подождать ввиду трудности работ».
Политика замораживания форм общинного землевладения, уменьшение численности свободных крестьян, работающих на
[46]
Частного землевладельца-помещика, в результате уже в 40-е годы привела к упадку в сельском хозяйстве Вьетнама. Следствием такого состояния экономики сельского хозяйства были заброшенные поля, беглые и бродячие крестьяне, частые восстания. Со всем этим центральная власть не всегда была в состоянии справиться и контролировать ситуацию. В некоторых районах Вьетнама, особенно на Севере, процесс ослабления центральной власти был особенно заметен. Об этом свидетельствуют, в част-ности, набиравшие силу у северных берегов Вьетнама морской разбой и пиратство, справиться с которыми вьетнамские власти в большинстве случаев были не в силах.
В центральных провинциях страны вьетнамской монархии приходилось вести постоянную борьбу против горных племен. Так, в 1855 году в провинцию Куангнгай был введен дополнительный контингент правительственных войск для подавления освободительного движения горных племен. 1855 год был отмечен борьбой с повстанцами на Севере страны, основная масса которых вновь выступила как сторонники «законной» династии Ле, что служит еще одним доказательством сильного ослабления центральной власти вьетнамской монархии в данный период.
Что касается отношений с европейцами, то при Зык Тоне продолжалась политика внешней изоляции страны, политика «закрытых дверей», провозглашенная еще при Тхань То по при-меру Китая. Так, в 1854 году император отдал приказ усилить охрану побережья с тем, чтобы ни один европейский корабль не смог войти в какой-либо из вьетнамских портов. В результате такой политики сильно сократилась внешняя торговля Вьетнама,
Особое место во внутренней политике Вьетнама по-прежнему занимали южные области страны, в первую очередь Крайний Юг (Зядинь), в 1854 году на пост генерал-губернатора всего Юга (Намки) был назначен Нгуен Чи Фыонг—крупнейшая политическая фигура из окружения императора Зык Тона. В 50-е годы XIX века и в южных землях Вьетнама обострились проблемы социально-экономического развития. К концу 50-х годов стало ясно, что созданная «а Юге при Тхань То система государственных поселений крестьян (то есть находившихся в непосредственном управлений казной) — дон диенов и апов * себя не оправдала, что и был вынужден признать Зык Тон. Император заявил, что эта система стала во многом фиктивной, формальной, служащей для обогащения и тем самым для повышения социального статуса деревенской верхушки, что население в основном только числится в составе того или иного поселка, а фактически крестьяне бегут, бросая землю. Сельская верхушка пользовалась этим, присваивая себе урожай с брошенных земель, и поэтому не была заинтересована в том, чтобы сообщать о беглых крестьянах государственным властям. Поэтому император на-
______
* Ап — вид поселения крестьян на юге Вьетнама, похожий на хутор.
[47]
настаивал на необходимости инспекции и строгой проверки государственных южных крестьянских поселений. Очевидно, что именно этим обстоятельством было вызвано назначение Нгуен Чи Фыонга, который, прибыв на юг, развил бурную деятельность как по проверке старых дон диенов, так и по созданию новых. И те, и другие освобождались от всех повинностей в первые два-три года.
Вопрос об эффективности налогообложения и всей системы государственных дон диенов возник со всей остротой в 1858 году — в год начала французского вторжения в Центральный Вьетнам. Императору докладывали о резко обострившемся положении в Зядини сразу же после начала вторжения, что никак не могло быть случайностью: население в Зядини в массовом порядке стало уклоняться от несения воинской службы, используя для этого самые различные предлоги. Для исправления положения начальник налогового ведомства одной из южных провинций (Анзянг) Данг Конг Нионг предложил брать в солдаты неукоснительно одного человека от трех в семье (мужчин) в любом случае.
Император Зык Тон поручил губернатору Юга Нгуен Чи Фыонгу вместе с чиновниками всех шести южных провинций (то есть с привлечением всего аппарата управления на уровне провинций) обсудить это новое предложение, а затем ввести его в действие. При этом император вновь вернулся к обсуждению вопроса о положении крестьян в государственных дон диенах юга, максимально его заострив. Он спросил, как долго смогут еще просуществовать эти поселения— источники налоговых поступлений в казну, если крестьяне разбегутся к частным землевладельцам или в родные деревни.
Сложившаяся ситуация крайне характерна для анализа позиции верхушки правящего класса Вьетнама накануне и в начальный период колониального завоевания. Разумеется, поступление налогов в казну было важно для двора Хюэ, ясно также, что обострение ситуации «а Юге при начавшемся французском вторжении было крайне тревожным сигналом. И вместе с тем; император Зык Тон и его ближайшее окружение не решились на резкий поворот в аграрной политике Юга с тем, чтобы восстановить положение, существовавшее в начале XIX века, то есть! дать свободно развиваться частному землевладению. Более того, продолжалось создание новых государственных дон диенов. Такой непоследовательной и нерешительной политике Зык Тона во; всех областях во многом способствовало присутствие в его ближайшем окружении влиятельных чиновников традиционалистов, с которыми он вынужден был считаться. В конечном итоге подобная политика обернулась поражением в войне с Францией, потерей независимости Вьетнама.
Характерно, что в том же запросе относительно дон диенов Юга император затронул еще одну важную внешнеполитическую тему: отношения Вьетнама с Камбоджей. Совершенно оче-
[48]
видно, что «южный вопрос», включая взаимоотношения с Камбоджей, так же как и плохое состояние войск дон диенов на Юге и армии на Севере страны, сильно беспокоил вьетнамский двор в условиях начавшегося французского вторжения.
[49]
Цитируется по изд.: Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. Часть 2. М., 1995., с. 42-49.