Дацинь

Дацинь

Вскоре после миссии Чжан Цяня в Западный край китайский шелк попал в Европу и очень быстро распространился по всей Римской империи, называвшейся в государстве Хань «Дацинь»*. В Риме появился даже рынок под названием Вицус Тускус (Vicus Tuscus), где торговали только шелковыми тканями 162. Изображения людей в древнем европейском искусстве говорят о том, что греки и римляне очень ценили красоту человеческого тела. В качестве текстильного волокна в Европе использовали лен и овечью шерсть. В древности, когда ткацкое искусство еще не было достаточно развито, из этих материалов не смогли бы изготовить легкую, удобную и подчеркивающую красоту силуэта одежду. При раскопках могильника Мавандуй в округе Чанша было обнаружено легкое одеяние из белого газа массой всего 48 г. Вот его размеры: длина — 128см, длина от рукава до рукава — 195см, ширина рукава — 29см, ширина в талии — 48см, ширина подола — 49см. Невероятно тонкое, это платье воплотило в себе все мастерство ткачей эпохи Хань.

До I века до н. э. китайские историографы не знали о Европе. Согласно записи в «Хоу Хань шу: Сиюй чжуань» («История династии Поздняя Хань: Сказание о  западном крае»), в эпоху Восточная Хань Бань Чао, наместник в Западном крае, в девятый год правления Хэ-ди под девизом Юнъюань (97 г.) «отправил посланника Гань Ина в Дацинь [Римскую империю], тот прибыл в Тяочжи» и посетил Аньси (Парфянское царство), бывшее тогда гегемоном Западной Азии. Царство Тяочжи располагалось на побережье Персидского залива, в месте впадения Тигра и Евфрата в Аравийское море. 

Лишь после визита Гань Ина в Парфию в Китае узнали, что на западе существует еще одно государство-носитель древней цивилизации — Римская империя, в китайских историях названная «Дацинь». Гань Ин отправился на запад, чтобы посетить Дацинь, однако не решился продолжить путь из Персидского залива и повернул назад, не дойдя до цели. Но Гань Ин рассказал о величии и богатстве Китая купцам на Великом шелковом пути и жителям западных стран. И после путешествия Гань Ина в Поднебесную стало стекаться множество посланников и купцов с Запада. От них китайские историографы и узнали о великолепии Римской империи, располагавшейся к западу от Парфянского царства. А римлянам стало известно о Китае.

Согласно записи в труде «Введение в географию» римского географа Марина Тирского, в годы, соответствующие началу эпохи Восточная Хань, купец-македонянин по имени Май начал вести торговлю с Востоком**. Приблизительно в 99 г. он поручил своим поверенным набрать торговый караван из купцов провинции Македония и города Тир в Восточной провинции Римской империи. Вероятно, маршрут начинался в городе Тир на восточном побережье Средиземного моря, проходил через Гекатомпил — столицу Парфянского царства, через города Херат и Мерв на восточных границах Парфии, затем через земли Кушанской империи, через город Ланьшичэн (столицу Бактрии) и из Ташкургана тянулся в Китай, следуя по южному отрезку Великого шелкового пути: через Юйтянь, Мошаньго, Лоулань, Дуньхуан и другие земли. В 100 г. караван пришел в Лоян. В императорском дворце в Лояне купцы удостоились аудиенции Хэ-ди, были пожалованы «золотой печатью и пурпурным шнуром». Это событие придворный историограф Восточной Хань занес в императорскую историческую хронику, а затем оно попало и в хронику «Хоу Хань шу: Хэ-ди бэньцзи» («История династии Поздняя Хань: Основные записи о правлении Хэ-ди»), составленную Фань Е.

В I–II веках римские купцы вели активную торговлю на Великом шелковом пути, в результате которой на Таримской равнине и даже в городе Лояне, столице Восточной Хань, появилось большое количество римских стеклянных изделий. В 1979 г. совместная советско-афганская археологическая экспедиция на северо-западе Афганистана обнаружила некрополь царства Большое Юэчжи (Кушанское царство). При раскопках некрополя были найдены два римских стеклянных сосуда, один из которых — кувшин из навивного стекла. Судя по римским монетам из этого же некрополя, захоронение датируется приблизительно 30 г. н. э. В 1987 г. в захоронении эпохи Поздняя Хань на восточной окраине Лояна (II век) был обнаружен хорошо сохранившийся стеклянный, желто-зеленого цвета сосуд с длинным горлышком. Сосуд — полупрозрачный, его поверхность по всей площади украшена опоясывающими белыми полосами, диаметр отверстия — четыре сантиметра, диаметр самой выступающей части — 7,5 см, высота сосуда — 13,6см. Довольно тонкой работы, этот сосуд относится к классическому римскому выдувному стеклу, украшенному навивкой.

В I веке до н. э. мастера на восточном побережье Средиземного моря изобрели технологию выдувания стекла, которая позволяла создавать изящные шарообразные стеклянные сосуды 163. Римский навивной сосуд, обнаруженный при раскопках в Лояне, очевидно, имеет непосредственное отношение к торговле римских купцов в столице Восточной Хань. Римляне переняли технологию изготовления навивного стекла у эллинских мастеров Александрии. В Египте был обнаружен изящный парфюмерный сосуд из навивного стекла, датированный I веком до н. э. Римские мастера использовали эту же технологию и для изготовления стеклянных бусин. Такие бусины находят при раскопках как в самом Риме, так и на территории Египта, в Иране и в городах, стоявших вдоль маршрута Великого шелкового пути.

По Великому шелковому пути римские навивные стеклянные бусины попали в Китай. Синьцзянская археологическая экспедиция обнаружила такие бусины в могильнике ханьского времени Самиула в уезде Хотан и в восточноханьском захоронении в Ния. В 1980 г. при раскопках синьцзянского городища Лоулань было найдено датированное I–II вв. ожерелье, три бусины в котором изготовлены из навивного стекла 164. В восточноханьском захоронении на окраине Лоуланя археологи тоже обнаружили два римских украшения из навивного стекла и две стеклянные бусины; похожие украшения из навивного стекла находят при раскопках Берениса — знаменитого древнего порта на Красном море. В ходе раскопок стало понятно, что оба украшения из навивного стекла, как и стеклянные бусины, располагались возле ушных раковин погребенного. Очень возможно, что это и были «серьги с жемчугом из Дацинь», воспетые поэтом Восточной Хань Синь Яньнянем в стихотворении «Юйлинь лан». В этом стихотворении есть такие строки:

Жил в доме у полководца Хо

слуга по имени Фэн Цзыду. 

Пользуясь властью своего покровителя,

он насмехался над девушкой из ху, что торговала вином. 

Девушке той было пятнадцать годов,

весенним днем стояла она одна и торговала вином. 

Подвязана длинным поясом ляньлидай,

в вышитом платье с широкими рукавами. 

Голову ее венчал ланьтяньский нефрит,

а в ушах красовались серьги с жемчугом из Дацинь. 

Волосы ее были уложены в два изящных узла,

таких прекрасных, каких не видел до той поры белый свет. 

Еще в начале XX века в Китае находили стеклянные бусины из Римской империи. М.А. Стейн в синьцзянском Хотане обнаружил бусины из цветного мозаичного стекла, считавшиеся классическим изделием Западной цивилизации: такие бусины были широко распространены на территории Римской империи 165. Подобные римские бусины, известные также как «глазчатые стеклянные бусины», были найдены и при раскопках могильника Самиула в уезде Хотан, и в восточно-ханьском захоронении в Ния. Увы, однозначно определить, какие именно «жемчужины из Дацинь» красовались в ушах той торговавшей вином девушки, сейчас невозможно.

Римские мастера изготовили великое множество разнообразных изделий из стекла. Например, в хотанском могильнике Самиула обнаружено римское стеклянное украшение в форме огненной амфоры. Подобное стеклянное украшение археологи нашли при раскопках Берениса — римского торгового порта на побережье Красного моря. В захоронении эпохи Восточная Хань в Ния совместная китайско-японская научная экспедиция обнаружила изготовленное также в Риме стекло, покрытое сусальным золотом. 

Авторы ханьской эпохи, описывая императорский сад Шанлиньюань в окрестностях Чанъаня, упоминали, что там растет дерево из коралла. В «Шан линь фу» («Ода об императорских лесах») Сыма Сянжу писал: в парке Шанлиньюань «…самоцветы и лазурный нефрит, заросли кораллов, яшма и расписные камни». В оде Бань Гу «Лян ду фу» («Ода о двух столицах») говорится, что в императорском дворце в Чанъане «изумрудное коралловое дерево растет в углу дворца». Коралл — морское растение, кораллы произрастают на юго-восточном побережье Китая, а также в Красном и Средиземном морях. Кораллы из парка Шанлиньюань — разного происхождения, некоторые из них были привезены во дворец с юго-востока Китая. Так, огромный коралл в Шанлиньюане в высоту достигал одного чжана и двух чи; говорят, что его преподнес императору правитель Юэ 166. Лингвистическое исследование показывает, что китайское слово ⧺⪊ (шаньху, «коралл») происходит от персидского слова «sanga» («камень»). В таком случае, возможно, что первоначально кораллы попали в Поднебесную с Запада 167. В Персии нет кораллов: вероятно, они пришли в Китай из западного государства Дацинь.

Из Римской империи в Китай с прочими товарами попал и янтарь. В эпоху Хань его называли (хупо). В Европе янтарь добывают на побережье Балтийского моря: в российской Калининградской области, в Польше, Литве, Дании, Германии и других странах; общепринятое название этого материала — балтийский янтарь. Финикийцы, предки арабов, раньше всех остальных начали торговать янтарем, и английское слово «amber» («янтарь») произошло из арабского языка. А китайское слово хупо произошло из другого источника: по мнению американского синолога Эдварда Шефера (Edvard Hetzel Schafer), оно восходит к слову «harpax» («янтарь») из сирийского языка 168. В «Хань шу. Сиюй чжуань» («История династии Хань. Сказание о западном крае») упомянуто, что в Цзибине и Дацинь «добывают кораллы и янтарь».

В таком случае, эти две драгоценности из Дацинь попали в Китай через Гандхару, причем очень давно. Например, в гробнице Таохунбала (Ордос, Внутренняя Монголия) периода Чуньцю и в захоронении № 5 могильника Маоцингоу эпохи Чжаньго были обнаружены датированные V–IV веками до н. э. ожерелья из янтаря.

Царство Гандхара, располагавшееся между Китаем и Ираном (на  современных территориях северного Пакистана и  южного Афганистана), с  древности служило важнейшей площадкой культурного обмена между Западом и Востоком. В китайских источниках это царство сначала называлось «Цзибинь», затем «Цзяньтоло». Судя по записи в «Хань шу: Сиюй чжуань» («История династии Хань: Сказание о западном крае»), в царстве Цзибинь добывали четыре драгоценности: «жемчуг, кораллы, янтарь и «кошачий глаз». После появления и распространения буддизма четыре сокровища Цзибиня были включены в семь буддийских сокровищ. В сутре «Маха Праджняпарамита Падеса» дано перечисление этих семи сокровищ: золото, серебро, лазурь («кошачий глаз»), раковина тридакны, агат, янтарь, коралл, красный жемчуг***. В результате развития торговли Рима с Востоком и распространения буддизма янтарь по Великому шелковому пути завезли и в Центральную Азию, и в Китай. При раскопках памятника в Таксиле британский археолог Дж. Маршалл обнаружил семь предметов из янтаря, датированных I–III веками. 169. При раскопках погребений ханьской эпохи с цинхайском Синине, ганьсуском Дуньхуане и в городище Ния в глубине синьцзянской пустыни Такла-Макан170 археологи часто находят янтарь 171. Все эти янтарные изделия попали в Китай из Римской империи через царство Гандхара.

После того, как племя сяньби сменило сюнну в Западном крае, в сяньбийских захоронениях на территории нынешней Внутренней Монголии тоже стал появляться янтарь. Например, в таком захоронении в поселке Люцзяцзы (хошун Кэцзочжун-Ци городского округа Тунляо) среди погребального инвентаря была обнаружена керамика, золото, серебро, бронза, железо, янтарь и нефрит 172. А в сяньбийском захоронении в поселке Иминьхэ археологи нашли подвеску (Мэнгэнь-Чулу М1): «Дугообразная, по краям кольца, в середине две янтарные бусины» 173. В 2004 г. в городе Синин провинции Цинхай был обнаружен могильник ханьской эпохи, по результатам предварительного исследования датированный концом Западной — началом Восточной Хань. В каждом захоронении могильника, как правило, — два–три керамических предмета; среди погребального инвентаря  — бронза, янтарь, агат, лаковые изделия и  другие ценные артефакты 174. Большое количество янтаря в сяньбийских захоронениях, вероятно, связано с тем, что сяньбийцы, сменив сюнну, стали бороться с империей Хань за владычество над Западным краем. 

Вместе с другими товарами римские купцы привозили в Китай и узорчатые шерстяные ткани из Малой Азии. Британский археолог М.А. Стейн дважды проводил археологические работы в Лоулане (в 1906 и 1914 г.) и при раскопках кладбища LC на окраине городища обнаружил фрагмент цветной узорчатой шерстяной ткани в греческом стиле. Исследования Стейна выявили: на фрагменте изображена голова греческого бога-гонца Гермеса (в римском пантеоне ему соответствовал бог торговли Меркурий). В мифологии древних греков Гермес — посыльный богов и сопровождающий души умерших в царство теней — изображался с жезлом глашатаев в руке (Caduceus). Стейн датировал захоронение промежутком между I веком до н. э. и I веком н. э. 175.

По неизвестным причинам археолог не провел полную опись погребального инвентаря в лоуланьском захоронении. В 1980 г. лоуланьская археологическая экспедиция от Института культурного наследия и археологии Синьцзяна обнаружила в этом же захоронении монеты «у чжу», относящиеся к позднему периоду правления У-ди, лаковые изделия эпохи Хань, а также фрагмент шелка с надписью на кхароштхи. По данным радиоуглеродного анализа, возраст захоронения — 1880±50 лет, что соответствует эпохе Восточная Хань 176.

В последние годы коллекция произведений искусства из Западного края пополнилась еще одной шерстяной тканью в римском стиле, обнаруженной в 1995 г. в захоронении №15 неподалеку от городища Инпань на южном берегу Кончедарьи в уезде Лобнор (Юйли). Структура и погребальный инвентарь этого захоронения весьма схожи с захоронением Лоулань LC эпохи Восточная Хань. Археологи датировали погребение в Инпане поздним этапом эпохи Восточная Хань 177. В «Хань шу: Сиюй чжуань» («История династии Хань: Сказание о западном крае») сказано, что верхнее течение Кончедарьи в эпоху Восточная Хань принадлежало царству Мошань, а  в  поздний период Восточной Хань этими землями завладело царство Яньци. В таком случае, обнаруженный в Инпань халат в греко-римском стиле — сокровище существовавшего в ханьскую эпоху царства Мошань. Судя по технологии изготовления, как фрагмент из Лоуланя, так и халат из захоронения в Инпань относятся к шерстяным тканям (до). Технология изготовления таких шерстяных изделий восходит к коврам килим, которые ткали в Малой Азии. В источниках эпохи Хань шерстяные ткани записывались иероглифом (цзи), и это слово восходит к персидскому «gilim» («килим»).

Согласно исследованиям, предпринятым У  Минем, сотрудником Музея Синьцзян-Уйгурского АО, происхождение чужеземных шерстяных тканей, которые находят при раскопках в Синьцзяне, неоднородно. Одни попали в Синьцзян из Центральной Азии, другие — из Западной Азии, третьи — с побережья Средиземного моря 178. Римские шерстяные ткани, обнаруженные в захоронениях Лоулань и Инпань, дали важные основания для исследований торговли римских купцов на маршрутах Великого шелкового пути.

 

Примечания

* В китайских исторических источниках под топонимом «Дацинь» подразумевались три разные западные государства: до 30 г. до н. э. — Лицянь (Египет Птолемеев), с 30 г. до н. э. по 395 г. н. э. — Римская империя, а с 395 г., после распада Римской империи, — Восточная Римская империя. — Примеч. автора.

** До нас не дошли труды Марина Тирского. Сведения о македонянине Мае есть в «Географии» Птолемея со ссылкой на этого географа. — Примеч. пер.

*** В  буддийских трактатах приводятся разные толкования «семи сокровищ». В 1980-х годах в ходе реставрации и укрепления Южной и Северной пагод в округе Чаоян провинции Ляонин были обнаружены два хранилища: Дигун и Тяньгун. В  ходе раскопок извлечено множество драгоценных буддийских артефактов из числа «семи сокровищ»: золото, серебро, агат, коралл, жемчуг, янтарь, лазурит. Эти находки подкрепляют слова из сутры «Маха Праджняпарамита Падеса». — Примеч. автора.

162. Ся Най. Чжунго вэньмин дэ циюань (Истоки китайской цивилизации). Пекин: Вэнь у чубаньшэ, 1985. 

163. См.: 1) Су Бай. Чжунго гудай цзиньиньци хэ болици (Древнекитайские предметы из золота, серебра и стекла) // «Чжунго вэньу бао» от 3 мая 1992; 2) Сюй Пинфан. Каогусюэ шан со цзянь Чжунго цзиннэй сычоу чжи лу (Великий Шелковый путь на территории Китая с точки зрения археологии) // «Яньцзин сюэбао», 1997, №1. С. 291–334. 

164. Синьцзян Лоулань каогудуй. Лоулань гучэнчжи дяоча юй шицзюэ цзяньбао (Синьцзянская археологическая экспедиция по изучению памятника Лоулань. Краткий отчет по результатам пробного раскопа и осмотра городища Лоулань) // Пекин: Вэньу чубаньшэ. 1998, С. 1-39. Прим. авт.: Ся Най по черно-белым иллюстрациям ошибочно принял эти три бусины из навивного стекла за бусины из травленого сердолика.

165. Аурел Стейн. Сиюй каогу туцзи (Сериндия: Детальный отчет экспедиции в Центральную Азию и Западный Китай). Гуйлинь: Гуанси шифань дасюэ чубаньшэ, 1988. Т. 1, С. 55, 74. Илл.: Т. 4, рис. IV.

166. «Юян цзацзу» («Всякая всячина из Юяна»), десятая цзюань.

167. Шефер, Эдвард. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. Москва: «Наука» (главная редакция восточной литературы), Академия наук СССР (Отделение истории), Институт востоковедения, Государственный Эрмитаж, 1981. Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования». С. 325–326.

168. Там же, с. 326–329. 

169. Дж. Маршалл. Пер. на кит. Цинь Лиянь. Такэсила (Таксила). Куньмин: Юньнань жэньминь чубаньшэ, 2002. 

170. Под ред. Чжао Фэн, Юй Чжиюн. Шамо ванцзы ибао (Сокровища князя пустынь). Ханчжоу: Чжунго сычоу боугуань / Урумчи: Синьцзян вэньу каогу яньцзюсо, 2000. С. 95. 

171. См.: Люй Сюэли, Лю Сяоцян. Синин фасянь цзюйю цзяо гао цзячжи дэ Ханьдай муцзанцюнь (Могильник ханьского времени, имеющий достаточно высокую ценность, обнаружен в Синине), новостная сеть «Синьхуа», канал в Цинхае, Синин, выпуск от 29 сентября 2004. В электронном виде заметка доступна по адресу: http://unn. people. com. cn/GB/14788/21767/2893859. html

172. Чжан Бочжун. Нэймэнгу Кэцзочжунци Люцзяцзы сяньби муцюнь (Сяньбийский могильник поселка Люцзяцзы хошуна Кэцзочжун-Ци во Внутренней Монголии) // «Каогу», 1989, №5. 

173. Чэн Даохун. Иминьхэ дицюй дэ сяньби му (Сяньбийские захоронения в районе поселка иминьхэ) // «Нэймэнгу вэньу каогу», № 2. С. 21–22. Рис. 5–4. 

174. См. электронную версию репортажа журналиста агентства «Синьхуа»: Каогу жэньюань цзай Синин фасянь цзюйю цзяо гао цзячжи дэ Ханьдай муцзанцюнь (Археологи обнаружили в Синине могильник ханьского времени, имеющий достаточно высокую ценность): http://tech. 163. com/04/1026/21/13LCFSMI0009rt. html

175. Stein, Márk Aurél. Innermost Asia. Detailed Report of Explorations in Central Asia, Kan-su and Eastern Īrān. Oxford: Clarendon Press, 1928. Vol. 1. P. 238–235. 

176. Синьцзян вэньу каогу яньцзюсо Лоулань каогудуйЛоулань чэнцзяо гумуцюнь фацзюэ цзяньбао (Лоуланьская археологическая экспедиция Института культурного наследия и археологии Синьцзяна. Краткий отчет о раскопках в древнем могильнике на окраине городища Лоулань) // Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1988, № 7. С. 23–29. 

177. Синьцзян вэньу каогу яньцзюсо. Юйли сянь Инпань 15 хао му фацзюэ цзяньбао (Институт культурного наследия и археологии Синьцзяна. Краткий отчет о раскопках в захоронении № 15 Инпань, уезд Лобнор) // «Синьцзян вэньу», 1988, №2. С. 1–11. 

178. См.: 1) У Минь. Синьцзян цзиньнянь чуту маочжипинь яньцзю (Исследование шерстяных тканей, обнаруженных при недавних раскопкахв Синьцзяне) // «Сиюй яньцзю», 1994, №1. С. 1–13; 2) У Минь. Цун чуту вэньу кань Тан ицянь Синьцзян фанчжие дэ фачжань (Развитие текстильного производства в Синьцзяне дотанской эпохи с точки зрения археологических находок) // «Сиюй яньцзю», 1996, № 2. С. 5–14.

Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 125-134.