Китай в XVII—XVIII вв.: внутренние неспокойствия
Увеличение налоговых сборов для покрытия военных расходов неизбежно вело к усилению эксплуатации широких народных масс со стороны маньчжурских и китайских феодалов. На усиление национального гнета и экономической эксплуатации крестьянство отвечало восстаниями.
Самое крупное выступление народных масс в начале XVIII века произошло на Тайване. Поводом к нему явились незаконные поборы и полицейский произвол местных властей. Восстание началось весной 1721 г. в местечке Ганшань, в 30 ли от города Тайвань — главного города острова. Отсюда несколько сотен повстанцев во главе с Чжу И-гуем выступили против местных войск и нанесли им ряд поражений. Восстание Чжу И-гуя было вскоре поддержано населением южной части острова, где повстанцев возглавил Ду Цзюнь-ин. 21 мая объединенные повстанческие силы с боем взяли г. Тайвань и в течение короткого времени овладели основными опорными пунктами на острове. Чжу И-гуй, объявленный потомком минского дома (по фамилии Чжу), был провозглашен правителем острова. Он принял императорский титул и назвал свое правление «Юнхэ» («Вечный мир»). Чжу И-гуй, происходивший из крестьянской семьи, издал ряд распоряжений, направленных на возрождение национальных обычаев китайского народа.
В то время как цинские власти в провинции Фуцзянь лихорадочно собирали войска для посылки на Тайвань, между вожаками повстанцев Чжу И-гуем и Ду Цзюнь-ином начались раздоры, которые переросли в вооруженный конфликт. Воспользовавшись этим, огромная цинская армия высадилась на острове. Подавив восстание и жестоко расправившись с его участниками, цинские власти значительно усилили свои гарнизоны на острове.
В 1774 г. произошло восстание в провинции Шаньдун. Его организаторами выступили члены тайной секты «Цин шуй» («Чистая вода»). Поводом к восстанию послужил арест одного из влиятельных членов секты Ван Луня. 3 октября вооруженные крестьяне штурмом овладели уездным центром Шоучжан и освободили из тюрьмы Ван Луня. Захватив ряд уездных городов, повстанцы осадили г. Линьцин на Великом канале. После того как в их руках оказалась большая часть города — так называемый старый город, — маньчжурский гарнизон заперся в крепости. По[1]явление повстанцев на одном из участков Великого канала, по которому столица получала продовольствие с юга, вызвало серьезную тревогу цинского двора. Разгромив повстанцев близ Линьцина, правительственные войска 27 октября ворвались в «старый город». Не желая попасть в плен, Ван Лунь приказал поджечь свой дом, и вместе со своими соратниками погиб в огне. Цинские власти жестоко расправились с участниками восстания. Из 1372 повстанцев, взятых в плен, более тысячи была казнено.
В начале 1787 г. вспыхнуло новое восстание на Тайване. Оно началось вскоре после того, как карательный отряд в 300 человек, посланный в северную часть острова, сжег несколько деревень. Возмущенные действиями карателей, требовавших выдачи членов «Общества Неба и Земли»,
[44]
крестьяне подняли восстание. Во главе повстанцев встал Линь Шуан-вэнь, видный член тайной организации. Напав ночью на карательный отряд и уничтожив его, повстанцы 17 января 1787 г. захватили г. Чжанхуа, а через несколько дней — город Чжуло, расположенный в центре острова. Выступление Линь Шуан-вэня на севере поддержали повстанцы во главе с Чжуан Да-тянем, которым на юге удалось захватить г. Фэншань. Пламя восстания охватило весь остров. Под контролем цинских властей остались лишь два пункта: порт Даньшуй — на крайнем севере и город Тайвань. Линь Шуан-вэнь, выходец из богатого рода, был провозглашен правителем с титулом «Шунь тянь» («Повинующийся Небу»). Видя, что борьба с повстанцами принимает затяжной характер, цинский двор направил на остров Тайвань крупные военные силы. Используя давнюю вражду переселенцев (уроженцев Чжаньчжоу и Цюаньчжоу), маньчжурский генерал Фуканань сравнительно быстро подавил восстание. В феврале 1788 г. был схвачен Линь Шуан-вэнь, а в марте — Чжуан Да-тянь; оба были отправлены в Пекин и казнены.
В начале 1735 г. в восточной части провинции Гуйчжоу вспыхнуло восстание народности мяо. Поводом к выступлению послужило произвольное завышение цинскими чиновниками поземельного налога. Повстанцы захватили ряд округов и уездов. Чтобы не допустить распространения восстания, цинский двор мобилизовал войска шести соседних провинций. Однако эта мера не дала желаемого эффекта. Озлобленное неудачами цинское командование прибегло к массовым репрессиям, пытаясь огнем и мечом усмирить местное население.
В 1736 г. командующим карательных войск был назначен Чжан Гуан-сы. Посулами и угрозами ему удалось расколоть ряды повстанцев. Часть населения, которая подвергалась более длительному китайскому влиянию, прекратила сопротивление. Это позволило цинским карателям сосредоточить свои силы против тех, кто отказывался носить косу и продолжал вооруженную борьбу. Лишь весной 1736 г. повстанцы были разгромлены. В ходе операций по «прочесыванию» местности было взято в плен и казнено не менее 10 тысяч человек. Свыше 400 тысяч коренных жителей умерли от голода и холода, скрываясь в горах и лесах от кровавого террора цинских войск.
Подавив вооруженное сопротивление, Чжан Гуан-сы поспешил расправиться и с теми, кто ранее поддался его уговорам и сложил оружие. Более 1200 селений было сожжено и свыше 17 тыс. жителей убито. Несмотря на это, цинским палачам не удалось окончательно подавить восстание. Повстанцы ушли в западные районы провинции Хунань и продолжали борьбу вплоть до 1739 г. Через год, в 1740 г. в районе, расположенном на стыке провинции Хунань и Гуанси, вспыхнуло новое восстание. В нем кроме мяо приняли участие племена яо и тун. Против повстанцев была брошена 13-тысячная армия под командой Чжан Гуан-сы, которая с необычайной жестокостью подавила основные очаги вооруженного сопротивления. Окончательный разгром повстанцев довершили отряды сельской милиции, набранные китайскими помещиками из деклассированных элементов.
Напуганное восстаниями национальных меньшинств цинское правительство пошло на частичные уступки. Так, племена мяо в провинции Гуйчжоу были освобождены от уплаты налогов, и им разрешили вести судопроизводство на основе национальных обычаев.
В 1755—1758 годы крупное восстание охватило Халху, где во главе повстанцев встал князь Цэнгунджаб. Действуя у границ Западной Монголии, он со своим отрядом помогал сторонникам Амурсаны вести нелегкую борьбу против цинской армии. Кровавые репрессии против ара-
[45]
тов и казнь захваченного в плен Цэнгунджаба не смогли сломить боевого духа монгольских повстанцев. Лишь при помощи предателей — лам и князей цинским властям удалось задушить восстание.
Жестокие притеснения и поборы со стороны маньчжурских и местных правителей в Синьцзяне явились причинами крупного восстания уйгурского населения в г. Учтурфан в 1764 г. Разгромив местный гарнизон, повстанцы убили маньчжурского правителя Сучэна, хаким-бека Абдуллу и многих других ненавистных чиновников. Под влиянием этого выступления сильные волнения начались в Яркенде и Аксу, куда повстанцы тайно направили своих посланцев. Лишь путем уговоров и обещаний правителям этих городов удалось предотвратить выступления народных масс. В течение трех месяцев повстанцы удерживали Учтурфан в своих руках. Взяв город, цинские генералы учинили кровавую резню, более 10 тысяч стариков и детей было выслано в Или.
В 1771 г. против гнета цинской монархии поднялись племена ту ботов, в западной части провинции Сычуань. Вожди этих племен, живших на территории районов Дацзиньчуань и Сяоцзиньчуань, заключили между собой союз и нанесли ряд поражений цинским войскам. Казнив полководца Оэртая за военные неудачи, цинское правительство направило против туботов значительные силы, которым удалось захватить Сяоцзиньчуань. Однако, когда цинские войска под командой Агуя вступили в пределы Дацзиньчуаня, они натолкнулись на исключительно упорное сопротивление. Используя горные преграды, повстанцы отчаянно оборонялись. Окончательное подчинение туботов дорого обошлось цинской армии, которая, по некоторым данным, потеряла до 80 тысяч убитыми.
В 1781 г. в провинции Ганьсу вспыхнуло восстание саларов. Оно было вызвано вмешательством цинских властей в религиозную борьбу двух враждующих сект. Эта борьба велась между сторонниками «нового учения» во главе с Ма Мин-синем, предложившим в 1761 г. читать Коран вслух, и сторонниками «старого учения», которые решительно выступали против этого нововведения. Среди сторонников «нового учения» было немало купцов, главным образом торговцев скотом. Приверженцами «старого учения» были в основном представители феодальной знати, тесно связанные с государственным аппаратом Цинской империи. Восстание саларов началось вскоре после того, как местные цинские власти, воспользовавшись кровавым столкновением этих двух сект в районе Сюнь-хуа, направили туда войска для усмирения сторонников «нового учения». Разгромив карательный отряд, повстанцы захватили город Хэчжоу и, переправившись через реку Таохэ, подошли к Ланьчжоу. Местный гарнизон, состоявший из 800 воинов, после неудачной стычки поспешил укрыться за стенами города.
Узнав о событиях в провинции Ганьсу, цинский двор срочно направил туда крупные силы. Для борьбы с повстанцами были мобилизованы местные жители, а также монголы и тибетцы. Потерпев поражение и отступив на запад от Ланьчжоу, повстанцы укрылись в монастыре, расположенном на горе Хуалиньшань. Стремясь вынудить их сдаться, цинский генерал Агуй приказал поджечь лес, окружавший монастырь, и повстанцы погибли.
Массовые репрессии вызвали в 1783 г. новое восстание саларов. Во главе его встал ахун Тянь У, последователь казненного Ма Мин-синя. Еще до открытого вооруженного выступления повстанцы построили укрепленный лагерь в местечке Шифэнбао (в северной части уезда Тунвэй пров. Ганьсу), куда заблаговременно вывезли свои семьи. Цинским властям удалось узнать о готовящемся выступлении, и повстанцы вступили
[46]
в борьбу ранее намеченного срока. Повстанцы успели захватить лишь город Гуюань (к востоку от Ланьчжоу), но близ г. Фуцян они потерпели поражение, Тянь У был смертельно ранен. Превосходство цинских войск в живой силе и технике вынудило повстанцев после тяжелых боев отступить в свою базу в Шифэнбао. Разрушив водопровод и лишив тем самым повстанцев воды, цинские войска 21 августа 1784 г. овладели Шифэнбао. Свыше 2 тыс. повстанцев (вместе с 3 тысячами членов семей) были убиты либо попали в плен. Руководитель повстанцев Чжан Вэнь-цин вместе с другими пленниками был доставлен к богдыхану в Жэхэ, где подвергся допросу и затем был четвертован.
В 60—80-х годах XVIII века заметно усилился захват земель некитайского населения цинскими чиновниками и китайскими купцами. В районе горда Юнсуя (провинция Хунань) все земли мяо к концу XVIII века перешли в руки маньчжурских и китайских феодалов. Произвол чиновников, ростовщический гнет, а также насильственный захват земель китайскими переселенцами вызывали глубокое недовольство коренного населения. В начале 1795 г. в области Тунжэнь провинции Гуйчжоу началось новое восстание мяо во главе с Ши Лю-дэном. Это выступление поддержали жители пограничных районов Хунани во главе с Ши Сань-бао (округ Юнсуй), У Ба-юэ (округ Цяньчжоу) и др. Еще накануне выступления вожаки повстанцев Ши Лю-дэн и Ши Сань-бао торжественно поклялись «изгнать пришельцев и вернуть исконные земли». Эта клятва стала боевым лозунгом восставших, объединившим самые широкие слои местного населения.
За короткое время повстанцы заняли обширный район, расположенный на стыке провинций Хунань, Сычуань и Гуйчжоу. Напуганное размахом повстанческого движения, цинское правительство направило сюда крупные силы. Осуществляя политику «кнута и пряника», цинское командование пообещало вождям племен в случае капитуляции чиновничьи должности, а рядовым повстанцам денежное вознаграждение. Поверив обещаниям, некоторые вожаки прекратили борьбу. В конце 1795 г. был схвачен и казнен один из самых популярных руководителей повстанцев, У Ба-юэ. Особенно тяжелые бои развернулись в местечке Пинлун (западная часть Хунани), где находилась главная база повстанцев. В ходе боев, продолжавшихся более трех месяцев, погиб Ши Лю-дэн. После падения Пинлуна остатки повстанческих отрядов были вынуждены уйти в горы. Опасаясь нового выступления, цинское правительство распорядилось возвратить земли коренным жителям, в частности, тем, кто сложил оружие либо не имел земельного имущества.
Восстания крестьян и национальных меньшинств против национального и феодального гнета свидетельствовали о назревании глубокого кризиса Цинской империи, который стал очевидным к концу XVIII века.
[47]
Цитируется по изд.: Новая история Китая. Отв. ред. С.Л. Тихвинский. М., 1972, с. 44-47.