Дальверзинтепа

Дальверзинтепа

Дальверзинтепа расположен в 105 км на северо-восток от Термеза в долине Сурхандарьи. Здесь помимо двух буддийских храмов, датировка которых лежит в пределах I–III веков н. э. 101, и разнообразной скульптуры буддийского содержания

____

101. Пугаченкова, Ртвеладзе и др. 1978. С. 90–97; Тургунов 1989. С. 81–95.

[191]

Дальверзинтепа. План. Съемка Э. В. Ртвеладзе.

[192]

были обнаружены и иные объекты индийского происхождения. Прежде всего это золотые бруски с надписями на кхароштхи в составе Дальверзинского клада. 

Всего в нем насчитывается 21 золотой литой брусок двух групп: 

1 ― размером 85 × 24/25 × 20 мм, весом от 876,2 до 877,8 г; 

2 ― размером 68 × 16 × 17 мм, весом от 358,1 до 449,7 г. 

Десять из них содержат надписи на кхароштхи, в которых, согласно М. И. Воробьевой-Десятовской, приводится вес каждого из брусков в статерах, драхмах и дхане, а также даны имена собственные, возможно, должность и слово шрамана ― «буддийский монах».

Приведу перевод трех наиболее наглядных примеров надписей:

1) 51 статер, 1 драхма, 2 дхане. Митрой даны;

2) 25 статеров, половина драхмы. Начальника. Даны Митрой;

3) 50 статеров. Кальяны. Шраманы (дали).

По поводу содержания надписей и назначения самих брусков высказано несколько предположений. Согласно мнению М. И. Воробьевой-Десятовской, имя Митра, учитывая специфический характер дальверзинских надписей, имел один из чиновников кушанского казначейства 102. В то же время Е. В. Зеймаль предположил, что употребленная в надписях формула «Mitrena dite» имела сакральное значение в том смысле, что правильность написанного подтверждается именем бога Митры как гаранта договора и обязательств. Однако М. И. Воробьева-Десятовская отвергает это предположение. Она считает, что дальверзинские бруски были частью собственности буддийской общины этого города, поскольку на четырех из них употреблено слово шрамана, и могли предназначаться для покрытия расходов, связанных с сооружением буддийских ступ, а также для изготовления золотых статуэток Будды и украшений храмовой скульптуры, что предусмотрено правилами «Винаи» 103.

Шахматные фигурки. Слоновая кость. Дальверзинтепа. II–III вв. н. э.

 

Г. А. Пугаченкова рассматривает Дальверзинский клад как военную добычу, захваченную в Северо-Западной Индии владельцем обширного дома ДТ–5, принадлежавшим, по ее мнению, к кушано-бактрийской военной знати 104.

Вместе с тем я высказал предположение о том, что эти бруски, как с надписями, так и без них, следует рассматривать как налоговые поступления в казну сатрапа (бактр. pababo-šababo) Чаганиана, столичным городом которого в кушанское время был Дальверзинтепа 105. Они осуществлялись золотыми брусками двух весовых групп: первой ― 358,1–449,7 г; второй ― 876,2–877,8 г.

Подобного рода налоговые выплаты, но серебряными слитками, исчисляемыми в весовой единице таланте, равной 25,92 кг, практиковавшиеся в Средней Азии с середины I тысячелетия до н. э., выплачивались определенной административной еди-

______

102. Воробьева-Десятовская 1976. С. 72–80. 

103. Там же. С. 78. 

104. Пугаченкова 1976. С. 64–71. 

105. Ртвеладзе 2005 б. С. 99; 2002б. С. 60.

[193]

ницей ― сатрапией и вносились в казну ахеменидских царей (Геродот, III, 92–93) 106

Можно, таким образом, в формулах надписей на брусках «Митрой даны; даны Митрой; шраманы (дали)» усматривать определенных лиц или доверенных каких-либо социальных групп, вносивших налоговые выплаты: в первом и втором случаях представителем богатой земледельческой знати или купечества ― Митрой, а в третьем ― представителями большой буддийской общины города (Дальверзин-тепа), владевшей в нем двумя храмами.

Сцены из джатак. Гребень. Слоновая кость. Дальвензиртепа. I–II вв. н. э.: а — прорисовка, б — фото.

 

После поступления в казну на такого рода брусках пуансоном проставлялись надписи специальным финансовым чиновником, ведавшим учетом поступавшего налога, подобным мадубару-счетоводу в парфянском Михрдаткерте 107 или учетчику налоговых поступлений в эллинистическом Ай-Ханум. Кстати сказать, по своей форме золотые бруски Дальверзинского клада совершенно аналогичны золотым брускам определенного веса, составляющим золотой запас того или иного современного государства.

Таким образом, можно, вероятно, допустить, что Дальверзинский клад содержит в себе часть казны сатрапа Чаганиана, укрытой в лихорадочной спешке перед вражеским нашествием, а сам объект ДТ-5 является его дворцом. Об этом говорит то, что он был спрятан в простом сосуде, в котором золото было набито до самого венчика, т. е. взяли то, что оказалось под рукой, и там спрятали золото. Судя по времени зарытия клада ― III век н. э., это, вероятно, произошло накануне прихода сасанидских войск, завоевавших Бактрию при Шапуре I (241–271 гг. н. э.).

Примечательно, что надписи на брусках нанесены письмом кхароштхи, а это в большей степени, чем надписи на кхароштхи из буддийских храмов религиозного содержания, свидетельствует о значимости индийской письменности и языка в колыбели Кушанского царства ― Бактрии. Не исключено, что столь важным и специфическим делом, как хранение и учет налоговых поступлений, в Кушанском государстве ведали индийские по происхождению чиновники, подобно тому, как в эллинистической Бактрии оно находилось в руках эллинов, что явствует из на-

_____

106. Ртвеладзе 2002б. С. 53. 

107. Дьяконов И., Дьяконов М., Лившиц, Массон М. 1951. С. 62–63.

[194]

логовых документов Ай-Ханум 108, пергамента царя Антимаха 109.

На Дальверзинтепа найдены и другие предметы индийского происхождения. Среди них ― гребень из слоновой кости, обнаруженный в квартале керамистов (ДТ–9), с выполненными в линейно-графической манере изобразительными сценами, в которых преобладают фигуры полуобнаженных женщин.

Ножки трона. Слоновая кость. Дальверзинтепа. I–II вв. н. э.

 

Г. А. Пугаченкова, отмечая, что аналогичные по форме гребни из слоновой кости были раскопаны в сако-парфянском слое Сиркапа (Таксила) I век до н. э. ― I век н. э., вместе с тем указывает, что ближайшие аналогии как по стилю, так и по характеру изображения и сюжету имеются в коллекции изделий из столицы Кабулистана ― Каписе конца I века н. э. 110 Она приходит к выводу, что данный гребень является предметом индийского экспорта.

Здесь же найдены и еще два предмета из слоновой кости, которые, согласно Г. А. Пугаченковой, являлись фрагментами декора ножек богато отделанного сиденья, аналогии которому она усматривает в деталях царского трона II века до н. э.  из хранилища царских реликвий в парфянской Нисе и фрагментах того же времени из храма в Ай-Ханум 111.

Таким образом, совокупность различных объектов индийского происхождения (буддийские храмы и скульптура, золотые бруски с надписями на кхароштхи, изделия из слоновой кости, раковины каури, некоторые виды бус) указывает на то, что Дальверзинтепа был крупным центром оседания в нем индийского населения, где помимо служителей буддийской религии могли быть и торговцы из Индии, и представители других социальных слоев. Можно, следовательно, говорить и о возможном наличии здесь индийской торговой фактории.

______

108. Рапэн 1987. 

109. Rea, Senior, Hollis 1994. 

110. Пугаченкова, Ртвеладзе и др. 1978. С. 136–137. 

111. Там же. С. 137–138. 

[195]

Цитируется по изд.: Ртвеладзе Э.В. Великий индийский путь. Из истории важнейших торговых дорог Евразии. СПб., 2012, с. 191-195.