Мусульманская Испания (ИЕ8т2, 1992)
Продолжавшиеся войны между христианскими и арабскими государствами, а также сохранившиеся наряду с этим торговые и культурные связи между ними обусловили многочисленные миграции: мосарабы переселялись на север, часть мусульманского населения уходила на юг или включалась в состав христианских государств по мере отвоевания последними тех или иных территорий.
В распоряжении мусульман оказались имения прежнего королевского фиска и вестготов, не подчинившихся сразу завоевателям. Около 4/5 этих земель передавалось арабским воинам и военной аристократии, которые получали ее на условиях мулька - свободной наследственной собственности или икта, очевидно, близкой к западноевропейскому лену; получатель икты пользовался землей, пока нес службу или же пожизненно, выплачивал десятую часть доходов государству.
Арабские владыки жили в городах. Основная масса завоевателей (берберы) занималась скотоводством. Многие испано-римляне и готы приняли ислам, что освобождало их от уплаты налога, и именовались теперь мусалима (новые мусульмане) или мудади. Большинство их составляли крестьяне и ремесленники. Хотя формально они считались равноправными с арабами и берберами, на деле же в отличие от последних должны были избирать себе патронов-арабов. В войске они служили в особых отрядах, строили себе отдельные мечети и т. д. Мосарабы (оставшиеся христиане) жили в городах и деревнях, платили подушный и поимущественный налоги (джизью и харадж). В ряде городов мосарабы имели свои общины и пользовались самоуправлением, могли избирать епископов, по с утверждением их государственными чиновниками. Дела между мусульманами и христианами решали арабские судьи.
Арабское завоевание внесло значительные изменения в поземельные отношения. На завоеванных территориях исчез колонат поздне-римского типа. Рабы использовались лишь в ремесле и домашнем хозяйстве. Доменов на землях крупных землевладельцев обычно пе было. Земля раздавалась в держания. Крестьяне-держатели, помимо налогов в пользу государства, должны были уплачивать собственникам земли оброк натурой - от 1/6 до 1/2 урожая, который, как и в Италии, они доставляли почти всегда сами в господский дом. Арабское завоевание, в результате которого Пиренейский п-ов был включен в систему экономических связей мусульманского мира - с Северной Африкой, Южной Италией, Ближним Востоком, способствовало сохранению высокого уровня развития городов, ремесла и торговли. Ряд достижений можно отметить и в агрикультуре: усовершенствование искусственного орошения (применение гидравлического колеса, заимствованного из Сирии), улучшение конструкции бороны и плуга. В земледелии применялась плодо-семенная система, вводились новые культуры: хлопок, рис, тутовое дерево, цитрусовые, гранаты, шафран.
Хотя резко сократилось число лиц, подчиненных наиболее суровым формам личной зависимости, большинство жителей захваченных территорий были далеки от процветания. Они не раз восставали. Так, в 829-837 годы мосарабские общины Толедо и Нордовы провозгласили независимость. К ремесленникам и наемным работникам здесь примкнули крестьяне и рабы, но в 837 г. восстание, подобно многим другим, было подавлено.
Для государственного устройства мусульманской Испании характерна неограниченная власть эмира, а после образования Халифата - халифа, передаваемая по наследству. Правительственные учреждения (диваны) осуществляли управление армией и финансами. Должностные лица («вали») возглавляли административные округа и города. Первоначально основывавшаяся на ополчении свободных мусульман, преимущественно конная армия со второй половины VIII века все в большей мере стала пополняться наемниками из чужеземцев и отпущенными на свободу рабами.
Цитируется по изд.: История Европы в восьми томах. Том второй. Средневековая Европа. М., 1992. с. 77-78.