Гуам американский
Установленная на Гуаме система управления была беспрецедентной в истории США
Весь остров полностью отдавался под исключительную власть военно-морского командования. Главой
[59]
администрации стал губернатор, назначавшийся президентом США из числа старших морских офицеров. Он же являлся комендантом морской станции. Все чины его гражданской администрации являлись одновременно офицерами морской станции.
Таким образом, не было, в сущности, никакого различия в характере военного и гражданского управления островом.
Согласно Парижскому договору конгресс США должен был определить политический и правовой статус острова и его жителей. «Гражданские права и политический статус туземного населения этой территории, передаваемой Соединенным Штатам, будет определен конгрессом»,— говорилось в ст. IX договора 26. Однако в течение полустолетия это обязательство оставалось невыполненным.
Поскольку на Гуам не распространялись ни конституция, ни законы США, остров странным образом классифицировался как «неорганизованное владение Соединенных Штатов», а его жители не получили ни прав американских граждан, ни какого-либо специального правового статуса и были объявлены «националами Соединенных Штатов» 27. Островитян лишили возможности защищать свои права в американских судах. Правопорядок на острове единолично и непререкаемо творил губернатор.
Своей властью он аннулировал оставшиеся в силе испанские и филиппинские законы, если они противоречили его распоряжениям; высылал или запрещал въезд нежелательным, по его мнению, лицам; контролировал научно-исследовательскую работу на острове, чиня препятствия изучению условий жизни аборигенов. Именно на основании уже первых губернаторских распоряжений был создан прецедент, полностью закрывший в дальнейшем гуамский порт для всех иностранных судов, кроме японских шхун, а также были высланы с острова филиппинцы и выходцы с Каролинских островов. Та же участь постигла испанских священников, за исключением одного, оставленного в качестве духовного пастыря 9000 католиков.
Строго говоря, компетенция губернатора Гуама во многих отношениях была большей, чем у любого американского должностного лица, включая президента
[60]
Соединенных Штатов, ибо он объединял в себе и законодательную, и исполнительную, и судебную власть.
Хотя испанская муниципальная система в основе своей была сохранена, ее лишили элемента выборности. Все муниципальные чиновники (их должности были переименованы на английский лад — «уполномоченные, их заместители и помощники») непосредственно назначались губернатором, а местную полицию заменили солдаты морской пехоты.
В начале XX века делаются первые «попытки создания некоего декорума представительных органов на Гуаме. В 1917 году был созван конгресс из уполномоченных (в прошлом—губернадорсильо), некоторых из заместителей, жителей Аганьи и других районов, избранных и утвержденных губернатором. В него также входили, ex officio, ряд американских офицеров. Конгресс собирался раз в месяц и обсуждал местные дела, с тем чтобы дать соответствующие рекомендации губернатору. Однако формальный характер этого института и его полная зависимость от «губернатора были очевидны. В лучшем случае он знакомил «губернатора с местными условиями и настроениями жителей. Дискуссии по вопросам, касающимся экономического «и социального прогресса всего острова, не поощрялись. Любой «конгрессмен», показавшийся губернатору неугодным, мог быть устранен от участия в деятельности «конгресса. «Первый Гуамский Конгресс не был законодательным органом,— писал капитан Р. Е. Джеймс, служивший в то время в военной администрации острова...— Некоторые рекомендации конгресса были одобрены губернатором и опубликованы как законы, но «большинство — отвергну- fbi, забыты или стали объектом суровых упреков» 28.
24 декабря 1930 года губернатор В. Брэдли провозгласил «Билль о правах» для Гуама, которому суждено было остаться на бумаге: министерство военно-морского флота отнеслось к нему с явным неодобрением. Однако в марте 1931 года по инициативе того же В. Брэдли прошли выборы в гуамский конгресс, состоящий из двух палат: Палаты совета из шестнадцати депутатов и Палаты ассамблеи — из двадцати семи. Депутаты избирались на основе всеобщего избирательного права. Каждый район, независимо от количества населения, был представлен одним членом Палаты совета с четы-
[61]
рехлетним сроком полномочий. Депутаты Палаты ассамблеи избирались на два года по принципу: один депутат на каждую тысячу человек населения.
Однако новый конгресс не обладал никакими законодательными правами и представлял собой чисто консультативный орган.
Одновременно с выборами в конгресс проводились выборы муниципальных уполномоченных и их заместителей. Но в 1936 году американская администрация вернулась к прежней практике назначения на эти должности.
Губернатор по своему усмотрению распоряжался финансами острова, облагал налогами, устанавливал таможенные пошлины, размеры штрафов, плату за лицензии. Следует учесть при этом, что три четверти доходов Гуама составляли налоговые поступления.
Еще в самом начале американского правления народ Гуама заявлял о своем стремлении создать собственное правительство. В 1901 году тридцать два гуамоких лидера направили конгрессу США петицию с просьбой прислать на Гуам комиссию, которая изучила бы возможности создания постоянного правительства. Однако эта петиция, как и последовавшие за ней попытки добиться предоставления гражданских прав Гуаму, наталкивались на сопротивление военно-морского министерства, министерства иностранных дел и блокировались Палатой представителей. Так было, например, в 1938 году, когда гуамцы собрали деньги и послали двух -представителей в Вашингтон, чтобы лично вручить петицию о предоставлении гражданства жителям острова. Новый «Билль о правах» народа Гуама был принят Сенатом, но блокирован в Палате представителей.
Накануне второй мировой войны военно-морская администрация Гуама имела двенадцать департаментов, во главе каждого из которых стоял офицер флота. В департаментах служили гуамцы, но пи одни из них не занимал руководящей должности.
Увеличилось число районов, или муниципалитетов. При испанцах их было всего четыре, в 1939 году — пятнадцать. Муниципалитетом Аганьи управлял с 1931 года главный уполномоченный, в обязанности которого входил контроль над деятельностью уполномоченных других районов. Уполномоченный района выступал также в
[62]
роли судьи, разбиравшего мелкие правонарушения, которые влекли за собой штраф не более пяти долларов. Директивы доводились до «жителей на собраниях, созывавшихся раз в месяц в каждом муниципалитете. На них присутствовали начальник департамента администрации, главный уполномоченный, местные чиновники, медсестра и по крайней мере по одному взрослому представителю от каждой семьи.
Эта система управления Гуамом сохранилась без существенных изменений до середины XX столетия. Лишь после окончания второй мировой войны была произведена некоторая, не имеющая принципиального характера, реорганизация в управлении островом.
Неограниченная власть губернатора полностью сохранилась: он по-прежнему оставался главой законодательной, исполнительной и судебной власти.
К высшим чинам «гражданской администрации были отнесены заместитель губернатора и «главы двенадцати департаментов: права, юстиции, образования, здравоохранения, внутренних дел, общественных работ, гражданской полиции, тушения пожаров, финансов, земельного, городского «планирования, банков. Гуамский конгресс, не работавший в период японской оккупации, был восстановлен без каких-либо изменений своей, как мы отмечали, весьма урезанной компетенции. Гуамцы не получили также определения своего гражданского статуса.
По общему положению гуамцы, служившие в американской армии в течение второй мировой войны, имели право на американское гражданство. Но для практического его осуществления они должны были подписать текст присяги в органах американской службы иммиграции и натурализации. Поскольку отделения этой службы на Гуаме не существовало, то никто из бывших военнослужащих-гуамцев не смог осуществить этого права 29.
Законопроекты о гражданстве жителей Гуама дважды, в 1945 и 1946 гг., вносились в конгресс США, но были блокированы военно-морским министерством на том основании, что народ Гуама не в состоянии еще осуществлять «права и обязанности, устанавливаемые в этих законопроектах 30.
Передача Гуама на полстолетие в полное распоря-
[63]
жение военно-морского командования США не была случайной. Остров еще до захвата его американцами получил прочную репутацию важной морской станции на коммуникационных путях в Тихоокеанском бассейне. Когда командующего американской эскадрой на Филиппинах коммодора Деви морское министерство спросило, какой остров, по его мнению, является лучшей в Тихом океане морской станцией, он ответил, что для этих целей лучше всего подходят остров Уаланн в северной части Тихого океана и Гуам 31.
Примерно в это же время капитан К. X. Стоктон писал адмиралу С. Б. Люсу: «Чем больше я думаю о Ладроновых (то есть Марианских.— К. М.) островах, тем яснее вижу их ценность как опорных пунктов в Тихом океане. Остров Гуам, который в течение долгого времени использовался для встреч американских китобойных судов, находится на прямой линии между Гавайями и Филиппинами и так расположен, что от него пароходы достигают до всех портов Японии, Кореи, Филиппин, а также Шанхая и Гонконга в Китае не более, чем за пять дней» 32. Адмирал Люс, в свою очередь, просил сенатора Генри Кэбота Лоджа использовать все свое влияние, чтобы остров был оккупирован немедленно. «Я говорю „немедленно", потому что конец войны уже виден» 33.
Появление крейсера «Чарлстон» в водах Гуама было не случайным. Его командир имел инструкции охранять свободу коммуникаций американской эскадры, действовавшей под командованием коммодора Деви, и с этой целью разрушить все фортификационные сооружения испанцев на Гуаме, захватить или уничтожить имевшийся там запас угля 34.
Гуам представлял собой ценность еще и в связи с прокладкой подводного телеграфного кабеля, соединявшего США с азиатскими странами. Президент Мак-Кинли в обращении к конгрессу 10 февраля 1899 года писал: «Гавайские острова и Гуам становятся территорией Соединенных Штатов и образуют удобные опорные пункты на пути через океан; необходимость установления быстрой телеграфной связи между Соединенными Штатами и всеми этими Тихоокеанскими островами становится императивной» 35.
«Основанием для захвата Гуама у Испании,— писал
[64]
в 1911 году губернатор острова Д. Борн, — было прежде всего приобретение участка суши, необходимого для проведения транс-тихоокеанского кабеля...» 36.
Впервые телеграфная связь Гуама с внешним миром установилась 5 июня 1903 года, когда была закончена Прокладка кабеля между Манилой и Гуамом. Через месяц, когда президент Теодор Рузвельт официально открыл транс-тихоокеанскую линию телеграфной связи, заработал телеграф между Гуамом и Сан-Франциско. К 1906 г. Гуам стал важным узлом тихоокеанской телеграфной связи. Через остров Яп Гуам был связан с Шанхаем, а через острова Бонин — с Японией 37.
Значение Гуама в стратегических планах США все время росло. Комиссия во главе с капитаном Д. Ф. Мерри, обследовавшая Гуам в 1900—1901 гг., предлагала в своем отчете планы расширения строительства военных сооружений на острове, указывая, что Соединенные Штаты .получат огромные преимущества от «развития этой очень важной морской станции как стратегического опорного пункта на пути в Филиппины...» 38.
Адмирал А. Мэхэн, один из крупнейших американских военно-морских теоретиков, выступая в 1911 году в военно-морском колледже, развивал планы превращения Гуама в «Гибралтар Тихого океана». В это же время капитан Д. С. Маккии, принимавший участие в плавании крейсера «Чарлстон» к Гуаму в 1898 году, опубликовал тезисы о значении заморских военных баз (в том числе и Гуама), которые представляют интерес и для современного читателя, ибо в них, пожалуй, впервые в американской специальной литературе рассматривается тема, ставшая столь популярной после второй мировой войны. В своих тезисах Д. С. Маккин, в частности, писал: «Имея Гуам, превращенный в Гибралтар Тихого океана, Гонолулу, находящийся за нашей западной оборонительной линией, прикрытой Гуамом, и недалеко от наших домашних портов, становится второстепенной базой и может быть .не столь сильно укреплен против нападений с запада... По тем же самым причинам и в той же самой степени укрепление Гуама и Оаху сократит необходимость содержания постоянных гарнизонов на наших морских базах на Американском континенте... Гуам не имеет собственных ресурсов, но, будучи маленьким островом, может быть превращен
[65]
в мощную военно-морскую базу с минимальной затратой средств и небольшим гарнизоном» 39.
В этом же духе высказался накануне первой мировой войны губернатор Гуама капитан А. Хундс: «Для тех, кто изучил этот предмет, станет ясно: мы не можем удержать Филиппины без размещения там больших сил, что будет стоить очень больших денег. Поэтому предлагается сделать Гуам плацдармом для сражений, что может быть осуществлено с меньшими расходами; эта политика получила одобрение-военного и морского колледжей, генерального штаба, объединенного военного и морского штаба, военно-морского министра и президента» 40.
Годы первой мировой войны прошли для Гуама спокойно. Единственным событием стало появление в декабре 1914 года в водах острова германского крейсера «Корморан».
Приход его на Гуам был вызван необходимостью пополнить запасы угля и пищевых продуктов. Губернатор Гуама не только отказался дать па это разрешение, но и интернировал экипаж крейсера, состоявший из 33 офицеров и 340 матросов. В этом качестве германские моряки находились на Гуаме до вступления Соединенных Штатов в войну с Германией в апреле 1917 года. После этого они перешли на положение военнопленных. Командиру крейсера было приказано сдать корабль. Он отказался это сделать и взорвал «Корморан», чтобы американцы не захватили его. При этом погибло десять немецких моряков 41.
В водоворот событий Гуам попал в годы второй мировой войны, о чем пойдет речь ниже. Именно тогда американское командование особенно высоко оценило громадную стратегическую ценность и Гуама, и других микронезийскях островов.
«Воскресным утром 7 декабря 1941 г., когда вражеские воздушные силы напали на Пирл-Харбор,— писал американский историк Сперри,— Тихий океан выдвинулся в центр мировых событий. Острова, чьи названия были неизвестны большинству американцев... сразу стали как бы оборонительной линией, защищающей западный фланг Северной Америки» 42.
Изгнав Японию с Марианских островов, Соединенные Штаты начали там интенсивное строительство аэро-
[66]
дромов и портов (особенно на островах Сайпан и Тиниан). Острова были превращены в своего рода авианосцы.
На Гуаме значительно расширили существовавшую там морскую базу. 'В начале августа 1944 г. адмирал Нимиц объявил, что намерен превратить Гуам в главную базу военно-морского флота США на Тихом океане 43.
Начиная с 24 ноября 1944 года и до конца войны с расположенных на Марианских островах аэродромов американская бомбардировочная авиация наносила массированные удары по Японии. Именно с Тиниана в августе 1945 года поднялся в воздух бомбардировщик «Б-29» со смертоносным атомным грузом для Хиросимы.
В американской военной литературе Марианские острова часто называют «ключом к войне на Тихом океане» 44. Значение бомбардировок, осуществленных с Марианских островов, в военном разгроме Японии подчеркивают и многие японские военные и государственные деятели. Так, принц Нарухико Хигашикини, главнокомандующий внутренней обороной Японии в период второй мировой войны, писал: «Война была проиграна, когда Марианские острова отобрали у Японии и когда мы услышали, что летят Б-29... Мы, командование обороной страны, почувствовали, что война проиграна, и сказали об этом» 45.
В подобных высказываниях, несомненно, содержатся большие преувеличения. Видные военные деятели и теоретики США и Англии, такие, как генерал Арнольд, адмирал Нимиц, Бернард, Броди, генерал Фуллер и др., не разделяют подобного преувеличенного значения воздушных бомбардировок в достижении победы над Японией 46. Однако не приходится сомневаться в том, что захват Марианских островов дал американскому командованию серьезные преимущества в войне с Японией.
После второй мировой войны стратегическое значение Тихоокеанских островов не уменьшилось. Эти острова представляли собой превосходные естественные плацдармы для размещения военных баз реактивно-термоядерного оружия и проведения ядерных испытаний.
На стратегическое значение Тихоокеанских островов как «важнейшую причину их аннексии» указывал и американский ученый Д. Оливер в своей книге «Тихоокеанские острова» 47.
[67]
Цитируется по изд.: Малаховский К.В. Остров, открытый Магелланом (Гуам). М., 1975, с. 59-67.
Примечания
26. The Treaty of Paris, — «Guam Recorder», 1972, January — March, стр. 41.
27. L. Thompson, Guam and It's People, стр. 65.
28. R. E. James, The Guam Congress,— «Pacific Affairs», 1946, vol. 19, № 4, December, стр. 409—410; L. Thompson, Guam and It's People, стр. 69.
29. L. Thompson, Guam and It's People, стр. 79.
30. Там же.
31. A. V a g t s, Deutschland und die Vereinigten Staaten in der Weltpolitik, New York, 1935, vol. II, стр. 1369.
32. A. G l e a v e s, Life and Letters of Rear Admiral Stephen B. Luce, New York, 1929, стр. 280.
33. Там же, стр. 281—282.
34. House Documents, 55th Cong., 3d sess., № 3, Appendix, стр. 151.
35. Senate Documents, 55th Cong., 3d sess., № 113, стр. 1.
36. Цит. no кн.: E. S. Pomeroy, Pacific Outpost, Stanford, 1951, стр. 7.
37. «Guam Recorder», 1973, January — March, стр. 3.
38. Цит. no кн.: Е. S. Pomeroy, Pacific Outpost, стр. 24.
39. Там же, стр. 36.
40. Там же, стр. 40.
41. О. Bartlett, Destruction of S. M. S. «Согтогап»,— «Guam Recorder», 1972, October — December, стр. 42—50.
42. A. Sperry, The Pacific Islands Speaking, New York, 1955, стр. VII.
43. Ph. A. Crowl, The War in the Pacific. Campaign in the Marianas, Washington, I960, стр. 443.
44. Там же, стр. 446.
45. Там же, стр. 445.
46. Вторая мировая война 1939—1945 гг., М., 1958, стр. 777.
47. D. О l i v е r, The Pacific Islands, стр. 232.