Великий северный морской путь

Великий северный морской путь

Арктика и ее моря являются кратчайшим морским путем из стран Западной Европы в страны Восточной Азии — Китай и Японию), а также в Западную Америку.

Мы уже видели, что почти четыреста лег тому назад англичане, а за ними голландцы делали усиленные попытки попасть северным путем в далекие страны востока и юга, в Китай, Японию и Индию. Но все эти попытки неизбежно кончались неудачей.

После плавания Норденшельда, о котором мы рассказали уже выше, было много попыток пройти северо-восточным проходом, но все они заканчивались неудачей. Географы стали считать, что северо-восточный проход из Атлантического океана в Великий практически невозможен.

Только в 1893 г., когда было приступлено к постройке Сибирской железной дороги, было решено сделать попытку доставить некоторые материалы в Сибирь северным морским

[127]

путем. Два парохода — «Лейтенант Овцын» и «Лейтенант Малыгин» — и парусная баржа «Лейтенант Скуратов» благополучнопрошли Карскоеморе к поднялись по реке Енисею до города Енисейска.

После этого были предприняты исследования устьев Оби и Енисея, Югорского Шара, Карских Ворот и Карского моря.

Во второе десятилетие XX века, с целью более детального обследования побережья Сибири и Сибирского Ледовитого моря, были построены по образцу знаменитого нансеновского «Фрама» два специальных парохода-ледокола: «Таймыр» и «Вайгач» (те самые, на которых в 1913 г. Вилькицкий открыл Северную Землю (…). Начиная с 1910 г., «Таймыр» и «Вайгач» ежегодно совершали плавание по Северному Ледовитому морю вплоть до начала мировой войны.

Новый этап в истории северного морского пути был положен плаванием из Европы в устье Енисея парохода «Коррект» в 1913 г. В этом плавании принял участие и Фритьоф Нансен. «Коррект» совершил рейс из Норвегии в устье Енисея и обратно. Плавание «Корректа» доказало, что северный морской путь, по крайней мере в его западной половине, вполне доступен.

После войны и революции вопрос о северном морском пути получил дальнейшее развитие. В 1920 г. в Лондоне было основано русско-английское торговое общество («Всероссийское кооперативное общество»), более известное под названием Аркос. Это общество купило пять пароходов для плавания из Лондона в Сибирь. Первый опыт был сделан в 1921 г. Эти пароходы, в сопровождении ледокола «Ленин», благополучно доставили в Сибирь около 10 тысяч тонн разного груза. Обратно на этих пароходах было отправлено свыше 5 тысяч тонн шерсти, кож, мехов, асбеста и графита.

Начиная с 1921 г., плавание из Европы в устья Оби и Енисея принимает регулярный характер, причем число пароходов и количество грузов неизменно растут из года в год что видно из следующей таблицы:

[128]

Годы

Число паро-ходов

Количество грузов (в тоннах)

Экспорт

Импорт

Всего

 

 

 

 

 

1921

5

4877

8440

13317

1922

5

5837

7790

13627

1923

1

24

1076

1100

1924

3

4148

6528

10676

1925

4

5582

7600

13182

1926

5

10070

9098

19168

1927

6

11114

13314

24428

1928

8

17107

12271

29378

1929

26

60060

13500

73560

1930

46

142000

16000

158000

 

 

 

 

 

 

Таким образом за последние пять лет число судов возросло в двенадцать раз.

В 1923 г. грузооборот пал вследствие известной ноты Керзона и последовавших осложнений во взаимоотношениях СССР с Англией.

В настоящее время вся работа по осуществлению и улучшению северного морского пути находится в руках особого Комитета северного морского пути (сокращенно Комсеверо путь). Комитет предпринял целый ряд работ по устройству портов на Оби и Енисее, а также по постройке специальных судов-лихтеров для перевозки грузов по Оби и Енисею. Теперь имеется уже семь таких лихтеров.

Летом 1929 г. на Енисее, в Игарском протоке, начат постройкой первый Северо-Енисейский лесо-экспортный завод Комсеверопути. С постройкой этого завода втягиваются в промышленную эксплуатацию самые северные лесные массивы Приенисейского края. Без сомнения, в недалеком будущем порт Игарка на Енисее превратится в населенный город и станет сибирским Архангельском в области лесо-экспортной торговли.

Постройка лесозавода на Игарке есть начало великого -строительства на севере Сибири. В -ближайшие годы намечено сооружение в Туруханеком крае и на Тобольском севере нескольких лесообрабатывающих заводов, консервных заводов, создание крупных оленьих совхозов и колхозов, развитие морского зверобойного промысла, постройка салотопен и утилизационных заводов, холодильников для рыбы и дичи, фабрик по обработке речных водорослей и т. д.

[129]

Являясь прямым и дешевым путем для вывоза сибирского сырья на- внешние рынки, северный морской путь имеет также первостепенное значение и в деле снабжения тяготеющей к нему обширной территории нужными для дальнейшего подъема ее производительных сил импортными товарами.

В европейской части советского Заполярья строится порт Индига близ устья реки Печоры. Порт Индига будет морским портом проектируемого Камско-Печорского водного пути. Но все, что достигнуто пока, есть результат только первых шагов на пути к овладению северным путем. Задачей ближайшего будущего является всестороннее исследование великого северного морского пути на всем его протяжении от Мурмана до Берингова пролива. В настоящее время уже разрабатываются планы больших экспедиций на север, которые будут осуществлены в ближайшие годы.

[130]

Цитируется по изд.: Лебедев Н.К. Арктика. М.-Л., 1932, с. 127-130.