Трансильвания в XVI веке

Трансильвания в XVI веке

Княжество Трансильвания. В результате победы турок в 1526 г. у Могача и захвата в 1540 г. Буды Венгерское королевство потеряло независимость и было расчленено на три части: императору Фердинанду Габсбургскому (Австрия) достались западные области Венгрии; центральная часть страны, включая столицу, Буду, подпала под власть Турции, которая провозгласила ее в 1541 г. своим пашалыком. Позже, в 1552 г., турки превратили в пашалык и район Тимишоары.

Трансильвания, пользовавшаяся до тех пор некоторой автономией и возглавлявшаяся воеводой, считавшимся наместником венгерского короля, была объявлена вассальным княжеством и должна была платить Турции дань, как румынские княжества Валахия и Молдавия.

До 1571 г. княжеский трон Трансильвании занимали князья Заполья. Турция оказывала этому роду поддержку в его борьбе против попыток Габсбургов включить Трансильванию в свою империю. В период 1551 —1556 годов, когда Трансильвания была захвачена Габсбургами, Турция помогла князьям Заполья вернуть утерянный трон. В этой борьбе за Трансильванию приняли деятельное участие господари Молдавии Ильяш, Рареш и Александр Лалушняну, а также господари Валахии Мирча Чабан и Патрашку Добрый. Возвращения на трон Трансильвании рода Заполья требовал трансильванский сейм, состоявший из дворян, недовольных тем, что Габсбурги ущемляли их интересы.

Князей Заполья на троне Трансильвании сменил род князей Баториев, правивших страной во времена Михаила Храброго.

Социальная жизнь. В XVI веке положение знати, интересы которой сейм, состоявший из ее представителей, защищал и от короля и от князя, значительно укрепилось. Положение крепостного крестьянства, трудившегося в дворянских поместьях, на церковных и королевских землях, становилось все более тяжелым. Это было одним из результатов унии 1437 г., называвшейся Унией трех наций (Unilo trium nationum), но бывшей в действительности объединением дворянства трех народов: венгров, саксонцев и секлеров. Объединенная общими классовыми интересами, их знать усилила и без того чрезвычайно жестокий гнет, которому подвергались румынские и венгерские крепостные крестьяне, — они были фактически, хотя и не юридически, закрепощены. В то же время отдельных румынских старост (cneji), которые управляли крепостными деревнями, эта знать принимала в свои ряды, одаряя поместьями и должностями, возводя в дворянство и одновременно усиливая эксплуатацию остального крестьянства. Все эго было причиной частых крестьянских восстаний в XVI века.

[127]

Крестьянское восстание Дожи (1514). В самом начале XVI века крестьяне Трансильвании, в ответ на все усиливавшийся гнет магнатов, начали восстание, во главе которого встал Георгий Дожа.

В это время по инициативе папы Льва X велась подготовка к крестовому походу против турок. В Венгрии идея крестового похода поддерживалась митрополитом регентом Бокоизом. Крепостным крестьянам, уходившим в поход, была обещана свобода; это привело к массовому уходу крестьян с помещичьих земель. Магнаты, поместья которых остались без рабочих рук, пытались силой заставить крестьян вернуться на свои земли, притесняли семьи крестьян, ушедших в поход. В ответ на это крестьяне, участники крестового подхода, ставшие лагерем вблизи Буды, восстали и обратили свое оружие против знати. Предводителем повстанцев стал мелкопоместный дворянин из Секлерской области (село Мирцалау) Георгий Дожа.

Преобладающее большинство повстанцев составляли крестьяне; к ним примкнуло угнетенное население городов. Повстанцы наголову разбили направленное против «их войско, которым командовали Стефаи Бокони и ченадский епископ Николай Чаки, разгромили дворянские замки и усадьбы в долине реки Тиссы и проникли в долину реки Муреш. В районе рек Черного и Белого Криша восставшие крестьяне, возглавляемые священником Лаврентием, захватили город Орадя. Затем восстание распространилось на область Марамуреша, Родны, Бистрицы и Клужа.

Дожа выступил перед следовавшими за ним повстанцами с зажигательной речью, в которой призывал их бороться «против нищеты, голода и нужды, против грязи и бледности лица». Он призывал крестьян «с оружием в руках отвоевать свободу, похищенную дворянами», и наказать «этих людей, у которых камень вместо сердца, за их преступления».

Восставшие крестьяне захватили один за другим города и села Арад, Ченад, Липову, Ширию, Надлак и др. Они дошли до стен Тимишоары, но взять этот город оказались не в силах. На помощь Тимишоаре поспешил воевода Трансильвании Иоанн Заполья. В бою за город Дожа был ранен и взят в плен вместе со своим братом Григорием и другими руководителями восстания.

Восстание было подавлено. По данным некоторых историков, свыше 60 тысяч румынских и венгерских крестьян пали жертвой ярости магнатов. Самому тяжелому наказанию подвергся Дожа. Он был раздет донага и посажен на раскаленный железный трон. Три раза ему на голову возлагалась раскаленная железная корона. Куски его тела, вырванные клещами, отдавались на съедение голодным пленным. Изуродованное тело народного вождя было затем четвертовано, а отдельные его части выставлены у

[128]

крепостных ворот Пешта, Альба-Юлйи и Орадя-Маре. Другой вождь восстания, священнйк Лаврентий, был посажен на кол на городской площади Клужа и затем сожжен. Этой жестокой расправой магнаты-помещики хотели еще теснее затянуть петлю крепостничества вокруг крестьян, боровшихся за свои права.

Однако королевские власти в Траисильвании и дворяне не могли решиться на истребление захваченных повстанцев, так как они нуждались в крепостных для обработки земель. Вследствие этого в октябре 1514 г. дворянский сейм принял следующее решение:

«Все крестьяне, восставшие против своих естественных господ, заслужили поголовной казни за преступления. Но во избежание столь большого кровопролития и для того, чтобы не исчезли с лица земли все крепостные, без которых дворяне не могут жить, постановляем, что должны быть преданы казни лишь одни командиры и сотники, главари и подстрекатели, а также и те, относительно кого будет доказано, что они убивали дворян либо бесчестили их жен. Крестьянам же, у которых будет обнаружено оружие, будет отрублена правая рука».

Под давлением дворян король Владислав издал Будский указ, которым обязал крестьян возместить ущерб, нанесенный дворянам восстанием, и навеки прикрепил их к земле (perpetuae rusti citati subjecti). На крестьян были возложены следующие повинности в пользу помещиков: один день барщины в неделю, подать в размере 100 динаров в год, одна девятая часть урожая, по двенадцати кур и два гуся со двора и по одной откормленной свинье с десяти дворов в год. Католическая церковь также получила право взимать одну десятую часть урожая, собранного с земли, обработанной крепостными крестьянами.

Через три года юрист Вербеци внес положения Будското указа в свое произведение «Трипартитум». Это был кодекс феодальных законов, написанный кровью крепостных крестьян; в нем защищались права и интересы крупных земельных собственников.

В дальнейшем на книгу Вербеци дворяне стали ссылаться в своем стремлении еще больше закрепостить крестьян.

Восстание 1526 г. Крестьянское восстание 1526 г. возглавлялось Иованом Царулом. Волнения крестьян, которых поддерживали угнетенные сербы, охватили страну от Баната до Ораштие. Но и это восстание было подавлено в крови, а Иован Царул был схвачен солдатами в городе Сегедине. Не желая оказывать поддержку угнетавшему их дворянству, крестьяне не принимали участия в битве у Мотача.

[129]

Восстание секлеров в 1562 г. Крестьяне-секлеры, которых король облагал непосильными поборами, в 1562 г. отказались от уплаты этих поборов и восстали. Восстание секлеров было жестоко подавлено королем Иоанном Сигизмундом (сыном Иоанна Заполья). Вожди повстанцев были посажены на кол. Рядовых секлеров лишили старых привилегий и низвели на положение плательщиков податей.

В период захвата Трансильвании Михаилом Храбрым также происходили крестьянские восстания. Во время восстаний крестьяне пользовались поддержкой присоединявшейся к ним городской бедноты, которая проявляла в мятежах свое недовольство гнетом господствующего слоя и стремление к освобождению.

Церковь. Государственной религией Трансильвании была католическая; католики считали православных румын раскольниками. Но и православная румынская церковь имела свои епархии: Вад, Инеу, Джоаджу, Сильваш. Митрополиты православной церкви получили официальное признание лишь во второй половине XVI века. Православным митрополитом румын «всего Трансильванского края и Венгерских земель» был Евфимий, посвященный в сан митрополита сербским патриархом Макарием Ипекским. После него митрополитом трансильванской православной церкви стал Геннадий, который был посвящен в сан в городе Тырговиште и резиденция которого находилась в Альба-Юлии. Михаил Храбрый добился вначале от Сигизмунда Батория подчинения всех православных приходов Трансильвании «юрисдикции митрополита Тырговиштского». В дальнейшем же, после завоевания Трансильвании, Михаил создал «архиепископство и митрополию Балграда, Вада, Сильваша, Фагараша, Марамуреша и Венгрии». Первым митрополитом всей Трансильвании был священник Иоанн из Прислопа.

Саксонцы, перешедшие во второй половине XVI века в лютеранскую веру, пытались обратить в новую веру и православных румын. С этой целью они издали на румынском языке «Сибиуский катехизис» (1544), вслед за которым вскоре был издан «Брашовский лютеранский катехизис», выпущенный дьяконом Кореей (1559). Венгры, перешедшие в кальвинистскую веру, в свою очередь проповедовали ее среди православных румын, назначили к ним епископов-кальвинистов и стали распространять среди них богословские книги (кальвинистского толка, вроде «Ораштской палии» (1582). Все эти усилия лютеран и кальвинистов не привели к сколько-нибудь значительным результатам.

В отличие от основной массы румынского населения Трансильвании румынские зажиточные крестьяне (cneji), получившие дворянство, проявляли готовность принять католическую веру для того, чтобы вступить в ряды венгерской знати. Николай Олах

[130]

и Михаил Чаки, по прозвищу Валах, достигли высоких степеней в иерархии католической церкви и занимали важные государственные посты — первый в качестве регента Венгрии, а второй в качестве наместника трансильванского князя.

Православная церковь не пользовалась поддержкой государства, и поэтому православные румынские крепостные имели возможность воздвигать лишь скромные деревянные церкви. Только на окраинах Трансильвании были построены немногочисленные более крупные церкви и монастыри.

[131]

Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 127-131.