Боснийское государство в XII – XIV веках

Боснийское государство в XII – XIV веках

Область, лежащая к западу от реки Дрины — в бассейне Босны и Врбаса, составляющая центральную часть современной Боснии, в период раннего средневековья не имела политической самостоятельности. Но, по-видимому, уже во второй половине X —XI веков Босния представляла собой целостный территориально-политический организм, во главе которого стоял бан как носитель государственной власти. С начала XII века, после распада Дуклянского государства, Босния стала самостоятельной. Но она не смогла сохранить свою независимость. Усилившееся в это время Венгерское королевство, в состав которого вошли хорватские земли, стремилось подчинить и прилегавшую к ним Боснию. Уже в 50-е годы XII века баном Боснии вместо представителя местной знати был поставлен славонский феодал Борич — вассал венгерского короля. В результате византийско-венгерской войны 1166—1167 годов Босния на 13 лет попала в зависимость от Византии, но после смерти императора Мануила I она вновь оказалась под властью Венгрии. В вассальной зависимости от Венгерского королевства Босния оставалась вплоть до турецкого завоевания (вторая половина XV века), хотя степень этой зависимости менялась в связи с переменой политической конъюнктуры и соотношения сил, и иногда носила номинальный характер.

Уже в конце XII века бан имел собственный, хотя, видимо, еще немногочисленный аппарат власти. Так же как и в Сербии, отдельные области в Боснии назывались жупами. Во главе их стояли честники, назначавшиеся баном. Они объединяли в своих руках военные и судебно-административные функции, собирали налоги.

Развитие Боснийского государства в период средневековья и его политическая история были тесно связаны со спецификой сложившихся в Боснии церковных отношений. Первые сведения о церковной организации Боснии относятся к концу XI века, когда она подчинялась Барской архиепископии. Затем ненадолго боснийские земли в церковном отношении попали в зависимость от Сплитской митрополии. В конце XII века бан Кулин в целях ослабления хорвато-венгерского влияния добился подчинения Боснии Дубровницкой архиепископии. К этому времени относятся и первые сведения о распространении в стране ереси.

[124]

В самом конце XII века римская церковь обратила внимание на то, что в Далмации и Дукле сохраняется восточный обряд богослужения на славянском языке, а также многие обычаи, принятые в восточной церкви (вступление духовенства в брак и другие). В Далмации обнаружилось много еретиков, которые проникли и в Боснию; еретики эти были заподозрены в принадлежности к патаренству. Бан Кулин обвинялся в пособничестве им. В Боснию в 1203 году был послан специальный папский легат. 

По его требованию составили акт, подписанный дубровипцким архидьяконом, рядом представителей боснийского духовенства и баном Кулином, содержавший обязательство следовать учению римско-католической церкви. В целях насаждения порядков западной церкви в 1232 году был смещен местный епископ и назначен иностранец. Для преследования ереси в Боснию отправились представители воинствующего монашеского ордена доминиканцев. В следующем столетии сюда проникли францисканцы. 

В борьбе против католичества сформировалась боснийская церковь, приверженцы которой звали себя «добрыми людьми», «добрыми босняками» и отстаивали церковную независимость. Борьба за церковное подчинение Боснии закончилась для римской курии неудачно: епископ не удержался в стране и переехал в 1239 году в Славонию.

Вопрос о происхождении и характере боснийской церкви вызвал споры в научной литературе, которые еще не закончены. Часть историков вообще отрицает еретический характер вероучения боснийской церкви. Однако большим признанием пользуется взгляд, согласно которому боснийская церковь по своему учению отличается и от православной, и от католической и является еретической — патаренской.

Учение боснийской церкви было дуалистическим, ее приверженцы отрицали церковные обряды и имели свое особое богослужение, близкое к богослужению богомилов. В то же время в отличие от последних боснийские патарены признавали христианские праздники, святых, действенность молитв об умерших п другое. В богомильстве нашло выражение социально-религиозное движение крестьян, в нем были сильны противо-церковные и антифеодальные тенденции. В отличие от этого приверженцами боснийской церкви были светские феодалы п даже некоторые баны, а не только простой народ. Но и последнему она была ближе, чем католическая церковь, так как служба велась па славянском языке, а духовенство состояло из местных людей. Боснийская церковь не собирала с крестьян десятину, как католическая, и не имела земельных владений с феодально зависимыми крестьянами. Оставаясь всегда еретической, она с середины XIII века и до уничтожения самостоятельности Боснии (во второй половине XV века) сохраняла господствующее положение в стране.

Во главе церкви стоял епископ, называвшийся дедом, следующую ступень иерархии составляли «гости». Словом «крестьяне» обозначали патаренское монашество, составлявшее основу церковной организации. Они, подобно «совершенным» богомилам Болгарии и Македонии, вели аскетический образ жизни, жили общинами. Простые верующие могли жениться, не исполнять постов, но должны были поддерживать свою церковь и участвовать в молитвенных собраниях.

Боснийская церковь оказала влияние на государственную жизнь и политическую историю Боснии. Отсутствие крупных земельных владений у духовенства способствовало особенно быстрому росту экономической силы, а вслед за этим и политического могущества светских феодалов. Если в Сербии православная церковь была крупнейшим в стране земельным собственником, имела тесные связи с правящей династией и всемерно помогала королям в борьбе с властелой, то в Боснии положение было совсем иным. Боснийская церковь пе могла стать опорой банов в их

[125]

борьбе против сепаратистских устремлений светских феодалов. Она была тесно связана с последними и подчас поддерживала их в борьбе против банов и королей. Все это препятствовало укреплению центральной власти в государстве, способствовало росту самостоятельности крупных феодалов, постепенно ставших неограниченными господами в своих владениях. В то же время, борясь против католической церкви, патарены отстаивали политическую независимость Боснии от притязаний венгерских королей.

Специфика боснийской церкви была причиной длительной борьбы внутри страны и целого ряда внешнеполитических конфликтов. Католическому миру «боснийская ересь» давала постоянный повод для вмешательства в дела Боснии, для организации против нее крестовых походов или посылки туда инквизиторов. В своей борьбе против патаренства Рим всегда опирался на-вооруженную поддержку католических феодалов Венгрии, стремившихся полностью подчинить себе Боснию и периодически совершавших по призыву пап крестовые походы против нее. В этих походах, начавшихся с 1234 года и не раз повторявшихся и XIII—XIV веках, церковные интересы тесно сплетались с политическими расчетами и территориальными притязаниями венгерских королей.

История Боснии XIII века наполнена главным образом церковно-политической борьбой. Страну разоряли походы венгерских феодалов. В 1241 году Босния, как и ряд соседних стран (Венгрия, Далмация), подверглась нашествию монголо-татар. Правившие в 30—80-х годы XIII века боснийские баны Матей Нинослав и Приезда стали послушными вассалами венгерских королей. Правда, Матей Нинослав первоначально пытался отстоять самостоятельность Боснии (1235 г.). но угроза нового нападения заставила его подчиниться. Подчинение Венгрии ослабляло власть бана и его влияние в стране. В середине XIII века от Боснии были отторгнуты венграми ее северные области — Усора и Соли.

Политическая ситуация еще более усложнилась с 90-х годов XIII века, когда в Венгрии начинается ослабление центральной власти, растут феодальные усобицы и усиливаются некоторые венгерские и хорватские магнаты. Среди них была хорватская фамилия князей Брибирских, возглавляемая баном Павлом Шубичем. Заручившись поддержкой претендентов на венгерский престол из династии Анжу, Шубичи значительно расширили свои владения. В 1298 году Павел Шубич именовался «баном всей Хорватии», а в следующем году принял титул бана Хорватии, Далмации и господина Боснии. Непосредственную власть в Боснии он передал сначала своему брату Младену I, погибшему в борьбе с патаренами, а потом сыну Младену II (с 1304 г.).

Господство Шубичей в Боснии, характеризовавшееся прокатолической политикой и преследованием местной церкви, вызывало активное противодействие значительной части феодалов. После того как Младен II потерпел поражение в борьбе с хорватскими феодалами, он не смог удержаться п в Боснии, где власть после четвертьвекового господства Шубичей вновь перешла к представителю боснийской династии — Степану II Котроманичу (1322—1353 гг.).

Во время правления Степана II произошло значительное расширение и укрепление Боснийского государства. Будучи сам католиком, Степан старался поддерживать хорошие отношения с патаренами. Он пользовался доверием и покровительством венгерского двора, но во время междоусобиц хорватских феодалов Нелипчичей и Шубичей не упустил возможности значительно расширить свои владения на север и запад. Используя династические неурядицы в Сербии, Степан присоединил к Боснии Хум. В результате все Адриатическое побережье от Дубровника до Омиша оказалось в его руках. Приобретение прочных позиций на далматинском

[126]

побережье по соседству с Дубровником имело большое значение для экономического развития Боснии и расширения ее торговых связей. Этому способствовало и урегулирование торговых отношений с Дубровником (1332 г.).

В борьбе за расширение своих владений боснийский бан опирался на помощь феодалов, которых он привлекал раздачей земель и городов с условием: «да служи господину оружием колико може наиболее» и освобождением от налогов. Это позволило Степану II укрепить свое положение и подчинить непокорных феодалов.

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

Боснийская королевская печать. XV век.

Однако преемнику Степана II Котроманича Степану Твртко (1353—1391 гг.), вступившему на престол в 15-летнем возрасте, пришлось столкнуться с сильной оппозицией феодалов. Приход к власти молодого и неопытного бана совпал с периодом усиления Венгерского государства. Венгерский король Людовик (Лайош) I вел активную внешнюю политику, стремись прочнее подчинить своей власти земли, зависимые от королевства, и расширить его границы. Людовик I усиленно вмешивался во внутренние дела Боснии. 

Желая привлечь на свою сторону некоторых боснийских феодалов (Хорватиничей, Степанчичей), он обещал за верность венгерской короле изъять их из-под власти и юрисдикции бана. Со своей стороны Твртко старался удержать колеблющихся вельмож и шел им па уступки. 

В 1357 году, чувствуя свою слабость, бан вынужден был пойти на примирение с венгерским королем. Людовику была уступлена часть Хума, расположенная между реками Неретвой и Детиной, и область Завршье с торгом Дриева. Твртко признал верховную власть венгерского короля. обязавшись как вассал помогать ему в войнах. Венгерский король не удовлетворился этим и, опираясь на разрешение папы Иннокентия VI боснийскому епископу Петру призвать на помощь инквизиции государственную вооруженную силу (1300 год), двинул в 1303 году на Боснию войска, но встретил активный отпор и вынужден был отступить.

Между тем внутреннее положение Боснии все более осложнялось. В 1366 году началось восстание феодалов против бана, вынужденного бежать в Венгрию. Лишь при поддержке венгерского короля, стремившегося использовать создавшуюся ситуацию для укрепления своих позиций в Боснии, Твртко вернулся на банский престол. Вслед за тем он начал энергично бороться за укрепление своей власти, изгоняя непокорных вельмож, раздавая земли и привилегии своим приверженцам.

Твртко пришлось вести борьбу не только с боснийскими феодалами, но и со своим агрессивным соседом Николой Алтомановичем, который подстрекал против бана подвластных ему кнезов, присоединял владения бана к своим. Победа над Николой Алтомановичем в 1373 году (…) позволила боснякам овладеть землями в бассейне рек Пины, Тары и Лима.

Приморские владения Николы Алтомановича, перешедшие к Балшичам, в результате восстания травунской властелы вскоре также оказались в составе Боснии.

[127]

Внешнеполитические успехи значительно подняли престиж Твртка, а захват сербских земель пробудил в нем новые претензии. По бабке, дочери сербского короля Драгутина, он состоял в родстве с династией Неманичей. После смерти царя Уроша других более прямых потомков семьи сербских владетелей не оказалось и Твртко в монастыре Милешево у гроба архиепископа Саввы венчался, как «краль срблем и Босне и Поморию и западным странам» (1377 год). Однако Твртко не сделал никакой попытки реализовать новый титул, использовать феодальную борьбу в Сербии для расширения своей власти в сербских землях. Его внимание вскоре было отвлечено в другую сторону — к Адриатическому побережью, где Босния имела серьезные экономические интересы.

Смерть венгерского короля Людовика I снова вызвала борьбу за престол и внутренние беспорядки в Венгрии. Этим не преминул воспользоваться деятельный боснийский король. Узнав о смерти Людовика, он тотчас напал на западный Хум и вернул себе земли, отданные Венгрии по договору 1357 года. Затем к Боснии были присоединены Котор, переданный в 1385 году Твртку венгерской королевой Елизаветой, Клис и Островица (1387 год). В 1390 году Боснии заявили покорность города Сплит, Трогир и Щибеник, а также острова Брач, Хвар и Корчула. Чтобы привлечь новых подданых на свою сторону, Твртко подтвердил права, которыми они пользовались раньше. Расширив таким образом своп владения за счет приобретений на далматинском побережье, в том числе и в Далматинской Хорватии, Твртко изменил свой титул и стал называться: «краль Рашки, Босны, Далмации, Хорватии и Приморья».

Столь быстрый территориальный рост Боснийского государства и включение в его состав части сербских и хорватских земель, хотя и были результатом ловкой политики энергичного и решительного правителя, свидетельствовали не столько о внутренней силе Боснии, сколько о слабости Венгрии, раздиравшейся усобицами, о бессилии расчлененной на ряд феодальных владений Сербии, уже немало ослабленной турками.

Турецкий натиск, хотя и не столь упорный как в Сербии, с 80-х годов XIV века начала ощущать на себе п Босния. Первые набеги османов на ее территорию представляли собой не завоевательные, а грабительские походы. Так, осенью 1388 года турецкое войско напало на Боснию, но было разбито отрядами воеводы Влатка Вуковича у Билечи (севернее Требинья). Твртко принадлежал к немногим балканским правителям, понимавшим опасность турецкой агрессии. Он пытался оказать помощь сербам в борьбе с османами и вступили союз с князем Лазарем. Как говорилось выше, босняки приняли участие в Косовской битве.

Во второй половине своего правления Твртко стремился достигнуть оживления экономики в боснийских землях. Он сделал попытку вести самостоятельную экономическую политику и избавить Боснию от торговой монополии Дубровника, а также поддерживал купцов Котора, бывших конкурентами последнего. Чтобы иметь прочные позиции на море 

и вести самостоятельную торговлю, он построил в 1382 году при входе в Которскую бухту город Святой Степан (позже Нови. теперь Герцегнови). Но все эти меры существенных последствий не принесли. Твртко по требованию Дубровника пришлось отказаться от создания в Святом Степане центра соляной торговли. А Венгрия по просьбе Дубровника запретила вывозить из Хорватии и Далмации в этот порт соль и вино.

Быстрое расширение Боснийского государства вполне соответствовало интересам феодалов, получавших от короля все новые владения. Поэтому боснийские вельможи поддерживали Твртко, во время правления которого их мощь п влияние еще более выросли. Это стало одной из причин непрочности успехов, достигнутых Твртко в деле расширения Боснийского государства п стабилизации его внутреннего положения.

[128]

Цитируется по изд.: История Югославии в двух томах. Том I. Под ред. Ю.В. Бромлея, И.С. Достян, В.Г. Карасева, С.А. Никитина. М., 1963, с. 124-128.