Мессения: завоевание Спартой

Мессения: завоевание Спартой

Общественно-политический строй Спарты, складывавшийся в обстановке постоянных войн с соседними городами, окончательно оформился лишь после упорной борьбы за захват и порабощение плодородной Мессении. Об этих мессенских войнах сложился целый цикл народных преданий и песен, которые получили у позднейших греческих писателей и поэтов даже литературное оформление. 

Уже упоминавшийся нами весьма поздний (II век н. э.) греческий писатель Павсаний передает довольно много этих легендарно-поэтических материалов. В качестве непосредственной причины войны Павсаний выдвигает столкновение мессенца Полихара, владельца больших коровьих стад, со спартанцем Эвфемом из-за пастбищ. В этом рассказе, отражавшем стремления спартанцев к захвату земель, Павсаний показывает основную причину наступления спартанцев на Мессению, начавшегося во второй половине VIII века до н. э., при спартанских царях Феопомпе и Полидоре. 

Греческие писатели III века до н. э. Риан и Мирон в поэтической обработке предания о мессенских войнах изображают Мессению государством, которым правит царская династия Эпитидов в лице царя Эвфая, окруженного представителями местной аристократии. Война идет сначала с явным успехом в пользу мессенцев, но трагическая участь Мессении предопределена божеством, и постепенно центром сопротивления мессенцев делается гора Ифома, у границ

[22]

Аркадии. После 14 лет борьбы мессенцы были разбиты и покорены, а часть их выселилась в разные места Пелопоннеса и Греции. Оставшиеся должны были отдавать половину продуктов своего хозяйства завоевателям. 

Через несколько десятков лет после этой, так называемой первой мессенской войны мессенцы под предводительством некоего Аристомена восстали против своих поработителей. Образ Аристомена как борца за освобождение Мессении от спартанского гнета окутан ярко романтической легендой. 

Эта вторая мессенекая война, судя по преданиям, запечатлевшимся в стихах одного из древних лирических поэтов — Тиртея, носила уже общепелопоннесский характер. Опасаясь за свою независимость в связи с возраставшей военной силой Спарты, на поддержку мессенцев выступили маленькие пастушеско-земледельческие народцы Пелопоннеса: аркадцы, пилийцы, пизаты. Самая крупная сила Пелопоннеса — Аргос — несмотря на свою враждебность в отношении Спарты не смогла оказать восставшим мессенцам существенной поддержки, так как в Арголиде в это время шла обостренная классовая борьба. Происходивший в это время в Арголиде процесс оформления полисов вызвал ожесточенные столкновения как между старыми и новыми группировками населения отдельных полисов, так и между северо-пелопоннесскими центрами: Коринфом, Сикионом, с одной стороны, и Аргосом — с другой. 

После ряда битв, в которых вождь восставших мессенцев Аристомен совершал сказочно-геройские подвиги, происходит решительная битва у «Большого

[23]

рва»; победа остается за спартанцами лишь благодаря предательству аркадского вождя по имени Аристократ. После этой битвы центр военных действий переносится снова на север Мессении. Там мессенцы укрепляются в пограничной с Аркадией местности, на горе Эйра. Аристомен превращается теперь в героического партизана, который с отрядом в 300 человек терроризует спартанские силы в Мессении, отбирает все продукты, так что спартанцы решают «на все время войны оставить Мессению и пограничную часть Лаконии без всяких посевов». 1

 В конце концов Аристомен со своим отрядом нападает на лакедемон[1]ское поселение Амиклы, но терпит неудачу и попадает в плен. Его бросают в подземную темницу, от[1]куда он чудесным образом бежит, и снова руководит мессенцами, расположившимися на Эйре. Случайность и предательство помогают спартанцам захватить Эйру; однако ее защитники в плен не попадают, а уходят за пределы Мессении и поселяются главным образом на северном берегу Пелопоннеса, у местечка Навпакта. 

Область Мессении, захваченная спартанцами, была поделена на участки, которыми завладели спартиаты; оставшиеся мессенцы были превращены в гелотов, образовавших основную массу порабощенного и жестоко угнетавшегося земледельческого населения. 

Покорение Мессении и постоянная борьба с ближайшими племенными группировками и привели Спарту к тому, что там сложился своеобразный социально-политический строй, который характеризовался, с одной стороны, законсервировавшимися до-

_____

1. Павсаний , IV, 18.

[24]

классовыми отношениями в среде господствовавшей верхушки, с другой — тем, что эта верхушка овладела новой военной техникой, которая выковывалась в непрерывных походах и в обстановке военно-лагерного быта у себя дома. Как справедливо отметил буржуазный военный историк Дельбрюк, этот спартанский строй несмотря на свою примитивность был определенным прогрессом по сравнению с родоплеменными отношениями территорий, окружавших Лаконию.

[25]

Цитируется по изд.: Бергер А. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936, с. 22-25.