Трансильвания в XII – XV веках

Трансильвания в XII – XV веках

Трансильвания была полностью завоевана Венгрией при короле Стефане I. Этот король — основатель венгерского государства — присоединил все мелкие княжества и воеводства Трансильвании. В Трансильвании жило тогда румынско-славянское население, объединенное в общины. В XII и XIII веках в Венгрии стали усиливаться феодальные отношения. Крупные феодалы, а среди них и представители католической церкви приобретали все большую независимость от короля. Королевская власть слабела, и в 1222 г. Андрей II дал дворянам «Золотую буллу», закреплявшую права и привилегии дворянства со всеми вытекающими отсюда последствиями: освобождением дворян от податей, усилением крепостничества и т. д.

Дворяне и представители католической церкви получали от короля Венгрии большие поместья на завоеванной земле, а крестьяне превращались в зависимых крепостных (villici). Число дворян все больше увеличивалось, они захватили много деревень и заняли господствующее положение в экономической жизни Трансильвании. Дворяне отняли у крестьян большую часть пахотной земли, и крестьяне вынуждены были арендовать ее у дворян, выплачивая им оброк — вначале натурой, а позднее и деньгами. Крестьяне были организованы дворянами в военные отряды, носившие название бандер. Посредниками между дворянами и крепостными служили бывшие воеводы и князьки, большинство которых утратило свои политические привилегии. Ввиду того что крестьяне убегали и переселялись от одного помещика к другому, дворяне добились от короля запрещения свободного передвижения крестьян.

Венгерский король, стремясь увеличить свои доходы, решил укрепить существовавшие города и создать новые. Для этого он поселил на территории Венгрии, в том числе и в Трансильвании, большое количество немцев

______

1. В Трансильвании селились главным образом немцы из Саксонии, поэтому общее название для трансильванских немцев в Румынии — саксонцы (sa'i). Поселение саксонцев увеличило пестроту населения Трансильвании, в которой жили уже до этого румыны, славяне, венгры и секлеры (часть венгерского народа, поселившаяся в Трансильвании задолго до завоевания венграми нынешней Венгрии). Все эти народы сохраняли своеобразие в социальной жизни и в обычаях. - Прим. ред.

[85]

Колснизация усилилась в начале XIII века, при короле Андрее II, который призвал рыцарей Тевтонского ордена (1211) и использовал их главным образом в Трансильвании для усиления городов, защиты границ, а также для распространения католической религии и подавления восстаний коренного населения, не мирившегося с непрерывным усилением крепостничества.

В 1301 г. династия Арпадов на венгерском престоле прекратилась. После ожесточенной борьбы престол перешел к Анжуйской династии. Короли этой династии, стремясь усилить королевскую власть, опирались на горожан и на мелких и средних дворян, чтобы с их помощью ослабить крупных феодалов. Особенно острую борьбу против крупных феодалов вел Людовик (1342—1382), который в 1370 г. стал польским королем. При нем мощь Венгрии в Европе увеличилась.

В 1351 г. произошло примирение между королем Людовиком и крупным дворянством. Дворяне признали власть короля, который помог им усилить закрепощение крестьян на всей территории Венгерского королевства.

Королевская власть. Королевская власть в Венгрии вначале была очень сильна. Король укрепил свое господство в Трансильвании путем раздачи поместий дворянам и католической церкви. Но вскоре престиж королевской власти начал падать. Представитель короля в Трансильвании, воевода, выступал на деле выразителем интересов дворянства. Дворяне заставляли короля давать им ряд привилегий, ухудшавших общественное и экономическое положение крестьян.

Католическая церковь. Постепенно усилилась власть и католической церкви. Помимо поместий, полученных от короля, католические священники получали земли и от местного дворянства. Экономическая мощь католической церкви возросла за счет труда крепостных и за счет десятины, взимавшейся вначале только с крестьян-католиков, а позднее и со всех подневольных крестьян. Вследствие этого в Трансильвании усилилась борьба между католической церковью и некатолическим крестьянством; она приняла характер религиозной борьбы между католицизмом и православием. В поместьях, принадлежавших католической церкви, чаще всего возникали восстания, и борьба там была самой ожесточенной.

Дворянство. Подлинными господами в Трансильвании были крупные земельные собственники. Они пользовались всеми привилегиями и не имели никаких обязанностей. Для того чтобы

[86]

сохранить свою власть над массой крепостных крестьян, крупные феодалы и церковь действовали совместно. Привилегированное положение дворянства, имевшего в своем распоряжении и военную силу, еще больше увеличилось после того, как появилась турецкая опасность. Но наряду с крупным дворянством существовало также и мелкое дворянство; это дворянство поддерживало королевскую власть. Некоторые мелкие дворяне действовали даже вместе с крестьянами, восстававшими против крупного дворянства.

Когда дворяне в Трансильвании попадали в трудное положение, созывался сейм венгерских, саксонских и валашских дворян. Первый известный сейм такого рода был созван в 1291 г. в городе Альба-Юлии.

Закрепощение крестьянства Трансильвании в XIV веке. После прекращения династии Арпадов (1301) процесс феодализации Трансильвании ускорился. Большинство крестьян превратилось в крепостных помещиков-дворян и церкви; их села вошли в состав дворянских и церковных латифундий. Было запрещено свободное передвижение крестьян, и их обязали платить подати, оброк, выполнять барщину и другие работы.

Торговля и города. Торговля и города в XIII и XIV веках переживали расцвет. Особенно развились благодаря торговле и ремеслу пограничные города, находившиеся на больших торговых путях, пролегавших через Карпатские горы, как Сибну, Брашов и Бистрица. Из Трансильвании вывозились в Молдавию и Валахию металлические изделия, оружие, тонкие ткани, бумага, кожа и т. д. В центре Трансильвании, вокруг шахт и рудников, развились ремесла в городах Клуже, Турде, Медиаше и др. Выросло городское население, состоявшее из ремесленников и торговцев, на которое венгерский король опирался в борьбе против крупных феодалов.

Восстания в Трансильвании. Укрепление феодального строя в Трансильвании в XII—XIV веках вызвало большое недовольство крестьян. Многие крестьяне бежали в леса и оттуда нападали на имения светских и церковных магнатов. В 1116 г. крестьяне выступили против дворян и католической церкви Трансильвании; к сожалению, это движение мало известно. Попытка насильно обратить население в католическую веру вызвала бегство многих крестьян в Валахию и Молдавию. Крестьяне, оставшиеся в Трансильвании, подняли в 1290 г. восстание, во время которого была сожжена епископальная церковь в Альба-Юлии. В восстании принимало участие и городское население.

В XIV веке восстания получили более широкий размах. В 1339 г. крестьяне Бихорского края восстали против орадского епископа,

[87]

так как католические прелаты непомерно увеличили оброк и насильственно обращали крестьян ,в католичество. В 1344 г. жители деревень Гайлы, Димитрия и Терпиу восстали против своих помещиков и были побеждены лишь с помощью трансильванского воеводы. В 1408 г. в Тимишоарском крае восстали против нарушения их прав мелкопоместные дворяне и крепостные. Известны также восстания румынских и венгерских крестьян в 1430, 1434 и 1435 годы. Протестуя против жестокой эксплуатации, крестьяне отказались вступить в венгерскую армию, когда турки напали на Трансильванию (1435).

Все эти частые волнения, предшествовавшие событиям 1437 г., о которых речь будет идти ниже, отражали также влияние гуситского движения в Чехии. Из Чехии много гуситов бежало в Трансильванию и Молдавию; они усилили боевой дух крестьянских масс.

Восстание трансильванских крестьян в 1437 г. в Бобыльне.

Усиление крепостного гнета в Трансильвании вызвало резкое ухудшение положения крестьянства. Крестьяне платили ежегодную подать королю. Католическая церковь и духовенство облагали крестьян непомерными податями. Наконец, крестьяне должны были платить оброк и отбывать барщину у своих помещиков (дворян, графов и т. д.). Тяжелый гнет, которому подвергались крестьяне, привел к росту их недовольства. Это — главная причина крестьянских восстаний в Трансильвании.

Непосредственным толчком для восстания крестьян в 1437 г. послужили грабительские методы католической церкви при взимании десятины. Из-за турецкого нашествия (1435—1436) крестьянство не смогло полностью уплатить десятину. Между тем католический епископ Трансильвании Лепеш приказал немедленно взыскать с крестьян недоимки. Это распоряжение епископа нашло поддержку короля Сигизмунда, который угрожал жестокими мерами, если крестьяне будут продолжать отказываться от уплаты недоимок. Но крестьяне продолжали упорствовать. Тогда епископ приказал священникам не совершать богослужений на крестинах, при венчании и погребении тех, кто отказался платить десятину, и отлучить от церкви села, отказывающиеся от уплаты. Это распоряжение еще больше обострило противоречия и усилило ненависть крестьян к духовенству. Кроме того, ранее предпринятые католической церковью меры по взысканию десятины не только с католиков, как бывало в предыдущие века, но и с православных вызывали еще большее недовольство крестьян.

Помимо этого, на рост сопротивления крестьянских масс действиям католической церкви Трансильвании оказало сильное влияние восстание гуситов в Чехии. Желая сохранить свои экономические позиции, католическая церковь, опасавшаяся к тому же, что это движение может принять реформаторский характер,

[88]

как это было В Чехии, послала в 1436 г. в Трансильванию инквизитора, францисканца Якова де Маркиа, который с помощью войск, предоставленных в его распоряжение епископством, стал подавлять сопротивление широких масс православных крестьян. Таким образом, в Трансильвании социальная борьба все сильнее переплеталась с борьбой религиозной.

Стараясь сохранить и упрочить свою экономическую мощь, католическая церковь подкрепляла мероприятия по взысканию повинностей действиями инквизиции и попытками насильственного обращения в католичество. Венгерские и румынские крестьяне, боровшиеся за облегчение своего положения, ненавидели католическое духовенство. Православные крестьяне оказывали упорное сопротивление насаждению католичества, которое влекло за собой еще большее их закрепощение.

Между тем король Сигизмунд отчеканил новую монету, значительно ниже нарицательной стоимости, а епископ Лепеш предъявил крестьянам требование производить платежи по нарицательному курсу монеты, что вызвало еще большее возмущение крестьян. Действия церкви ущемляли также интересы мелкопоместного дворянства и горожан; вспыхнувшее в 1437 г. крестьянское восстание охватило также и эти слои населения.

Помимо основного противоречия, существовавшего между многочисленной крестьянской массой и господствующим классом, причиной усиления социальных и политических волнений в Трансильвании было недовольство мелкопоместных дворян крупными помещиками, противоречие интересов городского населения и господствующей феодальной прослойки и, наконец, внутренние распри среди крупных феодалов.

Начало восстания. Крупнейшее восстание крестьян, вспыхнувшее в 1437 г., отличается от всех предыдущих восстаний и выступлений в Трансильвании. Если до этого времени недовольство крестьян выражалось главным образом в массовых побегах или восстаниях местного характера, то крестьянское восстание 1437 г. замечательно своим широким размахом и своим организованным характером.

Это крестьянское восстание вспыхнуло весной 1437 г. в уезде Нижняя Альба и быстро распространилось на Северную Трансильванию (уезд Сату-Маре и долины рек Муреш и Сомеш). Охватив почти всю Трансильванию, оно проникло на территорию Венгрии.

Крестьяне напали на феодальные замки, заняли ряд городов (среди которых был и Клуж) и удерживали их (при поддержке ремесленников и городской бедноты) в течение почти всего восстания. Крестьяне организовали свой основной лагерь близ деревни Альпарет, у подножья горы Бобыльны. К этому лагерю

[89]

они подвезли много скота и продовольствия, захваченных в результате нападения на замки феодалов.

Вначале восстание не имело единого руководства. Но уже после создания лагеря близ Альпарета из среды крестьян начали выдвигаться вожди «всех венгерских и румынских крестьян Трансильванского княжества», как то: Вайдахази Пал, Антал Надь, Яков Иоанн из Клужа, а также и другие, имена которых не установлены.

Они организовали в Бобыльне лагерь по примеру чешских гуситов.

В Трансильвании было довольно много городов, имелось многочисленное сословие ремесленников, объединенных в цехи и имевших некоторый опыт борьбы. Ремесленники, работавшие в дворянских поместьях, также принимали активное участие в этом крестьянском движении. Участие ремесленников оказало большое влияние на движение крестьянства и явилось для последнего существенной помощью, между прочим, и потому, что ремесленники изготовляли во время восстания необходимое оружие. Из рядов ремесленников выдвинулось много вождей восстания.

В начале июля 1437 г. недалеко от города Дежа произошло первое столкновение крестьянского войска с феодальной ратью, руководимой воеводой Ласло Чаки. Пехота и конница феодалов окружили лагерь повстанцев, расположенный у подножья горы Бобыльны.

Восставшие крестьяне, хотя и чувствовали справедливую ненависть к феодальным эксплуататорам и были хорошо укреплены на горе Бобыльне, направили к дворянам до начала сражения делегатов, стараясь уладить конфликт путем мирных переговоров. Но представители помещиков не согласились вести переговоры. Воевода Чаки приказал повесить парламентеров.

Начался кровопролитный бой, и крестьяне, вооруженные преимущественно вилами, косами и топорами (несколько лучшее вооружение имели мелкие дворяне, участвовавшие в восстании), выдержали натиск закованной в броню рати надменных феодалов, хорошо знавших военное дело.

Несмотря на то что по вооружению и опыту румынские и венгерские крестьяне были намного слабее феодалов, они, воодушевленные идеями свободы и стремлением сбросить с себя крепостную зависимость, одержали победу. Это было первой большой битвой, которую вели восставшие в Трансильвании, и первой победой, которую одержало в период этого восстания крестьянство, поднявшееся против своих эксплуататоров. После этого было заключено соглашение, полный текст которого следует ниже:

«Конвент аббатства имени преблаженной девы Марии желает всем христианам — ныне живущим и тем, которые в будущем узнают о повествуемых событиях, — спасения во имя господа.

[90]

Мы хотим довести до сведения всех, что, с одной стороны, Ласло, сын Бенедека Фарнаши, Ласло, сын Гуэро Сямошфальви, Бзнедек Жуки и Денеш Фарнаши — дворяне, избранные корпорацией дворян, а с другой стороны — благоразумные мужи: Ласло Биро (Юдекс), Виноше и Ласло Бана, сын знаменитого Ласло, крепостные Бани Янош и Мароти из Альпарета и Антал, крепостной Дершё Лесонци из венгерского Богата, мастер Антал из Гал-Кенда, мастеровой Томаш из Сек, Иоанн, сын мастера Якова из Клужа, Ласло, сын Гала из Антоша, вожди и бойцы из рядов венгров, а также мастер Пал Вайдахази, знаменосец валашских и венгерских жителей княжества Венгрии, избранные для приведения в исполнение нижеизложенного дела, лично явившись перед нами, засвидетельствовали следующее:

Венгры и валахи, проживающие в имениях Трансильвании, ввиду того, что достопочтенный отец Георге Лепеш, епископ трансильванский, не пожелал получить десятину, причитавшуюся ему с жителей-венгров, в обесцененных динарах и позволил, чтобы она скопилась за три года, недавно же потребовал уплаты десятины в дорогостоящей монете, а затем за неуплату десятины незаслуженно обрушил на них незаконный интердикт, запретив погребать наших родителей, сестер и братьев, сыновей, дочерей и других лиц своей паствы, умерших без совершения таинства святого причастия, что наполнило нашу душу болью и скорбью, между тем как, противно духу всех обычаев католической и простонародной церквей, сестры и дочери их вынуждены были бракосочетаться или выходить замуж без обычных церковных обрядов, ввиду того, что господа тоже ввергли их в тяжелое рабство, превратили их в продажных рабов, ибо когда они желали перейти из одного имения в другое, им в этом отказывали, а имущество их отбирали — с целью восстановить древние свободы, дарованные и предоставленные некогда королями жителям мадьярской страны, и чтобы сбросить и свергнуть непосильное для бедняков иго, достигнув полной договоренности относительно своих стремлений, собравшись у горы Бобыльны, что на границе с вышеупомянутым Альпаретом, и обсудив серьезно свои дела, с величайшей покорностью через специально посланных делегатов испросили у господ, по изложенным причинам и вытекающим из них следствиям, чтобы господа вернули им свободы, о которых выше сказано, что они были дарованы королями.

Но господа, заткнув себе уши, не вняли просьбам, а уполномоченных воевода Трансильвании Ласло Чаки поймал, отрубил им головы и тела изрубил на куски, после чего вице-воевода и оба секлерских испана 1 напали на остальных со своими войсками,

______

1. Испли — одно из высших должностных лиц секлеров в Трансильвании. — Прим. ред

[91]

причем в битве полегло много людей как с одной, так и с другой стороны.

В конце концов, побуждаемые милостивым вдохновением божеским, некоторые богобоязненные дворяне и мужи, осененные милостью святого духа, из среды тех же дворян и жителей страны, которые выступили за установление мира между обеими сторонами, укротив свое сердце, пришли к соглашению и решили заключить мир, предав забвению все, что они до сих пор совершили друг против друга, и преисполнившись общего желания, которое никоим образом не должно быть нарушено под угрозой наказания, полагающегося за клятвопреступление. Это свое решение они закрепили специальным заявлением о том, что нижеуказанными постановлениями они выражают решимость не совершать ничего против бога и его святой церкви, короны, против прав господина его величества Сигизмунда, короля Венгрии, и что, сохраняя верноподданство, они хлопочут лишь о возвращении свобод, издавна дарованных королями, но забытых и аннулированных вследствие вопиющих злоупотреблений; что они не помышляли и не попытаются и в будущем сопротивляться, причинить зло или наносить ущерб господам дворянам и другим вельможам и видным церковным сановникам.

Ввиду того что по причине изменения стоимости монеты — динаров — они не платили десятины епископу новой монетой и обе стороны зашли далеко, пока не произошло столкновение, и ввиду того что имели место также непонимание и упомянутые опасности, — они решили, чтобы впредь давалось и платилось в счет епископской десятины по флорину золотом, т. е. в теперешней монете по 100 динаров за каждые двадцать крестов, и чтобы в период уплаты епископу десятины ни с кого из крепостных пахарей или виноградарей ни магнаты, ни дворяне, ни какие-либо господа не смели брать что-либо из остальных девяти частей продуктов.

Те же из вышеупомянутых лиц, которые держат от господ в аренду виноградники или землю, обязаны платить обычную десятую долю, а за пахотную землю — обычную плату.

Далее, так как ограбление и угнетение жителей являются следствием того, что господа не отпускали крестьян переходить с одного места в другое и отнимали у них имущество, решено, что после уплаты десятой доли и прочих долгов люди свободны переезжать, куда им заблагорассудится, и им не должны чиниться помехи.

А если кто станет чинить помехи и попытается присвоить себе имущество крепостных, пожелавших переехать в другое место, — уплатит штраф в три марки. Те же, которые за переход из одного поместья в другое будут привлечены к суду или вынуждены

[92]

будут представить залог, не должны покидать свое место до выяснения их дела.

А тех из крепостных, которые, не уплатив десятой части, попытаются тайно скрыться от действия права и закона, их господин может, по обычаю страны, затребовать через судью, если под присягой — своей и двух свидетелей — докажет, что покинувшие его имение крепостные совершили это тайно и в нарушение закона. Далее решили, что после смерти крестьянина, не имеющего наследников, хозяин не имеет права взять ничего, кроме одного молодого быка трех лет, а все остальное имущество переходит вдове или родственникам. Если же кто не имеет жены, наследников или кровных родственников и умрет, не оставив завещания, то все его имущество перейдет к собственнику имения.

Далее, постановляют и решают строго блюсти установление о том, чтобы впредь ежегодно накануне праздника вознесения 1 из каждой деревни, поместья и поселения собирались по два разумных человека, достойных доверия, и вместе с вышеупомянутыми вождями или, по крайней мере, с некоторыми из них, или с иными, избранными по этому случаю, являлись на вышеуказанную гору Бобыльну с тем, чтобы эти вожди, или некоторые из них спросили стариков, соблюдали ли господа вольности, дарованные им, или нет. И если будет установлено, что кто-либо из дворян полностью или частично нарушил принятое решение или совершил что-либо противоречащее ему, пусть это считается клятвопреступлением, а остальные дворяне да остерегутся защищать нарушителя.

Что касается уплаты долгов, податей и выполнения повинностей, то пока не будет найдена грамота Стефана Великого или потомков последнего, в которой говорится о свободах крестьянских, или пока не будет вновь издана такая грамота его величеством, — подати и годовые приношения и повинности будут уплачиваться следующим образом.

В качестве ежегодной подати каждый крепостной будет платить один динар в нынешней монете в день святого Стефана и больше ничего не должен платить. Господам, имеющим мельницу, их крепостные обязаны доставлять на рождество христово меру овса, а на пасху — два кулича и цыпленка. Что касается трудовых повинностей, крепостные обязаны один день косить, или пахать, или чинить плотину мельницы и, согласно обычаям, содержать ее в хорошем состоянии. Подать в размере десятой доли со свиней и пасек или другие поборы подобного рода, которые с некоторого времени стали вымогать у городских жителей, венгров и валахов, никто не обязан платить господам помещикам.

______

1. Христианский праздник, отравлялся на 40-й день после Пасхи. — Прим. ред.

[93]

Далее, крепостные обязаны выполнять обычные услуги для кладовой господина, однако ключник не смеет принуждать их к другим работам. Крестьянин, торгующий своим вином, не имеет права продавать его в каком-либо ином доме или месте и не имеет права требовать, чтобы другие не торговали одновременно с ним.

Далее, постановляют и решают, что если в грамоте святого Стефана не говорится точно о взаимоотношениях между господами и крепостными, следует выбрать из крестьян богобоязненных и усердных людей, которые, совместно с доброжелательными дворянами, избранными для этой цели, должны будут серьезно это обсудить и установить справедливый порядок и обычай, в силу которого они и потомки их смогли бы жить в мире.

Далее, решают и располагают, чтобы снабжение продуктами во время походов совершалось по доступной и умеренной цене без практиковавшихся до сих пор злоупотреблений. В то же время приказывают, чтобы те, кто обязан содержать отряды, имели в соответствующих местах достойных дворян разведчиков, которые следили бы за тем, чтобы господин не призывал в войско людей по пустякам.

Постановляют, что если любой дворянин где-либо из любых побуждений убьет кого-либо из упомянутых крепостных, будет мучить его или прольет кровь каким угодно способом, при любых обстоятельствах, и если пострадавший — будь то его крепостной или чужой — сможет это доказать по закону с помощью двух свидетелей, то это будет считаться клятвопреступлением, й да не посмеет никто из дворян защищать виновного. Равным образом, если кто-либо из крепостных этих господ возмутится и посмеет совершить подобное против своих господ или других дворян, причинив им убыток или другое зло, и если это также будет доказано по закону двумя или тремя свидетелями, то такое преступление будет считаться уголовным и виновный подлежит немедленному наказанию с лишением всего имущества.

Приказывается строго выполнять следующее: никто из дворян не смеет обижать, или чинить зло, или наносить ущерб вождям или выборным, а также крестьянам за то, что они теперь восстали с оружием в руках, — в противном случае такой дворянин будет считаться клятвопреступником, и если это будет установлено, то ни воевода, ни его заместитель, ни епископ, ни испан секлеров не должны брать его под защиту, иначе клятвопреступниками будут считаться и они.

Также постановляют, что десятина, которая уже несколько лет не платилась епископу, будет уплачена в нынешней валюте, по 100 динаров с 20 крестов, а задолженность королю будет уплачена в сумме 500 динаров и они не будут ждать королевского указа о снижении этой суммы.

[94]

Постановили и приказывают строго придерживаться грамоты Стефана, если таковая будет найдена, а если нет, то входят в силу вышеуказанные постановления и от них вовеки никто не смеет отречься.

Всякий, кто будет действовать против вышеизложенного договора и обязательства, будь он господин или крепостной, сочтен будет клятвопреступником, и да побоятся все брать его под защиту» 1.

Происки дворян против восставших. Соглашение, заключенное между дворянами и восставшими крестьянами, нанесло удар привилегиям дворян. Но дворяне пошли на уступки крестьянам лишь потому, что еще не успели подготовиться к борьбе. Они воспользовались заключенным перемирием, чтобы собрать новые силы для сопротивления. Происки дворян начались с первого же дня после заключения соглашения. Они старались ослабить солидарность восставших. Ввиду того, что соглашение удовлетворяло крепостных, крупные дворяне стремились привлечь на свою сторону мелкопоместных дворян, которые, хотя и были недовольны крупными помещиками, все же сами имели крепостных.

Крупные дворяне приняли ряд требований мелкопоместных дворян, которые, хотя и выступали за ежегодные совещания на горе Бобыльне, возражали против освобождения крепостных. Колебания мелкопоместных дворян способствовали ослаблению восстания.

Крупные дворяне забыли свои разногласия с епископом и католической церковью, заключили с ними прочный союз для борьбы против восставших и снова начали собирать войско, обратившись к воеводе Траноильвании, к вождям саксонцев и секлеров, а также к королю Венгрии Сигизмунду с просьбой прислать им королевские войска. Одновременно с этим высшее дворянство созвало на 16 сентября в Капольне совет, в котором были представлены шесть секлерских и столько же саксонских уделов, а также дворяне комитатов и представители города Бистрицы и округа Бырсы. Эти привилегрфованные группы заключили так называемый Союз трех национальностей (Unio trium nationum) 2.

Под давлением обстоятельств венгерские, саксонские и секлерские дворяне присягнули на верность королю и обещали друг другу «взаимную защиту против всякого врага, восстающего против родины». В соглашении они определили плату солдатам как в зимнее, так и в летнее время, обещали не переманивать солдат друг у друга и установили, что по требованию одной из договари-

______

1. Е. Hurmuzaki, Documente privitoare la Istoria Romaiiilor, voj. I, partea II, 1346— 1450 гг., стр. 614—619; также I. R. §irianu, lobagia, стр. 289—306.

2. См. I. R. Sirianu, lobagia.

[95]

вающихся сторон другая должна на следующий же день выступить на помощь. Они решили также, что все «споры, возникшие из зависти или вражды между ними и трансильванским епископом или кафедрой, должны быть теперь прекращены». Все это служит наглядным доказательством того, как господствующие феодальные круги готовились насильно свести на нет соглашение, принятое в Бобыльне. Феодалы хранили соглашение в тайне, стремясь захватить крестьян врасплох.

Характер этого сговора совершенно очевиден — он был направлен против широких масс румын и венгров и ставил целью подавить восстание и упрочить закрепощение крестьян.

Крестьяне, не питавшие никакого доверия к дворянам, внимательно следили за каждым их шагом. Им удалось узнать о соглашении, заключенном между феодалами в Капольне. Это вызвало новую вспышку движения и привело к новым кровопролитным боям между восставшими крестьянами и войсками феодалов. В конце сентября в Апати произошло крупное столкновение. Несмотря на то, что феодалы сконцентрировали все свои силы, восставшие крестьяне снова добились победы. Поэтому 6 октября феодалы были вынуждены возобновить переговоры с представителями восставших крестьян и заключить новое соглашение.

Второе соглашение между крестьянами и феодалами. Во втором соглашении были сохранены условия первого. Разница состоит в том, что в нем уже не упоминалось о грамоте Стефана и подчеркивалось, что соглашение заключено на время, до тех пор, пока король совместно с делегатами дворян и крестьян не установит, каковы должны быть взаимоотношения между крестьянами и феодалами. Феодалам удалось добиться исключения пункта, предусматривавшего, что делегаты дворян и крестьян должны встречаться раз в год; в качестве арбитра при возникновении конфликтов на этот раз должен был выступать король.

Вожди восставших крестьян приняли это условие, так как их силы слабели: часть крестьян, поверивших дворянам, разбрелась, колебания мелкопоместного дворянства все увеличивались.

Договор от 6 октября предусматривал отправку делегации из крепостных и дворян к королю Венгрии.

Новые происки дворян. Но дворяне совсем не собирались соблюдать и второе соглашение, принятое ими поневоле в результате их военного поражения. Они даже не выделяли представителей для отправки к королю. Наоборот, их военные силы подав[1]ляли в разных уголках Трансильвании очаги восстания, с тем чтобы позже было легче ликвидировать его полностью. Это нарушение соглашения вызвало новую вспышку восстания. Часть восставших направилась в глубь Трансильвании, другая — в Венгрию.

[96]

Восставшие крепостные нападали на отряды дворян, опустошая уцелевшие ранее замки и поместья. Центр и север Трансильвании были охвачены пожаром восстании. Крестьяне овладели городом Клуж. Один из вождей восстания — Антал Надь — был схвачен и изрублен на куски, но крестьяне избрали других руководителей и продолжали вести бои в течение всей зимы 1437/38 г., не страшась увеличивавшихся лишений.

Дворяне собрались с силами и, призвав на помощь саксонцев, осадили Клуж. Многочисленные атаки, предпринятые ими, остались, однако, безуспешными. С помощью ремесленников крестьяне выдержали натиск сконцентрированной под стенами города армии воеводы Трансильвании. Встревоженный неудачей осады, воевода Трансильвании послал ультиматум саксонцам, требуя немедленной помощи «для искоренения неверных крестьян» (январь 1438 г.).

Интересы саксонцев расходились с интересами венгерского дворянства (саксонцы занимались по преимуществу торговлей), и они не спешили оказать помощь, опасаясь потерять сочувствие городского населения, помощь которого была им нужна на случай конфликта с феодалами. Увидев, что саксонцы запаздывают и не соблюдают соглашения, заключенного в Капольне, дворяне создали новый союз с целью искоренить «зло и мятежи проклятых крестьян».

Конец восстания. Феодалы, собравшие крупные военные силы, нанесли восставшим поражение в Клуже. Однако восстание не прекратилось. Еще долгое время разрозненные отряды восставших крестьян вели борьбу в разных районах Трансильвании, сопротивляясь дворянам, которые в бешенстве опустошали села и убивали крестьян. В течение 1438 г. в Трансильвании еще существовали очаги восстания; лишь в 1439 г., когда после смерти Сигизмунда новый король Венгрии, Альберт, удовлетворил некоторые требования крепостных, в частности издал указ, в котором даровал право свободного перехода из одного имения в другое крестьянам, уплатившим долга помещикам, эта мера дала крестьянам некоторое удовлетворение. Но в последующие годы господствующий класс феодалов фактически отменил это право. Крестьянство еще много веков вело борьбу за свободу и землю.

Значение восстания. Борьба крестьян в 1437 г. приняла массовый характер и охватила всю Трансильванию. Крестьяне нанесли мощный удар эксплуататорам-феодалам. Но нерешительные мелкопоместные дворяне изменили своим союзникам, и только крепостные крестьяне и городская беднота продолжали борьбу до самого конца.

[97]

Однако городская беднота, из среды которой вышли и некоторые руководители восстания, также была слабой. У нее не было ни опыта, ни достаточно сил, чтобы выступить в роли такого союзника крестьянства, который был бы в состоянии его организовать и направлять. А без такого союзника, которым, как известно, может быть только пролетариат, крестьянство не могло победить.

Хотя крестьянское восстание 1437 г. и потерпело поражение, значение его было велико. Неоднократные победы над феодалами во время восстания, в открытой схватке, показали народу, что господствующие классы могут быть разбиты, и послужили стимулом для крестьян продолжать борьбу.

[98]

Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 85-98.