Молдавия в 1400-1432 годы

Молдавия в 1400-1432 годы

Александр Добрый (1400-1432)

Экономическая и социальная жизнь в Молдавии. Экономические и социальные условия в Молдавии были очень сходны с условиями в Валахии. В обоих княжествах росло феодальное землевладение, крестьяне все больше и больше попадали в крепостную зависимость. Как и в Валахии, в Молдавии продолжали существовать остатки общинного и рабовладельческого укладов.

Благодаря тому, что по рекам Молдавии проходили пути в порты, находившиеся на юге страны, развивалась внутренняя и внешняя торговля. Главным препятствием для развития торговли служила таможенная система, так как пошлины взимались не только на государственной границе, но и у мостов, на отдельных перекрестках, при въезде в город и т. д. внутри самого княжества. Сохранилось большое количество грамот, которые Александр Добрый выдавал купцам из Брашова, Бистрицы и Львова. Князь освободил этих купцов от некоторых пошлин и установил размер платы за провоз товаров. Была также усилена охрана дорог. Все это привело к расцвету таких городов, как Сучава, Роман, Яссы, Бырлад и т. д., где появились местные купцы и куда стали приезжать иностранные купцы — саксонцы, армяне, венгры и поляки. Государственная казна обогащалась за счет развития торговли, тем более что в это время Молдавия еще не платила дани Турции.

Административное устройство городов в Молдавии было схоже с тем, которое существовало в Трансильвании и Валахии. Города, населенные главным образом свободными людьми, подчинявшимися только воеводе, а не боярам, управлялись и здесь городским советом, состоявшим из 12 гласных (pargari), во главе с городским головой, которого называли шолтуз.

Государственное устройство и аппарат управления Молдавия заимствовала у Валахии. Они окончательно сложились во время продолжительного княжения Александра Доброго.

Войско. Относительно характера организации военного дела и обучения воинов при Александре Добром имеется значительно меньше данных, чем о войске валашского князя Мирчи. Однако известно, что в общих чертах организация военных сил покоилась

[80]

на том же принципе, что и в Валахии, т. е. на военной повинности земельных собственников, бояр и свободных мелких землевладельцев, которые имели то же вооружение, что и в Валахии.

В Молдавии имелась довольно сильная кавалерия, которая успешно участвовала в сражении под Мариенбургом против тевтонских рыцарей.

Церковь. Александр Добрый с самого начала своего княжения много заботился об укреплении церкви. Князь поспешил урегулировать конфликт, возникший между его предшественниками и патриархом, создал несколько новых епископств, построил ряд новых монастырей, стремясь добиться расположения и превратить ее в опору своей власти. В Молдавии, так же как и в Валахии, церковь получила во владение большое количество поместий с закрепощенными крестьянами (veciili). Жизнь в монастырях Молдавии развивалась так же, как и в монастырях Валахии, откуда переселилось много учеников старца Никодима.

Труднее всего было урегулировать старый конфликт с константинопольским патриархом. Во время княжения отца Александра Доброго патриарх объявил анафему Молдавии. Но Александр Добрый в 1401 г. после успешных переговоров добился признания патриархом Сучавской митрополии и митрополита Иосифа. Примирение было подкреплено прибытием посланца патриарха (монаха Григория Цамблака), который был назначен настоятелем монастыря Нямц и одновременно стал духовным советником князя. Он написал на славянском языке ряд проповедей. Позже этот ученый монах стал киевским митрополитом и принимал участие в Констанцском соборе (1415).

Помимо Сучавской митрополии, Александр Добрый создал еще два епископства: в Радауце и Романе. Он построил монастыри Бистрицу и Молдавицу и одарил их церковным имуществом, рабами и деревнями с крепостными. В молдавских монастырях развилась значительная культурная деятельность. Монастыри стали центрами обучения славянской грамоте. Здесь же возникли первые летописи, в которых записывались важнейшие события. Во время княжения Александра, под влиянием его жены Рингалы, было создано католическое епископство в Бае в дополнение к существовавшему в Серете еще со времен Лацку. Армяне также создали свое епископство в столице.

Во время княжения Александра Доброго католическое духовенство при поддержке Польши предприняло новое наступление на православную церковь, пользуясь поддержкой жены Александра, католички Рингалы. Александр вынужден был сделать ряд уступок католической церкви, но одновременно усилил православную церковь созданием митрополии, упомянутых двух епископств и ряда монастырей.

[81]

Александр провел в Молдавии ряд важных административных и хозяйственных мер. Ему удалось нейтрализовать влияние Польши и Венгрии, которое до этого было очень велико, и прекратить междоусобицы, которые достались ему в наследство от его предшественников. Он поддерживал хорошие отношения с Мирчей, которому он был обязан своим приходом к власти в Молдавии.

Внешняя политика. В силу установившихся ранее политических и экономических отношений между Молдавией и Польшей Александр в 1402 г. признал себя вассалом короля Владислава Ягайло; позже он неоднократно вновь признавал свою вассальную зависимость. Эти вассальные отношения неоднократно подтверждались. Александр Добрый часто оказывал помощь Польше, и молдавское войско сражалось рядом с польским против тевтонских рыцарей под Танненбергом и Мариенбургом в Восточной Пруссии. Однако в 1412 г. Владислав Ягайло заключил в Люблине тайный договор с Венгрией, в силу которого, в случае заключения союза между Александром Добрым и Турецкой империей, Польша и Венгрия должны были вступить в Молдавию и поделить это княжество. Александр Добрый узнал об этом соглашении лишь в последние годы своего княжения, когда начал войну против Польши. Он заключил тогда союз с Литвой и татарами, напал на Польшу и дошел до Львова. Война закончилась после смерти Александра Доброго — 1 января 1432 г.

С венграми Александр поддерживал добрососедские отношения. Он сохранил хорошие отношения также с сыновьями Мирчи в Валахии, но не мог избежать конфликта с князьями из рода Дана I. Вмешательство Александра в дела Валахии (он пытался свергнуть Дана II) привело к первому столкновению между Молдавией и Турецкой империей (1420).

[82]

Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 80-82.

Рубрика