Валахия: основание княжества

Валахия: основание княжества

Те исторические данные, которыми мы располагаем ныне, не позволяют точно установить, когда было создано княжество Валахия (Мунтения). Мы узнаем только, что в 1324 г. княжество уже существовало и во главе его стоял Басараб I. Мы видели, что воеводства и кнезаты, находившиеся между Дунаем и Карпатами, стремились объединиться; в частности, к такому объединению стремился воевода Литовой. Постепенное развитие общества привело к тому, что наиболее сильный из воевод, вероятнее всего воевода областей Арджеша и Мусчела, завоевал другие кнезаты и воеводства. Это событие, происшедшее в XIV веке, могло

[65]

совершиться лишь на определенной ступени внутреннего развития воеводств, в момент, когда политическая обстановка в соседних государствах оказалась наиболее благоприятной для объединения мелких княжеств и воеводств. Татары потеряли свою прежнюю силу вследствие внутренних распрей и усиления русских князей. В то же время Венгрия переживала в начале XIV века серьезный внутренний кризис в связи с прекращением в 1301 г. династии Арпадов и последующей борьбой за венгерский трон, закончившейся переходом престола к королю Карлу Роберту Анжуйскому, Весьма вероятно, что именно этим обстоятельством воспользовался один из валашских воевод, — возможно, Басараб или отец его Тихомир, — чтобы сбросить вассальную зависимость от Венгрии и подчинить себе соседних валашских воевод и князей. После вступления на престол Венгрии короля из Анжуйского дома венгры попытались снова поставить валашских князей в зависимость от себя, чем и объясняются войны между Венгрией и Валахией.

Басараб I. Точно не известно, когда вступил на престол Басараб (находившийся в родстве с болгарским царем Александром), но из венгерских документов явствует, что в 1324 г. Басараб был великим воеводой и господарем всей «Румынской страны». Басараб умер в 1352 г, и был похоронен в городе Кымоулунге-Мусчеле, который и был первой столицей Валахии (Tara Romaneasca).

В княжение Басараба произошел конфликт, перешедший затем в войну, с венгерским королем Карлом Робертом (1330), очевидно, из-за Северинского края, который подчинили себе валахи. События этой войны описываются в иллюстрированной летописи, хранящейся в Вене. Венгерский король атаковал крепость Северин и завоевал ее, а затем, не принимая во внимание предложений Басараба о заключении мира, углубился в Валахию; только голод и болезни, свирепствовавшие в венгерской армии, заставили его поспешно повернуть обратно.

Во время отступления венгерских войск Басараб окружил их в узком горном ущелье и завязал с ними бой, продолжавшийся четыре дня. Венгры потерпели тяжелое поражение, сам король едва не погиб. Иллюстрации, приложенные к тексту Венской летописи, изображают валашское войско, которое с горных высот забрасывает венгров глыбами камня н стрелами. Судя по внешнему виду и одежде, войско Басараба состояло из бояр и крестьян.

Николай-Александр (1352—1364). Сын Басараба I Николай-Александр участвовал вместе со своим отцом в управлении княжеством еще с 1342 г. Он поддерживал хорошие отношения с венграми, болгарами и сербами, о чем свидетельствует и тот

[66]

факт, что одна его дочь вышла замуж за болгарского царя, другая за сербского, а третья за венгерского князя. С разрешения константинопольского патриарха он учредил в 1359 г. первую митрополию в Валахии; сан митрополита получил грек Иакинф из города Вичины (близ устья Дуная, ныне не существует). Вторая жена Николая-Александра — Клара, происходившая из знатной венгерской семьи, пыталась распространить в Валахии католицизм, но ее попытки потерпели неудачу. Николай-Александр умер в 1364 г. Ему наследовали его сыновья Владислав (Влайку) и Раду.

Владислав I (Влайку) (1364—1374[?]). В самом начале правления Влайку у него возник конфликт с Людовиком Анжуйским (1342—1382), которого он отказался признать сюзереном. Конфликт усилился в 1368 г., когда венгры заняли крепость Видин (на Дунае), принадлежавшую болгарскому царю Страшимиру, зятю Влайку. Использовав восстание, вспыхнувшее в Видине, Влайку занял крепость и намеревался передать ее Страшимиру. Разгневанный Людовик послал против валашского господаря две армии, одна из которых атаковала его со стороны Северина, а другая, под командованием трансильванского воеводы, продвигалась через горный перевал Бузау. Эта армия была разбита Драгомиром (комендантом крепости Дымбовица), что привело к заключению мира. Влайку сохранил Северинский край и уделы по ту сторону Карпатских гор, а Страшимир вновь получил крепость Видин. В Северине Влайку создал епископство и построил первый валашский монастырь — Водица (в уезде Мехединц). Под руководством монаха Никодима, прибывшего из Сербии, был построен монастырь Тисмана (в уезде Горж), а его ученики построили монастырь Прислоп (в Трансильвании) и, как утверждают некоторые, монастырь Нямц. Влайку первому из валашских князей пришлось столкнуться с турками. Он чеканил свою монету. От него остался древнейший канцелярский документ — жалованная грамота, выданная торговцам города Брашов. Когда закончилось его княжение, точно не известно.

Раду I (1374 [?] — 1384 [?]). После Влайку вступил на престол его брат Раду, о котором мы имеем мало сведений. Известно, что он имел столкновение с королем Венгрии, борясь за независимость, был разбит и потерял уделы по ту сторону Карпат. Он построил много церквей, и его имя упоминалось первым в поминальной молитве; это обстоятельство побудило летописцев и народ считать его основателем Валашского княжества и видеть в нем легендарного Черного господаря. При нем были построены монастыри Козия, Котмяна и княжеская церковь в Куртя де

[67]

Арджеш. Ему наследовал его старший сын Дан I (1384—1385), который княжил очень недолго. Дану наследовал его брат Мирча.

Роль церкви в создании Валахии. Значительную роль в борьбе, которая велась за создание Валахии, сыграла православная церковь. Венгерские короли, старавшиеся сохранить и расширить свои владения на территории нынешней Румынии, опирались на поддержку католической церкви и старались обратить в католическую веру население этой территории. Первые же воеводы валахов опирались в своей борьбе за создание независимого государства на православную церковь и всячески усиливали влияние православия.

Попытки венгерских королей создать католические епископства на территории Валахии вызвали противодействие православной церкви, которая создала в Валахии в 1359 г. первую митрополию и одновременно начала строительство монастырей (в княжение Влайку и Раду I).

Церковь и князья имели общие интересы, так как церковь превратилась в крупного феодального земельного собственника. Православная церковь оказывала князьям поддержку против завоевательной политики венгерских феодальных королей, а с другой стороны, поддержка, которую оказывали князья православной церкви, уменьшала опасность обращения в католическую веру населения Валахии. Борьба православной церкви против католицизма была составной частью борьбы за независимость.

Наряду с этим строительство монастырей также имело большое значение для развития румынской культуры. Монастыри были единственными культурными центрами того времени. В монастырях переписывались, переводились, а позже и писались религиозные книги. При монастырях создавались библиотеки, школы, готовившие переписчиков, и первые школы для детей высшего сословия.

[68]

Цитируется по изд.: История Румынии. Под ред. М. Роллера. М., 1950, с. 65-68.