Италия в 1946-1948 годы

Италия в 1946-1948 годы

«Сим победиши...» 

Расцвет и упадок пачеллианской утопии

Первым президентом Итальянской Республики стал монархист Энрико Де Никола, бывший консультант Виктора Эммануила III по юридическим вопросам. За него блоком голосовали демо-христиане, коммунисты, социалисты. Вскоре они же при участии республиканцев и независимого либерала сформировали второй кабинет Де Гаспери. Святой престол не выказывал ностальгии по королевской власти, как и не выступал против четырех-партийной коалиции. Папство прежде всего волновал вопрос о подтверждении Латеранского конкордата 1929 года. 31 июля 1946 года Пий XII принимает с официальным визитом Э. До Николу в сопровождении Де Гаспери, временно исполняющего обязанности министра иностранных дел. Обращаясь к прибывшим, папа говорит: «Мы всецело верим, что итальянский народ и его правители будут всегда сознавать выгоды, проистекающие из сохранения в силе Латеранских соглашений. Поручившись честью, они покажут на своей земле и в глазах всего мира, что incorrupta fides и dictorum conventoruraque constantia et Veritas  *, унаследованные от мудрости предков, суть сегодня и на все времена неизменные законы».

Некоторые комментаторы в этих словах Пия XII усмотрели завуалированное пожелание придать итальянскому государству конфессиональный характер. Однако ни Святой престол, ни итальянский епископат, ни тем более ХДП никогда не предпринимали попыток связать новую конституцию республики с божественным порядком. В про- 

_____

* Incorrupta fides (лат.) — истинная вера. Dictorum conventorumque constantia et Veritas (лат.) — неизменность и истинность изречений и соглашений.

[67]

цессе работы Учредительного собрания Джордже Ла-Пира * выдвинул предложение начать текст конституции словами «во имя бога». Но оно не встретило отклика. В обход ХДП Гульельмо Джаннини предложил поправку, в которой католицизм провозглашался государственной религией, но столкнулся с решительным отпором со стороны самой Христианско-демократической партии. Позиция Ватикана диктовалась более конкретной причиной — добиться торжественного и безоговорочного подтверждения прав церкви, закрепленных в соглашениях 1929 года. На протяжении всей работы Учредительного собрания Святой престол прилагал максимальные усилия именно в этом направлении 1. Исходя из этого, высшие ватиканские иерархи воздерживались от создания трудностей правительству, пока по крайней мере не прояснится вопрос с подтверждением конкордата.

7 сентября 1946 года Стурцо, которому был разрешен въезд, прибыл в Неаполь. Уже через несколько диен он сделал заявление: «Внутреннее положение в Италии напоминает отношения между тремя великими державами — они вынуждены сосуществовать, но друг друга но понимают» 2.

В церковных кругах широко разделяли это мнение, однако дело не доходило до того, чтобы оказать решительный нажим с целью внести раскол в сотрудничество между ХДП и левыми. 

Такой нажим — в определенном смысле с неожиданной стороны — был осуществлен внутри самой Христианско-демократической партии. 18 сентября собрался национальный совет партии. В руководстве секретариатом Де Гаспери сменяет Аттилио Пиччони. Но гораздо важнее было другое — семь членов совета, в том числе Джузеппе Доссетти, Аминторе Фанфани, Джузеппе Ладзати, демонстративно вышли из руководства партией, обвиняя Де Гаспери в том, что он не сумел удержать правительство на пути единства, а коммунистов в том, что они занимаются безответственной агитацией. С нападками на ИКП за «двойственность в политике» выступает и сам председатель совета министров, он, однако, отстаивает необходимость сохранения четырехпартийной коалиции. Напротив, Дос- 

____

* Ла-Нира, Джордже — священник, видный деятель католического движения в Италии; приобрел известность своей деятельностью в защиту мира.

[68]

сетти и его друзья стремились к безотлагательному «прояснению позиций» даже ценой стабильности в правительственной коалиции 3.

Союз между Доссетти, Фанфани и Ладзати имел свою основу: все они выпускники миланского Католического университета и на каждом сказалось влияние предвзятости, с которой основатели университета во главе с Джемелли и Ольджати в прошлом относились к стурцевскому «по-поляризму» за уступки либерализму. В новых условиях критика направлялась в адрес Де Гаспери, но суть ее в целом не изменилась. Находясь под сильным влиянием французского философа Жака Маритена  *, они видели в западной демократии возможность исторически оправданного и последовательного воплощения «нового христианства». Возможность и своевременность воплощения христианства через светскую, автономно осуществляемую политику — таков их тезис, ничего общего с догасперовским прагматизмом не имевший. Тезис находил поддержку и в церковных кругах. С декабря 1944 года Маритен состоял послом Франции при Святом престоле (до весны 1948 года), не прекращая творческую работу и чтение лекций (в 194Г| году он даже выступал в Панской академии). Одна из его работ, «Интегральный гуманизм» (1936), оказала глубокое воздействие на широкие круги итальянского организованного католицизма, в частности на членов Ассоциации выпускников «Католического действия». Другая, написанная еще в 1928 году, — «Три реформатора: Лютер, Декарт, Руссо» — была переведена и вышла в Италии с предисловием Джованни Баттисты Монтини, тогда духовного национального советника ФУЧИ.

Новое в 1946 году состояло в том, что конфронтация по отношению к Де Гаспери под лозунгами Маритена начала обретать организационные и политические формы, превратившись в реальную силу. За две недели до проведения упомянутого национального совета ХДП, на котором оппозиция проявилась впервые, Доссетти, Фанфани и Ладзати основали ассоциацию «Цивитас тумана», по образцу испанского Союза пропагандистов. К ней примкнули за-

_____

* Маритен, Жак — французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. В возврате к средневековому миросозерцанию видел путь к преодолению морального и социального хаоса, вызванного, по его мнению, субъективизмом нового времени в области веры, мысли, чувства.

[69]

меститель национального духовного советника ФУЧИ Франко Коста, президент АКЛИ Сторки, президент ИКАС Веронезе. Ощущалось также участие Монтини, взявшего на себя посредничество во взаимоотношениях ассоциация с Де Гаспери, с одной стороны, и с папой — с другой 4.

Вскоре должно было состояться назначение нового общенационального руководства в «Католическом действии». Веронезе и Ладзати рассматривались как кандидаты Монтини на посты президента КД и главы ДЖИАК. Указы о назначениях уже были заготовлены и ждали подписи папы. Однако появление на политической арене ассоциации «Цивитас гумана» вызвало в Ватикане защитную реакцию — ее рассматривали как потенциально опасную группу давления. В результате сорвалось очень важное с политической точки зрения назначение Ладзати 5. В ДЖИАК был направлен Карло Каррстто, представлявший нового президента КД Луиджи Джедду и кардинала Адеодато Пьяццу, председателя кардинальской комиссии по руководству «Католическим действием» *. К этому времени избирательная кампания перед административными выборами 10 ноября была в полном разгаре. «Католическое действие», которое еще летом привлекло к предвыборной работе организации, охватывающие взрослое население, теперь обратилось и к молодежи6. Это еще раз свидетельствует о том, что церковные круги следовали директиве мобилизовать голоса католиков в пользу ХДП. (Сам Джедда не верил ни в ХДП Де Гаспери, ни в политическое единство католиков, но, как и Карретто, твердо придерживался неукоснительного повиновения указаниям свыше 7.)

Результаты выборов показали, что от ХДП идет отток голосов избирателей, особенно в крупных городах, где, кроме того, от участия в выборах воздержалось небывалое число избирателей (в Риме голосовало не более 58 процентов из всех зарегистрированных избирателей). Заметно выросло представительство правых, а число избранных коммунистов было выше, чем социалистов. Самый тяжелый удар демохристиане получили в Риме, так как на первом месте оказался единый список левых, а столько же мест, сколько и ХДП, потерявшая сто тысяч голосов, получила партия «Уомо куалюнкуэ». 

_____

* Пьяцца, Адеодато — один из реакционнейших деятелей римской курии.

[70]

Над партией Де Гаспери нависла опасность откатиться в провинцию: от нее отходили умеренно настроенные городские избиратели, и, более того, реально встала угроза утраты значительной части церковных кругов. Эта опасность была особенно ощутима в Риме, где партия «Уомо куалюнкуэ» собрала наибольший урожай в учебных заведениях, в которых было засилье религиозного персонала, а приходские священники открыто поддерживали «куалюнкизм», что для ХДП обернулось потерей многих голосов.

12 ноября 1946 года, как только подсчет голосов был закончен, Де Гаспери встретился с Монтини. Главные моменты беседы были отражены им в записке, где имя собеседника ие упомянуто, но сомнений не вызывает 8. Монтини, дав понять, что говорит не только от собственного имени, сказал ему: «В дальнейшем недопустимо никакое сотрудничество с антиклерикальными партиями как в Римской коммуне, так и в правительстве. Если ХДП хочет продолжать такое сотрудничество, ее сочтут партией «враждебной ориентации». ХДП в атом случае больше но будет располагать нашей поддержкой и нашей симпатией» 9.

Возражения Де Гаспери свелись к краткому вопросу: «А Учредительное собрание?» Это было естественно, и удивительно лишь то, что об этом пришлось напомнить столь опытному политическому деятелю, как Монтини.

Лидер христианских демократов в самом деле не мог не предостеречь своего собеседника, что несвоевременное прекращение сотрудничества в правительстве с левыми может обойтись церкви слишком дорого — нарушится то неустойчивое равновесие, которое способно обеспечить подтверждение Латеранского конкордата Учредительным собранием. И видимо, этот довод («естественно», как пишет Де Гаспери) достиг цели. К концу беседы Монтини, судя по всему, «изменил позицию» в связи с «заявлением о необходимости продолжать сотрудничество»...

От чьего имени выступал Монтини на этой во многих отношениях таинственной встрече? От имени Пия XII? Легко предположить, что именно такое впечатление вынес Де Гаспери. Акция Монтини, видимо, строилась на тонком замысле: сорвать приписываемые Пию XII устремления добиться немедленной конфронтации с левыми, преподнося эту идею в самых экстремистских выражениях и ведя 

[71]

дело к тому, чтобы она натолкнулась на политически непреодолимое препятствие.

Спустя несколько недель произошли событии, которые расшифровать еще труднее и которые вносят сомнения в эту интерпретацию состоявшейся беседы. 9 декабря собрался национальный совет ХДП и произошел беспрецедентный факт — внесена резолюция с выражением недоверия руководству и секретариату партии. Очевидно, что мишень не Пиччони, а Де Гаспери. Главу правительства обвинили в том, что он идет на поводу у левых н уступает лишенным перспективы посредническим усилиям. Резолюцию выдвинули не правые и даже не центристские круги в партии, которые соглашались с анализом результатов выборов, сделанным Пиччони. («Отрицательно сказалось отсутствие лояльного сотрудничества с другими правительственными партиями... Это но сотрудничество, а принудительное сосуществование».)

С резолюцией выступили Доссетти и Ладзати, то есть «Цивитас тумана». Показательно, что в поддержку резолюции высказались один из руководителей АКЛИ и глава католического течения в ВИКТ Джулио Пасторе, деятель «Цивитас гумапа» и профсоюзный лидер из Пьемонта Армандо Сабатини, вошедший впоследствии в состав редакционной коллегии журнала группы Доссетти «Кронаке сочали». Они воспользовались случаем, чтобы выйти из руководства партии, как раньше это сделали сторонники Доссетти. Противников сотрудничества четырех партий трудно заподозрить в действиях, соответствовавших антикоммунистическому нетерпению Пия XII; тогда они не просто не уступили давлению экстремистских и тоскующих по прошлому клерикальных кругов (тех, например, кто предпочитал «Уомо куалюнкуэ» христианским демократам), а воспользовались им, ибо были прямо или косвенно связаны с Монтини.

Но действительно ли Монтини и группа Доссетти (к которым добавился ряд профсоюзных деятелей) всерьез допускали возможность разрыва? Их намерения были настолько загадочны, что печать, игнорируя их собственные опровержения, считала эту группу поборниками более тесного сближения ХДП с коммунистами. На самом деле ни Монтини, ни сторонники Доссетти отнюдь не намеревались форсировать кризис четырех партийной коалиции и были согласны с Де Гаспери, что время «прояснения по-

[72]

зиций» пока не настало (подтверждение конкордата еще было под вопросом, и, что немаловажно, мирный договор был не подписан). В то же время они хотели подготовить позиции на последующий период. Критически относясь к союзу четырех партий, который в дегасперовском варианте она считала лишенным будущего, группа Доссетти выдвигала себя как альтернативу Де Гаспери в руководстве партией и правительством 10.

Всячески помогая установлению гибкого союза между Де Гаспери и группой Доссетти, между либерально-демократическим прагматизмом первого и маритенизмом второй, Монтини стремился в известной мере восстановить самостоятельность выступлений Святого престола с политическими и посредническими инициативами, чему все более жестко препятствовал им же самим отстаивавшийся курс па единство католиков вокруг ХДП.

Пий XII шел иным путем... Наиболее рьяным толкователем линии Пачелли выступал тогда иезуит Риккардо Ломбард», неутомимый и пламенный оратор, часто печатавшийся в «Чивильта каттолика». Вскоре после референдума 2 июня 1946 года в «Чивильта каттолика» была помещена редакционная статья, в которой были намечены некоторые основные тезисы этой линии: «примирение» фашистов и антифашистов, забвение прошлого, моральное перевооружение Италии 11. Эти призывы не были направлены в область политики, но их сразу же восприняли в антикоммунистическом ключе. Антиклерикальные меры в некоторых странах Восточной Европы (особенно эмоционально воспринимался приговор загребскому архиепископу Алоису Степиначу, осужденному па шестнадцать лет принудительных работ) комментировались как доказательство чуждости марксизма итальянской душе, по божественному предопределению «христианской от природы».

С нового, 1947 года отец Ломбарди занялся в своих писаниях откровенным возрождением национализма в стиле призывов Джоберти *: «Италия святого Франциска, святой Клары, святой Екатерины, святого Бернардино, Италия святого Пия V, святого Людовика, дона Боско, Коттоленго, святой Франциски Кабрини, которые никогда не покидают нас! Вновь ты перед лицом истории, и она ждет от 

_____

* Джоберти, Винчеицо — аббат, автор идеи создания в XIX веке либерально-католической партии на основе объединения Италии.

[73]

тебя нового слова. Помни, от твоих устремлений зависит нравственное и материальное будущее твоего народа. И от них возникнет новое братство народов, которое воспарит над твоим недавним мученичеством. Они откроют путь в новую эру. Она грядет! И она будет носить имя Христово! Мы жаждем, чтобы она навечно была связана и с именем Италии!» (Настоящая апострофа, будто пришедшая из первого тысячелетия, но не содержащая дарованной свыше импровизации, типичной для тех времен религиозности!)

Выдвижение лозунгов в духе джобергизма в писаниях Ломбарди сочеталось с культом папы: «Можем ли мы сообща охватить головокружительную высоту человека в белых одеждах, пребывающего в Ватикане над пространствами и тысячелетиями? Того единственного, кто непоколебимо ведет счет истории не на годы, а на века, а потому может видеть далекие последствия однодневных страстей?» 12. Еще смелое стали высказываться представители провинциальных церковных кругов. В 1947 году тривенетский епископат отважился в одном из пастырских посланий распространить на отдельных епископов и даже простых священников догмат о непогрешимости папы.

Однако автоматического перевоплощения папских намерений в конкретные политические указания не происходило. Атмосфера тупой враждебности к коммунизму нагнеталась, но нажима ad hominem *, ориентированного против правительственного сотрудничества между ХДП и левыми силами, не предпринималось. Скорее всего, это было связано с неизвестностью вокруг все еще открытого вопроса о конкордате и стремлением не повредить позициям церкви в Восточной Европе (особенно в Венгрии и Польше). Сказывалась и определенная холодность, проявлявшаяся Вашингтоном. Эту холодность ощутил и сам Де Гаспери во время поездки в Соединенные Штаты в начале января 1947 года 13.

Американское правительство и в самом деле открыто не выступало за удаление коммунистов из правительства Италии. Белому дому уже с сентября 1946 года было известно, что До Гаспери сам стремится к этому и только ждет благоприятных условий. (Председатель итальянского совета министров 13 сентября 1946 года говорил об этом с атташе американского посольства в Риме 14.)

_____

*  Ad hominem (лат.) — на отдельных лиц.

[74]

Во время визита в США в январе 1947 года, проходив-шего при весьма неблестящих закулисных подробностях, Де Гаспери было нелегко не только вырвать заем Экспорт-но-импортного банка в 100 миллионов долларов (весьма скромный по сравнению с 1370 миллионами, незадолго до этого предоставленными Франции), который можно было демонстрировать по возвращении в Италию, но и убедить Трумэна и американский госдепартамент поддержать идею разрыва с ИКП при соответствующих условиях. Еще 4 марта американский посол в Риме Джеймс Данн в своем сообщении государственному секретарю Маршаллу высказывался за сохранение правительственного сотрудничества между ХДП, коммунистами н социалистами хотя бы до выборов 1948 года. Когда же кризис разразился, Маршалл 20 мая уведомил Данна (а через него и До Гаспери), что нет необходимости выдвигать какие-либо непреодолимые доводы, направленные против создания нового правительства с участием кохшунистов, хотя госсекретарь и не исключал (а даже предпочитал) иные решения 15.

10 февраля 1947 года отпала одна из причин, удерживавшая от разрыва с коммунистами: в Париже Де Гаспери как глава правительства национального единства, в равной степени представляя все три массовые партии, подписал мирный договор. Сохранялась последняя — подтверждение Латеранских соглашений.

Дискуссия об отношениях между итальянским государством и католической церковью началась 21 ноября 1946 года в Первой подкомиссии Учредительного собрания. Из первого обмена мнениями стало ясно, что главной темой обсуждения является проблема «религиозного мира». Тема не новая. В 1944 году ее поднимал Артуро Карло Йемоло, который писал: «Остается открытым вопрос: будет ли Святой престол настаивать на безоговорочном сохранении Латеранских соглашений в качестве условия благословения нового режима в Италии, его безусловного принятия?.. Тогда нужно уступить и смириться» 16.

Не кто иной, как Тольятти, с глубоким пониманием относившийся к необходимости обеспечить согласие Святого престола на новый республиканский режим, от имени группы левых депутатов предложил формулировку, которая отвечала требованиям момента: «Государство признает суверенитет католической церкви в рамках ее собственного правопорядка. Отношения между государством и католи- 

[75]

веской церковью регулирующей соответствующими положениями, содержащимися в конкордате». 18 декабря представитель от ИКП заявил в комиссии, что данная формула представляет собой «крайний предел уступок, на которые могут пойти коммунисты». Но формулировка была отвергнута, и 10 голосами против 7 прошел текст, предложенный домохристианином Умберто Тунини и демоитальянцем Роберто Лучиферо: «Государство и католическая церковь сами но себе независимы и суверенны. Их отношения регулируются Латеранскими соглашениями. Принятое в двустороннем порядке изменение этих соглашений не требует применения процедуры пересмотра конституции в предусмотренном законом порядке».

Именно этот текст 4 марта и был вынесен на заседание в качестве статьи 5 проекта конституции (впоследствии — статья 7). Противостоящие группировки упорно отстаивали свои позиции. Ватиканскую дипломатию, вне всяких сомнений, удовлетворял демохристианский вариант. Причина этой предпочтительности также очевидна. Святой престол добивался недвусмысленного признания Латеранских соглашений, в частности чтобы обезопасить себя от какого бы то ни было риска в случае принятия новой конституции, которая могла бы автоматически отменить наиболее реакционные статьи соглашений 1929 года.

13 марта 1947 года состоялась встреча президента «Католического действия» Веронезе с секретарем ХДП Ниччони. Два дня спустя в письме к Де Гаспери Веронезе изложил результаты беседы: «Прежде всего и самым категорическим образом было подтверждено, что недопустимы никакие изменения в позиции парламентской группы демохристиан по вопросу о поправках к статье 5 проекта конституции, касающейся отношений между государством и церковью. В случае, если сложившаяся группировка партий столкнется с ситуацией, когда вопреки демохристианам, куалюнкистам и некоторым другим будут предложены и приняты иные поправки, имеющаяся формулировка остается единственно приемлемым выражением бесспорной воли католического большинства страны, которое 2 июня проголосовало в пользу Христианско-демократической партии. Трудно предсказать реакцию этой массы избирателей, если демохристиане хотя бы формально проявят растерянность по этой фундаментальной проблеме, которая, более того, затрагивает область непосредственной компетенции

[76]

церковных властей. Отмечено также,  что содержание дайной информации соответствует ясно выраженным пожеланиям упомянутых властей. Было сделано заверение, что «Католическое действие» со своей стороны обратится ко всем депутатам, исповедующим католицизм, вне зависимости от их партийной принадлежности, с призывом не забывать о долге их совести, обязывающем голосовать в соответствии с принципами католицизма. От результатов теперешнего голосования будет зависеть характер будущих политических выборов — как будут голосовать католики, кого они предпочтут... Пиччони, проявив полное понимание изложенного, заверил, что при голосовании по статье 5 партия намерена сплоченно и дисциплинированно придерживаться занятой позиции» 17.

На полях документа Де Гаспери сделал пометку: «Секретно. Конфиденциально. Я недвусмысленно дал понять, коль скоро об этом приходится говорить, что не признаю за кем-либо права на подобные предписания, хотя по сути вопроса у меня возражений нет». И действительно, высокопоставленный представитель Святого престола впервые прибег к столь непосредственному давлению, даже шантажу, в отношении главы итальянского правительства. В сущности, ничто и не разделяло позиции ХДП и Святого престола. Демарш Веронезе может иметь лишь одно объяснение: честолюбивое желание Ватикана в создавшейся весьма деликатной ситуации заявить о своем «примате» над ХДП, сведя Де Гаспери к роли простого исполнителя воли католического электората, единственным выразителем которой считает себя церковная иерархия. Наивное желание: Де Гаспери сумел переадресовать ультиматум Ватикана, обратив его к левым силам.

«Оссерваторе романо» расчищает ему путь. Начиная с середины марта не проходит и дня, чтобы со страниц ватиканской газеты не звучали сигналы бедствия. Под угрозой не только религиозный мир, бушуют комментаторы, есть риск нового всплеска «римского вопроса»! * Национальное 

____

* Так называемый «римский вопрос», конфликт между папством и итальянским государством, возник после окончательного объединения Италии (1870 г.) ввиду перенесения ее столицы в Рим (бывшую столицу Папского государства) и ликвидации светской власти папы. В ответ папа отказался признать объединенную Италию. «Римский вопрос» был урегулирован в 1929 году в результате подписания Латеранских соглашений.

[77]

руководство «Католического действия» 18 марта обращается к депутатам Учредительного собрания с призывом добиться, чтобы «во имя сохранения религиозного мира, этого ценнейшего блага родины, учитывая католическую веру итальянского народа, Латеранские соглашения в их неразрывном единстве в полном объеме получили конституционные гарантии» 18. 20 марта на заседании Учредительного собрания Джан Карло Пайетта * подтверждает отрицательную позицию ИКП по вопросу о включении соглашений 1929 года в текст конституции. Однако в тот же день Тардини во время встречи с помощником американского поверенного в делах при Святом престоле сообщает, что больше не сомневается — ИКП будет голосовать за статью 7, «чтобы не противопоставлять себя подлинным чувствам итальянского народа в его истинной приверженности папе и католической церкви» 19.

25 марта состоялось заключительное заседание по статье 7 в целом. От ХДП уже выступили самые боевые из ее ораторов: Иджино Джордани, Джордже Ла-Пира, Джузеппе Доссетти. Очередь за Де Гаспери. И вот председатель совета министров, чтобы подчеркнуть, что выступает не как представитель исполнительной власти, занимает место в амфитеатре. Однако он произносит речь, которую все воспринимают как ультиматум оппозиции. Голосование против проекта статьи, говорит он, добавило бы «к существующим бедам еще одну, которая не может послужить для укрепления республиканского строя». Тем самым он дал понять, что принятие статьи 7 является единственным путем избежать референдума по всему тексту конституции, который бы поставил под вопрос и республиканский строй 20. Слово берет Тольятти: «Господин депутат Де Гаспери, мы поняли намек, как понимали его и раньше». В итоге «за» голосуют 350 депутатов, «против»— 149. Текст статьи поддержали демохристиане, либералы, куалюнкисты и коммунисты. На следующий день «Оссерваторе романо» поспешила заверить, что и без 94 голосов, коммунистов статья все равно была бы одобрена большинством в два голоса. 

Религиозный мир обеспечен. Святой престол удовлетворен. Но действительно ли была реальна возможность референдума? В последующие недели шантаж повторился 

_____

*  Пайетта, Джая Карло — деятель ИКП, член ее руководства.

[78]

вновь. Так, после голосования, в результате которого из статьи 29, касающейся брака, выпало слово «нерасторжимый», Веронезе писал в «Пополо», что если голосование статей использовать как предлог для реванша за одобрение статьи 7, то референдум по конституции будет неизбежен 21. Это выступление осталось без последствий. Важнее вспомнить о том, что поведал двадцать два года спустя Джулио Андреотти, выступая в 1969 году на съезде ХДП: «В 1947 году, когда Тольятти решил побудить ИКП голосовать за статью 7 (могу сказать об этом, ибо судьба рас-порядилась так, чтобы именно мне довелось передать эту новость Де Гаспери за несколько часов до того, как об этом стало известно парламентской группе ИКП, а Тольятти пользовался в ней большим авторитетом), это было сделано по двум причинам. О первой он сказал в своей речи — не хотел подрыва религиозного мира. Но была и другая — и в этом смысле можно говорить о существовавшем соглашении, — он хотел, чтобы мы отказались от носившейся тогда в воздухе идеи, а именно возможности референдума по конституции» 22.

Во всяком случае, результаты истории со статьей 7 пошли гораздо дальше «соглашения», хотя именно оно возымело решающее значение. Для Тольятти стало очевидно, что Ватикан конституцию признает, и, следовательно, появилась возможность и впредь рассчитывать па этот рычаг, чтобы нейтрализовать попытки вывести ИКП за рамки законности. Де Гаспери увидел в ней гарантию лояльности республики по отношению к церкви и, следовательно, залог более четкого понимания Святым престолом близости интересов с ХДП. Опираясь на достигнутый успех, он сориентировался на разрыв с левыми, предвосхитив как намерения своих коллег по партии, так и надежды американского правительства и ватиканской верхушки.

И в самом деле, в тот момент Соединенные Штаты и Святой престол проявляли наибольшее нетерпение по вопросу о единстве не в правительстве, а в профсоюзах. В упомянутом выше письме президента «Католического действия» Веронезе к Де Гаспери об этом нетерпении говорилось совершенно откровенно: «Воспользовавшись случаем, я также сообщил Пиччони, что «Католическое действие» придает огромное значение отношению Христианско-демократической партии к вопросу о профсоюзном 

[79]

единстве, стремясь сломить доминирующее влияние социалистов и коммунистов».

Несколько дней спустя, 24 марта, атташе американского посольства в Риме Джон Адаме встретился с лидерами «белых» профсоюзов Италии — Фердинандо Сторки (президентом АКЛИ), Джулио Пасторе (который вот-вот должен был заменить Джузеппе Рапелли на посту Генерального секретаря ВИКТ) и Паоло Бономи (президентом «Кольдиретти»). Во время беседы неминуемо затронули вопрос о кризисе профсоюзного единства. Необходимо выделить следующую деталь: Пасторе и Сторки подчеркивали, что «деконфессионализация» католических профсоюзов принесла бы выгоды этому профсоюзному течению. В устах профсоюзных деятелей, которые не только были истинными христианами, но и поддерживали органическую связь с церковным аппаратом, этот тезис звучал парадоксально. И все же произошло именно так: выход христианско-демократического профсоюзного течения из ВИКТ летом 1948 года совпал с его ликвидацией как «христианского» течения. Не случайно новый профсоюз примкнул не к Международной конфедерации христианских профсоюзов, а к вполне светскому международному профобъединению, где заправляли американские профсоюзы, финансировавшие раскол  *.

Во время беседы в американском посольстве Адамсу также объяснили одну из причин этого решения: «Привлечь новых членов из числа антикоммунистически настроенных трудящихся, но необязательно являющихся правоверными католиками» 23. Это разъяснение нмеет бесспорное значение с одной точки зрения: совершенно очевидно, что в создании ИКПТ ни малейшей роли не играло идеологическое давление интегристско-католического характера. Святой престол, безусловно, в этой акции участвовал, но при этом он руководствовался в первую очередь политическими, а не вероисповедными соображениями. В тот момент ближайшие интересы Святого престола не совпадали с идеей, которая побудила Де Гаспери весной 1947 года форсировать удаление из правительства представителей коммунистической и социалистической партий.

_____

*  Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся примкнула к Международной конфедерации свободных профсоюзов, возникшей в результате раскола Всемирной федерации профсоюзов, осуществленного правыми профсоюзными лидерами западных стран.

[80]

В конце апреля 1947 года глава правительства приступил к делу. Фактически кризис вызвала его речь по радио 28 апреля. В тот же день он написал Трумэну: «Я пытаюсь придать правительству более представительную парламентскую базу, обеспечивая влияние партиям, которые стремятся обеспечить Италии стабильность и свободу демократического режима» 24.

Де Гаспери знал, что в своем желании немедленно прекратить сотрудничество с левыми окажется практически в одиночестве и внутри и вне своей партии. Этим объясняется осторожность, с которой он действовал в первой фазе правительственного кризиса, создавая впечатление, будто ведет дело к сформированию «правительства концентрации», то есть к расширению правительственной коалиции — от коммунистов до либералов. Американского президента он просил «ограничиться указанием органам... правительства, чтобы они вместе с нами обсудили, что можно было бы предпринять».

На заседании национального совета ХДП 3 мая Де Гаспери предложил проект резолюции, в которой говорилось не о разрыве, а о расширении коалиции трех партий за счет представителей правых сил из экономического сектора. Левое крыло национального совета — доссеттианцы — заняло выжидательную позицию. Резолюция прошла широким большинством. Против голосовала лишь группа Джованни Гренки, который выступил (при поддержке Стурцо и меньшинства представителей Святого престола) за временную передачу руководства правительством в руки не связанных христианской этикеткой партий. Однако, когда Франческо Саверио Питти * было поручено сформировать новое правительство, Де Гаспери дал совершении недвусмысленный совет «избежать воссоздания трех партийного кабинета» 25

События между тем развивались в нужном для демохристианского лидера направлении. В апреле на выборах в Сицилии подтвердилась тенденция, наметившаяся во время выборов в ноябре 1946 года: ХДП теряет 13 мест, объединенные левые набирают 9. Конфиндустрия  **, руково-

_____

* Нитти, Франческо Саверио — видный деятель либеральной партии, возглавлявший правительство Италии до прихода к власти фашистов.

** Конфиндустрия — объединение итальянских предпринимателей.

[81]

димая другом Де Гаспери католиком Анджело Костой, потребовала решительных политических перемен. 30 апреля на заседании совета министров Де Гаспери заявляет: «Голоса — это еще не все. Конечно же, мы можем опираться на доверие подавляющего большинства избирателей, но командные рычаги в столь трудный для экономики момент находятся не в руках избирателей и не в руках правительства. ХДП, ИКП, ИСП, конечно, сильны... но отнюдь не стоящие за ними миллионы избирателей могут обеспечить государство миллиардами лир и экономической мощью, чтобы взять ситуацию под контроль. Помимо этих трех партий, в Италии существует четвертая, у которой, быть может, избирателей немного, но которая способна парализовать любое наше усилие, организуя саботаж и утечку капиталов, рост цен и всякого рода скандальные кампании. Опыт убедил меня, что ныне нельзя управлять Италией, так или иначе не привлекая в правительство представителей этой четвертой партии» 26.

На следующий день, 1 мая, в Портелла-делла-Джинестра бандиты, действовавшие по наущению связанной с государственным аппаратом мафии (так и не понесшие наказания), открыли огонь по сельскохозяйственным рабочим. Было убито одиннадцать человек. ВИКТ объявила забастовку. Однако в определенных кругах АКЛИ из этого бандитского налета сделали один-единственный вывод: рабочие-католики должны поразмыслить «над той ложью, которую им ежедневно подсовывают политическая демократия и свободная печать». Оказывается, речь идет не о «преступлении, организованном политическими партиями» или «мафией», а просто о «борьбе» между двумя «кооперативами» за владение одним полем — «в этом все дело, а поэтому землевладельцы, реакционеры и те, кто якобы морит народ голодом, не имеют к этому событию никакого отношения» 27.

Коммунистов из правительства во Франции выводят 5 мая, в Бельгии — через неделю. В Италии кризис затянулся на весь май. ХДП в целом по-прежнему не проявляет своей склонности форсировать события. Секретарь ХДП Пиччони делегировал к Де Гаспери Джузеппе Пеллу *, 

_____

* Пелла, Джузеппе — представитель правого крыла ХДП, один из творцов экономической политики партии конца 40-х — начала 50-х годов (рыночный капитализм без государственного вмешательства, сокращение доли трудящихся в национальном доходе); возглавлял правительство (1954 год).

[82]

чтобы предостеречь о рискованности формирования правительства без коммунистов. Де Гаспери ответил: «Я знаю, что одинок, но тем не менее буду действовать, и буду действовать в прежнем направлении, и действовать теперь, потому что через полгода будет поздно» 28. Первое однопартийное правительство христианских демократов получило 31 мая вотум доверия. Заместителем председателя совета министров и министром финансов стал Луиджи Эйнауди *, представлявший выдвигавшуюся «четвертую партию» 29.

В самой ХДП правительственный кризис привел к возвышению сторонников Доссетти: ведущий политический деятель этой группы Аминторе Фанфани стал министром труда, Джулио Пасторе сменил Джузеппе Рапелли в конфедеральном секретариате ВИКТ; с 30 мая начал выходить «Кронаке сочали». Новое правительство, считал Доссетти, даст возможность «более последовательно и эффективно, более оперативно и сплоченно проводить усилиями одной партии тот курс, который составлял общую линию и действительно позитивную сторону деятельности всех предыдущих партийных коалиций» 30.

Святой престол... Посольство США в Риме... Какую роль они сыграли в этом кризисе? Де Гаспери в письме послу Италии в Вашингтоне и своему другу Альберто Таркмани от 11 июля писал: «Как ты догадываешься, позади очень трудная борьба. Были такие дни, когда я буквально задыхался, потому что люди думали, что у меня в кармане какие-то особые обещания Америки, а в это время мне нужно было напрягать все силы отнюдь не для достижения успехов, но чтобы избежать катастрофы. «Д» — прекрасный человек, но он холоден и не обладает творческой фантазией. Пришлось пережить ужасные часы, когда я чувствовал себя совершенно одиноким, покинутым даже друзьями. Лишь сознание того, что я тружусь для Италии, поддерживало меня. Необходимо, чтобы мои усилия, направленные на благо Италии и для дела мира, были поняты и был полностью одобрен предпринятый опасный поворот, иначе тщетно надеяться на добрые результаты» 31.

Таким образом, спустя сорок дней по завершении кризиса Де Гаспери все еще ощущал на себе бремя «амери- 

_____

* Эйнауди, Луиджи — либерал, экономист; президент республики в 1948—1955 годах.

[83]

Канского непонимания» и «холодности» со стороны представителя Трумэна в Риме Джеймса Данна (обозначенного в письме буквой «Д»). Так оно и было на самом деле. Государственный департамент не испытывал удовлетворения от того, что в новом правительстве не участвовали светские антикоммунистические партии, в частности Социалистическая партия итальянских трудящихся (СПИТ) *  Джузеппе Сарагата, и колебался, предоставлять ли Италии новые кредиты, о которых просил Де Гаспери 32.

Что же касается позиции Ватикана, то Де Гаспери писал Таркиани: «Я могу судить об обстановке в Ватикане по тому периоду, что сам провел там. Появившиеся статьи Далла Торре — это разбитая ла части статья, написанная с месяц назад; она действительно не инспирировалась секретариатом. В этом месте действуют гораздо самостоятельнее, чем это принято считать. Невероятно, но это так!»

Кратко упоминается, казалось бы, незначительный эпизод. Если же его расшифровать, то он становится весьма красноречивым. 14 и 26 июня в «Оссерваторе романо» появились две большие статьи, подписанные инициалами директора ватиканской газеты Джузеппе Далла Торре и помещенные на видном месте — на первой полосе тремя заглавными колонками. Первая — «Фатальность войны?» — в сжатом виде подвергала критике тезис, согласно которому непримиримость идей влечет за собой абсолютную невозможность политического сотрудничества. Подобный тезис годится, пишет автор, если силы конфронтации являются «государствами-идеями». Но на деле все обстоит иначе. Далла Торре резюмирует: «Если во время войны не существовало этой непримиримости... почему этот подход должен быть исключен после войны, в интересах мира?.. Следовательно, те государства, которые ради оправдания неизбежности войны, близкой или далекой, хотят, чтобы и на Востоке и на Западе их воспринимали как государства идеи, объективно и вчера и сегодня представляют собой обычные государства, которые преследуют собственные 

_____

* Так до 1952 года именовалась Итальянская социал-демократ ческая партия. Создана Сарагатом на основе группы правых раскольников, вышедших из Итальянской социалистической партии пролетарского единства в 1947 году.

[84]

интересы и оберегают собственную безопасность. Проблема, конечно, не снята и остается грандиозной и острой, но это чисто политическая проблема, политическая по своей сути. И как таковая она открыта для всяких решений, не обремененных фаталистической предубежденностью».

Не менее красноречива и другая статья — «Путь войны и план Маршалла». Если идея, за которую идет борьба, — это демократия, говорится в ней, то необходимо признать, что «границы спора вокруг «идея» не совпадают с географическими и политическими границами» и что, «каковы бы ни были позиции по отношению к коммунизму и его оценки с общечеловеческой, христианской точки зрения, нельзя и невозможно рассчитывать победить или преобразовать его с помощью силы». Это невозможно еще и потому, что, «к сожалению, несмотря на существующие мнения и заблуждения, бедствия, лишения и человеческая несправедливость являются источником революционных доктрин и революций, влияние которых усиливается в период войн».

Поэтому-то Де Гаспери и пытался приуменьшить значение этих статей. Он, безусловно, стремился успокоить через Таркиани вашингтонскую администрацию, страшившуюся, что в Ватикане могут отмежеваться от доктрины «холодной войны». Однако для него важнее было рассеять впечатление, будто в мае 1947 года поворот произошел не только при полном молчании, но и без явной поддержки самого Святого престола или по крайней мере влиятельных ватиканских кругов. На дело «самостоятельность», которой якобы воспользовался, по словам Де Гаспери, директор «Оссерваторе романо», действительно в буквальном смысле слова «невероятна». В подтверждение того, что Далла Торре выражал не только собственные позиции, вскоре появилась небольшая статья в ежемесячном журнале выпускников-католиков «Студиум», а затем, в начале сентября, Пий XII направил Трумэну послание, содержавшее определенные формулировки 33. В тексте послания и еще более откровенно в официальном комментарии к нему, появившемся в «Оссерваторе романо», подхватывались тезисы обеих статей, опубликованных в июне. Если и существует два блока, то речь идет о блоках нравственного плана — один признает евангельское учение, другой его отвергает. Разделение, следовательно, не совпадает с поли- 

[85]

тическими границами государств. Даже если искать географическое и историческое начало этого деления, то оно находится на Западе, ибо это протестантская ересь, сведение христианства к свободному суду совести. Эта трактовка несла на себе заметный отпечаток религиозности Пия XII. Но в ней ощущались и элементы толкования в духе «реальной политики», свойственного ватиканским политикам, группировавшимся вокруг Тардини, по-прежнему враждебно относившимся к дегасперовской стратегии и все еще испытывавшим глубокое недоверие к американскому курсу.

7 сентября в Рим съехались семьдесят тысяч членов «Католического действии», чтобы отметить 25-летии организации. Пий XII обратился к ним со следующим призывом: «Пора раздумий и проектов прошла. Настало время действовать. Вы готовы? Два враждебных лагеря в религиозной и моральной области вырисовываются все с большей ясностью. Пробил час испытаний. Тяжкая схватка, о которой говорит святой Павел, началась: настала пора больших усилий. Даже несколько минут могут оказаться решающими для победы. Взгляните на Джино Бартали  *, члена нашей организации, — он неоднократно завоевывал почетную майку. Примите же и вы участие в этом духовном борении, чтобы добыть благороднейшую награду, ибо sic currite ut comprehendatis» **.

Настал черед и ДЖИАК: 20 сентября в Болонье сто тысяч человек собрались в связи с 25-летием со дня смерти Джованни Аккуадерни ***.

Спустя много лет Джедда напишет: «Именно тогда начало обретать конкретные формы мое решение: не вовлекая церковь, тем не менее создать нечто, чтобы заполнить известный организационный вакуум католического мира и противопоставить коммунистам столь же активную и разветвленную организацию» 34. Понадобилось несколько месяцев, чтобы разработать план — план создания «гражданских комитетов». В этой операции роль организатора сыграл Джедда. Иезуит Риккардо Ломбарди выступал в 

_____

*  Бартали, Джино — известный велогонщик того времени.

**  Sic currite ut comprehendatis (лат.) — соревноваться, чтобы добиться.

***  Аккуадерни, Джованни — один из авторов идеи светской католической организации в Италии в XIX веке; в 1867 году создал общество «Итальянская католическая молодежь».

[86]

некотором роде вдохновителем: именно он еще летом 1947 года на страницах «Чивильта каттолика» выдвинул лозунг «всеобщей мобилизации» итальянских католиков 35. Однако приоритет в разработке идеи принадлежал Пачелли. «Гражданские комитеты, согласно замыслу Пия XII, не должны были возникать как скромные объединения избирателей в поддержку Христианско-демократической партии. Пий XII не питал доверия к партиям и не был уверен в ХДП как в христианской партии. Он возлагал свои надежды на «народ», который считал истинным хранителем действительно свободного развития в противовес организованному в государство левиафану. Он жаждал пробудить в людях это изначальное качество, придав ему формы, независимые от сферы политических партий. Орудием, призванным обеспечить это пробуждение, и были «гражданские комитеты» 36.

К чему привело осуществление этого плана? История «гражданских комитетов» — это история великой иллюзии. Другого нельзя сказать и об их предыстории, которая па самом деле начинается несколько раньше, чем пытается уверить Джедда. Из протокола заседания правления «Католического действия», состоявшегося 10—11 января 1947 года, совершенно очевидно, что этот план возник по меньшей мере еще зимой 37. Тогда Джедда, убедительно излагая план, уверенно утверждал, что выражает мнение более влиятельных лиц, а не свое собственное. Он говорил, что «любой ценой сохранять единство католиков вокруг ХДП невозможно, следует добиваться его иными средствами». По его словам, ему было известно, что впредь «направление верховной власти — это расширение позиций». Свою мысль он пояснил следующим образом: «Необходимо восстановить единство католиков вокруг формулы, к которой могли бы примкнуть самые разные движения, как, например, формула pro aris et focis * ... Это значило бы фактически главные и лучшие наши силы присоединить к ХДП, а остальные католические силы направить к другим политическим движениям, на программы которых возможно оказывать влияние... Всю эту целенаправленную деятельность должна выполнять в подлинном смысле слова организация... которой не может быть «Католическое действие», ибо по своим функциям она не должна подвер-

____

*  Pro aris et focis (лаг.) — во имя домашних очагов.

[87]

гаться ограничениям, содержащимся в конкордате... Это не может быть партия, это не должен быть орган управления».

На этой стадии не существовало только названия «гражданские комитеты». План получил одобрение лишь несколько месяцев спустя, после того как был тщательно очищен от какой бы то ни было антидемохристианской направленности. Именно этому воспротивились противники Джедды из КД. Строго говоря, в предложении Джедды не содержалось ничего, что наводило бы на мысль о новой католической партии, способной стать альтернативой ХДП. Но как ни странно, именно в этом упрекали Джедду еще в начале 1947 года его оппоненты — от президента КД Веронезе до Джованни Урбани, который входил в руководство КД в качестве представителя епископской комиссии по делам «Католического действия» и был тесно связан с Монтини. «Расширение позиций», замысленное Джеддой и папой Пачелли, рассматривалось как непосредственная угроза монополии ХДП на голоса католиков. Последовала немедленная реакция продегасперовского крыла ватиканской курии, которому удалось добиться, чтобы проект был заморожен на то время, пока Де Гаспери ускоренными темпами добивается удаления коммунистов из правительства. Это было необходимо для того, чтобы дать ХДП максимальную возможность выступить в качестве выразительницы умеренных настроений в стране.

Летом к замыслу вернулись вновь, но положение уже изменилось. Предприняв наступление на левых, ХДП, как никогда, связала Святой престол с собственными решениями. Навязав свой примат как партии общенационального масштаба, ХДП покончила с шансами тех правых политических группировок, которые претендовали на часть католического электората. Практически поползновения Джедды, Тардини и самого Пачелли были обречены на провал. «Гражданские комитеты», когда они наконец обрели право действовать, ничего опасного или антагонистического для демохристианской гегемонии в итальянском католическом мире уже не представляла, и, более того, они превратились в опору ХДП. 

Новые административные выборы проводились в Риме в начале октября. Первым начал писать о «Священном городе Риме» в газете «Пололо» член группы Гронки Иджино Джордани. Не испытывая более каких-либо угрызе- 

[88]

ний совести ХДП подхватила откровенно интегристские клерикальные предвыборные лозунги, дорогие сердцу Джедды и Ломбарди. В день выборов партийный орган вышел с призывом: «Все к урнам, чтобы защитить Рим от врагов свободы и веры. Нет христианства без Рима, как нет Рима без христианства». Еще через месяц, когда в Неаполе проходил второй национальный съезд ХДП, политический секретарь партии Ниччони торжественно изрек: «Мы хотим действовать... чтобы вернуть мир Христу и Христа— миру».

Де Гаспери проявил большую проницательность... Он сознавал опасность, угрожавшую его свободе действий в случае, если ХДП встала бы на рельсы открытого клерикализма. На его взгляд, стабильность ХДП можно было обеспечить не в рамках католического электората, а за его пределами: «Необходимо, друзья мои, сейчас же, не откладывая, предпринять особые усилия, чтобы партия стала неотъемлемой частью нации, подлинной общенациональной партией. Я обращаюсь к вам сегодня: никакого изоляционизма, а мудрый подход к людям, которые могли бы быть полезны для страны благодаря своим знаниям и компетентности, даже если они и не состоят формально в партии». С трибуны съезда Де Гаспери в полемическом запале цитирует начальные слова гимна коммунистической молодежи: «Накинем вожжи на бога!» Не противопоставляя ему ни одно из церковных песнопений, популярных среди сторонников Джедды, он заявил: «Этому безбожному гимну мы предпочитаем гимн Мамели»  *.

В декабре в состав правительства были введены республиканцы и социал-демократы, и, таким образом, на смену однопартийному кабинету, включавшему также либералов-технократов, пришла первая четырехнартийная центристская коалиция. Этот шаг был предпринят в угоду промышленным кругам, все еще с недоверием относившимся к ХДП и волюнтаризму католических экономических доктрин. Одновременно он должен был продемонстрировать «общенациональный» характер Христианско-демократической партии, чего Де Гаспери добивался в противовес сугубо «гражданской» направленности, которая, по мнению папы, должна характеризовать организованное светское католическое движение.

_____

*  Национальный гимн Италии.

[89]

В конце ноября Пий Xll обнародовал энциклику «Mediator Dei», посвященную обновлению католической литургии. За этим документом в последующие годы последовал целый ряд канонических изменений, призванных облегчить обрядовую практику для масс верующих: смягчение требований поста, введение праздничных послеполуденных месс, реформа пасхального обряда. Итак, не вызывает сомнений, что в 1947 году папа предпринимал большие усилия по укреплению католической морали и приданию нового импульса сфере организационной деятельности. Тем не менее в это время основное внимание католической церкви было привлечено к бурной активности Джедды и Ломбарда, которые били во все колокола, призывая к «всеобщей мобилизации» 38.

В течение октября—декабря «Чивильта каттолика» публиковал материалы, в которых постепенно, с достойной бухгалтерии доскональностью разрабатывались различные аспекты этой мобилизации. По вопросу о партиях указывалось: «Католикам следует считать себя мобилизованными, они должны чувствовать моральную обязанность участвовать в политической деятельности той или иной католической партии». Профсоюзы были призваны «воспитывать трудящихся в духе социальных принципов христианства, с тем чтобы в деятельности единых профсоюзов (которые созданы не для их подрыва в идеологическом отношении) они сознательно и активно проводили эти принципы в жизнь». О печати: «Вопрос о католической газете надо решить, создав несколько региональных ежедневных изданий, что не исключает также существования крупной общенациональной газеты, католическую ориентацию которой необходимо обеспечить не потоком однозначных лозунгов, а здравомыслием аргументации». Радио могло бы оказать «немалую помощь, широко распространяя истину как в воспитательных, так и информационных целях; этим средством можно было бы охватить многих рядовых христиан на дому, максимально используя возможность соответствующим образом подать выступления церковных деятелей...». По поводу кино газета подчеркивала: «Влияние кино расширяется в силу ни с чем не сравнимого воздействия воплощенных в доступных образах идей даже на людей, которые не способны рассуждать... Необходимо приобретать или строить красивые большие просмотровые залы, в них поддерживать порядок и атмосферу строгих 

[90]

моральных принципов». И наконец, об учебных заведениях, в частности об университете: «Католикам необходимо помнить и о высших духовных сферах. Их деятельность следует направить к источникам образования. Нужно заботиться о занятии кафедр, о таких ключевых дисциплинах, непосредственно интересующих церковь, как философия, философия нравов, история религии, история христианства, история средних веков и новая история, философия права, трудовое право и другие. Действительная чистота идей в Италии никогда не достигнет должного уровня, пока в аудиториях, где формируется мировоззрение молодых поколений, будет господствовать зараза» 39.

Программа была честолюбивой, и нельзя сказать, что в ее осуществлении не удалось сразу же добиться ощутимых успехов, по меньшей мере в некоторых сферах (например, в кинотеатрах начали проводиться конфессиональные кинофорумы, расширялась сеть демонстрационных залов, прекратилась обструкция неореалистического направления, и в этом течении началась тонкая прокатолическая переориентация: в кампанию включилось и «Католическое действие», в частности сам Джедда, духовный советник КД Фьоренцо Анджелини и писатель-драматург Диего Фаббри) 40.

Со своей стороны, выступая в канун рождества, Пий XII говорил: «Состояние дел сейчас таково, что действительно настала пора, дабы все, кому дорого и свято гуманное и духовное наследие их отцов, стряхнули с глаз пелену и во спасение Вечного города — матери цивилизации—обратились к вере, вооружились отвагой, чтобы уберечь его от такого религиозного, морального и эмоционального состояния, которое, к нашему глубокому сожалению, весьма затруднило бы торжественное празднование приближающегося «святого года» *. За витиеватым стилем выступления папы Пачелли нетрудно распознать цель главы церкви, которым движет честолюбивая идея вознестись неограниченным духовным судьей всех народов и бросить вызов материальному миру, находящемуся во власти политических аппаратов, руководствуясь при этом интуицией народа и врожденной набожностью масс униженных. Однако это его устремление постоянно сталкивалось с бес-

____

* Имеется в виду приближение 1950 года; «святой год» празднуется через каждые 25 лет.

[91]

компромиссным ходом событий внутри страны и на международной арене.

К осени происходит резкое обострение «холодной войны». В Италии «майские преобразования» 1947 года приобрели необратимый характер, по крайней мере что касается ближайшего будущего, и в связи с этим предстоящие в 1948 году парламентские выборы в глазах Ватикана все более представлялись как космический катаклизм. Сдержанность в вопросе об ориентации па Запад, вытекавшая из содержания упомянутых статей Далла Торре и летнего послания папы Трумэну, с каждым днем становилась для Ватикана все менее приемлемым курсом. Новая, республиканская конституция была принята в конце 1947 года. Это были совсем иные времена. Суровый язык недавних событий убеждает папу привести прежнюю систему взглядов и оценок в соответствие со временем: для него отныне не христианство и материализм противостоят друг другу, а христианство, свобода церкви, буржуазное общество, капитализм, Запад, с одной стороны, и «коммунистический мир» — с другой. Более узко, в чисто итальянском контексте, начеллианская утопия была низведена до уровня приземленного политического курса Де Гаспери. Ни Пию XII, ни Джедде, ни Ломбарди в голову никогда не приходило мобилизовать массу католиков в поддержку ХДП или тем более «четвертой партии». Но когда в первые месяцы 1948 года их идея воплотилась в создававшихся «гражданских комитетах», судьба этих последних была решена.

Циркуляр, извещавший итальянских епископов о создании комитетов, помечен 5 февраля и подписан кардиналом Джузеппе Пиццардо *. В нем говорилось: «С большей настоятельностью следует внушать верующим необходимость исполнения их гражданских обязанностей в полном объеме. Поэтому, воздавая заслуженную и горячую хвалу деяниям, уже свершенным в этом направлении в итальянских епархиях, сочтено своевременным создать специальный центральный гражданский комитет, связанный с комитетами в различных епархиях, чтобы в общем устремлении объединить усилия как отдельных лиц, так и организаций католиков» 41.

_____

* Пиццардо, Джузеппе — один из реакционнейших деятелей римской курии.

[92]

В циркуляре не упоминалось о существовании более двадцати тысяч приходских «гражданских комитетом», рассеянных по всей Италии, которые фактически создавались приходскими советами «Католического действия». Причина очевидна, так как в данном случае речь шла о попытке обойти конкордат, который запрещал «Католическому действию» принимать непосредственное участие в политической жизни. В связи с этим в организационном отношении «гражданские комитеты» представляют собой запутанную систему. На уровне приходов комитеты полностью совмещались с приходскими организациями КД, но воспринимались как таковые, и их не связывали с церковными структурами. На уровне епархий различие носило и формальный характер: комитет был независим от КД, епископ лишь назначал его председателя и церковного консультанта. На национальном уровне разделение было полным. Центральный гражданский комитет формально не имел никакого отношения к церковным властям: Джедда был его председателем, монах ордена Божьей матери Лючо Мильяччо — церковным консультантом, Уго Шаша — генеральным директором и главой отдела информации 42. Церковная иерархия не занималась распределением постов в руководство комитетами. Связи между церковным аппаратом и «гражданскими комитетами» носили личный характер; регулировал эти отношения Джедда с группой своих сотрудников, из которых почти все были членами его Рабочего общества. Между Джеддой и папой Пачелли связь осуществлялась непосредственно.

Таким образом, «гражданские комитеты» создавались как «изолированная организация», и поэтому неизбежно должна была возникнуть напряженность в отношениях, с одной стороны, с «Католическим действием» (члены которого почти поголовно активно участвовали в их деятельности, хотя и не все разделяли позиции Джедды), с другой — с Христианско-демократической партией. Но как пи парадоксально, в водовороте событий 1948 года создание комитетов привело к обратному результату. В Ватикане Монтини активнейшим образом поддерживал деятельность Джедды и обеспечивал возникшей организации (против которой впоследствии ему пришлось вести напряженную борьбу) соответствующую финансовую и политическую поддержку 43. В партийных кругах ХДП Де Гаспери не упускал случая, чтобы высоко оценить самоотверженность 

[93]

трехсот тысяч добровольцев «гражданских комитетов» 44. Летом 1947 года в ХДП был создан собственный отдел пропаганды и исследований — СПЕС. Ему, однако, не удалось преодолеть ряд затруднений по установлению связей с отдаленными группами избирателей, так как он не смог проникнуть на городские окраины и в небольшие центры, продвинуться в сельскую местность. «Гражданские комитеты» удовлетворяли этим требованиям: они пробивались туда, куда ХДП пробиться не могла, и приносили ХДП голоса колеблющихся 45.

Фактически деятельность «гражданских комитетов» способствовала созданию вокруг ХДП ореола политического единства католиков, что церковная иерархия еще не подтвердила в теоретическом плане, но что уже стало воплотившимся в делах необратимым решением 46. 22 февраля 1948 года кардинал Ильдефонсо Шустер поместил в газету «Италиа» предвыборные материалы, которые вызвали бурную реакцию в светской и левой печати. В соответствующем духе выступили также епископы Кампаньи и Тривенетской епархии: «Голоса должно отдавать только тем кандидатам или тому списку кандидатов, которые представят наибольшие гарантии, что будут выполнять свой мандат в духе и в соответствии с требованиями католической морали» 47. Заявил о себе и архиепископ Генуэзский Джузеппе Сири. Он утверждал, что «смертный грех» совершает всякий, кто голосует «за списки и кандидатов, которые не могут достаточно веско заверить, что будут должным образом уважать права бога, церкви и людей» 48.

Саму ХДП не упоминал никто, хотя ни в одном из призывов не было допущено и грана двусмысленности. 10 марта настал черед папы. Обращаясь к приходским священникам Рима с ежегодной речью в связи с началом сорокадневного поста, Пий XII сказал: «Каждый должен голосовать согласно велению совести. Ныне ясно, что совесть требует от каждого католика отдать голос тем кандидатам или тем спискам кандидатов, которые предлагают поистине достаточные гарантии защиты прав бога и души, составляющие подлинное благо каждого, отдельных семей и всего общества, согласно закону божьему и христианскому учению о морали». Из всех представителей высшей иерархии папа был наиболее осмотрителен — в его речи не упоминались не только ХДП, но и единство католиков. Явно преднамеренно прибег папа и к множественному чис- 

[94]

лу («Кандидаты... списки кандидатов»). Однако свойственное первоначально папе Пачелли критическое отношение к политическим партиям и государственным структурам уже отошло в прошлое; оно было выхолощено в процессе деятельности той организации, от которой он ждал воплощения своих идей. Успех «гражданских комитетов» в роли избирательной машины, поставленной на службу Христианско-демократической партии и с тех пор не воспринимаемой по-другому, ознаменовал резкий поворот во взглядах Пия XII. 18 апреля 1948 года принесло победу Джедде. Казалось, выиграла и церковь. Но больше всех выиграл Де Гаспери.

[95]

Цитируется по изд.: Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. 1943-1978. М., 1982, с. 67-95.

Примечания

1 Piretti M. S. La Hepubblica limitata. L'in forma zione cattolica e la Costituente. Roma, 1976, p. 65—66; Baget-Bozzo G. Op. cit., p. 199.

2 Заявление от 20 сентября 1946 года.

3 Еженедельник ломбардской организации ХДП «Democrazia» от 29.IX.1946 г.

В a g е t-B о z z о G. Op. cit., р. 149—150; G1 i se n t i M. Avvertenza per una storia da scriverc.—In: Gliscnti M. e Elia L. «Cronache sociali». 1947—1951. Roma, 1961, p. 10—12.

8 Falconi C. Gedda e l'Azione cattolica. Firenze, 1958, p. 144.

О r f с i R. L'occupazione del potere..., p. 72.

7 Baget-Bozzo G. Op. cit., p. 223—224; Falconi C. Op. cit., p. 72—100.

8 В записке оно упоминается под буквой «М». Полный текст см.: Scoppola P. La proposta politica di De Gasperi. p. 293.

9 Из письма, направленного Пиччони 15 ноября 1946 года руководящим деятелям партии.

10 Эту цель Доссетти изложил в письме к Де Гаспери от 4 сентября 1946 года. (De Gasperi М. R. Do Gasperi scrive..., vol 1, p. 293—295.)

11 Per una Italia migliore.—«La Civilti cattolica», 15.VI.1946.

12 Lombardi R. L'ora presente e l'ltalia.—«La Civilta cattolica», 4.1.1947.

13 Gambino A. Op. cit., p. 261—268; Gal ante S. La scelta americana della DC.—In: Isnenghi M. e Lanaro S. Op. cit., p. 120—126.

14 Foreign Relations of the United States, 1946, vol. 5, p. 935. Де Гаспери заявил, что не думает, будто разрыв с коммунистами «возможен в данный момент из-за мирной конференции и того воздействия, какое исключение коммунистов из правительства могло оказать на Россию, поскольку дело касается окончательных условий мирного договора, навязываемых Италии». Но он тут же добанил, что, «как только будет подписан мир», его партия, по-видимому, будет готова к «сведению счетов... главной целью которого станет решительный удар по коммунистам». (Cambino A. Op. cit., р. 267.) Тот факт, что в ХДП уже на протяжении некоторого времени знали об этих намерениях Де Гаспери, подтверждается разными источниками. Так, 1 июля 1946 года Марио Шельба писал Стурцо: «У Альчиде (Де Гасиери.— Перев.) навязчивая идея: поскольку избирательная кампания ХДП основывалась на антикоммунизме, а избиратели отдали лам свои голоса, постольку коммунистов следует изгнать из правительства... Этот тезис прозвучал также в материалах, публикуемых в газете «Куотидьяно», которая после ухода И. Джордани находится иод строжайшим контролем». См.: S t u го L. Scritti inediti, vol. 3. Roma, 1976, p. 412—413. «Контроль» Де Гаспери над ориентацией «Куотидьяно», на который прозрачно намекал Шельба, осуществлялся через нового директора, сменившего Иджино Джордани, — Федерико Алессандрини.

15 Foreign Relations of the United States, 1947, vol. 3, p. 909- 910: Scoppola P. La Proposta politica di De Gasperi, p. 299.

16 J e m о о АС. Per la pace religiosa d'Italia. Fircnze, 1944, p. 13.

17 См. данный документ в: Gambino A. Op. cit., p. 305—306.

18 «L'Osservatore romano», 20—21.111.1947.

19 Запись беседы находится в архиве американского госдепартамента, под классификационным номером 86500/3-2047. (Faenza R. е F i n i М. Op. cit., p. 190.)

20 Jemolo АС. Chiesa е Slato in Italia..., p. 313.

21 В a g e t-B о z z о G. Op. cit., p. 205.

22 О r f e i R. Andreotti. Milano, 1975, p. 173.

23 Faenza R. e Fini Ml Op. cit., p. 192—194. Сообщение о встрече находится в архиве госдепартамента под классификационным номером 865.5043/3-2447.

24 De Gesperi М. R. De Gasperi scrive..., vol. 2, p. 93—94.

25 Andreotti G. De Gasperi e il suo tempo, p. 334—335.

26 См. свидетельство тогдашнего министра общественных работ: SereniE. Il Mezzogiorno al Fopposizione. Torino, 1948, p. 20— 21.

27 M о s s о G. Le Acli viste da un parroco.— «Politica sociale», 8.V.1947.

28 Do Gasperi M. R. Catti. De Gasperi uomo solo. p. 253. Позднее Де Гаспери доверительно писал дочери: «Исключить коммунистов из правительства стоило мне большого труда, терпения, жертв и непонимания. Это было не простым делом, дорогая». (Ibid., р. 268.)

29 Amendola G. Op. cit., p. 93—94: «Зачастую ответственность за раскол национального единства практически пытались приписать действию международных факторов. Я бы предпочел слегка «перелицевать» это суждение. Именно внутренние капиталистические и консервативные силы стремились установить контроль над правительством, чтобы не допустить развития рабочего движения. Именно перед лицом подъема рабочего и народного движения... группы, желавшие полностью восстановить свое господство над экономической и политической жизнью страны, обратились к международным силам, конкретно к американскому империализму, также заинтересованному в сохранении в Италии определенного порядка вещей. Поездка Де Гаспери в Вашингтон в январе 1947 года и явилась тем моментом, когда соглашение было достигнуто и Соединенные Штаты должны были помочь Христианско-демократической партии добиться в стране безраздельного политического и экономического руководства в союзе с так называемой «четвертой партией» — партией денег. ...Рупором этой партии в тот момент стал Луиджи Эйнауди».

30 Dossctti G. Fine del tripartite? — «Cronache sociale», 15.VI.1947.

31 De Gasperi M. R. De Gasperi scrive..., vol. 2, p. 130—181. 18 июля 1947 года Таркиапи написал Де Гаспери ответ: «Все дают высокую оценку твоим усилиям по прояснению позиций... Нужно следить за Данном... Как тебе известно, он сказал мне, что желает установить с тобой контакт, но опасается повредить тебе в глазах партий и Собрания слишком частыми визитами. Тебе следует изыскать осторожный способ видеться с ним не слишком редко». (Ibid., р. 132—135.)

32 Об этом свидетельствует резкая телеграмма государственного секретаря Джорджа Маршалла американскому послу в Италии от 6 июня 1947 года (архивный помер 86500/6-647). (Faenza R. е F i n i М. Op. cit., p. 184.)

33 Послание Пия XII Трумэну опубликовано в «Оссерваторс ромапо» за 3 сентября 1947 года.

34 G a m b i n о A. Op. cit, p. 443.

35 Lombardi R. Rilievi sulle forze cattoliche in Italia (per una mobilitazione generale).—«La Civilta cattolica», 7.VI.1947, 5.VII.1947.

36 С этой точки зрения замысел Пия XII выглядел как новое выдвижение (теперь уже в абсолютно внеисторическом контексте) главной идеи, которая лежала в основе возникновения итальянского католического движения в XIX веке. Для сопоставления см.: Gambasin АИ movimento sociale ne U'Opera dei congressi (1874— 1904). Roma, 1958, p. 1—5. «Прежде всего было необходимо собрать католиков в настоящие организации не для того, чтобы создать партию, а для их объединения под руководством папства, епископов, клира с целью обеспечить иерархии выполнение ее духовной миссии в народе, защищать их свободу и права... нарушенные властями государства».

37 Scoppola P. La proposta politica di De Gasperi, p. 243—249.

38 Falconi C. La Chiesa о le organizzazioni cattoliche in Italia 1945—1955. Torino, 1956, p. 98—102; Romano L. eSca- hello P. Cera una volta la DC. Brevo storia del poriodo degas- periano attra verso i manifesti elettorali del la Democrazia cristiana. Roma, 1975; Isnenghi M. Alio origini del 18 aprile. Miti, riti, mass media. — In: Isnenghi M. e Lanaro S. Op. cit., p. 277— 344. 

39 Lombardi R. Vigilia di mobilizatione generale.—«La Civilta cattolica», 4.X.1947.

40 В r u n с l l a G. P. Mondo cattolico e organizzazionc del con- scnso: la politica cinematografica. In: Isnenghi M. e Lanaro S. Op. cit., p. 429—433.

41 Urettini L. I Comitati civici del Trevigiano..., p. 475; Falconi C. La Chiesa e le organizzazioni cattoliche in Italia. Torino, 1955, p. 358—399; V i g l i M. Dottrina e azione del Comitate civico.—«Questitalia», 1960, № 3—4; Righini P. С. I Comitati civici nelle prospettive dci loro dirigenti.— «Cronache sociali», 18.VII.1948; Baget-Bozzo G. Od. cit., p. 220—226 e 260—266; Manoukian A. La presenza sociale del PCI e della DC. Bologna, 1968, p. 493—548.

42 F a l с о n i C. Gedda e l9Azione cattolica, p. 130—131.

43 Ibid., p. 127—128. К. Фалькони пишет: «Монтини затребовал у Джедды план действий, но, что касается материальных средств, открыл перед ним все нужные двери. Институт религиозных дел, то есть ватиканский банк, предоставил первоначальный фонд в сумме около сотни миллионов лир (полученных от продажи различного американского военного имущества, которое было передано Ватикану специально для финансирования антикоммунистической деятельности в Италии). Но требовалось иное. Монтини сразу же связал Джедду с американским посольством, которое назначило специального дипломата для этих контактов. Последний обеспечил ему связь с... Целлербахом, тогда директором Администрации экономического сотрудничества в Италии. Кроме того, он вывел Джедду на главное руководство Конфиндустрии, которое в короткое время предоставило в его распоряжение примерно миллиард лир». В докладе ЦРУ от 17 мая 1948 года говорится в этой связи: «Хотя монсеньор Анджелини и утверждает, что помощь Ватикана состояла лишь в предоставлении оборудования, другие источники, и частности посол Ирландии Уолш, подтвердили, что помощь включала также значительные денежные средства наличными... Кроме того, крупные суммы порядка нескольких миллионов лир были получены от итальянских промышленников и представителей аристократии».

44 По оценке Джедды. (G a m b i п о A. Op. cit., р. 444.)

45 Ibid., р. 444—445; Andreotti G. Intervista su De Gasperi, p. 92—93.

46 О r f e i R. Fede e politica, p. 139—140.

47 В a g e t-B о z z о G. Op. cit., p. 220.

48 Gambino A. Op. cit, p. 442.

Рубрика