Македония с VII по XII века

Македония с VII по XII века

В пору переселения славян на Балканский полуостров ими была заселена и территория провинции Македонии, за исключением Фессалоники (Солуна). Осевшие в Македонии славянские племена (струмляне или стримонцы на реке Струме, берзиты на притоке Вардара Црне, драгувнты на реке Бистрице и др.) постепенно ассимилировали остатки прежнего фракийско-македонского и иллирийского населения. О соприкосновении славян с этим древним населением Балканского полуострова говорит заимствование славянами от пего некоторых географических названий: старинный город Скупи славяне стали именовать Скопле, Касторию — Костуром, реку Стримои — Струмой и т. д. По своему социально-экономическому развитию славяне Македонии находились в это время примерно на том же уровне, что и в соседних землях. Как там, так и в Македонии славянские племена объединялись между собой, создавая уже в первой половине VII века значительные племенные союзы.

В VII веке славянские племенные союзы делали неоднократные попытки овладеть важнейшим центром византийской торговли после Константинополя — Фессалоникой, манившей славян возможностью захватить богатую добычу. В союзы объединялись племена ринхинов, велегезитов, струмлян, сагудатов и др. Иногда они действовали против Византии вместе с аварами. Славяне применяли стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. Они пытались блокировать город не только с суши, но и с моря при помощи многочисленных лодок, выдолбленных из древесных стволов. Однако оборонительные средства Фессалоники были достаточно мощными. Все попытки захвата города оказались безуспешными.

Как только Византия получила возможность отвлечься от борьбы с арабами, ведшими наступление па владения империи в Азии и Африке, она в 658 году предприняла военный поход в Македонию и подчинила себе часть славянских племен, живших на побережье Эгейского моря. Подчиненные племена Византия обязала платить дань и оказывать ей военную поддержку, а некоторые из этих славян были переселены в Малую Азию. Большая часть славян Македонии сохранила и после похода 658 года свободу и независимость. В 670—675 годы в Македонию вторглась и с согласия Византии осела в районе Битоля (Керамисийское поле) протоболгарская орда, находившаяся до этого к Паннонии под властью аваров. Стоявший во главе орды протоболгарин Кувер (Кубер), не довольствуясь отведенной 

[69]

территорией, попытался овладеть Фессалоникой, но был разбит византийцами.

Передвижение из-за Дуная в северо-восточную часть Балканского полуострова протоболгарской орды во главе с Аспарухом заставило Византию усилить внимание к обороне своих владении на Балканах. В 688 г. византийцами был предпринят поход в Македонию, в результате которого она была подчинена империи я немалое число жителей Македонии вновь переселено в Малую Азию. Вместе с тем византийское правительство для укрепления своих позиций в Македонии начало переселять туда из малоазиатских фем стратиотов — свободных крестьян, обязанных нести военную службу.

В связи с ростом Болгарского государства все более отчетливо проявлялось стремление болгарских ханов включить в состав своих владений территорию Македонии. Но Византия упорно отстаивала здесь своп позиции.

Лишь во второй четверти IX века болгарскому хану Преспану удалось включить центральную и западало Македонию в состав Болгарского царства (в руках Византии остались только район Фессалоники и земли по нижнему течению рек Струмы и Месты).

С этого времени развитие Македонии шло в русле развития Болгарского государства. Исторические источники для этого периода малочисленны и неясны. Они не дают возможности точно определить этнический состав славян Македонии и степень их родства с другими группами южных славян. Однако, насколько можно судить на основании этих источников п данных лингвистики, славянское население Македонии этнически было наиболее близким славянскому населению Болгарии.

Внутренняя жизнь Македонии в IX — начале X века мало известна. Данные, относящиеся к драгувитам и сагудатам, жившим в районе Фессалоники. показывают, что они платили дань последней и должны были поставлять ей военные отряды. Другая часть славянских племен находилась в таком же отношении к Болгарии. Славяне являлись свободными людьми, владевшими земельными участками. Население Македонии занималось земледелием и было главным поставщиком хлеба в Фессалонику. Существовали п ремесла. В области между Фессалоникой и Афоном имелись рудники, на которых работало славяне из племени ринхинов.

По-видимому, IX — начало X века были порой становления феодальных отношений в Македонии. Усилившаяся дифференциация внутри общин и племен вела к их распаду. Постепенно формировался господствующий класс, сосредоточивший в своих руках власть. Во главе отдельных областей стояли византийские наместники — комесы, пользовавшиеся широкими правами. Большую роль в ускорении процесса феодализации сыграл переход в христианство.

Христианство в Македонию проникало, по-видимому, еще до IX века. Как и в других славянских землях, Византия стремилась использовать здесь церковь для укрепления своего влияния. Особо благоприятные условия для этого создавало непосредственное соседство славянских племен Македонии с Фессалоникой. Не случайно первые славянское просветители — Кирилл и Мефодий, были как уже отмечалось, жителями Фессалоники. Однако их основная деятельность протекала за пределами Македонии. Христианство получило широкое распространение в Македонии лишь вслед за принятием новой религии в Болгарии, появлением здесь изгнанных немцами из Моравии учеников славянских просветителей. В 886 году болгарский князь Борис направил одного из них — Климента в область Кутмичевицу, включавшую часть Албании и часть Македонии. В городе Деноле (в современной Албании), который был центром деятельности Климента, он создал школу для подготовки духовенства, вы- 

[70]

Надпись царя Ивана-Владислава (1015—1018 гг.) в Битоле

пустившую значительное количество учеников. В Охриде Климент построил монастырь, ставший центром просвещения и письменности. В 893 году Климент был поставлен епископом. С того же времени в Македонии проповедовал и Наум, построивший монастырь на юго-восточном берегу Охридского озера. В Македонии протекала деятельность и еще одного ученика Мефодия — Константина Пресвитера.

Наряду с христианством, проповедуемым учениками Кирилла и Мефодия, в Македонии, как и в соседних с ней областях, населенных славянами, в это время еще сохранились остатки язычества, а вместе с тем начали распространяться различные еретические учения. В частности, из Малой Азии сюда проникали дуалистические ереси манихеев, месальян и павликиан. Но особенно широкое распространение получило богомильство, появившееся здесь еще в первой половине X века. Ряд исследователей предполагает, что именно в Македонии протекала первоначально деятельность основателя богомильства — попа Богомила и его последователей. Распространение богомильства оставило следы в топонимике: гора Бабуна в центральной Македонии, река Бабуна 1, текущая с этой горы, Богомильское поле и др. Обилие этих названий именно в Македонии показывает на связь ереси с территорией этой области.

Богомилы не признавали учения церкви и создали свою космогонию (учение о происхождении мира и человека) и эсхатологию (учение о конце мира и человечества). Основным их принципом был дуалистический взгляд на мир и человека. Согласно учению богомилов, в мире первоначально существовал единый «добрый бог» и сотворенные им ангелы. Но его сын и первый помощник — Сатанаил противопоставил себя богу и явился носителем зла. Он сотворил материальный мир и тело человека, по не смог его оживить, тогда бог создал добрую душу человека. С тех нор началась борьба между добром и злом. Поскольку богомилы отвергали учение церкви, они не признавали духовенства, не почитали храмы, иконы и т. д.

____

1. Бабунами обычно называли ботомплов. 

[71]

Будучи выражением народного протеста против феодальной эксплуатации, богомильство отрицательно относилось к власти государства и феодалов. По словам их противника пресвитера Козьмы, богомилы «учат своих (приверженцев. — Ред). не повиноваться властям своим, осуждая богатых, царя ненавидят, поносят старейшин». Выражая взгляды обездоленных слоев, богомилы считали богатство происходящим от дьявола, вели аскетический и строго нравственный образ жизни, проповедовали безбрачие. Однако они признавали, что духовное совершенство доступно не всем и допускали для разных людей различный образ жизни. Богомолы делились на несколько категорий: «слушателей», «простых верующих» и «совершенных». Последние являлись образцом мудрости и моральной чистоты, они были духовными руководителями богомилов.

Богомильство стало одной из форм выражения протеста крестьян против установления феодальной зависимости. Критикой существующих порядков оно воодушевляло народные массы на борьбу против феодалов и церкви. Жесточайшие преследования не уничтожили богомильского движения, которое распространилось в близлежащих южнославянских землях п Византии. В Македонии же, как и в соседних областях, богомильство сохранялось в течение нескольких столетий, намного пережив те крупные политические изменения, которые произошли здесь в конце X века.

Уже с середины X века Первое Болгарское царство вело тяжелую борьбу с Византией. Участвовавшие в этой борьбе дружины киевского князя Святослава под натиском византийских войск вынуждены были уйти на Русь (972 год). Вслед за тем император Иоанн Цимисхий присоединил северо-восточную часть Болгарии к империи, а болгарского царя Бориса в качестве пленника увел в Константинополь.

Болгарское государство, испытывавшее нападения извне, переживало трудности и внутри. Еще до указанных событий, в 969 году в Македонии, входившей в состав Первого Болгарского царства, началось восстание. Четыре брата — сыновья крупного болярина Николы отложились от царя. В период борьбы этого царства против Византии братья упрочили свое положение и власть, которая распространялась на некоторые земли, входившие в Первое Болгарское царство — западную часть Болгарии и Македонию (исключая южные ее районы). Воспользовавшись междоусобной борьбой в Византин, усилившейся в 976 году после смерти императора Иоанна Цимисхия братья начали войну против последней. В военных столкновениях один из них погиб, другой был убит, как думают, по проискам Византии, третий — умерщвлен по обвинению в связях с Византией. Фактическое управление страной полностью перешло в руки четвертого из братьев — Самуила.

Государство Самуила являлось непосредственным преемником Первого Болгарского царства. В исторической литературе оно обычно называется Западно-Болгарским царством. Самуил носил титул царя, до этого принадлежавший главе Первого Болгарского царства, и владел землями, входившими ранее в состав этого царства. Самуил стремился раздвинуть границы своих владений. В период наибольшего территориального расширения (конец X века) в состав государства Самуила входили: почти вся Македония (без Фессалоники), большая часть Болгарии, Рашка, Срем, Босния, Захумье, Травуния, Дукля, Фессалия, Эпир и часть Албании. Его столицей считалась первоначально Пресна, а затем Охрид. Была восстановлена болгарская патриархия, уничтоженная императором Иоанном Цимисхием, центром которой после ряда изменений стал Охрид. Новое Болгарское царство представляло собой государство феодальное. Господствующий класс составляли крупные феодалы — боляре. Они владели десятками укрепленных городов п были самостоятельными повели- 

[72]

Крепость в Охриде. X—XI в.

телями своих областей, хотя и признавали верховную власть Самуила. О том, как велось феодальное хозяйство и о положении крестьян сведений не сохранилось.

Между царством Самуила п Византией велась непрерывная борьба, обострившаяся с начала XI века, когда император Василий II начал систематическое завоевание владений царя Самуила. Уже в первые годы борьбы Самуил потерял северные болгарские земли, владения в Албании и часть Македонии. В 1014 году при Беласице произошло решительное сражение, в котором болгарские войска потерпели поражение. Вскоре после этого Самуил умер, а в еще сохранявшей независимость части государства начались феодальные смуты и борьба за престол. Через четыре года Византия окончательно подчинила своей власти большую часть территории бывшей держаны Самуила, в том числе Македонию.

На всех завоеванных Византией славянских землях установилась чужеземная власть. Было изменено административное деление территории введено фемное устройство. В Скопле, ставшем центром фемы, называвшейся Болгария, и других пунктах находились греческие начальники (катепаны, дуки, стратиги, архонты). Патриархия была превращена в архиепископию, подчиненную императору, который назначал архиепископов. Церковь способствовала усилению греческого влияния в Македонии. Одним из наиболее активных проводников политики эллинизации был охридский архиепископ Феофилакт (1090—1103 гг.).

Вскоре после падения Болгарского царства Самуила Балканский полуостров стал объектом нападений кочевников-печенегов, торков (узов) и др. Видя в них военную силу и средство держать в руках местных жителей, империя предоставляла кочевникам территории в Македонии, что вело к усилению этнической пестроты ее населения.

В период византийского господства в Македонии усилился греческий элемент, появилось значительное количество армян и евреев, а также влахов. Еще шире раздвинулись владения феодалов, особенно светских, большинство которых было греками. Крестьянское население остро ощу- 

[73]

щало рост феодального гнета, налогового обложения, которое ко второй четверти XI века было превращено из натурального в денежное. Зависимые крестьяне (парики), имевшие наделы, выполняли повинности в пользу землевладельца. В феодальных владениях проявлялся повышенный интерес к «парическим работам», т. е. к увеличению барщины. Наряду с париками имелись безземельные крестьяне, которых государство разрешало феодалам селить в их владениях. Существовали н рабы, все чаще переводившиеся в положение зависимых крестьян. Зависимое состояние в XI—XII веках было наследственным. Власть землевладельцев усиливалась, чему содействовало развитие и расширение иммунитета феодальных владений. Их собственники по мере углубления процесса феодализации становились все более независимыми от государственной власти. В крупных владениях имелся административный центр — настрой, который нередко укреплялся и обносился стенами. В распоряжении крупных феодалов были и свои вооруженные силы. Так, охридского архиепископа Феофилакта называли «многосильным». В больших феодальных владениях в связи с этим возникали ленные держания. Эти новые социально-экономические явления проявились в полной мере в последующий период.

Политика феодального угнетения и эллинизации славянского населения, тяжелое положение народных масс — все это возбуждало недовольство покоренного населения и вызывало в нем готовность к борьбе. Не удивительно поэтому, что на протяжении XI века Македония, как и другие находившиеся под властью Византии славянские земли, стала ареной крупных восстаний против византийского гнета. В 1040 году началось восстание, возглавленное Петром Деляном, выдававшим себя за внука царя Самуила. Собрав войско в районе Белграда и реки Моравы, Петр Делян отправился с ним к Нишу и Скопле и овладел ими. В это же время в феме Диррахий подняли восстание военные отряды под предводительством некоего Тихомира.

Между предводителями двух восстаний начались переговоры, не приведшие, однако, к соглашению. Толпа повстанцев убила Тихомира, а руководство восстанием осталось в руках Петра Деляна, который с возросшими силами отправился к Фессалонике, но взять ее не смог. Местное население по пути следования войск Петра Деляна оказывало ему помощь и пополняло его ряды. Ход движения был нарушен прибытием в лагерь повстанцев внука Самуила — Алуспана, который до этого был стратигом одной из фем в Малой Азии. Алуспан принял участие в борьбе, но оказался бездарным предводителем. Летом 1041 года он попытался взять Фессалонику и потерпел поражение. Затем, пользуясь брожением, начавшимся вслед за этой неудачей, он ослепил Петра Деляна и бежал к византийскому императору. Движение, в котором проявилось отсутствие социального единства и недостаток организованности, вслед за тем было подавлено.

Восстание 1040—1041 годов приняло широкий характер и охватило владения Византии — от Дуная до Аттики и от Драча до Средеца и окрестностей Фессалоники. Основную массу его участников составляли крестьяне, а также городские низы. Участвовали в нем и представители феодальных кругов. Интересы повстанцев и их предводителей — феодалов не были одинаковы. Поэтому последние поддержали Алусиана и способствовали поражению движения.

После подавления восстания 1040—1041 годов усилилась раздача земель феодалам, расширилась сфера феодальной зависимости крестьян и возросла их эксплуатация. Все это вызвало спустя 30 лет, в 1072 году, новое восстание, центром которого был город Скопле. Во главе повстанцев стал скопльский болярин Георгии Войтех. Восстание было поддержано дуклянским князем Михаилом, пославшим на помощь Войтеху вооруженный отряд во главе со своим сыном Константином Бодином, которого восстав- 

[74]

шие провозгласили «царем болгар». Охрид, Девал и Скопле перешли в руки повстанцев. Но вскоре они начали терпеть неудачи. Константин Бодин и Георгий Войтех были захвачены в плен, и восстание подавлено.

В первой половине 80-х годов XI века норманны под предводительством Роберта Гвискара захватили Албанию, Эпир, Фессалию и большую часть Македонии. Восстание в Италии побудило Роберта возвратиться туда, оставив на Балканском полуострове войско во главе со своим сыном Боэмундом Тарентским. Вторжение норманнов, а также продолжавшиеся набеги кочевников и борьба с ними способствовали разорению Македонии.

В 90-х годах XI века в Македонию были вновь переселены Византией куманы (половцы) и печенеги.

В самом конце XI века через Македонию прошли отряды участников первого крестового похода, подвергшие ее ограблению, а в начале XII века вновь вторглись норманнские отряды во главе с Боэмундом Тарентским — одним из предводителей первого крестового похода. Однако эти отряды вскоре были изгнаны войсками императора Алексея I Комнина (1081 — 1118 гг.) восстановившего в Македонии власть Византин.

[75]

Цитируется по изд.: История Югославии в двух томах. Том I. Под ред. Ю.В. Бромлея, И.С. Достян, В.Г. Карасева, С.А. Никитина. М., 1963, с. 69-75.

Рубрика