Куйбышев-Самара (АГК, 1947)

Куйбышев-Самара (АГК, 1947)

Город Куйбышев (Самара) существует свыше 360 лет. Вначале это была небольшая сторожевая крепость, которую со всех сторон окружали волжские и степные просторы с дремучими лесами. Через Самару проходили торговые пути к богатым восточным рынкам. Всё это привлекало сюда переселенцев и беглых людей, из которых потом образовалась казацкая вольница. Богатые земли захватывались служилыми людьми и духовенством, крепостные крестьяне и беглые люди жестоко эксплуатировались.

Трудовое население Самары принимало деятельное участие в крестьянских восстаниях под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачёва.

К середине XVIII века Самара теряет своё значение как крепость и начинает играть всё большую роль как торговый центр Поволжья» В начале XIX века в Самаре появляется промышленность. В 1847 году мелкая промышленность Самары насчитывала 350 рабочих.

В конце XIX века и в начале XX века, с развитием железнодорожного транспорта, Самара становится одним из важнейших железнодорожных узлов страны, связывающим центральные районы России с Сибирью и Средней Азией. Развитие речного пароходства сыграло для Самары большую роль в росте торговли. Самарское купечество вело крупные торговые операции. Тогдашние «отцы города» — царские чиновники, крупные купцы и лабазники — не заботились о городском благоустройстве, санитарии и гигиене. Неудивительно, что в конце прошлого века смертность в Самаре превышала рождаемость, и число жителей росло лишь за счёт пришлого населения.

Город Самара рос и развивался, отражая 8 своей застройке всю свою сложную историю. Сохранилось несколько описаний и даже зарисовок города в период его первоначального существования. Это типичная сторожевая крепость того времени. Будучи сплошь деревянной, Самара выгорала несколько раз. В 1765 году, после большого пожара, делается первая попытка вести новое строительство города по плану.

В 1780 году Самара становится уездным городом Симбирской губернии, а в 1804 году она получает генеральный план, по которому город разбивался на прямоугольные кварталы с продольными улицами, идущими параллельно Волге, и поперечными, спускающимися к реке. Окраинными улицами тогда были — Саратовская (ул. Фрунзе) и Панская (Ленинградская). Городской парк (Струковский сад) был за городом. Лучшими улицами считались Большая (ул. Водников), где жили богатые купцы и было множество лавок, и Казанская (улица Обороны), где обособленно проживали помещики и дворяне. У слияния Волги и Самарки располагался нижний, или бурлацкий, базар—наиболее оживлённое место города; на Алексеевской площади (ныне площадь Революции) — верхний базар, застроенный ветхими лавками, утопавшими в грязи. На Саратовской улице (ул. Фрунзе) были глубокие пески, по Панской (Ленинградской) от улицы Саратовской (улица Фрунзе) до самой Волги «красовался» большой овраг, куда сваливались нечистоты.

Семьдесят лет Самара была уездным городом.

В 1851 году она становится губернским городом и важнейшим торговым центром Поволжья. Население города увеличивалось. В 1851 году в Самаре насчитывалось 20000 человек, в 1876 году — 54000 человек, в 1897 году — 90000 человек, а в 1916 году — свыше 150 000 человек; город рос, но оставался по-прежнему неблагоустроенным. Лишь в 1863 году началось мощение самарских улиц местным быстро выветривающимся известняком, от которого поднимались тучи едкой пыли. До революции асфальтом была покрыта одна Дворянская улица (улица Куйбышева) на небольшом протяжении.

В 1886 году в центральные кварталы провели водопровод, остальная часть города пользовалась волжской водой, которую развозили в бочках водовозы. В 1395 году была построена конка, и только в 1915 году — трамвай. Особенно не благоустроены и запущены были окраины города, заселённые главным образом трудовым населением.

Планировка губернской Самары даёт чёткую организацию кварталов, улиц и площадей, хорошо ориентированных на Волгу. Здесь проявились лучшие черты русского градостроения, прекрасно чувствовавшего природу, умело и самобытно использовавшего этот важнейший градостроительный фактор.

Собор Софии Премудрости Божией в Самаре. 
Фото Ирины Ушаковой.

Архитектура старой Самары, за исключением отдельных зданий, не представляет особого интереса. Многие здания» расположенные в центре? построены в стиле «Модерн», — характерном для конца прошлого и начала нынешнего века. Появление этого стиля говорит о начавшемся упадке архитектуры и отходе её от высоких классических основ. «Модерну» свойственны малая органичность форм, чрезмерная их стилизация и нарочитая декоративность. Однако необходимо отметить в этих зданиях хорошее качество работ? продуманность деталей. Характерными произведениями этого стиля являются: здание бывшего театра „Олимп" (ныне Госфилармония); здание гостиницы «Гранд-Отель» на улице Куйбышева; особняк на углу Красноармейской и ул. Фрунзе; дом на углу Пионерской и ул. Обороны и другие. Несколько зданий построены на основе использования классических форм греко-римской архитектуры и Ренессанса. Они также отличаются высоким качеством работ. К этим зданиям можно отнести дом? где ныне помещается городской комитет партии? Дворец пионеров на ул. Куйбышева? здание бывшей хлебной биржи (ныне Дзержинский райисполком) и др. Такие же здания? как драмтеатр (площадь им. Чапаева), здание бывшей земской управы на ул. Фрунзе? носят черты русского стиля. Из отдельных зданий, представляющих архитектурный интерес? можно отмстить многоэтажный дом на ул. Куйбышева, где помещается „Куйбышев-нефть", дом на углу улицы Фрунзе и Льва Толстого (Управление округа железной дороги).

На берегу Волги в окрестностях города живописно выделяются на фоне зелени несколько вилл и особняков.

Однако все эти здания не могли изменить общего характера глубокой провинции? неустроенности купеческой Самары.

Цитируется по изд.: Архитектура города Куйбышева и области. Краткий очерк. Куйбышев, 1947, с. 4-7.

Tags