Бактрия: географические границы

Бактрия: географические границы

Бактрия заняла прочное место в научных трудах, посвященных древнему миру, почти 250 лет назад. Однако по сей день представление о том, что следует понимать под этим названием, у разных авторов оказывается весьма различным. Не останавливаясь на откровенных ошибках, вызванных слабым знанием исторической географии, перенесением в древность современных политико-административных границ 1, следует подчеркнуть, что отсутствие четкого определения Бактрии как историко-культурного и географического понятия обусловлено противоречивостью сведений известных в настоящее время письменных источников. 

Бахтрия клинописных текстов ахеменидского Ирана, равно как Бактриана и Бактрия античных авторов и Бахлика индийских источников, — все эти разноязычные и разновременные на[1]звания применялись для обозначения области, заселенной бактрийцами, и отражали, по всей видимости, самоназвание народности (народа) и местное название страны. Для докушанского времени Бактрия — вполне определенное историко-культурное понятие, обозначение этнокультурной области и ее населения. 

Такое же значение сохраняется за словом «Бактрия» у большинства античных авторов на рубежах нашего летосчисления. Среди них авторы трудов, посвященных походам Александра Македонского, Квинт Курций Руф (конец I века до н. э. - середина века н. э.), Диодор Сицилийский (умер в конце I века до н. э.), Арриан (ок. 90— 175 гг. н. э.): историки Помпей Трог (писал между 19 и 2 гг. до н. э.), Тацит (I — начало II века н. э.), Юстин (конец II века н. э.); географ Страбон (ум. в 23/24 г. н. э.); эн-

_____

1. См., например: Э. Д. Юркевич. Кушанская культура на территории Афганистана, Пакистана и Индии (Автореф. канд. дисс.). М., 1968, с. 7 и 14, где автор относит к Бактрии Капису/Беграм, т. е. центр области Паропамисад, лежавший южнее Гиндукуша. Э. А. Юркевич фактически рассматривает весь Афганистан как Бактрию, а Пакистан как Гандхару.

[32]

циклопедист Плиний Старший (умер в 79 г. н. э.); римские поэты, писатели и ораторы I—IV веков н. э. 2

Однако следует отметить, что Клавдий Птолемей (вторая половина II века н. э.), опиравшийся при составлении своей «Географии» уже не только на авторов докушанского времени, но и на информацию, полученную римскими купцами в I— II веках н. э., обозначая определенную географическую область как Бактриану 3, ни словом не обмолвился о бактрийцах, а при перечислении населявших эту область 13 отдельных племен или народностей особо выделил тохаров, указав на их многочисленность 4

Создается впечатление, что в период расцвета Кушанского государства уже не существовало народа, именовавшего себя бактрийцами. Не ясно также, сохранялось ли в это время старое название «Бактрия» для обозначения древней области в иранской и местной — среднеазиатской среде; хотя топоним Бахл и встречается в среднеперсидских и древнеармянских источниках вплоть до VII века н. э., похоже, что им пользовались не для передачи названия всей древней области, а лишь для обозначения ее столичного города Бактры (Балх) 5

Китайские источники, дающие наибольшую информацию о Средней Азии кушанского и после-кушанского периодов, вообще не содержат названия, созвучного «Бактрии», они пользуются названиями Дахя/Дася, Да-юечжи и Ту-хо-ло.

Значение слова Дахя/Дася еще не выяснено 6. Оно было использовано впервые Чжап Цянем (ок. 130 г. до н. э.) для обозначения земель современного Северного Афганистана, уже подпавших под власть кочевых завоевателей да-юечжи, ставки которых, однако, оставались на северном берегу Амударьи 7.

______

2. См.: Квинт Курций Р у ф, VII, 3—11; VIII, 1—8, а также III, 10; IV, 5, 6, 12, 13; V, 8, 9, 13; VI, 6; IX, 2. 7; X, 10; Д и о д о р С и ц и л и й с к и й, XI, 69; XVII, 74, 83, 99; XVIII, 3, 39; А р р и а н. Днабазис, -III, 28, 30; IV, 1—22; а также III, 8, 11, 16, 19, 21, 23, 25; V, 5, 25, 27; VII, 9, 16; Помпей Трог , XII, 1—7; Х1Л— Х1Л1; Тацит . Анналы, II, 60; XI, 8; Плиний Старший. Естественная история, VI, 13, 33 -52; VIII, 18, 66—67; 40, 143; XII, 6, 25; 8, 33 36; XV, 18, 68; XVIII, 7, 70; 21, 186. Сведения о Бактрии (и Индии) поэтов, писателей и ораторов I—IV вв. собраны М. Рэно, см.: М. Т. ReinaudRelations politiques et commerciales de lEmpire Romain aves lAsia Orientale.— JASег. 6. Т. 1, 1863, с. 93—234, 297 441. См. также: М. М. Хвостов. История восточной торговли греко-римского Египта. 

3. Птолемей , VI, 10,1; М. 1—9; 12,1; 17,1; 18,1. 

4. Птолемей , VI, 11,6. Позднеримский историк Аммиан Марцеллин (вторая половина IV в.) при описании Бактрии (XXIII, 6,57) пересказал эти сведении Птолемеи. 

5. Ср. сведения древнеармянских авторов (см. ниже, е. 132, 136, 137). 

6. См.: АК. Narain. The Indo-Greeks. 2nd ed. Ох., 1962, с. 131, где приведены три предложенные разными авторами гипотезы (Дахя = тохары или Тохарнстан; Дахя = эллины; Дахя—дахи или дай). 

7. Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 151, 152; Е. ZurcherThe Yeuh-chih, с. 360--361. Ср.: П. В. Кюнер. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1974, с. 103.

[33]

В том же значении китайские летописцы применяли это слово и позднее, в «Ханьшу» 8

Термином да-юечжи Чжан Цяyь обозначал как племя или народ завоевателей, так и район их расселения к северу от Амударьи 9, а авторы «Ханьшу» и «Хоуханьшу» — племя или народ завоевателей, область их обитания к северу и к югу от Амударьи и Кушанское государство в целом  10, причем летописцы ясно сознавали, что применение названия к Кушанскому государству было чисто условным 11

Топоним ту-хо-ло восходит к обозначению кочевого племени (народа) тохаров, известных и по другим источникам. Их упоминают в связи с событиями II в. до н. э., крахом Греко-Бактрийского царства и вторжением кочевников в пределы Парфии Помпей Трог 12 и Страбон, причем последний указывает, что они переселились (вместе с тремя другими племенами) из-за Согдианы, с другого берега Яксарта (Сырдарья) 13. Птолемей называет тохаров трижды - как многочисленный народ, живущий к югу от Окса (Амударья) в Бактрии 14, как обитателей Согдианы, соседей ятиев, живущих на Яксарте  15, и как народ на границе Серики 16, в чем следует видеть отражение сообщений разновременных авторов. Тохаров упоминают и другие античные авторы — Плиний Старший, Дионисий Периегет и Авиен 17. На интересующей нас территории 18 тохаров знают также 

_____

8. Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о пародах, с. 183- 184; Е. ZurcherThe Yeuh-chih, с. 365. 

9. Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 151; И. В. Кюнер. Китайские известия, с. 103, 106; ср. также Е. ZurcherThe Yeuh-chih, с. 360—361. 

10 Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 183—184, 227, 228; Е. ZurcherThe Yeuh-chih,, с. 367, 371; ЕО. Pulleybtank. Chinesse Evidence, с. 247—248. Более поздние упоминания да-юечжи см.: Е. ZurcherThe Yeuh-chih, с. 371—374. Упоминаются они и в «Землеописании Ки[1]тайской империи» (см.: Н. Я. Бичурин. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960, с. 575, 579), однако это лишь дань традиции династийных китайских хроник. 

11 Хоуханьшу, гл. 118, 9а: «Соседние государства называли его гуйшуанским государем, по китайский двор удержал прежнее сто название: Большой Юечжи» (цит. по: Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, с. 228; см. также: Е. ZurcherThe Yeuh-chih, с. 367; ЕО. Pulleybtank. Chinesse Evidence, с. 248). 

12. Помпей Трог , LXIXLII

13. Страбон , XI. 8, 2. 

14. Птолемей , VI, М, 6. 

15. Птолемей , VI, 12, 4. 

16. Птолемей , VI, 16, 2, 5, 8. 

17. См.: И. И. Умняков. Тохарская проблема.— ВДИ. 1940, 3—4, с. 183. См. также: W.WTarnThe Greeks, с. 515-519 (Appendix 21. The Greek names of the Tochari); Ю. М. Десятчиков. Сатархи. ВДИ. 1973, № 1, с. 142—143. 

18. Помимо Бактрии тохары упоминаются и в Восточном Туркестане, где с ними связывают язык документов VX вв.

[34]

индийские и тибетские источники 19. Приведены они и в согдийском «Списке народов» IX века 20

Термин ту-хо-ло, как и да-юечжи, носил не только этнический, но и географический характер. Однако, в отличие от да-юечжи, он обозначал не политическое, а этнокультурное единство, что особенно четко видно из описания путешествия знаменитого китайского паломника-буддиста Сюань-цзяна, который по пути в Индию и обратно прошел во второй четверти VII века н. э. через Среднюю Азию и Афганистан. Сюань-цзян, широко пользовавшийся распространёнными данными, отмечал, что страна Ту-хо-ло политически не представляла собой единого целого (по его словам, здесь было 38 владений, разделенных «природными границами»), но отличалась от Согда (страны Су-ли) и других соседних областей именно своим этнокультурным обликом, в первую очередь языком и письменностью 21. Земля тохаров — Тохаристан упоминается и ранне-мусульманскими авторами, сообщающими о завоеваниях Средней Азии арабами в VII — VIII веках 22

Термины ту-хо-ло и Тохаристан имели, таким образом, ярко выраженный этнокультурный характер и отражали название народа тохаров и занятой ими области. Наиболее раннее упоминание Тохаристана засвидетельствовано одним из текстов, переведенных на китайский язык в 383 г. н. э. 33, что позволяет предполагать его распространение в последней четверти, а воз[1]можно, и середине IV в. Учитывая, что к этому времени относятся последние (к тому же, вероятно, уже ставшие традиционными) упоминания Бактрии как определенной историко-географической области 34, естественно поставить вопрос: не эта ли область стала теперь выступать под новым названием Тохаристана? 

Описывая страну Ту-хо-ло (Тохаристан), Сюань-цзян четко указывает ее географические пределы: по его словам, она вы[1]тянута с запада на восток примерно на 3000 ли - от границ Персии (т. е. сасанидского Ирана) до Памира, а с севера на юг примерно на 1000 ли от Железных ворот, прохода в горах современного Байсунтау (отрог Гиссарского хребта) до Гиндукуша; посредине этой страны, по его данным, протекает 

______

19.  См., например: Ю. Н. Рерих. Тохарская проблема. - НАЛ. 1963, № 6, с. 118—123; он же. Память о тохарах и Тибете.— КСИНА. 65, 1964, с. 140—143. 

20. H. В. HenningSogdianaL. 1940, с. 8, 9. 

21. SBealSi-Yu-KiVolI, с. 36, 37 (яр. 2-е изд., 1957, с. 102—103). 

22. В. В. Бартольд. Сочинения. Т. 1. М., 1063, с. 118; т. 2. Ч. 1. М., 1963, с. 455. 

23. Т. W. К. Muller. Toxri und Kuzan (Kuzan).—SPAW Phil-hist. Klasse. Вd. 28. 1918, с. 575; ср.: Б. Г. Гафуров. Таджики, с. 225. 

24. Например, сообщения Аммиана Марпеллина (ср. выше, прим. 4, на с. 33).

[35]

«великая река» Амударья 25. В таких же пределах фигурирует Тохаристан и у мусульманских авторов 26

По довольно широко распространенному в научной литера[1]туре мнению, Бактрия/Бактриана античных авторов охватывала лишь южную часть этой территории, ограниченную на севере Оксом (Амударьей). Земли по правому берегу Амударьи в этом случае относят то к Согду/Согдиане, то к некоей надуманной области Трансоксиане 27. Вопреки этому мнению еще В. Томашек полагал, что древняя Бактрия простиралась на севере до Гиссарского хребта, охватывая тем самым и правобережные амударьинские земли 28. Точка зрения В. Томашека получила признание и поддержку у большинства советских исследователей Средней Азии 29. Разделял ее и столь авторитетный зарубежный специалист по истории и археологии эллинистического Востока и Кушанской империи, как Д. Шлюмберже 30.

Представление об Оксе/Амударье как о северном рубеже Бактрии восходит к сообщениям Страбона и Птолемея, оста[1]вивших, казалось бы, ясные указания о се географических рубежах. Страбон неоднократно подчеркивает, что Оке служит границей между Бактрией и Согдианой 31, называя, правда, эту границу восточной, так как полагает, что Оке течет с юга на север. Птолемей также проводит рубеж между Бактрией и Согдианой по Оксу 32, но отмечает, что последний течет сначала с юга на север, а затем с востока на запад, т. е. ограничивает Бактрию с востока и с севера. Представления Птолемея об Оксе / Амударье кажутся довольно верными (ему неизвестны лишь верховья этой реки), но при описании размещения отдельных племен, народов и географических пунктов Бактрии и соседних областей он явно путается. Как уже отмечалось выше, Птоле-

______

25. См.: S. Beal. The Life of Hiuen-Tsiang , 1888, с. 37. 

26. См. прим. 22 на с. 35. 

27.  R. Grishman. Begram; F. R. Allhin. The Cultural Sequance of Bactria.— «Antiquity». Vol. 30. № 123. I... 1957, с. 131-141 (особенно - карта на с. 133); KFischerGandharan Sculpturefrom Kunduz and environs 1958, с. 231- 253. Северным рубежом Бактрии считает Амударью и Л. Сиркар. См.: D. Sircar. Some Problems of Kushan and Rajput History.-- «Journal of Indian Historical society». Vol. 2. Calcutta, 1968-1969. 

28. См. WTomaschekBactraBactrianoiBactriane PW. Вd. 2, с. 2805. 

29. Наиболее четко это отражено в работах М. М. Дьяконова и С. П. Толстова. См., например: М. М. Дьяконов. У истоков древней культуры Таджикистана. Сталинабад, 1956, с. 22; С. П. Толстов. Датированные доку[1]менты из дворца Топрак-кала и проблема «эры Щака» и «эры Канишки», с. 70, прим. 26 (ср. английский текст этой статьи в Papers on the Date of Kanishka, с. 324, прим. 1). 

30. D. Schlumberger. Ai Khanoum, une ville hellenstique en Afghanistan.—GRAIBL - 1965. 1966, с. 40—41; он же . LOrient hellenis, Р.; 1970, с 52 

31. Страбон , II, 1, 15; XI, 8, 8; 11,2. 

32. Птолемей , VI, .11, 1; 12, 1.

[36]

мей упоминает тохар и в Бактрии и в Согде, дважды называет он также хомаров/комаров — в Бактрии и в стране саков в Бактрию он помещает столицу Согдианы - Мараканду и протекающий близ нее Даргом 34, а к городам Согдианы причисляет Александрию Оксианскую и Дрансу 35, которые есть основания (см. ниже, с. 90—92) считать бактрийскими городами. Предполагается, что основу географических представлений Страбопа и Птолемея о Бактрии, Согдиане и соседних с ними областях и странах составили данные соратников Александра Македонского, описывавших его походы. Их сведения вошли, в частности, в географическую концепцию Эратосфена (ок. 276 — 194 гг. до н. э.), на которого ссылается Страбон. Птолемей же присовокупил сведения о торговых путях своего предшественника Марина Тирского (начало II в. н. э.) и его информатора купца Маэса Тициана (I—II вв.) к общей картине, позаимствованной у Страбона и Эратосфена 36. Вполне возможно, конечно, что при Александре (и в другие времена) граница между Бактрией и Согдом на каком-то участке действительно проходила по Оксу/Амударье (например, в районе современного г. Керки), но оснований проводить ее по всему среднему течению реки античные авторы все же не дают. В дошедших до нас сочинениях о походах Александра четких указаний на этот счет нет; у Курция Руфа 37 к Согдиапе отнесена даже полоса пустынь (Согдианская пустыня) шириною 400 стадий (около 74 км), которую Александру пришлось преодолеть, прежде чем он достиг берегов Окса, направляясь из столицы Бактрии — Бактр в Согдиану, т. е. с юга на север. 

Следует также учесть, что, хотя «античные авторы, как правило, проводили границу крупных областей и этнических групп по рекам... эти границы, как показали тщательные исследования, были весьма условными и принимать их без оговорок и проверки нельзя» 38. Этот вывод, сделанный Д. А. Мачинским в отношении Рейна, Дуная, Вислы, Днестра, Дона, вполне согласуется с отмеченным Г. М. Бонгард-Левиным 39 противоречием в данных античных авторов об Инде: по словам Страбона 40 и Арриана 41, по этой реке проходила западная граница Индии, однако тот же Арриан упоминает в войске Дария

_____

33. Птолемей , VI, 11, 6; 13, 3. 

34. Птолемей , VI, 11, 2, 9. 

35. Птолемей , VI, 12, -5. 

36. См., например: Дж. О. Томпсон. История древней географии. М., 1953, с. 327- 328; А. М. Мандельштам. Материалы к историко-географическому обзору, с. 32—34. 

37. Квинт Курдий , VII, 5, 1--2; 17—18. 

38. Д. А. Маминский. О времени первого активного выступления сарматов.— АС. Вып. 1-3, 1971, с. 41. 

39. Г. М. Бонгард-Левин, Г. Ф. Ильин . Древняя Индия, с. 682-683. 

40. Страбон , XV, 1, 11. 

41. Арриан. Индика, II, 1, 5.

[37]

при Гавгамелах индийцев «с этого (т. е. западного.— Б. С.) берега Инда» 42

Подтверждением вывода об Лмударье как северном рубеже древней Бактрии, казалось бы, может служить свидетельство Чжан Цяня о Дахя/Дася, ограниченной с севера этой рекой. 

Однако, как мы это уже видели, Чжан Цянь фиксировал не устойчивую границу историко-культурной области, а временный рубеж между да-юечжи, обосновавшимися на правом (северном) берегу, и землями левобережья, которые хотя и были покорены ими, но находились еще вне пределов расселения основной массы этого племени или союза племен. 

Вся известная нам история приамударьинских областей вплоть до современности свидетельствует, что Амударья в среднем ее течении, не однажды оказываясь временным военно-по[1]литическим рубежом 43, в то же время никогда не была устойчивой этнокультурной (и историко-культурной) границей. По сей день ее левобережные земли (на севере Афганистана) заселены таджиками, узбеками и туркменами, родственными населению правобережья, а основным южным этнокультурным рубежом, как и в древности, и в средние века, служит Гиндукуш 44

Все это, во-первых, дает основание сомневаться в справедливости определения Окса/Амударьи как северного рубежа Бактрии, во-вторых, позволяет предполагать, что таким рубежом этой историко-культурной области был Гиссарский хребет и его западные отроги 45. Как уже отмечалось, такое предположение было высказано давно и имеет в науке немало сторонников. Но для окончательного решения вопроса о северных пределах Бактрии необходимы были дополнительные показания каких-либо новых источников. Такие источники, во всяком случае для кушанского периода, теперь появились. Это археологические данные, пол ученные советскими учеными в ходе интенсивных исследований на обоих берегах Амударьи, а нашими зарубежными коллегами — к югу от этой реки. 

В результате указанных исследований мы можем утверждать, что все поддающиеся учету вещественные выражения этноса и его культуры: архитектура и архитектурный декор, строительные материалы и приемы, керамика, терракота и, наконец, монеты и эпиграфические находки — свидетельствуют об этнокультурном и хозяйственном единстве земель к северу и к югу от Амударьи. На всем пространстве от Гиндукуша на 

_____

42. Арриан. Анабазис, III. 8, 3- 6. 

43. См., например, раздел сфер влияния Сасанидов и гюрков после разгрома Эфталитского царства. 

44. См., например, врезку «Народы» в карте «Афганистан». Изд. 2-е. ГУКК. М., 1985. 

45. К Бактрии тяготели, видимо, и земли по берегу Амударьи, тянувшиеся к северо-западу от Термеза до района современного Келифа, а в кушанский период, возможно, п далее, по направлению к Чарджоу.

[38]

юге до Гиссарского хребта на севере они составляли в период расцвета Кушанского царства единую историко-культурную область. 

Отметим здесь сходство в планировке «храма Канишки Победителя» в Сурх-Котале (см. рис. 29) и наземного храма в буддийском культовом центре кушанского Термеза того же времени — Кара-тепе (см. рис. 26) 46. Удивительную близость обнаруживают каменные детали архитектурного декора «храма Канишки Победителя» и буддийской «платформы статуй» в Сурх-Котале, капители из Шам-калы (Северный Афганистан) с капителью и другими деталями декоративной пилястры из Кара[1]тепе в Термезе (см. рис. 42 ) 47. Характерно, что эти особенности устройства храмовых построек и их декора, сближающие багланские и термезские памятники, в то же время отличают их от гандхарской и какой-либо иной (вне территории Бактрии) локальной школы кушанской эпохи. 

Об историко-культурном единстве этих территорий свидетельствуют и такие специфические архитектурные сооружения, как буддийские ступы. Как это показала Г. А. Пугаченкова 48, ступы кушанского времени в Айртаме и в самом Термезе (Зурмала) по строительным материалам и приемам сходны со ступами Балха - Шахри-Фолак и Топи-Рустам 49. И айртамская, и термезская, и балхские ступы были возведены из крупного квадратного сырцового кирпича и облицованы жжеными кирпичными плитками или плитами известняка, а по форме представляли собой цилиндр со сферическим верхом, опирающийся на прямоугольный стилобат. Обе эти группы построек отличны именно строительными материалами и техникой от буддийских ступ других областей Кушанского царства 50.

На правобережье Амударьи в кушанское время были распространены также типы терракот, аналогичные терракотам левобережной Бактрии 51.

Но особенно показательны, пожалуй, эпиграфические находки. Как известно, в центральных районах Бактрии в кушанское время и позднее были распространены своеобразное кушанское письмо и «бактрийский» язык. Недавние находки на правобережье Амударьи показали, что здесь то же письмо и 

_____

46. См.: Б. Я. Ставиский. Основные итоги раскопок Кара-тепе в 1961 — 1962 гг., с. 56--57. 

47. См.: Б/ Я. Ставиский. Капители древней Бактрии.— СА. 1972, ЛЬ 2, с. 41—50. 

48. См.: Г. А. Пугаченкова. Две ступа на юге Узбекистана.— СА. 1967, № 3, с, 257—264. 

49. M. Le. Berre, D. Schlumberger. Observation sur les remparts de Bactres,— MDAFA, Т. 19. Р., 1964, с. 101—102. 

50. См.: Г. А. Пугаченкова . Две ступа, с. 263—264. Такой же характер— сырцовый массив с облицовкой известняком — имела и ступа на Кара-тепе (см. ниже, с. 187). 

51. См., например: В. А. Мешкерис . Согдийская школа коропластики в кушанскую эпоху.—ИАН ТаджССР. ООН. 1968, № 2 (52), с. 14.

[39]

тот же язык применялись не менее широко 52. Отметим, кстати, что «кушанское письмо», также использовавшееся в общегосударственном чекане Кушанской державы в период ее расцвета (начиная с Канишки), не получило широкого распространения ни в Гандхаре, ни в Матхуре, ни в прочих индийских владениях кушан. Характерно, что даже в царском святилище в Матхуре все дошедшие до нас надписи выполнены лишь индийскими алфавитами. Не исключено, конечно, что в дальнейшем в Индии будут найдены отдельные надписи «кушанским письмом» 53, но вывод о преимущественном распространении этой письменности (и «бактрийского» языка) именно в Бактрии вряд ли будет поколеблен. 

Не менее красноречив и состав монетных находок на правобережных землях Амударьи. Не касаясь вопроса о раннекушанских чеканах, напомним лишь, что денежное хозяйство и монетное дело были развиты здесь еще до сложения Кушанского царства 54. Со времени же Вимы Кадфиза на правобережье обращались лишь те же кушанские монеты, что в лево[1]бережной Бактрии 55. Единственным возможным объяснением этого факта может быть вывод о денежно-хозяйственном и политическом единстве обеих территорий 56.

Таким образом, вопрос о северных пределах Бактрии в кушанский период можно, видимо, считать решенным достаточно однозначно. Вполне обоснован также вывод о совпадении географических пределов Бактрии в кушанское время и после[1]кушанского Тохаристана, т. е. о сохранении этой древней историко-культурной областью присущих ей этнокультурных черт. 

Итак, мы вправе считать Бактрию/Тохаристан вполне определенной историко-культурной областью, охватывавшей бас-

______

52. См. сводку памятников этой письменности: В. Д. Лившиц. К открытию бактрийских надписей па Кара-тепе. - Кара-тепе. II, с. 47-8 1 (там же основная литература). 

53. На такую возможность указывают находки надписей курсивным «кушанским письмом» в долине Точи в Пакистане (см.: X. Xумбах. Кара-тепе Точи — Сурх-Котал.- Кара-тепе. III, с. 122— 128) и на юге Афгани[1]стана (последние находки см.: GFussmanDocuments epigraphiques Koushans, с. 8—19). 

54. См.: В. М. Массон. Денежное хозяйство древней Средней Азии по нумизматическим данным.— ВДИ. 1955, До 9 с . 37—47. 

55. См.: Б. Я. С т а в и с к и й. О северных границах Кушанского государства, с. 112- 11З; он же . Средняя Азия в кушанский период.---ИТН, с Зов. Последующие монетные находки подтверждают этот вывод. См., на[1]пример: Г. А. Пугаченкова. К стратиграфии новых монетных находок из Северной Бактрии.—ВДИ. 1-967, Дэ 3, с. 74—68; М. П. Федоров, Э. В. Р т в е л а д з е. Нумизматические находки в Узбекистане в 1966— 1968 гг.- ЭВ. 21, 1972, с. 82—83; Е. А. Давидович. Монетные находки на территории Таджикистана, зарегистрированные в 1970 г — АРТ. 10 (1970). М., 1973. с. 274. 

56. Ср. вывод П. Бернара (PBernardCampagne de fouifles  1970.— CRAIBL-1971. 1971, с. 439) о зонах обращения греко-бактрийских, греко-индийских и индийских монет: первые господствовали к северу от Гиндукуша, вторые и третьи — к югу от него.

[40]

сейн древнего Окса/Амударьи в среднем и отчасти в верхнем его течении. Южная (левобережная) часть этой древней области располагалась между Гиндукушем и Амударьей, на землях современного Северного Афганистана. Северная же (правобережная) часть Бактрии лежала между Амударьей и Гиссарским хребтом, на южных землях нынешних Узбекской и Таджикской ССР. В состав Северной Бактрии, как мы покажем далее, следует включить и небольшой участок Туркменской ССР полосу правобережья Амударьи от Келифа до Керки. 

Приведенные выше данные и доводы показывают, что в кушанский период интересующую пас историко-культурную область, известную во времена, предшествовавшие сложению Кушанской империи, как Бактрия, скорее всего, называли так лишь приверженцы античной традиции. Но поскольку местное название ее в то время пока не известно, а термин Тохаристан впервые засвидетельствован только для времени крушения империи, допустимо и далее обозначать эту область как Бактрию кушанского периода или, для краткости, как кушанскую Бактрию. Это обозначение принято нами условно и временно — до будущих эпиграфических находок.

[41]

Цитируется по изд.: Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия. Проблемы истории и культуры. М., 1977, с. 32-41.

Рубрика