Ярославль в 1613-1699 годы

Ярославль в 1613-1699 годы

2 марта 1613 года земский собор, избравший на царство Михаила Феодоровича Романова, отправили из Москвы посольство «в Ярославл или где он, государь, будет», чтобы получить от него согласие на занятие престола. Прибыв в Ярославль, посольство узнало, что царь Михаил с своей матерью находится в Костроме, куда немедленно и отправилось. 21 марта ярославцы встречали нового царя и «от радости не можаху промолвити в слезах». В Ярославле царь Михаил Феодорович оставался до «просухи», так как наступила весна, разлив рек и бездорожье, и только 16 апреля покинул его, направляясь в Москву. Живя в Ярославле, свое пребывание царь имел в Спасском монастыре; отсюда же, из Ярославля, 23 марта была послана и первая царская грамота царя Михаила, извещавшая земский собор о согласии принять царский венец. В 1620 году Михаил Феодорович снова посетил Ярославль, совершая в тот же год богомольный поход по северным монастырями. После успокоения смуты Ярославлю приходилось вместе со всею землею, переживать тяжелый финансовый кризис, но благодетельные силы, давно утвердившиеся в Ярославле — торговля и промышленность, хотя и расстроенные событиями, вновь не замедлили возродиться и забить живою струей в экономической жизни города. Ярославль делается городом «строеніемъ церковными вельми украшенными и посадами великими». В 1621 году построена первая каменная приходская церковь купцом, Н. Свешнико-

[25]

вым, известная и доныне под названиемъ Николы Надеина. В этой церкви сохраняются ризы и воздухи, присланные сюда в дар Михаилом Феодоровичем. Растет и богатство Ярославля: многие из граждан носят почетные звания «государевых гостей и кѵпцов гостинной сотни». Местное же купечество ведет не только внутреннюю торговлю, но и заграничную. К половине XVII столетия в Ярославле числится иностранных купеческих контор до 30; была даже «индийская» лавка. В дарствование царя Алексея Михайловича в 1646 году построен в большем против прежнего размера «существующий и доныне Успенский Кафедральный собор. Во вновь построенный собор «Тишайший» пожаловали утварь, и до сих пор сохраняемую; кроме того, в ризнице хранится древнее евангелие. В 1652 году Ярославль встречал мощи св. Митр. Филиппа, который переносили тогда из Соловецкого монастыря в Москву. 

10 июня 1658 года Ярославль постиг страшный пожар, истребивший почти весь город и известный в Ярославских летописях под названием «великого». Начался этот пожар, по словами современного о нем сказания, от Волги, близ вала и «оттоле поиде по всѣму граду и стѣна града загорѣся». Поднялся сильный ветер и пламя разлилось по всему городу: запылали земляной город, перебросило в рубленый, перешло пламя и на слободы. Все, что было деревянного, сгорело; сгорели храмы, монастыри, торговые ряды, городская деревянная стена и около 1500 домов… «и людей многое и неизвестное число погореша; повсюду мертвые лежаху; овіивен сгореша, точію костем остатися, ини же опалены, яко главни валяхуся по землѣ, a тіи отъ дыма и зноя изхоша». Весь Ярославль покрылся пеплом; среди

[26]

пожарища возвышались лишь обгоревшие башни, Собор, Спасский монастырь да Николо-Надеинская церковь. 

После этого пожара Ярославль стал обстраиваться «каменными строеніемъ», все деревянные храмы заменились обширными храмами, составляющими гордость со[1]временного Ярославля (см. ниже отдел о зодчестве и древностях). «В царствование Феодора Алексеевича Ярославль был свидетелем кончины патриарха Никона. 

Царь Феодор, крестник патриарха, решил возвратить своего крестного отца из заточения, которое он отбывал в Кирилловом Белозерском монастыре. По Шексне и Волге он доехал на струге до Ярославля; здесь струг перевели в р. Которостль, чтобы направить дальше. Здесь то, против Спасского монастыря, на правом берегу, 17 августа 1681 г. и закрыл на веки свои очи изнуренный страданиями 76 летний старец. После 1682 г. в Спасском монастыре некоторое время жил сосланный сюда дед царя Петра Великого боярин Кирилл Полиевктович Нарышкин, постриженный в монашество во время стрелецкого бунта 1682 года. В 1692 г. Ярославлю указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей было повелено именоваться «вотчнною великих государей», а в приказной избе иметь печать с изображением герба. После стрелецкого бунта, в 1698 году в Ярославль переселены были из Москвы несколько семейств стрельцов; поместили их за валом, вне города, там, где теперь Стрелецкая улица (против бульвара). С времени царя Петра Великого и для Ярославля начинается новая жизнь.

[27]

Цитируется по изд.: Ярославль в его прошлом и настоящем. Исторический очерк-путеводитель. Ярославль, 1913, с. 25-27.

Tags
Рубрика