Япония в 1791 году: попытка открыть порты

Япония в 1791 году: попытка открыть порты

Попытки капиталистических держав открыть японские порты

В 1791 году английское судно «Аргонавт» посетило западное побережье острова Хонсю, и команда пыталась торговать с японцами. В 1790—1799 годы английская эскадра под командованием Д. А. Ванкувера и В. Р. Броутона бороздила воды северо-западной части Тихого океана, посещала русские владения и японские гавани 98.

Англия, воевавшая с Францией, временно захватила голландские колонии на Тихом океане под предлогом, что Нидерланды оккупированы войсками Наполеона I. Английская эскадра нападала на голландские суда, в частности в япон-

______

98. НЕ. Wildes, Aliens in the East. A new history of Japan's foreign intercourse, Philadelphia, London, 1937, p. 118—121.

[117]

ских водах, нарушая нейтралитет Японии в этой войне и ее политику изоляции. В 1808 году британское судно «Фаэтон» под голландским флагом пришло в Нагасаки. Таким путем англичанам удалось обмануть японские власти и голландскую факторию. Два голландца, прибывшие на «Фаэтон», были взяты в качестве заложников и отпущены после обеспечения команды корабля припасами. В 1813 году английский губернатор Явы Стэмфорд Рэфлс отправил в Нагасаки два судна для захвата голландской фактории, но японские власти пригрозили обстрелом и заставили их удалиться 99.

В 1797—1809 годы американские корабли под голландским флагом почти ежегодно приходили в Нагасаки с грузами для фактории в Дэсима. Американцы брали втридорога за фрахт и пытались самостоятельно торговать с японцами. В 20—30-х годах XIX века американские и английские китобойные суда начали соперничать в северо-западной части Тихого океана. Они нередко посещали гавани Японии, чтобы укрыться от штормов и пополнить свои припасы. Высаживаясь на берег, команды грабили население. Японцы были бессильны им противодействовать. Лишь иногда местным властям удавалось задержать Иностранных моряков и отправить их в тюрьмы Нагасаки 100. В 1827 году капитан Ф. У. Бичу водрузил английский флаг на принадлежавшем Японии о. Пиль (архипелаг Бонин). В дальнейшем англичане сделали попытку основать там колонию и столкнулись с аналогичными притязаниями американцев 101.

Быстрые темпы развития промышленности США побудили американскую буржуазию искать рынки сбыта в Азии и на Тихом океане. В конгрессе и печати развернулась кампания за открытие японских портов для американских судов. В 1818—1824 годы президент Монро в посланиях конгрессу, отмечая рост торговли и китобойного промысла американцев, предлагал ассигновать средства на содержание крупной эскадры на Тихом океане. США предприняли практические шаги 3 этом направлении. Американское правительство отправляло суда в Японию под предлогом освобождения арестованных моряков, но давало капитанам задание выяснить возможность открытия японских портов 102.

Сёгунат был встревожен настойчивыми попытками ино- 

_____

99. W. G. Aston, ЯМ. S. Phaeton at Nagasaki in 1808, — «Transactions of the Asiatic society of Japan» (Tokyo), vol. VII, part 4, 1890, p. 323—338; J'. Murdoch, A history of Japan, vol. Ill, p. 523—525.

100. Teijuhn Wada, American foreign policy towards Japan during nineteenth century, Tokyo, 1928, p. 3—5; Хаттори СисоМеждународное положение и дипломатическая обстановка в период БакумацуТокио, 1932, стр. 17—20 (яп.).

101. F. L. Hawks, Narrative of the expedition of an American squadron to the China seas and Japan, performed in the years 1852, 1853 and 1854 under the command of commodore M. C. Perry, New York, 1857, p. 197, 303—306.

102. Teijuhn Wada, American foreign policy towards Japan..., p. 5—60.

[118]

странцев проникнуть в Японию и выявившимся бессилием приморских гарнизонов. В сентябре 1825 т. была издана наиболее суровая инструкция, направленная против иностранных судов, которая предписывала захватывать их и уничтожать, а экипажи арестовывать и в случае сопротивления убивать 103.

В 1837 году американская компания в Макао («Кинг энд К°») отправила в Японию судно «Моррисон», поручив капитану Ингерсолу отвезти семь японцев, потерпевших кораблекрушение, чтобы выяснить возможность открытия японских портов для торговли американцев. Но в Эдоском заливе и гавани Кагосима «Моррисон» подвергся обстрелу батарей и вынужден был вернуться с японцами в Макао 104. В 1838 году голландоведы Ватанабэ Кадзан и Такано Тёэй в памфлете «Юмэ моногатари» («Рассказ о сновидении») осудили политику изоляции, приведшую к обстрелу судна, на котором находились японцы, стремившиеся вернуться на родину 105. Это послужило поводом для запрета общества «Сёсикай» (1839) и ареста его членов.

В 1841 году другой поборник открытия Японии и ее европеизации, Сакума Сёдзан, обратился с меморандумом к члену Верховного совета Санада Синано-но-ками. Отмечая могущество Англии, начавшей «опиумную» войну, Сакума предлагал принять меры к тому, чтобы Япония избежала участи Китая. Он подчеркивал, что в этих целях следует добровольно отказаться от устаревшей политики изоляции страны: «Она была принята нашими предками, поскольку это было мудро для их времени. Почему же не прибегнуть к новой политике, если есть уверенность, что она будет мудрой в наше время?» 106.

Однако сёгунат Токугава продолжал сохранять политику изоляции. Учитывая поражение Китая в «опиумных» войнах и опасность конфликта Японии с могущественными иностранными державами в результате обстрела их судов, Верховный совет в августе 1842 года издал новую инструкцию властям приморских провинций: удалять иностранные суда от японских берегов мирными средствами и снабжать их экипажи необходимыми припасами. Подобное смягчение инструкции 1825 года мотивировалось новыми событиями на Дальнем Востоке и «гуманными» побуждениями. Желая лишить иностранцев повода посещать японские гавани, Верховный совет в 1843 году поручил голландской фактории передать западным державам, 

_____

103. Саито Бундзо, История японской дипломатии, — «Лекции по истории Японии» (Токио), 1929, т. 12, стр. 120—121 (яп.).

104. S. W. Williams, Narrative of a voyage of the ship «Morrison», cap- Jain D. Ingersoll, to Lewchew and Japan, in the months July and August 1837,— «The Chinese repository» (Canton), vol. VI, 1837, No. 5, 8.

105. Хатторн Сисо, Международное положение и дипломатическая обстановка в период Бакумацу, стр. 18 (яп.).

106. Цитпо кн.: Inazo (Ota) Nitobe, The intercourse between the United States and Japan, Baltimore, 1891, p. 27—28.

[119]

что японцев, потерпевших кораблекрушение, следует отправлять на родину на китайских и голландских судах. Правительство Нидерландов сообщило об этом России и другим государствам  107.

В середине XIX века международная обстановка на Тихом океане существенно изменилась в связи с открытием портов Китая, колонизацией Калифорнии и Австралии. Огромное значение приобрели разработка золотых рудников в Калифорнии и установление пароходного сообщения с Азией. Тихий океан стал превращаться в мировой путь торговли, втягивавшей в свою орбиту отсталые азиатские народы 108. Открытие портов Японии должно было завершить создание мирового рынка. США, Англия и Франция стремились превратить Японию в опорную базу в борьбе за Китай, в рынок сбыта своих товаров и источник сырья. Эти страны намерены были использовать Японию для ослабления позиций России на Дальнем Востоке. Они решили отправить военные эскадры для закрепления за собой азиатских рынков и захвата выгодных стратегических позиций на Тихом океане.

Когда вокруг Японии стало сжиматься кольцо иностранных судов, Голландия взяла на себя инициативу в открытии ее портов. Это не было бескорыстным шагом. В середине XIX века голландская фактория в Дэсима влачила жалкое существование, что было вызвано упадком морского могущества Нидерландов и жесткой регламентацией торговли голландцев в Японии. Голландское правительство было бессильно заставить Японию отказаться от ограничения деятельности фактории и одновременно отдавало себе отчет, что «открытие» страны другими державами лишит голландцев торговой монополии. Поэтому Голландия пыталась взять на себя роль посредника в переговорах Японии с великими державами, чтобы после открытия ее портов обеспечить свои интересы на японском рынке. 13 февраля 1844 года голландский король Вильгельм II отправил сёгуну Иэёси подарки и письмо. Он сообщал о заключении Нанкинского договора и предупреждал, что, если Япония добровольно не откроет своих портов, ее постигнет судьба Китая. 23 июня 1845 года Верховный совет передал Вильгельму отказ сёгуна и предложил прекратить переписку 109. Однако в 1852 г. Вильгельм снова отправил в Японию письмо, в котором напоминал об участи Китая и предлагал свое посред-

_____

107. Саито Бундзо, История японской дипломатии, стр. 125—127 (яп.); АВПР, ф. Главный архив 1—9, д. 3, стр. 23.

108. К. Маркс и Ф. Энгельс, Первый международный обзор, — Сочинения, т. 7, изд. 2, стр. 232—234; Третий международный обзор. С мая по октябрь,— Сочинения, т. 7, изд. 2, стр. 460—464; К. Маркс, Письмо Энгельсу, [8 октября] 1858 г., — Сочинения, т. XXII, изд. 1, стр. 362.

109. D. С. Greene, Correspondence between William II of Holland and the Shogun of Japan, A. D. 1844,— «Transactions of the Asiatic society of Japan» (Yokohama), vol. XXXIV, part 4, 1907, p. 104—109, 129—130.

[120]

ничество в установлении дружеских отношений с иностранными державами. Городзю вторично отклонил этот совет, ссылаясь на недальновидность внешней политики Китая: «Если б Китай не дозволил в прежнее время селиться множеству англичан в Кантоне и укорениться там, то не произошло бы ссор, которые повели к войне...» Далее он мотивировал отказ; предоставить торговые привилегии иностранцам тем, что «легче держать плотину в целости, чем чинить проломы, которые в ней сделают» 110.

Итак, японское правительство намерено было держать в целости плотину, преграждавшую иностранцам доступ в Японию. Рост внешней опасности побуждал сёгунат смотреть сквозь пальцы на нарушение некоторыми феодалами законов, запрещавших сооружать форты и морские суда, отливать пушки и обучать войска с помощью голландских инструкторов. Несмотря на жестокий финансовый кризис, правительство ассигновало средства на укрепление морского побережья 111. Однако все эти паллиативные меры не могли спасти Японию от проникновения иностранного капитала.  Хотя США, Англия и Франция уделяли основное внимание экспансии в Китае, они отправляли суда и в Японию. В мае 1846 года английский корабль «Самаранг» посетил Нагасакский залив. В апреле 1849 года другое английское судно, «Маринер», заходило в гавани Урага и Симода. В июле 1846 года в Нагасаки прибыла французская эскадра под командованием адмирала Сесиля. В письме губернатору Нагасаки Сесиль отметил, что уже несколько лет французские китобои занимаются промыслом в морях к востоку от Японии, что два года назад капитан китобойного судна, пытавшегося укрыться от бури- в бухте Вулканического залива, встретил дурной прием; поэтому правительство Франции просит японские власти оказать содействие французам, потерпевшим кораблекрушение у японского побережья, и помочь им вернуться на родину на китайских и голландских судах. Как обычно, Сесилю ответили, что для кораблей иностранных держав японские порты закрыты.

В 1848 году у японских берегов оказалось до 40 вооруженных европейских судов. В 1849 году 64 судна иностранцев, в основном американских, прошли пролив Крузенштерна (ныне Цусимский пролив) и были замечены вблизи островов Цусима 112.

Попытки открыть японские порты отмечались в английской и французской печати, в частности в статьях, помещен-

____

110. Цит. по кн.: «Путешествие по Японии, или описание Японской империи, в физическом, географическом и историческом отношениях, Ф. Зибольда...», т. II, СПб., 1854, стр. 203.

111. Киёдзава Киёси, История японской дипломатии, т. I, Токио, 1942, стр. 24—25 (яп.).

112. АВПР, ф. Главный архив 1—9, д. 3, лл. 24—25.

[121]

ных 20 октября 1846 г. в «Морнинг кроникл» и 23 декабря 1846 г. в «Журналь де деба» 113.

В середине XIX века США активизировали свою экспансию на Тихом океане. Несмотря на наличие обширного внутреннего рынка, американская буржуазия, окрыленная бурным ростом национальной промышленности, протянула свои щупальцы и по другую сторону Тихого океана. США пытались открыть гавани Японии для торговли, а также для стоянки и снабжения китобойных судов. В 1848 году 700 американских судов занимались в северной части Тихого океана китобойным промыслом, приносившим ежегодно до 10 миллионов долларов прибыли 114.

Американский историк Фальк отметил «ненасытные поиски китового жира» и контрабандную торговлю США с жителями японского побережья 115. США рассматривали Японию как плацдарм в борьбе за господство в Китае и северо-западной части Тихого океана. В 1849 году оборот американо-китайской торговли составлял 5636 044 доллара, а в 1851 году — 7 394 456 долларов 116.

Завоевание рынков Китая и Японии могло быть облегчено, если бы была создана пароходная линия Сан-Франциско — Шанхай — Кантон. На этом пути протяжением 6475 миль имелась лишь одна стоянка на Сандвичевых островах. Между тем из-за несовершенной системы котлов пароходы поглощали огромное количество каменного угля, которым были забиты все трюмы, поэтому рейсы пароходов были нерентабельны. Для окончательной победы их над парусниками нужны были не только усовершенствованные паровые машины, но и угольные базы. США рассчитывали использовать в этих целях японские гавани 117.

3 февраля 1845 года член палаты представителей США 3. Пратт внес на обсуждение Конгресса проект снаряжения экспедиции в Японию и Корею. По его мнению, американцы должны были обратить особое внимание на Японию, учитывая ее обширную внутреннюю торговлю, многочисленность населения и близость к Китаю, с которым США уже установили торговые отношения. Проект Пратта был одобрен, и начальником экспедиции назначили коммодора Джемса Биддля. 8 июля 1846 года он прибыл с судами «Кулумбус» и «Винценс» 

______

113. См. Philipp Franz von Siebold, Urkundliche Darstellung der Bestre- bungen von Niederland und Russland zur Eroffnung Japan's fur die Schiff- fahrt und den Seehandel alter Naiionen, Bonn, 1854, S. 27, 29.

114. A. X. Пальмер, Записка о Сибири, Маньчжурии и об островах северной части Тихого океана, СПб., 1906, стр. 2.

115. Е. A. Falk, Togo and the rise of Japanese sea power. New York, 1936, p. 7.

116. Teijuhn Wada, American foreign policy towards Japan..., p. 61.

117. Хаттори Сисо, До появления пароходов на Тихом океане, — «Тюо корон» (Токио), 1931, № 11, стр. 213—214 (яп.).

[122]

в гавань Урага (восточное побережье о. Хонсю). Местные власти отказались принять письмо президента Д. К. Полка, предлагавшего открыть японские порты для американских китобойных и торговых судов, а также копию американо-китайского договора. 17 июля Биддль был вынужден покинуть Урагу.

23 декабря 1847 г. видный бизнесмен Нью-Йорка директор «Американского и иностранного агентства» А. X. Пальмер представил президенту Джемсу Полку записку, в которой изложил план экспансии США в северной части Тихого океана. Он советовал принять радикальные меры для того, чтобы американцы получили свободу деятельности в русских тихоокеанских владениях, в частности на Амуре и Сахалине, опередили Англию в китобойном промысле и в захвате рынков Китая и Японии 118. В 1850 году А. Пальмер сообщил начальнику голландской фактории в Японии Д. X. Левисону, что США решили «открыть японские порты для американской торговли и осуществить свой замысел создать угольные базы на островах Мацумаэ, Цусима и Рюкю для пароходов, курсирующих по линии Сан-Франциско — Шанхай — Кантон, а если сёгун... откажется вступить в переговоры, американцы подвергнут столицу бомбардировке, предадут ее огню, блокируют гавани в центральной части страны и не прекратят подобных репрессий в отношении Японии вплоть до капитуляции японского правительства» 119. План Пальмера отражал интересы торгово-промышленных кругов США и нашел поддержку со стороны министра финансов Роберта Валькера и других членов правительства.

5 апреля 1849 года коммодор Д. Глинн явился на военном судне «Прэбл» в Нагасаки под предлогом освобождения из тюрьмы группы американских моряков, бежавших в Японию с китобойного судна. 14 апреля японские власти выдали моряков, но отказались вступить в переговоры об открытии портов. Ссылаясь на неудачу мирных попыток, Глинн предложил президенту Милларду Фильмору прибегнуть к военному нажиму, чтобы заставить Японию заключить торговый договор.

В марте 1852 года Конгресс принял решение отправить в северо-западную часть Тихого океана эскадру под командованием Рингольда якобы для гидрографических исследований и снарядить экспедицию в Китай и Японию, поручив ее опытному в военных делах коммодору Мэтью Колбрайс Перри 120.

Царское правительство с беспокойством следило за активизацией действий США, Англии и Франции в северо-западной 

_____

118. А. X. Пальмер, Записка о Сибири, Маньчжурии и об островах северной части Тихого океана.

119. Цит. по кн.: Табохаси Киёси, История внешних сношений Японии в новое время, Токио, 1943, стр. 417 (яп.).

120. Inazo (Ota) Nitobe, The intercourse between the United States and Japan, p. 36—42.

[123]

части Тихого океана, где находились русские владения. Россия была заинтересована в том, чтобы Япония как ее ближайший сосед не находилась под влиянием держав, проводивших антирусскую политику. Подобная опасность была весьма реальна. Известно, что Голландия старалась восстановить Японию против России, чтобы сохранить монополию торговли с японцами. В дальнейшем Англия, Франция и США намерены были использовать японские территории как базу для господства на Тихом океане. Россия не питала агрессивных намерений в отношении Японии и рассчитывала на ее благожелательный нейтралитет в случае войны с Англией и Францией на Дальнем Востоке. В середине XIX века в связи с возникновением международных противоречий на Тихом океане эти мотивы установления добрососедских отношений с Японией выступили на первый план. 

Россия в течение столетия делала попытки начать торговлю с Японией, чтобы обеспечить продовольствием население своих тихоокеанских владений и получить рынок сбыта пушнины, рыбы и изделий русских мануфактур. 18 августа 1850 года адмирал П. И. Рикорд представил Николаю I проект организации посольства в Японию и предложил свои услуги в качестве посла, ссылаясь на рекомендацию Головнина. Рикорд считал, что торговля с Японией разрешит в значительной мере проблему обеспечения Камчатки и Восточной Сибири продовольствием. Однако Нессельроде счел несвоевременным реализацию этого проекта 121. Царизм учитывал противодействие Англии и Франции и слабость позиций России на Тихом океане, а также опасался потерять свой престиж в случае весьма вероятного отказа Японии. Поэтому русское правительство по-прежнему проводило свою политику под флагом Российско-американской компании.

В середине сентября 1850 года директор Азиатского департамента Министерства иностранных дел Л. Г. Сенявин в докладе Николаю I отметил, что русские власти неоднократно возвращали японцев на родину на судах компании, предполагая таким путем установить отношения с Японией, но эти попытки «не имели доселе удовлетворительных для нас последствий как по удалению японского правительства от сношений с иностранцами, так, может быть, и потому, что подобные объяснения происходили с низшими властями незначительных островов». Сенявин предлагал ассигновать средства казны для того, чтобы отправить на один из главных островов Японии судно компании с шестью японцами, доставленными в 1850 году в Петропавловск американским кораблем, поручив командиру судна передать японским властям письмо 

_____

121. ЦГАВМФ, ф. Канцелярии Морского министерства, оп. 2, д. 414, лл. 2—10.

[124]

правителя колоний компании с предложением установить торговые отношения. В том же году этот проект был одобрен и передан для реализации председателю главного правления В. Г. Политковскому 122.

В письме японским властям правитель колоний Н. Я. Розенберг сообщил, что суда компании неоднократно доставляли японцев на Итуруп, откуда они могли самостоятельно добраться на родину. Розенберг просил в целях сохранения хороших отношений между соседями указать гавани на Эдзо или в Японии, где русские суда смогут за плату получить необходимые припасы. Розенберг отметил, что России непонятно, почему голландцам разрешено торговать в Нагасаки, а представителям великой Русской империи отказывают в этом праве. «Между тем по многим примерам и опытам дружественных с нашей стороны действий Вы достаточно могли убедиться в искренности наших намерений, в миролюбивых и приязненных наших к Вам чувствах». Розенберг подчеркнул, что удовлетворение желания, выраженного в этом письме, будет поступком справедливым и «обильным благоприятными последствиями» 123.

Розенберг предписал командиру судна «Князь Меньшиков» шкиперу Линденбергу передать письмо японским властям, доставить японцев на родину; во время пребывания у японских берегов соблюдать осторожность, особенно в ночное время, и быть готовым при малейшей опасности поднять паруса; хорошо обращаться с жителями посещенных мест, раздать им подарки, чтобы добиться сведений, в каких товарах нуждается японский рынок и что можно с выгодой вывозить из Японии. Линденберг и ученик мореходной школы Свиньин согласно директиве Розенберга составили с помощью японцев русско-японский словарь, содержавший 1650 слов, транскрибировали русскими буквами японскую азбуку, дали пояснения к японской системе обозначения чисел, монетной системе и пр. 124

29 мая 1852 г. Линденберг на судне «Князь Меньшиков» отправился с семью японцами из Ново-Архангельска в Японию. 28 июля судно бросило якорь в гавани Симода (восточное побережье о. Хонсю), где его сразу же посетило много местных жителей. На просьбу Линденберга подниматься на палубу по очереди они ответили, что должны торопиться осмотреть корабль, ибо с приездом губернатора прекратится для них всякая возможность посещать русское судно. Вскоре прибыл губернатор Симода с группой чиновников. Они осмотрели корабль и его вооружение, опросили привезенных япон- 

_____

122. ЦГИАЛ, ф. Главного правления Российско-американской компании по управлению в России, оп. 1, д. 5, лл. 12—13.

123.  Там же. лл. 58—67.

124. Там же, лл 14—17, 48—49.

[125]

цев и все их ответы тщательно записали. Губернатор выразил благодарность за доставку японцев на родину, но отказался без разрешения правительства принять их и получить письмо Розенберга. Чиновники скопировали это письмо, а художники сделали рисунки русского судна. С каждым днем увеличивалось число караульных лодок вокруг судна и вооруженных отрядов на берегу; были воздвигнуты береговые батареи. Линденберг обратил внимание губернатора на факт неоднократной доставки японцев на родину, что являлось свидетельством дружеского расположения России к Японии. Он подчеркнул, что японские суда встретили бы в русских гаванях теплый прием. 1 августа, после завершения всех военных приготовлений, на судно прибыл с большой свитой вице-губернатор г. Одовара. Он заявил, что из Эдо получено распоряжение не принимать японцев и письмо Розенберга и удалить русский корабль, поскольку гавань Симода закрыта для иностранцев. В ответ на упреки Линденберга в неблагодарности и жестокости вице-губернатор заметил, что японское правительство сделало для русских большое отступление от японского закона, разрешив пребывание в гавани иностранного вооруженного судна, тогда как русским следовало сдать все оружие, боеприпасы и даже управление судном. Не желая прибегать к насилию, Линденберг 2 августа покинул Симода. Уступив просьбам японцев, он высадил их у небольшой деревни в пяти милях от Симода. При прощании японцы горячо благодарили русских моряков за оказанные им услуги 125.

Итак, Линденберг, подобно своим предшественникам, потерпел неудачу, хотя японцы проявили исключительный интерес к русскому судну и, как явствует из рапорта Линденберга Розенбергу, выразили свое недовольство политикой изоляции. Японские власти, учитывая изменение международной и внутренней обстановки, не осмелились прибегнуть к обстрелу русского судна и ограничились демонстрацией военных приготовлений.

_____

125. Там же, лл. 20—23.

[126]

Цитируется по изд.: Файнберг Э. Я. Русско-японские отношения в 1697-1875 гг. М.: Издательство восточной литературы, 1960, с. 117-126.

Рубрика