Центральная Азия к XII веку: народы ее населяющие
Кочевые народы центральной Азии. * — Древние турецкие и татарские монархии.— Их сношения с китайской империей.— Центральная Азия в начале тринадцатого века.— Народы татарского происхождения в эту эпоху и районы их обитания. — Их нравы.
Центральная часть Азии, ограничиваемая на севере цепями гор, которые отделяют ее от Сибири, на юге Кореей, Китаем, Тибетом, рекой Сыр-Дарьей (Сихун) и Каспийским морем, представляет необъятную географическую зону, которая протянулась от Волги до Японского моря. С незапамятных времен она была населена кочевыми народностями, принадлежавшими к трем различным расам, которые можно обозначить обобщенно именами турков *, татар или монголов и тунгусов или чжуржче. Это разделение еще более выражено различием языков этих народов, чем физическими особенностями.
В истории Китая 1, в наиболее отдаленные века, упоминаются кочевые обитатели центральной Азии под именем северных варваров. В ней сохранилась память о главнейших переворотах, которые потрясали эту часть земного шара, и об империях, которые возвышались там одна вслед за другой. Первой варварской державой, упоминаемой в китайских летописях, было государство Сюн-ну или Хюн-ну (Hiong-nous), которое просуществовало до 93 года по P. X. Для того, чтобы обезопасить Китай от набегов именно этих варваров и была возведена около двух с половиной веков до нашей эры знаменитая стена, которая
_____
* В данном издании понятие «Центральная Азия» применяется явно в сильно расширенном, – если сравнивать с современным словоупотреблением, – значении. А этноним «турки» следует понимать как современный этнический термин «тюрки». – Ред. «ИГ».
1. Китайские книги были бы еще более ценны для истории и географии центральной Азии, если бы иностранные названия народностей, людей и мест не подверглись таким изменениям, что очень часто нет никакой возможности распознать их.
[31]
охватывает весь север этой громадной империи. За господством хунну последовало господство сянь-би (sien-pis), которое просуществовало до 233 года. Затем господами Татарии (Tartarie) и даже Северного Китая стали тобa (topas) или соду (sotous). В начале пятого века возвысилась держава жужаней (geougens), которая была разрушена в свою очередь через сто пятьдесят лет турками (turcs), империя которых простиралась от Восточного океана до Каспийского моря и от Китая и Тибета до Ледовитого моря, но она была ниспровергнута, в 744 году китайцами, соединившимися с уйгурами (ouigours) и другими соседними народами. Уйгуры, сделавшиеся в эту эпоху очень могущественными, должны были уступить в 848 году силе оружия киргизов * (kirguises).
В начале десятого века китани (khitans), территория которых находилась к северу от Ляо-дуна (Leao-tong), сделались господами Татарии, а вскоре и северного рубежа Китая. Их монархия была низвергнута в 1125 году чжурчженями (tchourches), другим кочевым народом, который занимал восточную окраину Татарии. Этот народ покорил треть Китая, и его государи перенесли сюда резиденцию своей империи, известной под именем Цзинь (Kin) или Золотой, которое приняла царствовавшая династия. Эта империя простиралась на юг до реки Хуай (Hoai'), которая отделяла ее от части Китая, оставшейся под властью китайских императоров династии Сун (Soung), на востоке она граничила с Японским морем, на западе с королевством Ся (Hia) или Тангутом, которое включало часть Шень-си (Schen-si), на северо-западе и поту сторону великой пустыни Ша-мо с империей Кара-Китай (Cara-Khitai). На севере ее границы продвигались за реку Амур и озеро Байкал, включая всю Татарию, кочевые народы которой были ее данниками. Эти воинственные орды во все времена были бичом Китая. Бедность их соседей с севера не могла искушать их хищнических инстинктов. Сибирь была местом обитания лишь охотничьих народцев, которые бродили по ее необъятным лесам; таким образом, на азиатском материке, как и в порядке ступеней цивилизации, пастушеские народы помещались между охотниками и земледельцами. Когда обстоятельства были благоприятны их грабительским наклонностям, скотоводы Татарии делали набеги на Китай. Они обыкновенно опустошали одну из провинций, пока военные гарнизоны не соединялись для их отражения, и затем удалялись со своей добычей и пленниками через великую пустыню, где их было трудно преследовать. Некогда построенная для охраны Китая от их вторжений стена не могла помешать
____
* Киргизами в наше время принято называть современную народность, населяющую Киргизию. А тогдашний, исторический этнос, который подразумевает автор, ныне этнология скорей обозначила бы этнонимом кыргызы. – Ред. «ИГ».
[32]
мм проникать за нее. Китайское правительство имело обыкновение принимать на службу себе целые орды этих варваров, которые размещались на северных границах империи и обязывались защищать их против других народов Татарии; но эта система часто имела роковые последствия. 'Наиболее верный способ предохранить себя от их оружия заключался в том, чтобы поддерживать рознь между отдельными племенными главарями, и забота об этом являлась главнейшей задачей китайской политики. Благодаря их распрям, императорам Китая удавалось заставлять признавать себя сюзеренами этих кочевых народов; они принимали знаки вассальной зависимости (hommage) от их тайчжи (tanjous) и ханов, жаловали им почетные титулы и утверждали в сане (давали инвеституру) присылкой печати, грамоты, царской одежды, литавров и знамени; но когда эти орды объединялись под властью способного и честолюбивого вождя, они, с своей стороны, предписывали законы повелителю Китая.- Он должен был покупать мир ценою ежегодной дани, уплачиваемой серебром или шелком; ему приходилось удовлетворять ненасытную жадность татарских князей; к нему посылались многочисленные посольства с целью получения подарков, состоявших из кусков шелка, материй, чая и серебра, и он не мог отказываться от выдачи в замужество за царей этих кочевников принцесс из своей семьи 1.
В начале тринадцатого столетия западная часть описанного пояса Азиатского материка, от Енисея и Верхнего Иртыша, была населена турецкими народностями, как-то: киргизами, уйгурами, огузами, кипчаками, карлуками, канглами (cancalis), калачжами, агачерами и пр., — народами, которые свыше пятисот лет поставляли правителей большей части магометанских стран Азии и Африки. Самые восточные области этой полосы, к востоку от Хингана, откуда берет начало реки Сунгари (Songar), принадлежали народностям тунгусской расы, которые владели тогда северной частью Китая и потомки которых в настоящее время являются властителями всей этой империи. Промежуточные страны, к северу от великой пустыни Ша-мо, были заняты народами татарской расы, которые, объединившись в эту эпоху под знаменами Чингиз-хана, покрыли кровью и развалинами почти всю Азию и восточную часть Европы.
____
1. Mailla, Histoire generale de la Chine. Paris 1779, in—4°, томы II-VIII. De Gulgnes, Hist. g6 u 6 r. des Huns. Paris 1756, in—4°т. 1, кн. 1-6.
[33]
Эти татарские народности, состоявшие данниками Цзиньской империи, имели между собой очень большое сходство в физическом облике, наречиях, нравах, обычаях и суевериях. Одна из наиболее многочисленных, наиманы 1, обитала в области, через которую протекает верхний Иртыш и которую пересекает горная цепь Большого Алтая; на западе они были отделены пустыней от страны турков-уйгуров, на севере Малым Алтаем от страны турков-киргизов и кемкемчжутов и на востоке горами Каракурум от территории кереитов (keraites), которая простиралась до истоков Онона и Керулена (Keroulan) 2. Земли к северу от кереитов принадлежали меркитам. Ойраты (ouirates) занимали страну, орошаемую восемью реками, которые образуют Кем, называемый теперь Енисеем 3. Чжалаиры (djelai'res), разделявшиеся на десять племен 4, каждое из которых имело особого главу, имели стоянки на берегах Онона и насчитывали семьдесят куреней (koures) или кругов по тысяче кибиток каждый. Татары (tartares) обитали в окрестностях озера Буйюра, к границам прежней страны чжурчже, народа, который, как выше сказано, господствовал тогда над частью Китая и над всей Татарией.
Племя онгутов находилось на службе у императора чжурчже и несло охрану части великой стены, которую татарские народы называли онгу, откуда оно и получило свое имя.
_____
1. Д'Оссон берет сведения о народах «Тартарии» в Джами-ут Тэварих Рашида, но чтение их имен у него отличается от даваемого Березиным в его переводе „Введения" (Сборник летописей. История монголов. Сочинение Рашид-Эд-дина. Перевод с персидского И. Н. Бе-резина. Введение. Спб. 1858). Разночтение объясняется трудностью восстанавливать, за частым отсутствием диакритических знаков в арабской транскрипции, собственные имена. Мы даем чтение Березина, как ставшее привычным для русского читателя, а в скобках—чтение Д'Оссона, когда оно представляет вариант, причем иногда, видимо, более удачный (напр., см. далее куркан вм. хорхан; курлуут вм. курлут); но в других случаях— удачнее у Березина (к а н г л ы—к а н к а л ы). Звук „дж" у Березина и Д'Оссона мы передаем через „чж", в соотв. с ака-демической транскр. и новыми алфавитами. Перев.
2. Название этой реки в Тарих Джиханкушай и Джами ут-Тэварих всегда пишется К е л у р а н.
3. Эти восемь рек упоминаются под следующими названиями: Гёк, (Gueuk), Он, Кара, Седи, Лкрай, Яка, Чжурчже (TchourtchG) и Чаган. Кем,— добавляет Рашид,— впадаете Янгару. В истории Ябу-ль-Гази четвертая из этих рек называется Себи-кун, пятая—Якари, шестая—Якар.
4. Вот названия этих племен: чаты (tchates), тукарауты, кунгкассауты,уйяты, билкасан, кугер (kouguer), тулангкит, бури и шингкуты. В другом месте Рашид говорит, что чжелаиры обитали по берегам Керулана.
[34]
Тангуты владели частью большой провинции западного Китая Шень-си, а также областями, в которых находились истоки Желтой реки; все эти области составляли королевство Ся (Hia), основанное в десятом веке одним из вождей этой народности.
Обширные леса на запад от Байкала были населены урасутами (orassoutes), теленгутами и киштымами (keschtimis); эти племена славились знанием лекарственных трав и ловкостью в лечебном искусстве. Их соседями на западе были киргизы и кем-кемчжуты, два народа турецкой расы; их территорию отграничивала Ангара. Страны к северу от этой реки назывались Ибир-Сибир.
На восток от Байкала обитали хори (couris), коалаш (coalaches), буряты и туматы, четыре народа объединявшиеся под именем баргутов, которое обозначало положение их страны по ту сторону Селенги; она называлась Баргучжин-Тугрум, так как ею оканчивалась на северо-востоке область, занятая народами татарской расы 1. Их соседями на севере были булгачины, кермучины и урянхиты (ourianguites), носившие название лесных народов. Эти последние принадлежали к тунгусской расе 2.
К этим же народам относили еще сунитов, курлуутов (keurlououtes), сагаитов (sacai'tes) и хурханов (courcans), но точное положение стран, в которых они обитали, неизвестно 3.
Наконец, монгольская народность владела страной, расположенной к югу от озера Байкал; среди ее многочисленных племен байяуты кочевали по берегам Джиды (Tchi-da), тайчжиуты (tai'djoutes) по берегам Селенги, хонкираты (coungcarates) у горной цепи, отделявшей страну татар от страны чжурчжэ; территория племени, к которому принад-
____
1. Баргучжин является названием реки, которая впадает с востока в озеро Байкал, а слово Тугрум, обозначающее границы, сохранилось в названии Даурии, которое дают стране, лежащей к востоку от упомянутого озера, и где живут до сих пор буряты.
2. См. примечание 1 в конце тома.
3. В числе татарских и турецких народностей, указанных в введении к истории Чингиз-хана в Djami ut-Tevarikh, упоминается народ текрины или мекрины, которые не были ни уйгурами, ни монголами, т. е. ни турками, ни татарами, и которые жили в очень гористом районе Уйгурии.
Примечание перев. В Березинском переводе Введения, в гл. о бекирин (стр. 129), дается вариант мекрин („их также называют мекрин"), но в гл. о мергитах (меркитах), говоря о вариантах имен, Рашид, по Березину, говорит: „так и племя бекирин называют кеби- рин" (стр. 70). Таким образом, имеется три разночтения.
[35]
лежал Чингиз-хан, находилась в горах Бергаду или Буркан-Калдун, откуда берут начало реки, из которых одни, как Тола (Toula), текут к Байкалу, а другие, как Онон и Керулэн, несут свои воды в Восточный океан 1.
Эти горы и другие горные цепи, которые обступают с юга Байкал, унизаны мшистыми скалами, в расселинах между которыми растут отдельные группы деревьев, и вечные льды покрывают их наиболее выдающиеся вершины. Почва долин в общем песчаная, текущие здесь реки окаймлены лугами или сосновыми и березовыми лесами.
Температура воздуха в Татарии, вследствие высокого положения страны, более сурова, чем в находящихся под теми же широтами частях Европы. Воды Байкала обычно остаются подо льдом в течение четырех — пяти месяцев и стоградусный термометр нередко показывает 25° ниже точки замерзания. Там часты северные сияния, также как сильные грозы и землетрясения 2.
Строение лица у этих народностей татарской расы, довольно схожее со строением лица у китайцев, давало возможность легко отличать их от представителей других народов. Карие глаза, посаженные вкось к носу, между выдающимися скулами, толстые щеки, плоский нос, мясистые губы, круглое лицо и голова, оливковый цвет кожи, редкая растительность на подбородке, таковы были характеристические черты их наружности, и такими остаются они у их потомков — монголов, калмыков и бурят. Они были, в общем, среднего роста, широкоплечие и обладали тонкой талией в поясе.
Они брили волосы на верхушке головы в форме подковы; равным образом сбривали их сзади, а из оставленных в промежутке делали косы, свешивавшиеся за ушами.
Головы они покрывали плоскими шапками различного цвета, края которых были несколько загнуты, за исключением задней части, с которой свешивался лоскут длиною и шириною в ладонь. К полям этого головного убора прикреплялись два шнурка, которые завязывались под подбородком; на шнурках висели два язычка, развевавшиеся по
_____
1. Djami ut-Tevarikh (сборник летописей везира Рашида из Хэмэдана). См. прим. II в конце книги, где приведены названия всех монгольских племен .
2. Pallas, Voyages,trad. Fran?alse, Paris, 1785, том I, стр.378; т.VI, стр. 62; Georgi, Bemerkungen einer Relse lm Russischen R e i с h e, Petersb., 1775, том 1, стр. 130 и сл. DuHalde, Descrlpt. de laChine etde la Tartarie chinoise. Paris, 1735, том IV; W i t s e n, N о о r t en Oost Tartaryen. 3 edit. Amst., 1785 in-folio, т.т. I и II, passim.
[36]
ветру. Полы кафтана перекрещивались на животе и застегивались сбоку; пояс плотно стягивал его вокруг тела. Зимою они носили две меховых одежды—одну мехом к телу, другую наружу. Женщины надевали очень высокие головные уборы, но костюм девушек так походил на мужской, что их было трудно отличить от мужчин.
Они жили в юртах, сделанных из решеток, вышиною в рост человека, положенных вкруг и поддерживавших жерди, концы которых укреплялись в деревянном кольце. Это тонкое сооружение покрывали кусками войлока, скреплявшегося волосяными веревками, которыми обматывали юрту. Дверь, равным образом сделанная из войлока, всегда была обращена на юг. Круглое отверстие вверху оставалось всегда открытым, чтобы дать доступ воздуху и выход дыму от очага, занимавшего центр этого тесного жилища, в котором помещалась целая семья.
Их стада, состоявшие из верблюдов, быков, баранов, коз и, главным образом, из лошадей, доставляли им все средства существования и составляли все их богатство. Любимым их блюдом была конина. Чтобы сохранить мясо, они резали его тонкими ломтиками и сушили или на воздухе, или в дыму над очагом. Они ели, кроме того, мясо всех видов животных, даже погибших от болезни, и любили опьянять себя кумысом, напитком, приготовлявшимся из кобыльего, перебродившего и перегнанного, молока.
Сверх того, их стада удовлетворяли все их потребности. Они делали одежду из шкур, которые давали им домашние животные, из шерсти и волоса они приготовляли войлоки и веревки; из костей — наконечники стрел; высушенный помет служил топливом в песчаных степях; из кожи быков и лошадей выделывали бурдюки и из рогов артака, дикого барана, делали чаши для питья.
Необходимость выпаса заставляла эти народы беспрестанно кочевать. Как только корма на участке, на котором они находились, оказывались вытравленными, юрты разбирались, навьючивались на животных, на которых перевозилась также вся обстановка, утварь, маленькие дети, и орда отправлялась на поиски новых пастбищ. У каждого племени было особое тавро, которым клеймились принадлежавшие ему животные. Каждое племя имело свою территорию, заключенную в точно определенных границах; на различных участках ее оно жило, соответственно временам года; весною оно направлялось в горы; с приближением зимы возвращалось в равнины. Тогда даже животные имели только ту
[37]
пищу, которую они могли достать, отрывая ее копытами из-под снега; но когда сильный заморозок следовал за оттепелью, животные не были в силах разбивать льда и гибли от голода. Лошади, менее подвергавшиеся этой опасности, благодаря силе своих ног, всегда преобладали в составе этих стад, и заботы о конском табуне составляли главнейшую отрасль татарского хозяйства.
Они брали в жены столько женщин, сколько хотели или сколько могли содержать; чтобы получить девушку, ее родителям давалось условленное количество голов скота. У каждой жены была особая юрта и хозяйство. Сын должен был заботиться о содержании вдов своего отца; часто он женился на них, за исключением той, которая дала ему жизнь. На брате равным образом лежала забота об овдовевших невестках. Женщины, отличавшиеся очень деятельным образом жизни, разделяли со своими мужьями заботы о стадах, шили одежду, изготовляли войлок, правили повозками, вьючили верблюдов и ездили верхом на лошади так же смело, как и мужчины. Последние, когда не уходили на охоту, проводили большую часть времени в праздности; их вообще упрекали в коварстве, плутоватости, хищности, неопрятности и склонности к пьянству, которое у них не считалось за порок.
Когда кто-нибудь заболевал, перед его юртой втыкали копье, и никто в нее не входил, за исключением человека, который за ним ухаживал. После его смерти, его родичи и другие испускали жалобные вопли, а затем спешили похоронить из-за суеверного страха, что он находится уже во власти злых духов. Перед покойниками ставили мясо и молоко. Те, кому он был дорог, приходили предложить ему пищу. На краю могилы закалывали оседланного в полную сбрую его любимого коня, которого укладывали в могилу вместе с домашней утварью, луком и стрелами для обслуживания покойника на том свете. Присутствовавшие на этой церемонии проходили между двумя кострами. Точно также очищали юрту умершего и все, что ему принадлежало, и устраивали в память его погребальное пиршество.
Государей помещали после их смерти на престоле среди юрты, перед столом, на котором ставилось блюдо с мясом и чашка с кобыльим молоком; эту юрту зарывали, и с ней кобылицу с жеребенком, оседланного и взнузданного коня и разные драгоценности. Это погребение старательно скрывалось или же ставили особую стражу, чтобы не давать приближаться к нему. Дом покойника разрушался, и не позволялось произносить его имя до третьего колена.
[38]
Верования и суеверные обряды татарских народов имели величайшее сходство с верованиями кочевых и диких народностей северной Азии. Они признавали высшее существо, которое они обозначали, как и небо, именем Тэнгри (Tangri). Они поклонялись солнцу и луне, горам, рекам, стихийным силам. Они выходили из юрт, чтобы воздать почитание дневному светилу коленопреклонением, которое они совершали, обращаясь лицом к югу; когда они пили, то брызгали часть напитка в честь небесных тел и стихий. Их божества были представлены маленькими фигурками из дерева или войлока, называвшимися он гонами, которые они подвешивали к стенам своих юрт; они совершали поклонение перед этими идолами и во время еды угощали их лучшими кусками, натирая им рот мясом или молоком. У них, кроме того, была масса суеверных представлений, и смерть, по их мнению, была только переходом в другой мир, где жили так же, как в этом. Они приписывали свои бедствия влиянию злобных духов, которых они старались умилостивить или приношениями, или посредничеством ка- м о в, служителей их грубого культа, которые были одновременно колдунами, толкователями снов, гадателями по полету птиц и внутренностям животных, астрологами и врачами. Каждый из этих кудесников претендовал на общение с дружественными ему духами, которые, якобы, являлись к нему, чтобы открывать тайны прошлого, настоящего и будущего. Они вызывали их магическими словами при звуках бубна, постепенно приводили себя в возбужденное состояние, впадали в исступление, и когда духи вдохновляли их, они произносили свои прорицания, делая неистовые прыжки и страшные судорожные движения. С ними советовались во всех случаях жизни, так как питали к ним слепое доверие, которое они умели поддерживать к себе даже когда события не оправдывали их предсказаний, искусно оставляя лазейки, обеспечивавшие непогрешимость за их искусством предвидения.
Образ жизни этих кочевников делал их особенно приспособленными к военной службе. У них, как у диких животных, органы обоняния, слуха и зрения отличались изумительной тонкостью. Живя круглый год в поле с самого раннего детства, изощрявшиеся в верховой езде и стрельбе из лука, закаленные в невзгодах и лишениях под суровым небом, они как бы рождались для войны. Их маленькие и невидные, но превосходные на бегу лошадки переносили также хорошо усталость, как неблагоприятную погоду, они были чутки ко всем движениям
[39]
всадника, который мог управлять ими без помощи узды, пока его руки были заняты стрельбой из лука. На войне каждый человек вел несколько коней, ибо эти народы сражались только верхом. Они прикрывали себе тела кожаными доспехами. Лук был главным оружием. Они нападали издалека, пуская стрелы, тревожили неприятеля, обращались в бегство и в то же время на всем скаку продолжали стрелять, но они при всякой возможности избегали рукопашных схваток. Походы они совершали чаще всего осенью, потому что их лошади тогда бывали наиболее выносливы. Они располагались кольцом перед неприятелем, со своим вождем в центре. Небольшая юрта, бурдюк для молока и котелок составляли весь их багаж. В походе они вели за собой часть стад, которые доставляли им все средства для жизни. Через реки они переправлялись, сидя на кожаных мешках, в которые складывали свое имущество и которые привязывались к хвостам их лошадей.
Главы племен носили титул ноянa (Noyan) или тайши (Tai'schi) и подчинялись царю, стоявшему во главе всего народа; достоинства эти были наследственны. Каждое племя разделялось на роты под командой своих начальников, и люди, принадлежавшие к одной роте, становились лагерем всегда вместе. Ежегодно они уплачивали нояну известное количество голов скота. Эти вожди, которым они оказывали неограниченное повиновение, могли, сверх этого, располагать по произволу всем имуществом и даже их личностью. Организованные по военному, татарские орды вели непрерывные войны между собой, а когда они объединились под властью одного вождя, они завоевали не только Азию, но и часть Европы 1.
____
1. См. описания путешественников, проезжавших по Татарии в XIII в., Карпини, Vincentii, Speculum Hist. Venetiis, 1591 (in-folio); Рубруквис, Марко Поло, Жан де Мандевиль; Восточн. Исто р. Гайтона в собрании путешествий Бержерона, Гага, 1735 (in-f.), гл. 48; сочинения новейших путешественников, которые описывали нравы монголов, калмыков и бурят, подтверждают, что эти народы до сих пор сохраняют обычаи своих предков времени Чингиз-хана. См. Pallas, Samml ungen historischer Nachrlchten mongoli- schenVdlkerschaften. Peters b. 1776 и 1801,2 тома in—4°; Geo r-gi, Bemerkungen и пр.; Bergman, Nomadise he Streifere- yenunter den Kalmuken, Riga, 1804, 4 тома in 8°.
[40]
Цитируется по изд.: Д Оссон К.Д. История монголов. От Чингисхана до Тамерлана. Т. 1. Чингисхан. Иркутск, 1937, с. 31-40.