Римская республика [1848 года] (Шейнман, 1979)
Февральская революция 1848 года во Франции, революции в ряде других европейских стран нашли широкий отклик в Италии и способствовали новому подъему революционного движения в итальянских государствах, в том числе и в Папской области. Под давлением народного движения Пий IX согласился на некоторые либеральные реформы. 14 марта 1848 года была обнародована конституция — «Основной статут светского управления церковного государства». Конституция полностью сохраняла верховную и неограниченную власть папы, коллегия кардиналов образовала собой сенат. Предусматривалось учреждение двух советов: верхнего, члены которого пожизненно назначались папой, и нижнего — его члены выбирались населением провинций по цензу. Законопроекты, принятые обоими советами, передавались на рассмотрение коллегии кардиналов и должны были утверждаться папой.
Народные массы требовали от папы не только демократизации управления и конституции, но и активного участия в объединении Италии и освобождении ее от чужеземного ига. Во всех итальянских государствах шла упорная борьба за национальное единство. Главнейшим врагом национального объединения Италии была австрийская монархия, которая готова была в любой момент военной силой задушить национально-освободительное движение в итальянских государствах, поддерживала в них наиболее реакционные силы и раздробленность страны. Пий IX не хотел объединения Италии и участия в освободительной войне против Австрии даже тогда, когда ее войска заняли часть территории папского государства.
Еще в мае 1848 года папа задумал бежать из своих владений, с тем чтобы вернуться с помощью иностранных штыков, задушить революцию и отменить все реформы, на которые его вынудили. В ночь на 24 ноября план был осуществлен. В Гаэте, куда он бежал, Пий IX объявил, что берет назад все, на что «согласился под принуждением».
В январе 1849 года в Церковной области состоялись выборы в Учредительное собрание вопреки угрозе папы отлучить от церкви всех, кто примет в них участие. 9 февраля Учредительное собрание приняло декрет об упразднении светской власти папы в Римском государстве и провозглашении в Риме республики. Декрет не затрагивал религиозной власти папы: статья 2 декрета гласила: «Римскому первосвященнику будут предоставлены все гарантии, необходимые для свободного осуществления духовной власти».
Пий IX не примирился с лишением его светской власти. Из Гаэты, куда прибыл и его статс-секретарь кардинал Антонелли, папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. Начало интервенцию французское правительство во главе с президентом Луи Бонапартом (позже император Наполеон III). К. Маркс писал, что Бонапарт «нуждался в сохранении папской власти для того, чтобы сохранить за собой крестьян», так как «без папы нет католицизма, без католицизма нет французской религии, а без религии что стало бы со старым французским обществом?.. Восстановленное господство буржуазии во Франции требовало реставрации папской власти в Риме» 6.
В апреле 1849 года французские войска высадились на территории Римской республики, а 30 апреля подошли к Риму. Город мужественно оборонялся. В первом сражении под стенами Рима французские войска потерпели поражение. Однако к ним на помощь пришли войска неаполитанские и испанские. Римская республика защищалась против большой армии интервентов. Только в начале июля французы вступили в город. Учредительное собрание и республиканское правительство были оккупантами ликвидированы. В Рим вернулись старые хозяева, среди них бежавшие в Гаэту священники и иезуиты. Начались массовые аресты п казни.
В апреле 1850 года в Рим вернулся Пий IX. Во главе государства вновь стал папа, вся власть перешла к духовенству. Отныне и до ликвидации папского государства власть Пия IX держалась на французских штыках, а папа так и остался непримиримым врагом всего нового и прогрессивного. Политическая и духовная реакция усилилась. Тон стали задавать иезуиты. В первую очередь под их влиянием Пий IX провозгласил 8 декабря 1854 года догмат о непорочном зачатии девы Марии. В булле говорилось, что он, папа, «по уполномочию» Иисуса Христа, апостолов и собственной властью определяет, что дева Мария «в первый момент своего зачатия» через особое действие благодати бога «очищена была от всякого осквернения греховного», и каждый католик, кто в это не поверит и заявит об этом, отпадает от церкви и подлежит законному наказанию.
Культ мифической божьей матери широко использовался и используется католической церковью для подогревания религиозных настроений. Эту же цель преследовали и иезуиты, добиваясь от Пия IX провозглашения нового догмата.
Разгул политической и духовной реакции в папском государстве не мог отодвинуть главного вопроса, который стоял перед итальянским народом,— об объединении страны и образовании национального государства. Клерикалы были противниками объединения страны — это неминуемо означало бы ликвидацию папского государства и ослабление их влияния. Представители клерикального лагеря выдвигали идею федерации итальянских государств во главе с папой. Такие планы шли вразрез с коренными интересами итальянского народа. Б Италии и вне ее появилась обширная литература как в защиту светской власти папы, так и против нее. В последней на основании евангелий и неоспоримых фактов истории доказывалось, что папам светская власть не принадлежит, что они не могут быть одновременно епископами и монархами, что апостол Петр не был римским епископом, не имел ни наследия, ни власти, поэтому термин «наследие Петра», применяемый к папским владениям, лишен смысла.
Выдвигались равные проекты (даже Наполеоном III) ликвидации светской власти папы и папского государства, с сохранением за папой дворцов, по традиции принадлежащих папству, и обеспечением содержания главы церкви. Предлагалось образовать маленькое папское государство, которое ограничивалось бы территорией города Рима.
Пий IX решительно возражал против подобных проектов. Между тем от церковного государства отпадали одни области за другими. После 1860 года за папой остались лишь Рим и Кампанья. Национальные же интересы Италии требовали полной ликвидации светской власти папы. «Я пришел к точке зрения,— писал замечательный революционер и борец за объединение Италии Гарибальди,— что настало время опрокинуть обломки светского владычества папства и завоевать для Италии ее великую столицу» 7.
Пий IX и иезуиты, его советники, решили пустить в ход средства религиозного воздействия на массы для усиления позиций папы. Этому должны были послужить издание «Силлабуса» и созыв церковного собора.
Цитируется по изд.: Шейнман М. От Пия IX до Павла VI. 1979, с. 3-4.
Примечания
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., г. 7, с. 55.
7. Гарибальди Д. Мои мемуары. М., 1931, с. 155.