Волгодонск
Расположен в восточной части области. Город областного подчинения. Площадь 239 кв. км, население 178,5 тысяч человек. Расстояние до Ростова — 201 км.
Волгодонск – центр энергомашиностроения страны — 27 июля 1985 г. отметил свое тридцатипятилетие. Интенсивному развитию города способствовали выгодное географическое положение, строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, развитые транспортные коммуникации, обилие водных ресурсов.
А началось все в 1949 г., когда между Волгой и Доном развернулось грандиозное строительство канала, соединившего в одну водную артерию две великие русские реки. В апреле 1950 г. был заложен поселок
[60]
эксплуатационников, которому суждено было вскоре стать городом Волгодонском.
27 июля на одной из первых улиц — переулке Почтовом— открылся узел связи, откуда в разные концы страны пошли вести о жизни нового на карте страны населенного пункта. С тех пор 27 июля 1950 г. отмечается как дата рождения Волгодонска. Кроме жилья, в поселке велось строительство школы, детских яслей и здания управления гидросооружений. Каждый год возводились новые промышленные предприятия: в 1949 г. — бетонный завод, в январе 1950 г. — сушильный и лесопильный цехи, котельная, опалубочный цех деревообрабатывающего завода.
1951-й был годом «большого наступления»: началось строительство судоходного канала и его шлюзов, был забетонирован первый блок на сооружении шлюза № 14, начались земляные работы в Цимлянском порту, бетонирование головного сооружения Донского магистрального канала. К концу 1951 г. все гидротехнические сооружения вступили в предпусковой период.
1952 год — год большой победы. В марте началась замочка Донского оросительного канала, в апреле строители приступили к затоплению котлована Цимлянского водохранилища: вода пошла к шлюзу № 14, головному сооружению оросительного канала, к порту. 31 мая 1952 г. в 13 часов 55 минут встретились и навек соединились воды Волги и Дона. Были опубликованы постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала» и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении каналу имени Владимира Ильича Ленина. С пуском новой судоходной артерии поселок строителей стал портом пяти морей. Уже в навигацию 1952 г. в порту работало более 200 человек, 4 плавкрана, склады, железная дорога, имелось 9 единиц флота, 4 автомашины. Переработка грузов составила 125,3 тысяч тонн. Начали курсировать дизель-электроходы из Москвы до Ростова и обратно, открылось регулярное движение по маршруту Волгоград — Ростов.
Поселок строился, рос, обживался. Реконструировались первые предприятия, создавались новые. В 1954 г. выросли административный корпус и цех рудстройки, позже появились цехи лесопильный и древесно-стружечной плиты на лесоперевалочном комбинате. К бетонному и деревообрабатывающему заводам вскоре добавился
[61]
асфальтобитумный. Все они объединились под общим названием — комбинат строительных материалов № 5, который обеспечивал стройматериалами растущий поселок. Еще в 1953 г. в порту началось строительство элеватора на 50 тысяч тонн единовременного хранения зерна. Он стал одним из крупнейших в Ростовской области. В соответствии с правительственным решением о проведении дополнительных и неотложных мероприятий по организации и расширению производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические средства, было решено в поселке построить химический завод.
К этому времени был окончательно улажен вопрос и о названии населенного пункта. 2 ноября 1956 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР безымянный поселок эксплуатационников, рабочие поселки Новосоленовский и Шлюзы были преобразованы в город районного подчинения. Ему дали имя Волгодонск.
На сооружение химического комбината в молодой город съехались тысячи строителей, монтажников, специалистов химического профиля. Среди прибывших большинство (80% )— комсомольцы и молодежь. Перед ними была поставлена задача — пустить первую очередь химического завода к открытию XXI съезда КПСС. Эта цель была достигнута: 27 января 1959 г. коллектив рапортовал о выполнении январского плана и проводил в путь первую цистерну смешанных жирных кислот — свой подарок съезду партии. По просьбе молодежи ударной стройки и в ознаменование юбилея комсомола заводу было присвоено имя 50-летия ВЛКСМ. По объему и ассортименту выпускаемой продукции завод являлся крупнейшим предприятием на юге республики.
Почти 15 лет Волгодонск прочно удерживал звание города химиков несмотря на то, что в нем действовали, реконструировались, давали новую продукцию и другие промышленные предприятия. Бывший ремонтно-механический завод, который с января 1969 г. называется опытно-экспериментальным, в 1974 г. стал головным пред[1]приятием страны по производству прицепных грейдеров. Завод специализируется на создании опытных образцов дорожной техники: выпускает десятитонные катки с гидравлическим управлением, бульдозеры и другие машины для строительства автодорог. Расширил ассортимент выпускаемой продукции лесоперевалочный
[62]
комбинат. В городе появились новые предприятия: молокозавод, рыбокомбинат, мясокомбинат с холодильником» консервный завод, овоще- и фруктохранилище, теплоэлектростанция, автотранспортные и коммунальные предприятия, железнодорожная станция. Порт Волгодонска среди речных портов страны стал одним из лучших по техническому оснащению: в нем были механизированы все погрузочно-разгрузочные работы, модернизирован элеватор — увеличена его емкость для одновременного хранения зерна.
В начале 70-х годов жизнь волгодонцев всколыхнулась вновь, в третий раз за четверть века. Город стал колы[1]белью отечественного атомного машиностроения. Стройка была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской. Юноши и девушки прибывали в Волгодонск со всех уголков нашей необъятной страны.
Наряду с «Атоммашем» в городе возводятся и другие промышленные предприятия. Сооружается Ростовская АЭС, строится птицефабрика, гараж на 400 автобусов и на 100 такси.
Город, завод и атомную электростанцию строят по[1]сланцы всех союзных республик, Представители около 60 национальностей.
Сегодня ведущими отраслями города являются энергетическое машиностроение, химическая и деревообрабатывающая промышленность. В 1985 г. строителями сдан пусковой комплекс под выпуск энергетического оборудования мощностью 1 млн кВт для АЭС, построены завод железобетонных конструкций, хлебозавод. Продукция Волгодонского химического завода им. 50-летия ВЛКСМ имеет широкое применение в химической, текстильной, кожевенной, пищевой промышленности и ряде других отраслей.
Вблизи растущего «Атоммаша» возводится новый город. Привычными для волгодонцев стали многоэтажные дома. С начала пятилетки в городе сдано более 750 тыс. кв. м жилья, Дом быта, торговый центр, гостиница «Волгодонск», центр по ремонту бытовой техники; открыты магазины медтехники, «Оптика»; на 380 коек увеличено число мест в больницах.
Развивается культурная и научная жизнь молодого города. В Волгодонске открыты филиалы Новочеркасского политехнического института и Всесоюзного науч-
[63]
но-исследовательского института синтетических жирозаменителей и моющих средств, работают техникум энергетического машиностроения, педагогическое и медицинское училища, 5 средних специализированных учебных заведения, 19 школ, 56 дошкольных учреждений, 71 библиотека, 3 кинотеатра, 3 парка культуры, 2 Дворца культуры, краеведческий музей, детская музыкальная школа, художественная школа. Открыты филиал Ростовской филармонии, детская филармония. Работают 113 клубов по интересам.
В Волгодонске живет немало замечательных людей.
С. А. Пророков принимал участие в строительстве Цимлянского гидроузла. Именно он вынул своим экскавато[1]ром первые кубометры земли в котловане под основание плотины. А когда на волгодонской земле началась новая стройка — «Атоммаш», опытный механизатор опять был в рядах первопроходцев.. На стенде, находящемся на одной из центральных улиц города, среди волгодонцев, награжденных орденом Ленина, есть и портрет ветерана[1]строителя С. А. Пророкова.
Ветераном Волгодонска называют жители и дважды Героя Социалистического Труда А. А. Улесова. За доблестный труд на Волго-Донском канале в 1952 г. ему было присвоено звание Героя и вручены первая Золотая Звезда и орден Ленина. А в 1958 г. за разработку и внедрение новых прогрессивных приемов электросварки на строительстве Куйбышевской ГЭС Улесов награждается второй Золотой Звездой. Сегодня А. А. Улесов — наставник молодежи.
Активный строитель Волгодонска Г. Е. Шпаченко начал свою деятельность прорабом на Цимлянском гидроузле. 20 лет он трудился в должности начальника строительного управления, а потом весь богатый опыт стал передавать начинающим строителям, являясь мастером производственного обучения. За свой труд награжден двумя орденами «Знак Почета», многими медалями. Исполком городского Совета, отмечая большие заслуги Г. Е. Шпаченко в строительстве Волгодонска, в коммунистическом воспитании трудящихся и большую работу по подготовке кадров строителей, присвоил ему звание почетного гражданина города Волгодонска. Такого же высокого звания был удостоен и член Союза писателей СССР Б. В. Изюмский, который с 1958 г. принимал активное участие в строительстве города, станов-
[64]
лении коллективов промышленных предприятий и строи[1]тельных организаций.
С гордостью и теплотой волгодонцы произносят имя кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени бригадира токарей-расточников «Атоммаша» А. С. Савранского.
Среди строителей завода-гиганта более молодого поколения Владимир Сидорякин — лауреат премии Ленинского комсомола, Георгий Фоменко — кавалер ордена Трудового Красного Знамени, депутат городского Совета.
Первооткрывателями на монтаже главного корпуса «Атоммаша» была комсомольско-молодежная бригада, которую возглавляет А. А. Аношкин. Ей было поручено смонтировать первую колонну, вес которой достигал 28 тонн, а высота — 30 метров. Больше тысячи тонн конструкций в месяц монтировала бригада при задании 700. Доблестный труд бригадира отмечен орденами «Знак Почета» и Трудовой Славы III степени.
Известна многим в Волгодонске Е. В. Колабекова. Она — организатор перехода бригады на коллективный подряд. В 1979 и 1984 гг. Е. В. Колабекова избиралась депутатом Верховного Совета СССР, в 1986 году была делегатом XXVII съезда партии. Ее добросовестный и творческий труд отмечен высокой наградой — орденом Трудового Красного Знамени.
Год от года хорошеет молодой город. Асфальтируются дороги, тротуары. В зеленый наряд одеваются улицы. Старый и новый город соединяет троллейбусная связь.
В центре города, на площади Победы, взметнулась высоко в небо стела в честь 25-летия Победы над фашистской Германией. В годы войны на карте «нашей страны еще не было Волгодонска, но земля, на которой он вырос, полита кровью ее защитников. Здесь проходило внешнее кольцо окружения гитлеровцев под Сталинградом. И своеобразным памятником тем, кто не щадил своей жизни, изгоняя с советской земли фашистские орды, стали город и море, ГЭС и судоходный канал со шлюзами.
[65]
Цитируется по изд.: Города и районы Ростовской области. Историко-краеведческие очерки. Ростов-на-Дону, 1987, с. 60-65.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии