Италия в XII веке: и республика, и империя

Италия в XII веке: и республика, и империя

Римская республика и Арнольд Брешианский

Не успела затихнуть борьба пап и императоров из-за инвеституры, как папство подверглось атаке со стороны римлян.

В 40-х годах XII века обострилась борьба за установление коммуны в Риме. Рим не был крупным центром ремесла и торговли, но большие доходы населению приносило обслуживание многочисленных пилигримов. Однако часть прибыли горожан шла в папскую курию в качестве пошлин и поборов. Папа запрещал римским ремесленникам и купцам создавать цехи. Богатство духовенства вызывало недовольство римских бедняков. К тому же римляне страдали от засилья феодалов (в городе было 200 феодальных замков). Антипапское и антифеодальное движение в Риме приняло весьма демократический характер, но в связи со слабостью римского купечества и ремесленников ему не хватало организованности. К тому же папа был более могущественным сеньором, чем отдельные епископы.

В 1143 г. ремесленники и купцы Рима захватили Капитолий и устроили там заседание Совета (Сената), в состав которого вошли простые горожане. Они требовали передачи верховной власти над городом самой коммуне. Знать и духовенство совершили неудачную попытку взять Капитолий; во время осады был убит папа Луций II.

Вскоре активное участие в управлении Римской республикой принял смелый мыслитель и борец против папства Арнольд Брешианский. Еще раньше он возглавил мятеж в Брешии против епископа и богатого духовенства, за что был изгнан из Италии. Несколько лет он жил во Франции, где стал почитателем знаменитого философа Абеляра. Ярый противник Абеляра, Бернард Клервосский писал одному из покровителей Арнольда: «Арнольд Брешианский, речь которого — мед, а учение — яд, человек, которого Брешия изрыгнула и которым Рим гнушается, которого Франция изгоняет, Германия проклинает, Италия отказывается принять — этот человек находит у тебя поддержку; быть расположенным к нему — значит быть против папы и бога».

Впоследствии Арнольду удалось вернуться в Италию и стать вдохновителем Римской республики. В своих страстных речах он резко нападал на богатства церкви: «В Риме плата уже осилила справедливость... Божественное продают, а то, что не имеет цены,

[41]

презирают...» Папу он называл «мужем крови, покровительствующим пожарам и убийствам, мучителем церквей, гонителем невинности», кардиналов — алчными и лицемерными прелатами. Даже противники признавали силу проповедей Арнольда. «У него зубы — орудие и стрелы, язык — острый меч. Его речи мягче масла, но они — копья», — писал про Арнольда Бернард Клервосский.

Представитель ранней ереси горожан, Арнольд требовал отобрания земель у духовенства, лишения папства светской власти, восстановления простой христианской церкви. Он протестовал против господства феодальной знати, мечтал о возрождении могущества древнего Рима и создании единой Италии.

Вдохновляемый речами Арнольда, римский народ разрушил некоторые феодальные замки, дома кардиналов; часть феодалов была изгнана; папе пришлось покинуть Рим. Обстановка осложнилась из-за новой германской агрессии.

Империя второй половины XII века

В середине XII века германские феодалы делают попытку полностью подчинить своей власти богатые северо-итальянские республики, приостановить дальнейшее развитие этих передовых центров. Походы германских феодалов в Италию возглавлялись представителем новой династии Гогенштауфенов Фридрихом I Барбароссой (1152—1190), мечтавшим о всемирной империи.

В 1154 г. Фридрих начал 22-летнюю борьбу за Северную Италию; шесть раз он переходил Альпы.

Уже первый поход германского государя в Италию сопровождался подавлением народных движений. Ряд мелких городов Северной Италии был разрушен. Страх перед Римской республикой заставил объединиться Барбароссу и папу Адриана IV. Отвергнув союз с Римской республикой, Фридрих получил императорскую корону из рук папы. Но овладеть Римом он не смог: римские горожане оказали вооруженное сопротивление немцам.

Однако в римском сенате одержали победу умеренные элементы. Арнольд Брешианский был изгнан из города, а затем по приказу Фридриха схвачен и предан мучительной казни. Даже мертвый брешианец был страшен своим врагам: «...чтобы Арнольду не поклонялся народ, решили сжечь его труп», — замечает летописец. Власть папы в Риме была восстановлена.

В 1158 г., во время второго похода Фридриха Барбароссы в Италию, на Ронкальском сейме, близ Пьяченцы, были пересмотрены права итальянских городов. Фридриху помогали болонские юристы 1, которые воскресили принцип юстиниановского законодательства: «...что угодно государю, то имеет силу закона».

Согласно Ронкальским постановлениям император получил верховную власть в итальянских городах: право назначения чиновников, высший суд, право чеканки монеты, сбора налога, торговые пош-

_______

1. Старейший в Италии университет г. Болоньи выпускал славившихся на всю Западную Европу юристов — знатоков римского права.

[42]

лины, поборы с мельниц, мостов. Во многие города Фридрих назначил своих управителей — подеста.

Большинство городов приняло подеста, только Милан, Крема, Брешия отказались подчиниться. Фридрих прежде всего осадил Крему; город мужественно сопротивлялся. Немецкие рыцари совершали жестокости, играли в своем лагере отрубленными головами пленных. Однажды Фридрих приказал привязать заложников, данных ему Кремой, к осадной башне. Он надеялся, что это ослабит сопротивление осажденных. Но с башни раздался голос: «Мы счастливы умереть за родину и за свободу. Мы не боимся смерти, так как только она нас освободит». Башня была разрушена, отважные заложники погибли, но штурм был отбит. Город был взят после восьмимесячной осады лишь в результате предательства. После этого началась длительная осада Милана, продолжавшаяся почти три года.

Лишь в марте 1162 г. истощенные голодом жители вынуждены были сдаться. Все население покинуло город и вышло навстречу Барбароссе; люди шли босыми, с веревками на шее, с головами, посыпанными пеплом, с горящими свечами в руках. Под звуки труб, которые «звучали как бы на похоронах умирающей гордости города», склонилась высокая мачта миланской кароччо и знамена города. По приказу Фридриха кароччо была разбита, народ с плачем кинулся на землю, «но лицо императора оставалось как бы окаменевшим». Жители Милана в течение недели должны были покинуть город; большинство миланских домов было разрушено, на месте города была проведена плугом борозда и земля посыпана солью в знак того, что это место проклято.

Неслыханная расправа с Миланом подняла дух сопротивления в остальных городах Италии. Папа Александр III, испуганный укреплением Фридриха в стране, отлучил императора от церкви.

Перед грозной опасностью северо-итальянские города забыли свои распри; Милан стал отстраиваться. В 1167 г. горожане составили союз, получивший название Ломбардской лиги (в нее вошли Милан, Кремона, Бергамо, Брешия, Мантуя, Феррара, Венеция и другие города). К союзу примкнули папа и Сицилийское королевство. У переправы через р. Побыла построена крепость Александрия; города собирали деньги и готовили силы к будущей борьбе.

В 1175 г. Барбаросса собрался в пятый поход на Италию с целью окончательного разгрома страны. Городское ополчение Ломбардской лиги напало на немцев у Леньяно (1176 г.) недалеко от Милана. В середине войска находилась кароччо с воздвигнутым знаменем, ее окружала «дружина смерти» из 900 рыцарей и 300 горожан. Они мужественно сражались и одержали полную победу, захватив богатый императорский лагерь и оружие самого Фридриха; последний несколько дней пропадал без вести.

Сражение при Леньяно было первой победой горожан над хорошо вооруженным феодальным войском. Оно вдохновило итальянцев на дальнейшую борьбу за независимость страны. Сообщая

[43]

Солонцам о победе над немецкими феодалами, миланцы послали им императорское знамя и меч Фридриха, захваченные на поле сражения; они писали, что эти трофеи — общая добыча всех итальянцев.

У Фридриха больше не было ни средств, ни сил для борьбы.

Италия в XII – XIII веках

В 1177 г. в Венеции собрался мирный конгресс. В переговорах, в качестве самостоятельной силы, участвовали и северо-итальянские города. Император должен был вернуть папе захваченные земли (Тосканское маркграфство) и подвергнуться унижению: он поцеловал Александру III ногу, держал ему стремя, когда тот садился на коня и т. д.

[44]

Церковь Сан-Миниато. Флоренция.

В 1183 г. был заключен в Констанце мир с городами, по которому ломбардские города сохранили фактическую независимость от империи, самостоятельную администрацию, верховную власть — право суда, сбора налогов и т. д.

Папство значительно выиграло от поражения империи. Его усиление особенно происходит при Иннокентии III (1198—1216), энергичнейшем политике на папском престоле, развивающем идеи Григория VII. Опираясь на вражду итальянцев к немецким феодалам, Иннокентий III способствовал вытеснению из Италии этой, по его выражению, «зверской расы», укрепил свою власть в Папской области и Сицилийском королевстве. Папство выросло при Иннокентии III в мощную международную силу.

В ходе борьбы с агрессией германских феодалов в конце XII— начале XIII веков. в Италии возникли знаменитые впоследствии партии гвельфов и гибеллинов 1. Гвельфы были ярыми противниками Гогенштауфенов и сторонниками освобождения страны от ига германских феодалов; поэтому они обычно были в союзе с папами. К гвельфам большей частью примыкали торгово-ремесленные слои

_______

1.  Название «гвельфы» произошло от фамилии враждебных Гогенштауфенам саксонских герцогов Вельфов; «гибеллины» — от латинизированного названия одного из замков Гогенштауфенов ВаЙблинген (Гуабелинга).

[45]

города. Напротив, социальной опорой гибеллинов, сторонников сильной императорской власти в Италии, было феодальное дворянство — вассалы императора, видящие в нем защитника своих старых привилегий.

Кровавая вражда этих двух партий в значительной степени характеризует историю Италии XIII века.

Культура Италии XI – XII веков

Экономический подъем, который переживали итальянские города, развитие товарных отношений, совместные войны с империей за независимость страны — все это содействовало зарождению первых элементов национального сознания и подъему культуры в Италии.

В ее создании большую роль играла античная традиция.

Официальным языком в течение долгого времени оставался латинский, но начиная с VI века стал вырабатываться народный язык, первый письменный памятник которого относится к X веку Общелитературным он стал лишь в XIII в.

В архитектуре античная традиция также оставила значительный след. Храмы сохраняли форму древнехристианской базилики; они украшались мозаиками и фресками по античным образцам. Для романского стиля, утвердившегося в Италии в XI веке, характерно обилие античных деталей. С подъемом городов развивается строительство городских стен, коммунальных дворцов, жилых домов, но все же преобладает монументальная церковная архитектура.

Наиболее выдающимися из множества городских соборов, построенных в XI—XII веках, были: Миланский собор, собор и крещальня в Пизе, церковь Сан-Миниато во Флоренции (см. рис. 3), соборы в Парме, Модене и др. Все они имеют богатую скульптурную декорировку и украшения внутри и снаружи.

Одновременно создавались замечательные соборы в городах Южной Италии и Сицилии — Салерно, Амальфи, Палермо, Монреале; в их архитектуре причудливо переплетались элементы античного, византийского и арабского стилей.

Развитие торговли и обмена, возникновение нового управления в итальянских городах, борьба с империей за власть — все это требовало более сложных и развитых правовых норм, чем те, которые знало раннее средневековье. В XI веке в Северной Италии возникли юридические школы, в которых изучалось римское право по законам Юстиниана. В конце XII века из Болонской школы права был создан один из первых европейских университетов — Болонский университет. На юге Италии, где было сильным влияние арабских ученых, в XI веке возникла светская медицинская школа в Салерно, поставившая своей задачей изучение природы.

Одновременность культурного подъема на севере и юге Италии свидетельствовала о зарождении некоторой общности у населения всей страны.

[46]

Цитируется по изд.: Очерки истории Италии. 476-1918 годы. Пособие для учителей. М., 1959, с. 41-46.

Рубрика