Индия: единство в разнообразии (Синха, Банерджи, 1954)

Индия: единство в разнообразии (Синха, Банерджи, 1954)

Страна различий. Индия—страна различий. Недаром ее весьма удачно назвали «миром в миниатюре». Различны физико-географические условия Индии: температура и климат, влажность, количество осадков, растительность и животный мир. Различны климатические условия: от сухих, захватывающих дыхание морозов Гималаев до влажной тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии встречаются все три типа климата: арктический, или полярный, умеренный и тропический. Что касается осадков, то здесь также наблюдаются значительные различия, начиная от наибольшего в мире количества, 480 дюймов в Черапунджи (Ассам), и кончая менее чем 3 дюймами в год в некоторых частях Синда и Раджпутаны. В Индии встречается большинство видов растений и животных, известных науке.

Смешение рас. Не менее важна и интересна, чем эти физико-географические различия, необычайная разнородность состава индийского населения, насчитывающего многие миллионы человек. Смит справедливо называет Индию «этнографическим музеем».

С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к различным расам. Ничего определенного нельзя сказать о расовом происхождении людей, населявших страну в отдаленные времена неолита или палеолита, у нас также нет никаких определенных данных о расовой принадлежности дравидов, кровь которых и сейчас течет в жилах значительной части индийского народа. Когда высокие светлокожие арии пришли в Индию, они сначала держались строго изолированно от темнокожих не-ариев, которые населяли страну до их прихода; однако нет никакого сомнения в том, что в дальнейшем произошло значительное смешение этих рас. Нет никаких определенных сведений относительно притока в страну чужеземцев, который, возможно, имел место в течение многих столетий после прихода ариев, но можно предполагать, что северо-западные проходы в Индию не оставались наглухо закрытыми в это время. Мы не знаем также ничего определенного и никаких подробностей относительно иммиграций в долину Брамапутры через северо-восточные проходы, хотя такие иммиграции, безусловно, имели место и до вторжения ахомов в XIII веке, вторжения, которое привлекает наше внимание к этому забытому уголку Индии.

В исторические времена первыми чужеземными поселенцами в Северо-Западной Индии были греки, сопровождавшие Александра Великого. Затем пришли саки, которые правили Северо-Западной и Западной Индией в течение значительного периода времени и постепенно смешались с индийским населением. «Термин сака употреблялся индийцами в широком смысле для обозначения приходивших через северо-западные проходы чужеземцев независимо от их расы или племени. Этим термином могли называть как узкоглазых монголов, так и представителей таких рас, как тюркская, внешне похожих на ариев». После саков пришли кушаны—это ветвь великой расы юе-чжи, — которые, вероятно, были светлокожими и сродни иранцам. В течение V—VI веков н. э. Северо-Западная и Центральная Индия были почти полностью захвачены гуннами, которые, по всей вероятности, влили много чужой крови в жилы индийского населения. В древнеиндийской литературе и эпиграфике термин хуна (гунны) употреблялся иногда, как и термин сака, — для обозначения массы различных племен, которые хлынули в страну в период упадка империи Гупта. Среди этих племен особого упоминания заслуживают гурджары. Многие современные ученые придерживаются того мнения, что раджпутские кланы, так же как джаты, гуджары и близкие им племена, произошли либо от гуннов, либо от смежных племен, которые пришли в страну одновременно с ними.

Начиная с VII века Индия становится заповедным полем для мусульманских завоевателей, сюда же устремляются мусульманские путешественники. Большинство тех и других впоследствии осело в стране. Они принадлежали к различным азиатским расам. Это были арабы, тюрки, иранцы, афганцы, монголы, в отдельных случаях среди них попадались африканцы, особенно абиссинцы. Ширэкое расселение мусульман в Индии началось лишь в XI веке, когда султан Махмуд Газневи присоединил Пенджаб, так как до этого собственно Индии не коснулось завоевание Синда арабами и расселение их там.

Наконец, приход европейских купцов привел к образованию значительной группы со смешанной индоевропейской кровью; она образовалась от браков португальцев, англичан и других европейцев с индийскими женщинами различных племен и каст.

Языки и диалекты. В Индии существует не менее четырнадцати народов, каждый из которых имеет свой язык и свою литературу. Число языков и диалектов, существующих в Индии, превышает 200.

Религии. В Индии существует также огромное разнообразие религий и религиозных направлений. Среди них религии, имеющие международное распространение, — индуизм, ислам, буддизм, христианство — и религии, имеющие местное значение, вроде джайнизма, сикхизма и др. Индия поистине музей культов и обычаев, вер и культур, религий и языков, расовых типов и различных укладов.

Политическая разобщенность. Эти многообразные различия, так же как и огромные размеры страны, были причиной того, что политическое единство не было характерным для древней и средневековой Индии. Во все века этот громадный полу-континент был разделен на многочисленные княжества, которые время от времени попадали под господство могущественных правителей или династий и включались в их обширные политические объединения. Когда вследствие внутренней слабости или вторжения извне или того и другого вместе такие империи распадались, Индия снова становилась политически разобщенной.

Идея единства. Хотя объединение всей страны было осуществлено на практике Моголами и англичанами, тем не менее, поскольку дело касается идеи все[1]индийской империи, единство Индии создано не чужеземными правителями. Эта великая идея не является новинкой, она имеет свою долгую историю, восходящую к древним временам. Великие основатели индийской цивилизации сами полностью сознавали географическое единство своей огромной родины и различными путями стремились внушить индийцам эту идею.

Первым выражением этого чувства единства было определение общего для всей страны названия—Бхаратварша. Наличие этого термина имело также политическое значение, поскольку он обычно связывался с идеей всеохватывающей монархии. Идея раджи чакраварти, или сюзерена, которому зависимые правители из всех частей Индии, от Гималаев до моря, платили дань и да[1]вали обет верности, была весьма близка древним индусам. Так, термины адхи-раджа, раджаядхираджа, самрат, экарат и т. п. и отправление таких жертвенных культов, как раджасуя и ваджапеяу показывают, что идея завоевания всей страны не была чужда древним индийцам. Махападма Нанда был первым известным в истории императором Индии, и установленная им традиция управления осуществилась на практике в империях Маурьев и Гуптов.

Политическое единство. Позднее Моголы создали империю, которая наложила на индийский народ «печать полного единообразия управления и политической жизни». Но, как отмечает Джадунатх-Саркар, «одна лишь воля самодержавного властителя, одна лишь утрамбовка административным катком неравных человеческих голов не может придать подлинное единство народу, во вся[1]ком случае, такое единство не будет естественным и не сможет просуществовать долго. Историческое единство лучше всего создается самим народом, вырабатывающим единообразное управление и разделяющим его удачи и неудачи, поскольку оно является продуктом усилий этого народа. Могольская империя придала большей части Индии именно административное единство...» Централизованная административная система, единообразие законов и обычаев, общая монетная система, один официальный язык (фарси) — таковы были некоторые из политических связей, с помощью которых находчивые Моголы объединили Индию. Англичане в значительной мере переняли могольскую систему и, используя более благоприятные современные условия, дали Индии такое политическое единство, какого она не знала ранее *.

Ликвидация британского господства сопровождалась разделом страны на два суверенных государства; но включение княжеств в Республику Индии явилось новым значительным шагом к установлению полного единства в большей части разделенного подконтинента.

Единство культуры. Наиболее существенная сторона индийского единства заключается в том, что различные народы Индии создали особый тип культуры или цивилизации, совершенно отличный от любого другого типа культуры, известного вне Индии. «В течение двух тысяч лет индусского и буддийского правления в Индии, несмотря на политическую разобщенность и различия в языках и обычаях, литература и мировоззрение всех частей этой огромной страны приобрели единообразный отпечаток санскритизма. Во всей Индии в индусскую эру существовало, а среди индусского населения Индии и по сей день существует исконное единство религиозных и философских взглядов, литературных идей и приемов, единый взгляд на жизнь».

Этническое единообразие. Джадунатх Саркар указывает, что, несмотря на неоднократный приток в Индию все новых и новых рас, «было достигнуто известное сближение этнических черт и образа жизни различных рас, которые достаточно долго жили в Индии, питались одними и тем же злаками, пили из одних и тех же источников, грелись под одним и тем же солнцем, подчинялись одному и тому же порядку в своей каждодневной жизни. Даже пришедшие в Индию мусульмане с течением времени приобрели здесь особые черты и теперь во многом существенно отличаются от своих собратьев, живущих в других частях Азии, например в Аравии или Персии». Герберт Риели справедливо отмечает: «За большим разнообразием этнических черт и социальных условий, языков, обычаев и религий, которое поражает наблюдателя в Индии, можно все-таки различить определенное единство, лежащее в основе жизни индийцев от Гималаев до мыса Коморина. Действительно, сложился общеиндийский тип, характер индийца вообще, который мы не можем разложить на составные элементы».

Цитируется по изд.: Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М., 1954, с. 21-24.

Примечания

* Политическое единство колониальной Индии, установленное английскими штыками, а затем закрепленное развитием рынка, носило противоречивый характер. Покончив с феодальными войнами и усобицами, это объединение создавало некоторые предпосылки для развития капитализма и условия для возникновения общеиндийского национально-освободительного движения. В то же время объединение Индии под властью ее английских поработителей означало установление жестокого колониального гнета и использовалось ими для насильственного подавления самостоятельного развития страны. При этом в целях укрепления своего господства в Индии английские колонизаторы намеренно сохранили пережитки феодальной раздробленности. Третья часть территории и одна четверть населения Индии оставалась под властью феодальных князей и князьков, общим числом свыше пятисот, которые являлись верными слугами колонизаторов, а княжества представляли собой оплот феодальной реакции. Административная система англичан в Индии искусственно дробила территорию, занятую той или другой национальностью этой многонациональной страны, между подчиненными индийскими княжествами и аз[1]личными британскими провинциями и тем самым мешала процессу складывания народов Индии в нации. — Прим. ред.

Рубрика