Болгария в XV – первой половине XVI веков: город, ремесло и торговля

Болгария в XV – первой половине XVI веков: город, ремесло и торговля

Потеря национальной независимости Болгарии имела исключительно тяжелые последствия для развития городов, ремесла и торговли. После завоевания Болгарии города были разрушены или же превращены в турецкие крепости, опору турецкого господства в стране. Европейские путешественники, посетившие Балканский полуостров в XV—XVI веках, сообщали об упадке городов. Венецианец Рамберти, проезжавший по Болгарии в 1534 году, писал, что «Филиппополь (Пловдив — Ред.) теперь разрушен  и, по турецкому обычаю, превращен в село, построенное из соломы, досок и глины» 1.

На протяжении XV—XVI веков шло систематическое вытеснение болгарского населения из городов и колонизация последних турками. Нередко турки устраивали массовое выселение болгарских жителей. Грабежи и насилия турок заставляли болгарских ремесленников и торговцев покидать города, уходить в села и отдаленные от турецких центров местности. Коренные жители — болгары стали составлять меньшинство населения городов. Зато процент турецкого населения неуклонно возрастал вплоть до конца XVI века. Кроме турок, в городах жило много греков, армян, евреев, занимавшихся главным образом торговлей и ростовщичеством.

Разрушение городов в ходе завоевания, систематический грабеж их турецкими варварами, вытеснение из городов болгарского населения — все это повело к упадку ремесла и торговли.

Крупные города, такие, как София, Пловдив, Видин, Никополь, стали центрами турецкого управления страной. В них сосредоточивались турецкие войска, жили чиновники, феодалы. Городское ремесло и торговля обслуживали нужды населения городов, турецкого войска, аппарата управления и т. д.

Крупнейшим городом была София — центр управления всей Румелией. На протяжении XV—XVI веков София усиленно заселялась турками. Если, по сообщению Брокиера, путешествовавшего по Болгарии в 1433 году, в Софии и ее окрестностях население в большинстве состояло из болгар 2, то в XVI веке процент турецкого населения сильно увеличился: турки составляли уже около 1/3 всего населения города. Значительным центром после Софии был Пловдив. Эти и другие большие города постепенно

_________

1. К. Иречек. Стари пътешествия по България... «Периодическо списание..», кн. IV. 1883, стр. 100.

2. К. Иречек. Стари пътешествия по България... «Периодическо списание...», кн. III, 18ЗД стр. 77.

[172]

[КАРТА]

[173]

приобретали чисто турецкий облик. Большинство городов, особенно мелких, медленно оправлялось после разорения и грабежей, учиненных турками во время завоевания.

Через Болгарию проходил ряд стратегических дорог, связывавших Османскую империю с Европой. Турки нуждались в болгарских городах, как опорных пунктах на военных коммуникациях. Как базы снабжения, необходимые при передвижении турецких войск, продолжавших наступление на Европу, в XV—XVI веках возникли новые города: Татар-Пазарджик, Хасково, Плевен, Свиштов, Русе, Шумен и другие 1.

Основной процент городского населения составляли торговцы, мастера-ремесленники, подмастерья, ученики, слуги. В городах продолжала существовать и прослойка городских «первенцев» болгарской национальности, «вельмож». О них нередко упоминают источники 2. Можно предположить, что эти «вельможи» и «первенцы» были в большинстве случаев уцелевшими представителями болгарского феодального класса, которые владели земельной собственностью. Вероятно, этими титулами обозначались также наиболее зажиточные болгарские купцы, которые и при турках сумели сохранить свои богатства и влиятельное положение.

В первое время своего господства на Балканском полуострове турецкие завоеватели, исходя из стратегических соображений, постарались исправить и улучшить дороги. Чтобы обезопасить военные пути и ремонтировать их, турки основывали специальные поселения крестьян, следивших за состоянием дорог и их безопасностью. В городах и деревнях, лежавших на торговых путях, существовали постоялые дворы для проезжих — караван-сараи или ханы. Однако эти меры не всегда оказывались действенными. Уже к середине XVI века дороги пришли в очень плохое состояние. Крестьяне, на которых лежала обязанность чинить и охранять эти дороги, не выдерживая насилий и грабежа со стороны проезжавших турецких вельмож и чиновников, разбегались. Путешественники и торговцы постоянно опасались грабителей и разбойников. Ради безопасности купцы обычно передвигались караванами, взяв с собой опытного проводника.

Направление сухопутных торговых путей на Балканском полуострове мало изменилось с приходом турок. Значение основной магистрали, соединявшей Балканский полуостров с европейскими странами, сохранял существовавший со времен римского господства путь от Константинополя через Софию к Нишу и далее по долине реки Моравы к Белграду. Старые пути соединяли Болгарию с Молдавией и Валахией, с Эгейским морем, Македонией и Грецией и шли вдоль побережья Черного моря.

Турецкое завоевание сильно расстроило торговлю Балканского полуострова. Торговля по Средиземному и Черному морям оказалась крайне затрудненной. Черное море было закрыто турками для иностранных судов. Левантийская торговля пришла в упадок. Нашествие турок на Европу и захват ими стран Ближнего и Среднего Востока дали толчок к поискам новых путей торговли, которые закончились в конце XV века великими географическими открытиями и перемещением путей мировой

______

1. X. Хинков. Стопански фактори за българското възраждане. София, 1947, стр. 16.

2. Например, Владислав Грамматик в своей повести о перенесении мощей Ивана Рильского в Рильский монастырь рассказывает о тырновских и софийских «первенцах», ктиторах (1469), Матвей Грамматик сообщает о софийских «вельможах» и «именитых людях» (1556).

[174]

торговли из Средиземного моря в Атлантический океан. Последнее обстоятельство крайне отрицательно сказалось на экономике Балканского полуострова, оказавшегося в стороне от путей мировой торговли, создавало застой в производстве и обращении.

Развитие торговли осложнялось также весьма тяжелыми условиями обмена. Турки не поощряли расширения внутренней торговли на Балканском полуострове. Особенно тяжело было местным купцам заниматься торговлей с иностранными государствами. Турки не хотели, чтобы их подданные общались с внешним миром, и нисколько не беспокоились об интересах купечества. Лишь греки составляли исключение в этом отношении. С самого начала турецкого господства они занимали прочное место в торговле Турции. Среди греков были крупные банкиры и ростовщики, сосредоточившие в своих руках значительные капиталы и пользовавшиеся поэтому большим влиянием в Константинополе. Греки обычно получали широкие привилегии для ведения внешней и внутренней торговли.

Генуэзцы, венецианцы, дубровчане имели торговые привилегии от болгарских царей и сербских королей еще до завоевания Балканского полуострова турками. В период завоевания турецкие султаны также начали заключать с ними торговые договоры. Мурад I заключил торговые договоры с Дубровником (1365), Венецией (1384), Генуей (1387), которые позднее неоднократно возобновлялись его преемниками. Эти договоры разрешали купцам-иностранцам свободно торговать по всей империи местными и иностранными товарами, иметь в стране свои лавки, дома и другое недвижимое имущество. Таможенные сборы не должны были превышать 3% стоимости товаров. Купцы были освобождены от всяких поборов, и местным властям было строжайше запрещено чинить какие-либо злоупотребления и незаконные действия по отношению к купцам-иностранцам, которые жили в специальных

[175]

кварталах и пользовались правом экстерриториальности. Их судебные дела рассматривались в специальном суде.

За все эти привилегии купцы Дубровника, Венеции и Генуи должны были платить османскому правительству определенный «трибут», который определялся в договорах. Особенно больших привилегий добился признававший свою зависимость от Турции Дубровник. По договору 1442 года дубровчане платили пошлины за продажу товаров в размере 2% от их стоимости, а по договору 1459 года они были освобождены от уплаты и этой небольшой пошлины 1. Дубровчане имели монополию на вывоз шерсти из Болгарии и на ввоз соли. В XVI веке турки начали заключать торговые договоры с крупными европейскими государствами. В 1535 году был заключен договор с Францией, по которому французские купцы получили право свободно торговать в Турции, а французские подданные, жившие в Турции,— право экстерриториальности. Договор с Францией послужил основой для заключения подобных же неравноправных договоров с Англией, Голландией и другими государствами. Эти договоры получили позднее название капитуляций.

Европейские товары распространялись в стране в ущерб развитию собственного ремесла и внутренней торговли. Все это привело к тому, что значительная часть внешней торговли Болгарии, как и прочих областей европейской Турции, сосредоточивалась в руках венецианцев, генуэзцев, немцев и особенно дубровчан. Часто торговцы-болгары ради получения привилегий принимали подданство какого-либо иностранного государства.

Таким образом, развивавшиеся в Болгарии в XIII—XIV веках города, ремесло и торговля после завоевания страны турками пришли в упадок, население резко сократилось, в стране наступил продолжительный экономический застой. Несколько веков турецкого владычества обусловили превращение Болгарии, ранее развитого в экономическом отношении государства, в одну из наиболее отсталых стран Европы.

____

1. И. Сакъзов. Търговията на България с Аннона прев 16 и 17 в. по нова извори. «Известия на исторического дружество в София», 1929, кн. IX, стр. 7—8.

[176]

Цитируется по изд.: История Болгарии. Том I. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1954, с. 172-176.

Рубрика