США в 1948 – 1949 годы: экономический кризис

США в 1948 – 1949 годы: экономический кризис

К концу 40-х годов в международной обстановке появились новые явления, оказавшие существенное влияние на Соединенные Штаты и весь капиталистический мир. Быстро возрастало экономическое и оборонное могущество реального социализма, усиливалось его революционизирующее воздействие, происходило дальнейшее ослабление позиций капитализма в соревновании с социализмом. Уже в 1950 г. мир социализма охватывал 26% территории и 32% населения земного шара и на его долю приходилось примерно 20% мирового промышленного производства 1.

К 1949—1950 гг. Советский Союз и страны народной демократии, в основном завершив восстановление народного хозяйства, приступили к укреплению и дальнейшему развитию материально-технической базы социализма 2. В 1949 г. был создан коллективный орган экономического сотрудничества — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в который вошли социалистические страны Европы; к этому времени были заключены двусторонние договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а также многочисленные долгосрочные и годичные соглашения между социалистическими странами. Все эти меры должны были способствовать дальнейшему развитию и укреплению экономики социалистического содружества. Как же на фоне успехов социализма выглядело экономическое положение США — лидера капитализма?

В 1948 г. доля США в мировом капиталистическом промышленном производстве составляла 54,6% против 34,9% в 1938 г. США обладали в это время 2/3 производственных мощностей капиталистического мира, в их распоряжении находилось почти 75% золотого запаса капиталистических стран 3. Тем не менее состояние экономики главной страны капитализма нельзя было считать стабильным.

Подъем промышленного производства, наступивший после сокращения в результате реконверсии, был кратковременным. Он продолжался до осени 1948 г. К этому моменту промышленная продукция выросла на 16,5% по сравнению с 1945 г. 4 Одним из главных факторов, способствовавших экономическому росту, была потребность в обновлении основного капитала, устаревшего и износившегося за годы войны. Однако увеличение производственных мощностей значительно обгоняло возможности к

________

1. Социализм и международные отношения. М., 1975, с. 26.

2. Мировая социалистическая система хозяйства: В 4-х т. М., 1966—1967, т. 1, с 98—99.

3. Современный капитализм и углубление его общего кризиса: Т. 1, 2. М., 1979, т. 2. с 161—162.

4. Механизм экономического цикла в США. М., 1978, с. 81.

[111]

потребности внутреннего рынка 5. Об этом, в частности, свидетельствовало снижение темпов жилищного строительства: в 1948 г. на возведение нового жилья было израсходовано 11208 млн. долл., а в 1949 г. — 10 726 млн. долл.6 Население страны к этому времени в значительной мере израсходовало сбережения, накопившиеся за время войны 7. Американцы все более стали прибегать к покупке товаров в кредит. Сумма потребительского кредита к концу 1948 г. составляла 14,4 млрд. долл. 8

Президент Трумэн в начале 1948 г. в ежегодном послании констатировал: «Сегодня многие семьи страдают от высокой стоимости жизни.

Тем временем прибыли корпораций достигли рекордного уровня, в 1947 г.— 17 млрд. долл. после уплаты налогов» 9. В данном случае президент не покривил душой: к концу 1947 г. одна из каждых четырех американских семей исчерпала все свои сбережения и залезла в долги, реальная заработная плата миллионов американских семей продолжала падать 10.

Опираясь на данные Бюро рабочей статистики, профсоюзы КПП указывали на неуклонный рост стоимости жизни. На 15 июня 1948 г. индекс стоимости жизни, по данным бюро, поднялся до 171,7% (1935— 1939 гг.= 100). Средние цены на товары и услуги, потребляемые семьей со средним доходом в больших городах, были на 9,7% выше, чем год назад, на 30,3% выше уровня июня 1946 г., когда был снят контроль над ценами, и на 76,2% выше, чем в августе 1939 г. Не смотря на увеличение заработной платы, покупательная способность рабочих упала до уровня февраля 1943 г. 11

Все это говорило о том, что противоречие между ростом производства и покупательной способностью населения достигло такого предела, за которым неминуемо должно было последовать кризисное падение производства. И действительно, во второй половине 1948 г. производство многих товаров стало снижаться. «Простое, но неприятное объяснение этому факту состоит в том, — писал журнал «Нью рипаблик»,— что мы достигли точки, при которой бизнесмены находят более выгодным сократить выпуск, чем снизить цены» 12. Худшие опасения вскоре подтвердились.

Осенью 1948 г. в США разразился очередной экономический кризис. Он поразил преобладающую часть промышленности. Через пять месяцев после начала кризиса наблюдалось падение физического объема выпускаемой продукции в 83% всех отраслей 13.

По уточненным данным ИМЭМО АН СССР, за 12 месяцев кризиса среднемесячное падение промышленного производства составило 9,2%, валовые частные капиталовложения в целом по всем отраслям сокращались в среднем в месяц на 10,6%. Кризис особенно поразил угледобы-

_________

5. Выгодский С. Л. Современный капитализм: (Опыт теоретического анализа). М., 1975, с. 428.

6. Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Wash., 1975, pt 2, p. 618.

7. Варга Е. С. Избранные произведения: Капитализм после второй мировой войны. М., 1974, с. 382.

8. Факты о положении трудящихся в США (1949—1950 гг.). М., 1952, с. 17.

9. Цит. по: New York Times, 1948, Jan. 11.

10. New Republic, 1949, Jan. 10, p. 15.

11. New York Times, 1948, July 24, 30, Aug. 25.

12. New Republic, 1948, Aug. 3, p. 7.

13. Механизм экономического цикла в США, с. 37, 60.

[112]

вающую промышленность. Здесь сокращение производства составило 27%- Большая недогрузка производственных мощностей стала почти повсеместным явлением. Все это тяжело отразилось прежде всего на положении трудящихся. С мая 1948 по июль 1949 г. общая численность безработных увеличилась с 1761 тыс. до 4095 тыс., т. е. выросла на 139,5% и составила 6,4% общей численности работающих. Это без учета многомиллионной армии работавших неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Кризис 1948—1949 гг. был последним, который сопровождался падением цен. Так, цены на продукты питания упали за 17 месяцев на 32,1%, но по истечении этого срока они вновь стали расти 14.

Обострение социальных проблем, рост недовольства трудящихся настоятельно требовали вмешательства со стороны правительства. С этой целью 5 января 1949 г. Трумэн выступил с посланием, которое явилось логическим продолжением всей его политической стратегии. Отдав дань восхвалению возможностей, будто бы предоставляемых капиталистическим обществом каждому из его членов, президент остановился на трудностях, переживаемых страной. И хотя он старался представить их временными и преходящими, нарисованная им весьма мрачная картина приглушала радужные тона первой части послания. Трумэн отметил, что инфляция остается серьезной проблемой, так же как низкий уровень доходов широких слоев трудящихся. Президент указал на растущую монополизацию, угрожающую мелкому бизнесу, неустойчивое положение фермеров, продолжающееся расхищение природных богатств, нехватку электроэнергии. «5 миллионов семей все еще живут в трущобах и бараках. 3 миллиона семей делят свой кров с другими», —сказал он. В послании также указывалось на явное отставание медицинского обслуживания от потребностей населения, на недоступность его для большинства граждан. Отмечались тревожные симптомы упадка школьного образования, вновь обострившаяся проблема занятости 15.

Как писал советский историк В. И. Лан, в экономической программе, предложенной конгрессу в январе 1949 г., Трумэн «объявил войну циклическому развитию капиталистического производства» 16. В порядке осуществления этого несбыточного плана президент рекомендовал конгрессу принять соответствующее законодательство, которое позволило бы усилить правительственный контроль над производством и распределением и способствовало бы, по его мнению, решению острых социальных проблем. В области финансовой политики, в частности, ставилась задача сократить государственный долг, который достиг 252,3 млрд. долл., и сбалансировать бюджет. Трумэн предложил утвердить новые налоги на сумму 4 млрд. долл.

Остановившись на вопросе о трудовых отношениях, президент повторил выдвинутое им еще в ходе избирательной кампании 1948 г. требование об отмене закона Тафта—Хартли, но при этом предложил создать механизм, не допускающий забастовки в жизненно важных отраслях промышленности, затрагивающих интересы всего общества. Это означало,

_______

14. Мировая экономика и международные отношения, 1977, № 5, с. 154.

15. Public Papers of the Presidents of the United States, Harry S. Truman, 1945—1953: Vol. 1—8. Wash., 1961—1966, 1949, p. 1—3.

16. Лан В. И. США в военные и послевоенные годы. М., 1978, с. 291—293.

[113]

что фактически Трумэн настаивал на ревизии закона Вагнера и сохранении ключевых положений закона Тафта—Хартли. Президент рекомендовал также провести перестройку деятельности министерства труда. Ряд предложений касался жизненного уровня большинства населения: увеличение минимума заработной платы до 75 ц. в час, помощь фермерам, содействие развитию и сохранению природных ресурсов и распространение опыта государственного строительства гидросооружений в долине реки Теннесси, которые давали потребителям дешевую электроэнергию 17.

В послании Трумэн предложил расширить охват населения социальным страхованием. В частности, была выдвинута в общей форме идея реализации системы медицинского обслуживания, услуги которого были бы оплачены за счет населения. Трумэн высказался за срочное предоставление помощи штатам в деле поддержания и управления школьной системой.

Говоря о жилищной проблеме, Трумэн отметил, что «жилищный кризис продолжает оставаться острым» 18, и сообщил, что в ближайшее время конгресс должен утвердить рекомендованные им предложения о жилищном строительстве и о научных исследованиях в жилищном вопросе. Трумэн также повторил свои прежние предложения в области гражданских прав, адресованные 80-му конгрессу. Среди них предусматривались меры защиты черного населения от линчеваний, отмена избирательного налога, создание постоянного Комитета по обеспечению справедливой практики найма на работу, запрещение дискриминации на транспорте и в сфере обслуживания.

Трумэн выдвинул тезис, который дал название всей его внутриполитической программе. «Каждая часть нашего населения и каждый американец имеют право ожидать от нашего правительства справедливого курса», — сказал он 19. Либеральная печать тотчас подхватила это чисто рекламное заявление, сделав из него вывеску ко всей социальной программе 33-го президента США. Если же говорить по существу, то программа Трумэна ставила целью дальнейшее усиление механизма правительственного регулирования социально-экономических процессов, начало которому было положено Ф. Д. Рузвельтом. Она затрагивала ряд острых социальных проблем, таких, как фермерская, гражданские права негров, жилищная, здравоохранения, образования, трудовых отношений и др.

Однако программа несла на себе печать новых, послевоенных условий. Ставилась задача удовлетворить возросшие консервативные устремления буржуазии и в то же время не оттолкнуть от демократической партии широкие массы, выступившие в защиту лозунга продолжения и углубления социальных реформ. В силу этого предлагаемые меры, отражая воззрения либеральной буржуазии, сильно поправевшей после войны, носили ограниченный, крайне противоречивый и чисто прагматический характер. Многие обозреватели сразу же обнаружили в «справедливом курсе» Трумэна лишь стремление решать сиюминутные задачи без попытки заглянуть в завтрашний день 20.

_________

17. Public Papers..., Harry S. Truman, 1949, p. 4.

18. Ibid., p. 6.

19. Ibid., p. 7 (подчеркнуто нами.— Авт.).

20. Leuchtenburg W. E. In the Shadow of FDR. From Harry Truman to Ronald Reagan. Ithaca, 1983, p. 35.

[114]

Американские историки уделяют «справедливому курсу» подчас непомерно большое внимание, объединяя под этим названием всю внутреннюю политику правительства в первые послевоенные годы. Однако оценка итогов этих усилий единодушна: большая их часть потерпела сокрушительное поражение 21. И с этим нельзя не согласиться.

Возьмем, к примеру, вопрос о создании постоянного Комитета по обеспечению справедливой практики найма на работу (ФЕПК). Напомним, что еще в сентябре 1945 г. Трумэн высказался в пользу создания этого органа с широкими полномочиями. Соответствующий законопроект после долгих дебатов получил одобрение в палате представителей (причем из билля была изъята статья об обязательности выполнения постановлений ФЕПК), но затем, как писал Б. Бернстайн, он «погиб в результате действий флибустьеров в сенате» 22. Вся эта процедура была названа в американской печати «парламентским позором» 23, и Трумэн был сам повинен в таком исходе, так как в апреле 1950 г. он решил отложить вопрос о вынесении сенатом решения о рассмотренном комитетом билле о ФЕПК «для того, чтобы добиться быстрого голосования в сенате об ассигнованиях по плану Маршалла» 24.

20 июня 1949 г. в письме сотруднику аппарата Белого дома Найлсу исполнительный директор НАСПЦН Р. Уилкинс писал о «значительном изменении в настроении цветных», которое объяснялось малодушием и открытым отступничеством либеральных демократов в конгрессе. Последние допустили «катастрофу 17 марта» 25, когда в результате голосования в сенате была провалена попытка изменить процедурное правило и ограничить флибустьерство южан 26. Сделано это было ради того, чтобы поставить неприступный заслон либеральному законодательству. Президент и поддерживавшие его демократы со своей стороны не приложили усилий к тому, чтобы позорное флибустьерство в сенате было прекращено. Их бездеятельность сказалась и на обсуждении вопроса о законе Тафта-Хартли: предложение о его отмене было провалено 27.

Более повезло другому законодательному предложению Трумэна — акту о жилищном строительстве 1949 г. Несмотря на специальное президентское послание от 23 февраля 1948 г. по жилищному вопросу, конгресс не торопился с принятием предложенного билля, который предусматривал оказание государственной помощи жилищному строительству и смягчение острой жилищной проблемы. Утвержденный сенатом 22 апреля 1947 г. 28 билль Тафта — Эллендера — Вагнера был блокирован в комитете палаты представителей по делам банков и денежного обращения. Причиной были статьи билля о государственном жилищном строительстве и расчистке трущоб. Этот билль воплощал идею Трумэна о том,

_________

21 Hamby A. L. The Vital Center...—In: Harry S. Truman and the Fair Deal/Ed, with iHi Introd. by A. L. Hamby. Lexington, 1974, p. 155.

22 Bernstein B. J. The Ambiguous Legacy: the Truman Administration and Civil Rights.— In: Politics and Policies of the Truman Administration/Ed, with an Introd. by B. Bernstein. Chicago. 1970, p. 295.

23 New York Times, 1950, May 8.

24 Berman W. C. The Politics of Civil Rights in the Truman Administration. Columbus (O.) 1970. p. 173.

25 Ibid., p. 159.

26 Congressional Record, vol. 95, pt 2, p. 2720—2724.

27 Факты о положении трудящихся в США (1951—1952 гг.). М., 1954, с. 165.

21 Congressional Record, vol. 94, pt 4, p. 4738.

[115]

что «правительство должно быть инструментом социального усовершенствования» 29. Лобби владельцев недвижимости приложило максимум усилий, чтобы не допустить принятия этой статьи, грозившей нарушить монополию частного предпринимательства на рынке жилья. Вместо этого был принят другой жилищный билль, предусматривавший лишь участие правительства в покупке закладных, обеспеченных Федеральной жилищной администрацией или гарантированных актом о помощи ветеранам.

Контроль над квартирной платой, ограничивавший ее рост, хотя и был продлен в конце 1947 г. на 14 месяцев, не предусматривал серьезных наказаний для его нарушителей. В послании конгрессу 23 февраля 1948 г. Трумэн отметил, что, несмотря на острую потребность в жилье, в 1947 г. его строительство составило менее 15% новых строительных работ. В американской прессе отмечалось, что возведенное жилье оставалось вне досягаемости для 80% американцев.

Одновременно с посланием Трумэна о положении страны в январе 1949 г. демократы внесли в сенат билль, содержавший предложения о строительстве в течение семи лет 1050 тыс. жилых единиц с помощью государства, об ассигновании 1 млрд. долл. в виде ссуд и 500 млн. долл. в виде капитальных затрат городам и штатам на расчистку трущоб, городскую реконструкцию, а также программу научных исследований в области жилищного строительства 30. Лоббисты владельцев недвижимым имуществом немедленно повели ожесточенную кампанию против билля, обвиняя его авторов в «социалистических устремлениях» 31. Тем не менее после острых дебатов и проволочек был одобрен билль, в котором предусматривалось строительство с помощью государства 810 тыс. жилых единиц в течение шести лет.

Акту о жилищном строительстве американские историки всегда отводят особое место как самому важному и единственному мероприятию «справедливого курса», одобренному 81-м конгрессом. Между тем к моменту истечения срока пребывания Трумэна на своем посту государством было построено менее 60 тыс. из предусмотренных законом 810 тыс. жилых единиц. Еще более жалкая участь ждала проекты расчистки трущоб 32. Практический результат этой деятельности был равен нулю. Трущобные районы продолжали расти, превращая целые районы крупных промышленных центров в скопище полуразрушенных домов.

Несколько более положительным был итог весьма острой борьбы по вопросу о повышении минимума заработной платы. После обсуждения конгресс одобрил билль об увеличении минимума заработной платы до 75 ц. в час, что с учетом возросшей стоимости жизни фактически лишь восстанавливало минимум 1938 г. Конгресс пошел также на некоторые уступки в деле расширения системы социального страхования. По закону 1950 г. она была распространена на 45 млн. человек вместо 35 млн., как было раньше. Незначительно увеличивался минимум выплат.

Важное место во внутренней политике правительства Трумэна занимал аграрный вопрос. К концу 1948 г. обозначились первые симптомы

__________

29. Davies Л. О. Housing Reform: A Fair Deal Case Study.— In: Harry S. Truman and the Fair Deal, p. 163.

30. Congressional Record, vol. 95, pt 1, p. 48—55.

31. New York Times, 1949, July 1.

32. Davies R. O. Housing Reform during the Truman Administration. Columbia, 1966, p. 112, 125.

[116]

нового обострения аграрного кризиса. Вследствие накопившихся запасов нереализованной продукции цены на зерно резко упали: на кукурузу — с 2,25 долл. за бушель в июле до 1,26 долл. в конце октября, что было ниже гарантированного уровня цен (1,53 долл.) 33. Сильнее всего от аграрного кризиса страдали малоимущие фермеры с доходом ниже 2 тыс. долл. в год. Они составляли свыше половины всех фермеров 34.

Однако подписанный Трумэном 3 июля 1948 г. сельскохозяйственный закон шел навстречу предложениям, высказанным Американской федерацией фермерских бюро и Нэшнл Грейндж, представлявших крупных фермеров. Закон вводил новую формулу поддержания цен. С 1950 г. твердая поддержка цен на уровне 90% паритета заменялась гибкой — от 60 до 90% в зависимости от объема производства данного вида фермерской продукции.

За закон 1948 г. проголосовали представители обеих партий в конгрессе. Однако демократы, осознав, что крупные фермеры поддерживали республиканскую партию, направили главные усилия на укрепление своего влияния среди основной массы мелкого и среднего фермерства. Поэтому правительство заявило о готовности выступить в поддержку так называемых «семейных ферм» 35. Наиболее полное выражение политика «семейной фермы» получила в так называемом плане Брэннаяа, которого Трумэн в мае 1948 г. назначил министром сельского хозяйства. Этот план был обнародован на совместном заседании сельскохозяйственных комитетов обеих палат конгресса 7 апреля 1949 г. 36

План Брэннана предполагал заменить паритет цен, выгодный в условиях аграрного кризиса крупным фермерам, паритетом доходов, при котором должна была оказываться поддержка более мелким, «семейным фермам», и предусматривал систему производственных платежей, распространявшихся дополнительно на ряд товаров, непригодных для длительного хранения. Это было выгодно не только фермерам (которые должны были получать от государства доплату к средствам, полученным ими после реализации продукции на рынке по свободным ценам), но и потребителям (которые не должны были платить специально поддерживаемые высокие цены). Наиболее оживленные дискуссии по плану Брэннана развернулись в период между апрелем 1949 г. и ноябрем 1950 г. Национальный фермерский союз, представлявший средних и мелких фермеров, высказался в пользу плана Брэннана 37. Поскольку в плане Брэннана говорилось об удовлетворении нужд потребителя, он получил поддержку и КПП, в частности на его съезде в декабре 1948 г. 38

Однако крупнокапиталистические фермеры и выражавшая их интересы Американская федерация фермерских бюро, а также лидеры республиканской партии выступили против плана Брэннана. В пылу дискуссии

__________

33. Harry S. Truman and the Fair Deal, p. 115.

34. Золотухин В. П. Фермеры и Вашингтон. М., 1968, с. 174—176, 183—185, 190.

35. Широко рекламируемая «семейная ферма» представляла собой хозяйство среднего фермера (от 120 до 200 акров), пользующегося наемной рабочей силой до 1.5 человека в среднем за год.

36. Christenson R. M. The Brannan Plan. Farm Politics and Policy. Ann Arbor, 1959, p.54.

37. Block W. J. The Separation of the Farm Bureau and the Extention Service. Political Issue in a Federal System. Urbana, 1960, p. 247.

38. Matusow A. J. Farm Policies and Politics in the Truman Years. Cambridge (Mass.),  1967, p. 200.

[117]

они упрекали Брэннана в «социализации» сельского хозяйства. Абсурдность этих доводов была очевидна всем, тем не менее план не был внесен в конгресс в качестве законопроекта, а та его часть, которая была рассмотрена в конечном счете конгрессом, оказалась отвергнутой. План Брэннана постигла общая судьба «справедливого курса», вызванного к жизни чисто политическими мотивами — желанием обеспечить демократам поддержку малоимущего большинства населения.

Вместо плана Брэннана осенью 1949 г. был принят новый сельскохозяйственный закон, который преследовал цель оказать существенную поддержку прежде всего крупному, а не среднему и мелкому фермерству, как это декларировалось политикой «семейной фермы». Согласно этому закону, Торгово-кредитная корпорация получила из государственного бюджета огромные средства на закупку образовавшихся в ходе аграрного кризиса излишков сельскохозяйственной продукции, которую поставляли в основном крупные фермеры.

Аграрный кризис, а вкупе с ним и аграрная политика Трумэна содействовали укреплению позиций крупнокапиталистических хозяйств за счет интересов мелкого и среднего фермерства. В 1949 г. крупные хозяйства составляли лишь 22,4% всех ферм, но производили 73,5% всей товарной продукции. Что же касается мелких и средних ферм, то их численность с 1945 по 1950 г. неуклонно сокращалась. Число мелких ферм (до 100 акров) уменьшилось на 10%, а средних (100—220 акров) —на 7%. Обрабатываемая мелкими и средними фермерами площадь сократилась на 24 млн. акров, обрабатываемая же крупными фермерами (свыше 220 акров) — увеличилась на 42 млн. акров 39.

В январе 1951 г., после того как началась агрессия США в Корее, Трумэн выступил с посланием, посвященным мобилизации экономических, и военных ресурсов страны на нужды войны. Из содержавшейся в послании законодательной программы, состоявшей из 10 пунктов, лишь один имел отношение к программе «справедливого курса». В нем речь шла о финансировании медицинского образования, поскольку в связи с войной увеличилась потребность в медицинском персонале 40.

Комментируя плачевный итог социальной деятельности правительства вскоре после закрытия первой сессии 82-го конгресса, печатный орган КПП «СИО ньюс» писал 29 октября 1951 г.: «Снова коалиция противников «справедливого курса» в обеих партиях отвергла все прогрессивные мероприятия, находившие широкую поддержку в народных массах, и в то же время продемонстрировала поразительную готовность служить крупному капиталу и монополиям» 41. Среди причин, обусловивших провал внутриполитической программы Трумэна, основными являлись нежелание самого правительства отстаивать ее и отсутствие доверия к нему со стороны общественности. Этому способствовали многие факторы. Важную роль, в частности, сыграли так называемые «трумэновские скандалы» 42, получившие самый неблагоприятный резонанс и нанесшие серьезный удар по репутации демократической администрации.

В начале 50-х годов конгресс провел несколько громких расследований, вскрывших темные дела ряда официальных лиц, близких к Белому

____________

39. Золотухин Б. П. Указ. соч., с. 175—176.

40. Harry S. Truman and the Fair Deal, p. 35.

41. Цит. по: Факты о положении трудящихся в США (1951 —1952 гг.), с. 185.

42. Abels J. The Truman Scandals. Chicago, 1950.

[118]

дому. В августе 1949 г. специальный сенатский комитет расследовал деятельность «торговцев влиянием», лоббистов и других лиц, которые за солидные взятки организовывали льготы для бизнесменов, жаждущих получить прибыльные правительственные контракты. В этом оказался замешанным военный помощник Трумэна и его ближайший друг генерал Вогэн 43. Затем разразился новый скандал, в который была вовлечена реконструктивная финансовая корпорация (РФК): в феврале 1950 г. сенатский комитет по делам банков и денежного обращения обнаружил на своих слушаниях, что займы, предоставляемые РФК, оговаривались политическими условиями. Кроме того, много шума вызвало разоблачение коррупции среди чиновников Службы внутреннего налогообложения. На слушаниях в конгрессе также вскрывались связи политического аппарата демократической партии с подпольным миром организованной преступности в некоторых крупных городах, где она контролировала механизм власти.

Подводя итоги работы 82-го конгресса, законодательный отдел КПП констатировал: «В истории страны очень немногие конгрессмены отличались столь неприглядным прислужничеством перед монополиями и полным безразличием к нуждам американского народа» 44. В докладе Исполнительного совета АФТ отмечалось, что «в течение всей работы конгресса 82-го созыва было внесено 35 законопроектов, охватывающих широкий круг вопросов: установление практики справедливого найма рабочей силы, запрещение линчевания, устранение сегрегации, отмена избирательного налога и др. Однако ни один из них не привлек внимания конгресса» 45.

Реформистские лидеры профсоюзов, сетуя на поражение либеральной инициативы, в сущности, выносили обвинительный приговор и самим себе. Положившись на лоббистские методы агитации за реформы, отказавшись от решительной, бескомпромиссной борьбы с применением арсенала внепарламентских средств, ослабленное внутренним расколом, организованное рабочее движение утратило многие из завоеванных им в 30-е годы позиций, предопределив тем самым резкое снижение «сочувствия» к нему в правительственных сферах.

_______

43. Congress Investigates: A Documented History, 1792—1974/F.d. by A. M.  Schlesinger, Jr. N. Y.; L., 1975, p. 3441.

44. Факты о положении трудящихся в США (1951—1952 гг.), с. 185.

45. Там же, с. 186.

[119]

Цитируется по изд.: История США. Том четвертый. 1945-1980. М. 1987, с. 111-119.

Рубрика