Китайская республика в 1912-1913 годах: провозглашение

Китайская республика в 1912-1913 годах: провозглашение

От Учанского восстания к созданию республиканского Нанкинского правительства

О неизбежности приближения перемен в китайском обществе свидетельствовал целый ряд факторов, проявлявшихся в различных сферах. В политическом и общественном сознании все больший вес приобретали идеи свержения маньчжурской династии, с правлением которой ассоциировались все беды народа, нищета населения, неразвитость политических институтов, углубление зависимости от империалистических держав.

В течение первого десятилетия XX в. только Объединенный союз (Тунмэн- хуэй) Сунь Ятсена, наиболее прогрессивная политическая сила Китая, предпринял пять попыток вооруженного свержения маньчжурской власти, которые успехом не увенчались. Параллельно развивалось и реформаторское движение, хотя пик его расцвета уже прошел. Идея конституционного развития и конституционного правления, пришедшая извне и пропагандировавшаяся китайскими реформаторами, имела резонанс среди определенных слоев общества, и императорская власть не могла ее игнорировать. Революционный подъем 1906-1908 гг. вынудил маньчжурскую династию Цин маневрировать. В августе 1906 г. было объявлено о предстоящем введении конституционного правления и о подготовительных мерах к этому. Однако попытки маньчжурского правительства перейти к конституционным реформам отличались противоречивостью и явно запоздали. Достаточно отметить, что о сроках введения в стране конституции маньчжурский двор объявил лишь в 1908 г., а сами конституционные преобразования были отложены до 1917 г.

Различные партии и группы изучали и брали на вооружение идею введения конституции, ее функционирования в условиях Китая, лишенного опыта политических преобразований подобного рода. Эта идея оказала сильное влияние и на Объединенный союз Сунь Ятсена, для которого, как и для других партий и общественных организаций, планы перехода к новому государственному устройству предполагали в первую очередь свержение Цинской династии. Как показал дальнейший ход событий, конституционная идея являлась прежде всего показателем антиманьчжурских настроений и выражала отрицательное отношение общества к монархической форме правления как непригодной для государственного устройства Китая. В то же время планы нового политического устройства и соответствовавшая им практика государственного строительства, начало которой было положено в последние годы маньчжурского правления, способствовали успехам Синьхайской революции (поскольку и начало революции, и отречение Цинской династии имели место в году «синьхай» по традиционному китайскому лунному календарю, она получила наименование Синьхайской). В этой

связи следует отметить, что ход революционных событий, последовавших после Учанского восстания (10 октября 1911 г.), характеризовался не только участием в них армии как основной движущей силы революции, но и поддержкой революционных преобразований совещательными собраниями провинций, представительными органами, формировавшимися с 1906 г. Антиманьчжурская позиция большинства про-винциальных собраний ускорила капитуляцию мань-чжурской династии и обеспечила относительно мирный характер продвижения революции по стране.

После восстания против маньчжурской власти в Учане (центральнокитайская пров. Хубэй) Хубэйское военно-революционное правительство во главе с генералом Ли Юаньхуном потребовало отречения Цинской династии и провозглашения Китайской Республики. Эти лозунги содержались в Прокламации нового правительства, носившей патриотический характер и адресованной всем слоям населения, в том числе китайской крупной бюрократии, тесно связанной с цинским режимом. В этом документе содержался призыв ко всем китайским солдатам, служившим в императорских войсках, перейти на сторону революции. Особое внимание обращалось на тяжелое положение народа, голод и нищету населения как результат правления маньчжуров. Исходя из сложившихся реалий взаимоотношений Китая с иностранными державами, хубэйские революционные власти направили в Ханькоу (город на р. Янцзы напротив Учана) находившимся там консулам иностранных государств ноты, в которых признавали преемственность обязательств Китая по всем договорам, ранее заключенным цинским правительством с державами. 18 октября 1911 г. державы объявили о своем нейтралитете. Заявленная революционными властями позиция обеспечила отказ держав от выделения крупного займа цинскому правительству, средства от которого предполагалось направить на борьбу с революцией.

Страна была готова к восприятию антиманьчжурских лозунгов. К декабрю 1911 г. лишь три северные провинции - Чжили, Хэнань и Ганьсу - из 18 провинций Китая формально еще признавали власть маньчжурского правительства.

Сочетание вооруженных методов смены власти с мирными и стремление революционных сил к компромиссу с консерваторами во многом предопределили результаты революции и особенности политического режима Китайской Республики в период нахождения Китая под властью северных (бэйянских) милитаристов.

На волне революционного подъема к армии присоединялись крестьяне, ремесленники, члены тайных обществ, учащиеся и студенты. Массовый характер приняло вступление в армию студентов. Интересны впечатления Мао Цзэдуна, учившегося в эти годы в средней школе в г. Чанша, столице провинции Хунань. Описывая в автобиографии взятие Чанша революционной армией, он обращает внимание на активные действия рабочих, атаковавших и захвативших городские ворота. Из его воспоминаний следует, что молодежь страстно стремилась к участию в антиманьчжурских действиях. Была создана студенческая армия. Мао Цзэдун, который уже в те годы понимал значение военного фактора в развитии революционных действий, предпочел вступить в регулярную революционную армию, в которой и прослужил некоторое время. После перемещения правительства из Нанкина на Север он ушел в отставку и продолжил учебу.

Для многих провинций - Цзянсу, Цзянси, Гуанси, Аньхуэй, Фуцзянь, Гуандун, Шаньдун и Сычуань - оказалось возможным соглашение революционных сил с китайской бюрократической верхушкой. Массовый переход в лагерь революции китайских сановников и военачальников, с одной стороны, способствовал краху маньчжурской власти на местах, с другой - затруднил в дальнейшем трансформацию политических институтов власти и управления. Многие из бывших цинских чиновников вскоре вновь заняли свои оставленные было должности, а также те руководящие посты в провинциях, которые ранее принадлежали изгнанным чиновникам-маньчжурам. В совещательных собраниях провинций развивалась тенденция оттеснения от власти революционеров и замены их представителями буржуазно-помещичьего конституционно-монархического направления. На повестку дня выступал серьезный вопрос строительства новой власти, к решению которого революционные силы были не вполне готовы. В этом отношении события, развивавшиеся после Синьхайской революции, демонстрировали типичные для постреволюционных периодов сложности перехода от революционных действий к государственному строительству, известные по опыту других стран. Ситуация усугублялась тем обстоятельством, что основной ареной революционной активности была провинция Хубэй, а не столица Китая Пекин, и при всей масштабности событий до определенной поры революционные действия носили сравнительно локальный характер.

Достижение компромисса между старым и новым, консервативным и революционным было тесно связано с деятельностью генерала Юань Шикая - наиболее авторитетной фигуры в военно-политических сферах цинского Китая, назначенного 27 октября 1911 г. главнокомандующим карательными войсками. Юань Шикай избрал тактику лавирования между революционерами и Цинами. В конечном итоге он сыграл важную роль в отречении династии от власти.

Революционный процесс был далек от завершения. Важным этапом на пути укрепления республиканской власти явилось создание революционных органов власти в Нанкине, осуществлявшееся параллельно с переговорным процессом представителей Севера и Юга. Юань Шикай упорствовал в вопросе будущего государственного устройства, отдавая предпочтение конституционной монархии.

В этой обстановке весьма своевременным было возвращение из США Сунь Ятсена, пытавшегося по пути следования через Европу получить от деловых кругов Лондона, Парижа и Брюсселя финансовую помощь революционному лагерю, в которой, однако, ему было отказано. Приезд лидера Объединенного союза в Китай способствовал оживлению революционной атмосферы и большей последовательности в достижении революционерами целей Синьхайской революции. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен прибыл в Шанхай. В беседе с китайскими и иностранными журналистами в Шанхае Сунь Ятсен заявил: «Я не привез с собой ни гроша, лишь революционный дух! Не может быть и речи о мирных переговорах, пока не будут осуществлены цели революции». Он возглавил революционеров в преодолении внутренних разногласий в деле создания альтернативной Пекину объединенной революционной власти.

О создании новой власти в Китае было заявлено 29 декабря 1911 г. Собравшиеся в Нанкине делегаты от 17 провинций, объявившие себя Конференцией представителей провинций, избрали Сунь Ятсена временным президентом Китайской Республики. Это событие ускорило процесс отречения Цинской династии. Реальная ситуация характеризовалась, однако, ростом влияния Юань Шикая и на Севере, и на Юге. Об этом свидетельствовал и факт обращения Конференции к Сунь Ятсену с просьбой уйти в отставку с поста временного президента Республики после выборов членов Национального собрания и свержения пекинского «самодержавного правительства». В условиях того времени это означало в перспективе передачу власти Юань Шикаю.

1 января 1912 г. Сунь Ятсен прибыл в Нанкин и принял президентскую присягу. Ее содержание отражало не только национальные и политические цели

свержения маньчжурского самодержавного правительства и укрепления Китайской Республики, но н обязательство заботиться о счастье и благоденствии народа, что в целом было созвучно учению Сунь Ятсена о «трех народных принципах». 1 января 1912 г. считается официальной датой провозглашения Китайской Республики. Сунь Ятсен приступает к исполнению обязанностей президента. 3 января Нанкинское собрание делегатов избрало Ли Юаньхуна вице-президентом КР. Первые важные мероприятия осуществлялись в сложной ситуации, при формальном сохранении цинского правительства и в обстановке продолжающихся переговоров Юга и Севера. Сунь Ятсен сформировал Временное революционное правительство Китайской Республики. Правительство было коалиционным, состоящим из революционеров (Хуан Син, Цай Юаньпэй, Ван Чунхуэй), либералов (Чжан Цзянь, Тан Шоуцянь, Чэнь Цзиньтао) и старых бюрократов цинской школы (Хуан Чжунъин, У Тинфан, Чэн Дэцюань), примкнувших к революции в самом ее начале. По сути дела, сам состав правительства свидетельствовал о специфике Синьхайской революции, сплотившей разнородные социальные и политические силы. Вся деятельность правительства концентрировалась вокруг центральной задачи - свержения маньчжурской власти, в то время как реализация конституционной идеи и переход от монархии к качественно новой форме государственного правления - республике находились на втором плане.

В ходе продолжавшихся мирных переговоров Севера и Юга Юань Шикай добивался гарантии предоставления ему после отречения Цинской династии поста президента Китайской Республики. К середине января 1912 г. Нанкинское правительство разработало условия отречения династии Цин, гарантировавшие императору и его клану сохранение ряда привилегий.

Между тем политический кризис в Пекине углублялся. 26 января 1912 г. в Пекине был убит Лян Би, руководитель Партии предков (Цзуншэдан), состоявшей из наиболее решительных противников республики. Это событие стимулировало процесс бегства из Пекина маньчжурских сановников. Решение о низложении династии ускорили действия командования бэйянской армии, которое 27 января 1912 г. послало на имя императора Сюаньтуна телеграмму с требованием отречения и установления республики.

После неудачных попыток Юань Шикая заключить соглашение Севера с Югом на основе признания конституционной монархии он изменил свою позицию и усилил давление на императорский двор. В сложившейся ситуации цинская императрица Лун Юй согласилась вести переговоры об условиях отречения династии. 5 февраля 1912 г. Нанкинское национальное собрание, учрежденное 28 января 1912 г., приняло проект условий «почетного отречения» династии Цин. Согласно этому документу, императору выделялось ежегодное содержание в 4 млн. лян, его имущество и собственность князей охранялись законами республики, оставались без изменений титулы императора и князей, членам императорской фамилии разрешалось пользоваться правами, одинаковыми с гражданами республики.

12 февраля 1912 г. императрица Лун Юй от имени малолетнего императора Сюаньтуна издала эдикт об отречении династии Цин. Помимо признания республики в нем содержалось положение о передаче власти Юань Шикаю (но не Национальному собранию). На следующий день после отречения династии Сунь Ятсен сложил перед Национальным собранием делегатов от революционных провинций полномочия временного президента. В прошении об отставке Сунь Ятсен писал: «Маньчжурский император отрекся от престола, самодержавие уничтожено; Юг и Север имеют одно сердце, и больше нет бунтов и смут. Признание республики всеми державами ожидается со дня на день. Президент, следуя данной им присяге, отказывается от должности и уходит в отставку».

14 февраля Нанкинское национальное собрание приняло отставку Сунь Ятсена, 15 февраля 1912 г. оно не только единогласно избрало Юань Шикая временным президентом, но даже и в обращении к нему сравнило бэйянского генерала с Дж. Вашингтоном.

Как показали дальнейшие события, оценка Юань Шикая революционным лагерем оказалась ошибочной. Даже соратники Сунь Ятсена по Объединенному союзу в своем большинстве оказались во власти иллюзий, не только излишне доверяя высказываниям Юань Шикая в пользу республики, но и некритически воспринимая его требования по ряду конкретных принципиальных для револю-ции вопросов, в частности о местоположении столицы. Вопреки настояниям Сунь Ятсена объявить столицей революционный Нанкин они согласились с мнением Юань Шикая о сохранении столичного статуса за Пекином, давним оплотом реакции. При принятии решения о местонахождении столицы немаловажное значение имела позиция дипломатического корпуса, возражавшего против переезда Юань Шикая и правительства в Нанкин. Положение усугубилось беспорядками в Пекине конца февраля - начала марта 1912 г. Расквартированные в Пекине войска под командованием генерала Цао Куня подняли мятеж, распространившийся на соседние города Тяньцзинь и Баодин. В создавшихся условиях Национальное собрание 6 марта 1912 г. утвердило официальное вступление Юань Шикая в должность президента в Пекине.

Уже содержание первых пяти президентских манифестов, опубликованных 10 марта 1912 г., свидетельствовало о «твердой руке» Юань Шикая. Наряду с объявлением амнистии политическим заключенным, распоряжением о прекращении взимания недоимок с населения была обещана суровая расправа со всеми нарушителями «заведенного порядка в государстве». В нестабильной политической обстановке подобные требования многими воспринимались как необходимые предпосылки объединения страны и усиления республиканского порядка. Истинные же намерения честолюбивого генерала в обстановке общественного подъема, сопровождавшего революционные события, в то время не были очевидны.

Основные посты в новом республиканском правительстве, сформированном 29 марта 1912 г., получили сторонники Юань Шикая. Члены Объединенного союза, сторонники Сунь Ятсена, заняли посты министра образования (Цай Юаньпэй), министра промышленности и торговли (Чэнь Цимэй), министра юстиции (Ван Чунхуэй), министра земледелия и лесного хозяйства (Сун Цзяожэнь). Состав нового правительства свидетельствовал не в пользу Объединенного союза и в целом показал снижение революционного потенциала власти по сравнению с предыдущим правительством в Нанкине. Однако в те годы факт свержения маньчжурской династии в глазах современников оправдывал все политические компромиссы. Лишь значительно позднее Сунь Ятсен характеризовал свою отставку как большую политическую ошибку. Вместе с тем он отметил убежденность своих соратников в отсутствии на тот период реальной альтернативы Юань Шикаю.

2 апреля Нанкинское национальное собрание постановило объявить столицей Пекин. Министры и депутаты один за другим покинули Нанкин и уехали на север, в Пекин. Немаловажное значение для перехода рычагов власти в руки Юань Шикая имела недостаточная вовлеченность в революционные события всекитайской революционной организации Объединенный союз, имевшей некоторый опыт политической борьбы. Не следует недооценивать и значение позиции держав, «стоявших за спиной» Юань Шикая. Несмотря на официальное заверение Сунь Ятсена и Нанкинского правительства в соблюдении ими всех принятых цинским правительством международных договоров и обязательств по внешним займам, иностранные державы не отвечали на неоднократные призывы Сунь Ятсена и министра иностранных дел Ван Чунхуэя о международном признании Нанкинского правительства. Не получила поддержки великих держав и просьба республиканского правительства о предоставлении ему внешних займов, что усугубляло финансовые трудности новой власти, в частности по содержанию армии. Между тем державы продолжали передавать сборы с контролируемых ими китайских таможен Пекину, лишая Нанкин основного источника доходов. Сосредоточение крупных сухопутных и военно-морских сил великих держав в Центральном и Восточном Китае оказывало давление на расстановку сил, препятствовало активным действиям революционных войск, усиливало тенденцию к компромиссу революционеров с Юань Шикаем по всем направлениям.

Поспешное решение Нанкинского правительства о роспуске частей революционной армии и освобождении из тюрем всех политических противников революции, последовавшее сразу после избрания Юань Шикая временным президентом Китайской Республики, развязывало руки новому президенту, способствовало усилению его диктаторских поползновений. Революционные силы ослабляли также начавшаяся буквально с первых дней борьба между либералами и революционерами, излишняя доверчивость к обещаниям Юань Шикая. В революционной армии было много случайных попутчиков, по сравнению с императорскими войсками она была недостаточно вооружена и не столь боеспособна.

При всех слабостях революционного лагеря свержение маньчжурского гнета и провозглашение республики открыли этап перехода от традиционного Китая к Новому времени, к модернизации страны. Особое место в истории Китайской Республики занимает короткий период функционирования революционного правительства в Нанкине и деятельности Сунь Ятсена на посту первого временного президента Китайской Республики.

Цитируется по изд.: История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том VII. Китайская республика (1912-1949). М., 2013, с. 15-24.