Болгария в XV – первой половине XVI веков: феодальные отношения

Болгария в XV – первой половине XVI веков: феодальные отношения

К началу XV века феодальные отношения у турок-османов находились на более низкой стадии развития, чем у южнославянских народов. После завоевания Балканского полуострова турки усвоили многие черты общественных отношений Византии и южных славян.

Благодаря существованию сильного военно-феодального государства власть турецких феодалов в XV—XVI веках была ограничена. Султан пользовался правом верховной собственности почти на все земли в государстве. Среди различных видов феодальных владений наибольшее распространение получили военные лены и лены чиновников, сходные с прониарными владениями предшествующего периода.

В Болгарии в период турецкого ига продолжала существовать сельская община и связанная с ней коллективная ответственность села за уплату налогов. В условиях тяжкого иноземного ига община была «единственным очагом народной свободы и жизни» 1; она сплачивала крестьян, помогая им противостоять ассимиляторской политике завоевателей. Сохранение общин было выгодно и турецкому правительству. Восточный деспотизм, как отмечал К. Маркс, весьма охотно допускает существование органов муниципального самоуправления, «пока они снимают с него обязанность что-либо делать самому и избавляют от хлопот регулярного управления» 2. Органы местного самоуправления турки использовали в своих целях — они облегчали турецкому правительству управление на местах.

Таким образом, для организации грабежа и эксплуатации покоренных народов турки использовали существующие феодальные отношения, однако эксплуатация покоренного населения носила более варварский, открыто грабительский характер, чем в период существования независимого Болгарского государства.

Находившаяся в центре османских владений в Европе Болгария подчинялась общим нормам турецкого аграрного устройства. Почти вся земля в Турции считалась принадлежащей султану, как верховному главе государства. С течением времени верховное право султана на землю приобретало все более номинальный характер, а права частных феодальных владельцев расширялись. Не принадлежащими государству или султану считались лишь вакуфные земли — собственность религиозных учреждений, и небольшое количество частновладельческих земель — мюльков (на Балканском полуострове таких земель почти не имелось).

К вакуфам перешло большинство монастырских и церковных земель в Болгарии. Положение вакуфов в Турции было сходно с положением монастырских земель в европейских феодальных государствах. Они пользовались широким иммунитетом: не облагались налогами и были изъяты из ведения государственной администрации. Владения вакуфов постоянно увеличивались за счет вкладов частных лиц, которые, превращая свои земли в вакуф, охраняли их от конфискаций и тяжелого обложения налогами со стороны государства. В этом случае земля становилась номинальной собственностью вакуфа, а владельцы сохраняли фактическую собственность на землю, пользуясь значительной частью ее доходов и всеми привилегиями, которые имели вакуфы.

____

1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 694.

2. К. Маркс я Ф Энгельс. Соч., т. X, стр. 722.

[168]

Из государственного земельного фонда давались пожалования феодалам. Крупные чиновники получали хассы — феодальные владения большой величины (с рентой свыше 100 тыс. акча 1). Так, хасс румелийского бейлербея по канун-наме XVI века «счислялся ежегодным доходом в 1 млн. акча, а хасс бейлербея санджака 200—500 тысяч акча 2. Индже Балабану, военачальнику, взявшему в 1385 году Софию, султан Мурад I пожаловал Софийский округ с доходом 500 тысяч акча 3. Хассы имели привилегии, сходные с привилегиями вакуфов. Права владельцев хассов расширялись, постепенно приближаясь к правам собственников. Хассы закреплялись за определенной должностью и давались на время исполнения этой должности, при наследовании должности сыном они переходили по наследству. Привилегии хассов, которые были, так же как и вакуфы, исключены из ведения государственной администрации и население которых освобождалось от уплаты государственных налогов, отличали их от военно-ленных земель. Положение хассов было сходно с положением крупных баштинных владений в Византии и Болгарии до завоевания турками.

Раздавая земли своим чиновникам, правителям областей, султан передавал во владение не только села, но и города. Многие города оставались собственностью султана и представителей султанской семьи.

Наконец, самая большая категория земель (около половины всего земельного фонда) находилась во владении средних и мелких феодалов—военных ленников. Самые мелкие лены с рентой от 3 до 20 тысяч акча назывались тимарами, лены с рентой от 20 до 100 тысяч акча — зеаметами.

Сословие рыцарей — «сипахи» (в болгарском произношении «спахии») было замкнутым: только сын спахии мог получить «берат» (жалованную грамоту) на тимар. Лены могли наследоваться сыновьями спахии при условии исполнения ими военной службы. Владельцы ленов должны были нести военную службу в феодальном ополчении и соответственно доходу лена снаряжать и посылать на военную службу определенное число всадников.

Земли в Болгарии начали передаваться в ленное владение непосредственно после овладения страной турками. В XVI веке в Румелии было 9274 ленных владения, из них 940 зеаметов и 8334 тимара 4.

Вся феодальная система Турции была приспособлена для военных целей. «Государство османов было единственной подлинной военной державой средневековья» 5, — писал Маркс о Турции XV—XVI веков.

Феодалы не ограничивали своего господства в поместьях сбором феодальной земельной ренты с крестьян и определенными феодально-административными правами. Они были настоящими «хозяевами земли», как обычно их именуют турецкие документы, феодальными собственниками ее и полностью располагали крестьянами, жившими на этой земле.

Овладев страной, турки оставили в неприкосновенности земельные владения и привилегии болгарских боляр, покорившихся новой власти. Часть болгарских феодалов спасала свою жизнь и имущество ценою

_______

1. Акча, или аспер,— денежная единица в Турция, равная '/по частя пиастра.

2. Г. Гълъбов. Османотурски иэвори за историята на София, кн. I, София, 1942, стр. 7.

3. Там же, кн. I, стр. 2.

4. Там же, стр. 8.

5. «Архив Маркса и Энгельса», т. VI, стр. 189.

[169]

измены интересам родины; они принимали ислам, вливались в феодальный класс Османской империи и ассимилировались турками. Переход местных феодалов на сторону завоевателей укреплял власть турецких поработителей в Болгарии, помогал им быстрее освоить завоеванные земли.

Иная судьба постигла после завоевания народные массы Болгарии. Значительная часть ремесленников и торгового населения болгарских городов была истреблена, эмигрировала в другие страны или бежала от турецких насилий в села и отдаленные от районов турецких поселений места. Порабощенное крестьянство и горожане в подавляющем большинстве остались верными христианской религии и сохраняли свой язык, быт и обычаи. Феодально-зависимое крестьянство в Османской империи называлось райей. Это наименование — по-арабски означающее «стадо»— было распространено во многих странах Востока. В XV—XVII века райей в Турции называлось феодально-зависимое земледельческое население, безотносительно к вероисповеданию. В XVIII веке этот термин утратил свой первоначальный смысл — райей стали именовать христианских подданных вообще, крестьян и городское население 1.

Основным видом эксплуатации райи были многочисленные и обременительные натуральные и денежные налоги, часть из которых шла феодальным владельцам, часть — государству. Натуральная рента являлась преобладающей формой эксплуатации. Основным видом натуральной земельной ренты, получаемой феодалами, был поземельный налог — десятина (ашр, или йошур). Десятина отнюдь не равнялась 1/10 части урожая сельскохозяйственных продуктов, а доходила иногда до 1/4 или 1/3 от общего урожая. Кроме того, спахии собирали с крестьян большое количество мелких налогов.

Обязательным налогом для всех крестьян был поземельный налог харадж, который представлял собой земельную ренту, уплачиваемую государству. Кроме того, христиане платили поголовный налог джизье, который был как бы выкупом за освобождение от военной службы. Общее количество разнообразных налогов, которые платили крестьяне, доходило до нескольких десятков названий.

Особенно тяжелым бременем для крестьян был набор мальчиков в янычары, «налог кровью», как его тогда называли. Каждый год турки отбирали в болгарских селах определенное число самых здоровых мальчиков в янычарский корпус. Их обращали в мусульманство, воспитывали в строгой дисциплине, в духе религиозного фанатизма. Это было профессиональное войско — главная опора турецкого государства. Янычары жестоко расправлялись с восстаниями в покоренных турками областях. Формирование янычарских отрядов из христианских детей было одним из изуверских методов ассимиляторской политики турок.

Феодально-зависимое крестьянство в первое время турецкого господства не представляло собой однородной массы. Положение крестьян хассов, вакуфских и спахийских крестьян несколько отличалось размерами налогов и повинностей и степенью феодальной зависимости. Спахийские крестьяне, сидевшие на землях мелких и средних феодалов и составлявшие основную массу сельского населения, находились в наиболее тяжелой феодальной зависимости: они платили огромные государствен-

______

1. Это обстоятельство вводило в заблуждение некоторых историков. Именно исходя из такого видоизмененного в XVIII веке понятия слова «райя», болгарский историк Ихчнев ввел термин «привилегированная райя», к которой он причислял не только крестьян, но и привилегированные прослойки среди горожан, духовенства и. д.

[170]

ные налоги, а кроме того, несли ряд чрезвычайных и военных налогов и повинностей.

Крестьяне, населявшие вакуфы, считались привилегированными, так как были освобождены от государственных налогов. Это, однако, не значит, что вакуфные крестьяне действительно пользовались большими привилегиями. Они платили тяжелые налоги своим хозяевам. Они не подчинялись суду кадиев, но подчинялись суду своих феодалов и находились в полной от них зависимости. Крестьяне хассов также считались «свободными и привилегированными». Однако эти привилегии были в основном лишь привилегиями для владельцев хассов, которые могли свободно управлять и владеть крестьянами без вмешательства государственных властей.

Среди болгарского крестьянства была еще одна категория, положение которой отличалось от положения остальных крестьян. Это были крестьяне, которые вместо уплаты части натуральных и денежных налогов несли военную или отработочную повинность в пользу государства.

После завоевания Болгарии турки стремились организовать свое управление в стране. Будучи сами народом сравнительно немногочисленным, они должны были использовать для всякого рода военно-вспомогательной, охранной и другой службы болгарское население. Такую службу несли обычно крестьяне султанских сел. Чтобы привлечь население в такие поселения, их жителей освобождали от ряда налогов.

В Болгарии было несколько групп такой райи. Это были,, например, войники, несшие военно-вспомогательную службу, а в мирное время исполнявшие обязанности конюхов при султанском дворе; доганджии или соколары, которые ловили и приручали соколов для султана и крупных вельмож; дербенджии, сторожившие горные проходы; юопрюджии, охранявшие и чинившие мосты; марталозы, военно-полицейская стража в крепостях, на дорогах, переправах; пандуры, исполнявшие полицейскую службу, и т. д.

Особенно многочисленной группой в Болгарии были войники. Они были освобождены от большинства государственных налогов, не подчинялись власти феодалов, а жили обычно в селах, которыми управляли начальники войникских подразделений — черибаши или войнук-беи. В свободное от службы время войники занимались земледелием. За несение службы они наделялись землей (баштиной), которая обрабатывалась личным трудом войников. Войники могли передать свою землю в другие руки, но вместе с землей на нового владельца ее падали обязанности войника.

Болгарские буржуазные историки нередко преувеличивали привилегии войников и других групп так называемой «привилегированной райи», резкое отличие их положения от положения остальных крестьян. В действительности положение войников, дербенджиев, пандуров и других крестьян, которые выполняли очень тяжелые государственные повинности, отличалось от остальной массы крестьян не столько привилегиями, сколько формой земельной ренты 1.

_______

1. В настоящее время историки народно-демократической Болгарии правильно пересмотрели вопрос о «привилегированной райе». На основании изучения турецких документов Гылыбов пришел к заключению о тяжелом положении войников в XV—XVII вв. Термин «привилегированная райя» болгарские историки изъяли из обращения, заменив его термином «райя специального назначения» (А. Бурмов, Б. Божяков, П. Кюркчиев, К. «Памбрев, Т. Влахов. Българска история. Учебник за седми клас на гимназиите. София, 1948, стр. 149). И. Митев пришел к заключению, что эта группа населения была очень немногочисленной, а ее привилегии были незначительными. (И. Митев. Има ли временно подобрение на положението на българския народ след падането му под турско иго. «Народна просвета», година VI, 1950, МБ 11—16).

[171]

Вместе с тем нельзя говорить, что положение этой группы крестьянства в XV—XVI вв. не отличалось от положения остальной райи. Несомненно, что крестьяне этой группы были поставлены в лучшие условия по сравнению со спахийскими крестьянами. Именно это обстоятельство на первых порах привело к росту числа крестьян этой категории. Но очень скоро начался процесс ликвидации привилегий, дарованных войникам, дербенджиям, соколарам и другим категориям райи султанскими ферманами.

[172]

Цитируется по изд.: История Болгарии. Том I. Под ред. П.Н. Третьякова, С.А. Никитина, Л.Б. Валиева. М., 1954, с. 168-172.

Рубрика