Индия на 1977 год: территориальная структура хозяйства

Индия на 1977 год: территориальная структура хозяйства

Г.В. Сдасюк

Территориальная структура хозяйства Индии: проблемы развития

Индия, стремящаяся к экономической самостоятельности и ускорению социально-экономического прогресса, как и другие развивающиеся страны, переживает динамичные, сложно-противоречивые процессы трансформации унаследованной отраслевой и территориальной структуры хозяйства колониального типа.

Наиболее общим и определяющим в развитии бывших колониальных стран было то, что в течение длительного времени их отраслевая и территориальная структура хозяйства складывалась не столько на основе имманентных законов развития и внутригосударственного разделения труда, сколько в процессе неравноправного международного разделения труда, определявшегося интересами метрополии. Колониальный тип хозяйства характеризуется незавершенностью развития народнохозяйственного цикла производства — почти полным отсутствием тяжелой индустрии, а также многих отраслей промышленности, про[1]изводящих предметы потребления. Спрос на эти товары удовлетворялся путем импорта из метрополии. Таким образом, единый цикл народнохозяйственного воспроизводства оказывался территориально разорванным громадными расстояниями, что служило материальной основой экономической эксплуатации колоний.

Одно из ярких проявлений соподчиненного развития — гипертрофированный рост одного или нескольких морских портов, которые как бы фокусировали на себе разделение труда колонии с метрополией. От них отходили транспортно-экономические магистрали, ориентированные вовне. Тяготевшие к ним территории были втянуты в довольно активные рыночные отношения и отличались относительно высоким уровнем экономического развития. Однако на основном пространстве колониальных стран консервировались низшие докапиталистические и раннекапиталистические уклады, преобладало примитивное сельское хозяйство полу-потребительского типа. Разобщенность, крайняя неравномерность и дезинтегрированность экономики — характернейшие черты хозяйства колониального типа.

Задачи экономического подъема развивающихся стран, пре[1]одоления отсталости и обеспечения хозяйственной самостоятельности требуют резкого ускорения темпов экономического развития и качественного изменения его характера, что возможно лишь на основе вовлечения всех секторов многоукладного хозяйства страны и всех заселенных территорий в общий процесс хозяйственного развития и создания таким путем единого народнохозяйственного организма.

Конкретное проявление многих черт территориальной структуры хозяйства колониального типа, так же, как и объективные возможности ее качественного изменения, зависят в большой мере от обеспеченности страны природными ресурсами и от их территориальных сочетаний.

В хозяйстве Индии, как и других развивающихся стран, среди основных ресурсных циклов первостепенное значение имеет цикл земельно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья. Особую остроту проблеме природопользования придает резкое ускорение роста населения в годы независимости: с 1951 по 1971 г. население Индии увеличилось на 187 млн. [3], превысив в середине 70-х годов 600 млн. По прогнозам, к 2000 г. в Индии будет проживать около 1 млрд, чело[1]век. В результате средняя плотность населения, составлявшая 77 человек) на 1 кв. км в 1901 г., поднялась до 117 в 1951 г. и до 178 в 1971 г., а к концу века, вероятно, составит около 300.

В Индии, где доля городского населения остается низкой (около 20%) и быстро расширяется численность сельского населения, этот рост ведет к резкому усилению прямых нагрузок и сверхнагрузок на земельный фонд, который уже находится в тяжелом состоянии.

Структура земельного фонда Индии выделяется на мировом фоне чрезвычайно большой распаханностью, ничтожной долей пастбищных угодий и слабой залесенностью. Бессистемная эксплуатация природных ресурсов, нарушение нормального соотношения угодий вызывают деградацию антропогенных ландшафтов в широких масштабах. Особенно быстро развиваются эрозионные процессы, которыми охвачено примерно 60% пахотных угодий и 95% — выгонно-пастбищных. Быстро повышается в годы независимости степень использования водных ресурсов: утилизация ирригационного потенциала поднялась с 22,6% в 1950/51 г. до 40,2% в 1973/74 г., гидроэнергетического — с 1,4 до 16,9% [6]. Почти 60% водного потенциала сосредоточены в высокогорных частях бассейнов Ганга, Инда и Брахмапутры. Во многих наиболее экономически развитых штатах — Тамилнаде, Гуджарате, Панджабе, Хариане и др. — речные и под[1]земные водные ресурсы близки к состоянию полного исчерпания. В этих условиях проблемы наиболее рационального (комплексно-регионального) использования возобновимых природных ресурсов приобретают жизненно важное значение.

Вступление Индии и других развивающихся стран на путь индустриализации резко повышает значение промышленных и энергетических природных ресурсов. На современном этапе обеспеченность Индии этими видами ресурсов вряд ли можно признать вполне достаточной. Страна испытывает сырьевой дефицит в наиболее быстро растущих отраслях современной индустрии: она бедна запасами нефти и газа, цветных метал[1]лов (за исключением алюминиевого сырья), серы, что затрудняет развитие соответствующих энерго-производственных циклов. Это вынуждает их ориентироваться на импортное сырье и вызывает тяготение к морским побережьям.

В Индии прилагаются большие усилия для увеличения добычи полезных ископаемых. За годы независимости страна выдвинулась в число крупнейших экспортеров железных руд, богатыми ресурсами которых она располагает. Освоение железорудных месторождений, строительство транспортных магистралей, создание специализированных портов — все это стало одним из важных факторов освоения ресурсов глубинных районов страны (Байладила — Висакхапатнам, Хассан — Мангалур, район Парадипа). Однако в целом природные ресурсы Индии не имеют каких-либо уникальных или особо выдающихся возможностей для массового развития экспортных производств — страна не может рассчитывать на существенный рост своего хозяйства таким путем. Ресурсно-экспортные циклы имеют в Индии относительно меньшее значение, чем во многих других развивающихся странах, и они узко локализованы. Для Индии особенно актуальны проблемы использования — на основе достижений научно-технического прогресса — новых видов и источников энергии и сырья (в первую очередь развитие атом[1]ной энергии и освоение морских ресурсов). Однако это исключительно сложные и дорогостоящие средства хозяйственного развития, и потому их использование в экономически слаборазвитых странах, в том числе в Индии, крайне затруднительно.

Ограниченность природных ресурсов делает особо важным разработку путей их комплексно-регионального развития, что предполагает тщательное изучение их территориальных сочетаний. Природно-ресурсное районирование Индии выявляет резко различные типы территориальных сочетаний природных ресурсов, которые составляют объективную основу развития географического разделения труда, широкого по территориальному охвату. Это районирование действует и как одна из первооснов экономического районирования, и как автономная система. Программы хозяйственного развития природно-ресурсных районов должны, очевидно, разрабатываться и осуществляться в увязке с общими тенденциями формирования экономических районов и программами интегрального регионального развития.

Важнейшими элементами территориальной структуры хозяйства являются системы отраслевых районов, в развитии которых в годы независимости наблюдаются качественно новые явления.

Большинство населения развивающихся стран в течение длительного исторического периода остается зависимым от сельского хозяйства. В Индии в годы независимости доля сельскохозяйственного населения не изменилась (72,1%), а в абсолютном измерении его численность возросла в 1,5 раза. Хотя к концу колониального периода Индия уже была одной из самых распаханных стран мира, в течение первых примерно 15 лет независимости ее сельскохозяйственное производство увеличивалось главным образом путем расширения посевных площадей. Массированное освоение трех главных целинных районов Индии (тераев, Дандакараньи и пустыни Тхар) стало важным источником роста сельскохозяйственной продукции и существенно повлияло на трансформацию территориальной структуры хозяйства страны.

Однако в конце 60-х годов было официально признано, что «неиспользуемые земельные ресурсы почти исчерпаны» [6, 121].

Единственным путем роста сельскохозяйственного производства становятся интенсификация использования и рост продуктивности обрабатываемых земель. Потенциально возможности такого пути развития сельского хозяйства в Индии обширны, так как уровень агротехники и урожайности в стране — один из самых низких в мире. Но именно такой путь развития особенно затруднителен для освободившихся стран, ибо наталкивается на отсталую социально-экономическую структуру дерев[1]ни и требует проведения радикальных аграрных реформ. Современная интенсивная агротехника отличается высокой капиталоемкостью и потому доступна лишь небольшой прослойке зажиточного крестьянства. Это, а также ограниченный пока набор выведенных гибридных семян (главным образом пшеницы, кукурузы, некоторых просяных и в гораздо меньшей степени — риса) обусловливают узкую локализацию «зеленой революции». Она связана с районами относительно более высокого уровня развития капитализма и интенсивного орошения, усиливая вы[1]деление этих территорий как ведущих производителей сельско[1]хозяйственной продукции (Гуджарат, Панджаб, Хариана и прилегающие территории Северного Раджастхана, Западный Уттар-Прадеш, Тамилнад) и обостряя межрегиональные диспропорции развития сельского хозяйства.

Стихийно, с развитием внутреннего рынка и вовлечением в межрайонное разделение труда новых территорий, размещение сельскохозяйственных культур все более определяется благоприятными естественноисторическими условиями: уменьшается значение традиционного фактора размещения в тех случаях, когда оно не соответствует наилучшим экологическим условиям. В Индии, например, оно особенно ярко проявляется в относительном падении значения северного сахаропроизводящего пояса и быстром распространении посадок сахарного тростника в Западной и Южной Индии. Расширение внутреннего рынка сопровождается существенными территориальными сдвигами почти всех продовольственных и технических культур, что происходит в основном стихийно. Этот резерв экономического подъема может быть мобилизован при наличии сельскохозяйственного районирования — базы для научного обоснования рационального размещения культур и их территориальных сочетаний.

Наиболее динамичным фактором трансформации отраслевой и территориальной структуры хозяйства развивающихся стран является индустриализация — главный путь модернизации всех секторов экономики и усиления их взаимосвязанности, основа производственного подъема и достижения экономической самостоятельности. Разветвленные производственно-территориальные связи, присущие энергетике, транспорту, отраслям тяжелой индустрии, определяют их активное участие в процессах формирования экономических районов, их повышенный районообразующий потенциал.

В Индии, где ко времени завоевания независимости уже существовали некоторые отрасли фабричной и горнодобывающей промышленности, процесс индустриализации протекает сложно и многопланово, выражаясь в формировании промышленно-территориальных образований разных типов. В наиболее развитых районах, тяготеющих к главным морским портам, где уже существовали традиционные отрасли легкой и пищевой промышленности, индустриализация выражается в ускоренном развитии отраслей тяжелой индустрии. Происходит достройка промышленно-территориальных комплексов в старых экономических районах. В то же время в них ускоренно развиваются и новые отрасли, меняющие их производственную специализацию: так, джуто-производящая Восточная Индия становится главной угольно-металлургической базой страны; Западная Индия, традиционный район хлопчатобумажной промышленности, становится главным районом нефтехимических производств и развития среднего и точного машиностроения и т. д.

Этот процесс оказывает двойственное влияние на территориальную структуру хозяйства страны. С одной стороны, он содействует углублению географического разделения труда, формированию более разветвленной и зрелой системы экономических районов. С другой стороны, он означает дальнейшую концентрацию производств в наиболее развитых районах (но все еще далеких от состояния промышленного насыщения и обладающих большими потенциями роста) и усиливает межрегиональные диспропорции.

Другая тенденция процесса индустриализации связана с освоением промышленно-энергетических ресурсов новых и отсталых районов. Мощные новостройки тяжелой индустрии и энергетики, комплексные гидротехнические узлы, создаваемые в глубинных районах, становятся ядрами формирования новых экономических районов (Бхилайский металлургический комбинат, энергетический узел Риханд—Обра—Синграули, энергомашиностроительный узел Кота и др.). Однако появление крупных современных новостроек в отсталых районах отнюдь не автоматически приводит к хозяйственному подъему прилегающих территорий. Нередко оно усиливает явление «дуализма», т. е. производственно-территориальной разобщенности. Эти предприятия общегосударственного значения обычно имею; самые развитые макрорегиональные связи, а также широкие внутрирайонные связи. Развитие же производственно-территориальных связей местного характера происходит с запозданием. При заранее составленных районных планировках этот процесс мог бы быть ускорен, что содействовало бы повышению как эффективности работы самих новостроек, так и их воздействия на окружающую местность.

Промышленно-территориальные образования разных стадий и типов развития (промышленные пункты—центры—узлы — ареалы и «стержни» — промышленные районы — пояса, переходящие в более широкие, но менее консолидированные пространства зон многостороннего производственно-территориального взаимодействия и транспортного тяготения) являются опорными конструкциями территориальной структуры хозяйства и формирующихся экономических районов.

Трансформация основных элементов территориальной структуры хозяйства сопровождается изменением потоков связей — их состава, мощности и направления. Прибегая к широкому обобщению, можно сказать, что если в колониальный период преобладало действие центробежных сил, которые стремились приобщить отдельные территории к мировому капиталистическому рынку, что усиливало внутреннюю производственно-территориальную разобщенность, то в период независимости все более важную роль приобретают центростремительные силы, стремящиеся к укреплению внутренней производственно-территориальной интеграции. В Индии это особенно, ясно видно на примере центральной части, которая все больше из изолирующей территории становится важным связующим экономическим пространством.

Однако территориальная структура хозяйства характеризуется повышенной стабильностью, значительно отставая от изменений в отраслевой структуре. Еще сохраняющиеся в широких масштабах конгломератность и многоукладность хозяйственной структуры проявляются в слабости производственно-территориальных связей между промышленностью и сельским хозяйством, между крупной и мелкой промышленностью, между городом и деревней. Города и транспортная сеть, образуя «остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию» [1, 168], в то же время действуют в развивающихся странах как относительно замкнутая система.

В колониальный период концентрированное развитие про[1]исходило вдоль «линий проникновения», исходящих из главных морских портов. В годы независимости линии проникновения постепенно смыкаются между собой, образуя единый каркас, территориальную структуру нового типа. В этом состоит одна из определяющих новых тенденций. Этот процесс протекает при известном усилении роли главных метрополитенских центров и в значительной мере опирается на них. Децентрализация производства и прежде всего крупное промышленное строительство происходят не распыленно-равномерно, а в определенной системе, тяготея к «коридорам роста»: направлениям основных транспортных магистралей, обеспеченных производственной инфраструктурой, территориям, имеющим уже сложившиеся системы городов, которые отличаются повышенными темпами роста, и обладающим особо благоприятными условиями дальнейшего экономического развития. Эти территории получают мощные импульсы развития от крупнейших метрополитенских центров, которые они связывают между собой, к ним тяготеют многие крупные новостройки. В этом также состоит одна из ведущих тенденций формирования современной территориальной структуры хозяйства развивающихся стран.

Как нам представляется, территориальная структура хозяйства страны может быть представлена в виде районов, узлов (полюсов) и центров роста, новых и перспективных цент[1]ров развития. При этом производственно-территориальные комплексы, системы городов, полюса и центры роста предстают не как отдельные, изолированные образования, а как составляющие единой системы. Карта территориальной структуры хозяйства отражает не только существующую картину размещения производительных сил, но в большой мере и будущую конфигурацию их развития [2].

Формирование крупных экономических районов представляет процесс постепенной интеграции пятиступенной пирамиды следующих типологических районов: 1) индустриально-метрополитенских, 2) сельскохозяйственно-промышленных высшего уровня развития, 3) районов товарного сельского хозяйства и формирующихся систем городов среднего уровня развития, 4) территорий отсталого сельского хозяйства и разреженной сети городов низкого уровня развития, 5) наиболее отсталых территорий низшего уровня развития, почти не имеющих городов (включая территории экстремальных природных условий).

Рассмотрение конкретного индийского материала обнаруживает, насколько качественно различны перспективы развития районов разного типа и насколько в то же время эти районы взаимосвязаны. Решение этих проблем осложняется многонациональным составом населения Индии и ее федеративным — на основе лингвистических штатов — устройством. Экономическая консолидация национальных территорий является одной из ведущих тенденций становления территориальной структуры хозяйства современной Индии. Вместе с тем стремление местной буржуазии и правительств штатов к созданию само[1]обеспечивающейся экономики создает опасность автаркии и задерживает процессы территориальной интеграции хозяйства в масштабах всей страны.

В результате усиления роли государства в развитии хозяйства и связанной с этим необходимостью разработки научной базы регионального планирования вопросы экономического районирования Индии, почти не изучавшиеся ранее, выдвинулись на одно из центральных мест в системе индийской географической науки. В Индии придается большое значение раз[1]работке комплексного экономического районирования в целях перспективного планирования. В связи с этим у прогрессивных индийских ученых, работников плановых организаций и других учреждений большой интерес вызывают советская методология и методика географических исследований, их конструктивная направленность.

Литература

1. Б а р а н с к и й Н. Н. Экономическая география. Экономическая карто[1]графия. М., 1956.

2. Сдасюк Г. В. Индия. География хозяйства. М., 1975.

3. Census Centenary 1972. Pocket Book of Population Statistics. Delhi, 1972.

4. Draft Fifth Five Year Plan 1974—79. Vol. I. Delhi, 1973.

5. Draft Fifth Five Year Plan 1974—79. Vol. II. Delhi, 1974.

6. Fourth Five Year Plan, 1969—74. Delhi, 1972.

Г.В. Сдасюк. Территориальная структура хозяйства Индии: проблемы развития  // Цитируется по изд.: Страны и народы Востока. Под общ. ред. Д.А. Ольдерогге. Выпуск XIX. Индия – страна и народ. Книга 4. М., 1977, с. 27-34.