Северная Америка: освоение англичанами с атлантического побережья

Северная Америка: освоение англичанами с атлантического побережья

Исследования англичан со стороны атлантического побережья

Если французские исследования предпринимались людьми, занявшими славное место в истории географических открытий, чьи экспедиции имели крупный размах, то иначе обстояло дело с теми исследованиями, которые производили англичане с побе-

[254]

режья Атлантики. Здесь до 1650 г. нет почти ни одного крупного имени или достижения. Началом исследований, имевших целью поиски все того же прохода к «Западному морю», следует считать прибытие в 1602 г. в залив Массачузетс Геснолда. В следующем году Принг осмотрел побережье Мэна, в 1605 г. Уэймут обследовал реку Пенобскот, а в 1606 г. Принг, все в тех же поисках «того, другого моря», продолжил свою работу на побережье Мэна. В следующем году в Джемстауне, в Виргинии, была основана колония, и Ньюпорт проник из нее до того места, где теперь расположена столица Виргинии Ричмонд. В том же году начал свое исследование Виргинии Джон Смит, проникший в глубь ее по одному из притоков реки Йорк. Смит попал в плен к индейпам, но, по его словам, жизнь ему спасла дочь вождя, и он вернулся к своим с дсбрыми вестями о богатей местности, занятой индейскими племенами. В следующем году он исследовал Чезапикский залив и там услышал от индейцев о других племенах, живших «у большой воды за горами». Смит собрал о Виргинии много материала, который нашел себе отражение в составленных им карте и истории колонии, однако никаких серьезных попыток проникнуть за горы предпринято не было. В 1627 г. некий Флит из Виргинии выступил с заявлением, что он не раз «видел вдали Южное море», но рассказ его мало достоверен, а известные нам его действительные достижения весьма невелики. Однакоже надежда добраться до Южного моря не умирала, и двадцатью пятью годами позже Эдуард Вильямс выпустил брошюру, в которой доказывал, что дойти до него можно и легко и быстро.

Тем временем английские колонии вырастали во многих пунктах вдоль морского побережья от Флориды до Нью-Брансуика, и именно медленное перемещение границы на запад и повело к постепенному расширению географического горизонта. Было предпринято несколько более крупных экспедиций в глубь страны, как, например, путешествие от устья реки Гудсон Дермера (1620 г.), пытавшегося найти проход, путешествие Йонга, отправившегсся в 1633 г. от устья Делавара в поисках все того же прохода, а также оставшегося неизвестным англичанина, который в 1640 г. через реку Кеннебек добрался до Канады. В основном же усилия англичан в этот период были направлены к заселению прибрежных округов.

Во второй половине XVII в. английским пионерам-колонистам удалось перевалить через хребет Блю-Ридж и войти в долины текущих на запад рек. Некоторые все еще надеялись найти новый проход в Азию, другие стремились проверить слухи о драгоценных металлах и, наконец, третьи хотели прежде всего нажиться на пушном промысле. Этот последний был наиболее мощным побуждением, гнавшим людей на запад.

[255]

В 1650 г. четыре человека: Э. Бланд, капитан А. Вуд и двое других — с целью торговли и открытий вышли из Форт-Генри и достигли реки Роанок в том месте, где теперь стоит город Кларк-свил. Сделали они мало, но сыграли роль пионеров новой эпохи. Следующий шаг был сделан немцем Йоганном Ледерером. В 1669 г. он достиг вершины хребта Блю-Ридж и, глядя на расстилавшийся перед ним горизонт, решил, что видит Атлантический океан. На следующий год он вышел с товарищем по фамилии Харрис из того пункта на реке Джемс, где теперь расположена столица Виргинии Ричмонд, и направился прямо на запад, примерно до 79° з. д. Отсюда Харрис повернул назад, Ледерер же продолжал идти в юго-западном направлении и дошел до деревни индейцев племени сора вблизи современного города Уинстона. Каким путем он вернулся обратно, — установить невозможно. В августе того же года он опять вышел из пункта в районе нынешнего Фридериксбурга, опять дошел до Блю-Риджа и взобрался на него. Ледерер сделал много для исследований предгорий и был первым европейцем, заглянувшим в долину Виргинии.

С вершины хребта, глядя на запад, Ледерер увидел горы, которые, казалось, ставили предел дальнейшей экспансии, однако же последующей экспедиции удалось перевалить и через них. В 1671 г. капитан Т. Бэттс и Р. Фаллам, выйдя прямо на запад из Форт-Генри, дошли до притока реки Огайо, Нью-Ривер, и там услышали о каких-то индейцах, живущих у «большой воды». Эти двое не были первыми, перевалившими через эти горы: они наткнулись там на следы прошедших до них торговцев; но они были первыми, оставившими описание этого маршрута. Об их открытиях, так же как о путешествиях другого пионера, Вильяма Берда, было послано сообщение Королевскому обществу в Лондоне. Далее к югу, в пределах Каролины, через хребет перевалили Джемс Нидхем и Габриэл Артур. Они вышли из Форт-Генри в апреле 1673 г., проследовали тем путем, которым шли Бланд и Вуд—до реки Роанок, а затем повернули на юго-запад к стране индейцев племени чероки и, идя далее прямо на запад, перевалили через хребет Блю-Ридж. Здесь они открыли текущую на запад реку, которая могла быть либо рекой Теннесси, либо Малой Теннесси. Здесь Артур остался; Нидхем же отправился обратно и по дороге был убит. Артур испытал много приключений среди индейцев. Вместе с ними он побывал в Западной Флориде, потом на побережье Южной Каролины, далее на реке Огайо и, наконец, на небольшом отрезке реки Теннесси. В июне 1674 г. он добрался обратно до Форт-Генри.

Торговцы продолжали продвигаться далее через горы. К концу 1700 г. большое число их по реке Нью достигло долины Огайо, южнее же путешествия Артура открыли новое поприще колонистам, как из Виргинии, так и из Каролины.

[256]

[257]

К концу XVIII века англичане вышли к реке Миссисипи. Систематического исследования страны не велось, и сведения накоплялись главным образом через купцов, миссионеров и отдельных колонистов. Первым официальным путешествием, предпринятым по инициативе английской колонии в области к западу от горного барьера, была экспедиция Конрада Вейзера 1, приобревшего в ходе своей работы (в качестве казенного толмача штата Пенсильвания по сношениям с туземцами) большой опыт в индейских делах. В 1748 г. он совершил поездку к реке Огайо с целью передать подарки индейцам и добиться от них компенсации за кое-какие пограничные набеги в Каролине. Более обширные путешествия были предприняты ирландцем Джорджем Кроганом, биография которого является «ярким отражением взаимоотношений между белыми и краснокожими за многолетний период, в особенности—на границах Виргинии и Пенсильвании и в долине реки Огайо». Он заключил союз с индейцами, жившими возле озера Эри, в 1748 г. сопровождал Вейзера; в следующем году он совершил поездку на реку Огайо, чтобы нейтрализовать влияние французской экспедиции Селорона, а в 1750 и 1751 гг. вновь совершил ряд далеких путешествий в долине Огайо. Он принял участие в победоносной войне с французами, несколько раз побывал в районе Детруа (нынешний Детройт), а в 1765 г. так умело повел переговоры с индейцами, что последние открыли район реки Иллинойс англичанам, а он сам кое-что разузнал о реке Вабаш. В 1766 г. он посетил форт Шартр на Миссисипи и спустился по этой реке до Нового Орлеана. Среди других пионеров в этих местах следует упомянуть миссионера из секты «моравских братьев» К. Ф. Поста и скупщика мехов Джона Лонга, близко познакомившихся с индейцами в районе Висконсина.

Южнее Томас Уокер из Виргинии открыл в 1748 г. проход Камберленд-Гэп, а еще через два года проник в долину реки Кентукки. Вскоре за ним последовали купцы и поселенцы, и некий Дэниэл Бун из Каролины поселился в долине Кентукки. За ним последовал Джон Флойд, который добрался сюда по реке Огайо и вернулся через Камберленд-Гэп. Еще южнее переселенцы проникли в долину Теннесси и продолжали двигаться на запад к реке Миссисипи 2.

В конце XVIII века два человека—Андрэ Мишо и его сын Франсуа-Андрэ Мишо—совершили ряд путешествий, отчасти по этой

________

1. См. Туэйтс, «Ранние путешествия на Запад» (R. G. Thwaites, Early Western Travels), 32 тома, 1904—1907, предисловие к т. 1. Это — ценнейшее собрание материалов по ранним путешествиям и исследованиям современных Соединенных Штатов. — Прим. автора.

2. По поводу значения этого постепенного проникновения колонистов на запад см. блестящую работу проф. Ф. Д. Тарнера «Граница продвижения первых поселенцев в Американской истории» (Е. D. Turner, The Frontier in American History, 1921).—Прим. автора.

[258]

только что захваченной стране. Мишо-отец был ботаником и много путешествовал еще до прибытия в Америку. Америку он исколесил по всем направлениям от Гудсонова залива до Флориды. В 1787 г. он исследовал горы Каролины, а в 1793 г. ездил по Кентукки. Он начал было готовиться к большому путешествию на реку Миссури, но проект этот осуществлен не был. Умер Мишо в 1802 г. на Мадагаскаре по дороге в Австралию. Мишо-сын сопровождал отца в некоторых из его путешествий, а после его смерти вернулся в Америку, где французское правительство поручило ему изучение лесов.

«Старший Мишо пересек почти все пути, по каким переселенческий поток лился на запад — «дикую» дорогу в Кентукки, дороги из Северной Каролины в восточное Теннесси, «дикую» дорогу Теннесси, проселки оттуда к Луисвиллу и индейские тропинки оттуда к реке Иллинойс, а также речные пути—Миссисипи, Огайо и Камберленд» (Туэйтс).

О том, как быстро шло заселение страны, можно судить, если сравнить дневник Мишо-отца с «Книгой путешествий» его сына. Так, например, у Мишо-отца мы встречаем следующую запись: «Сегодня, 5-го сентября 1793 года, мы прошли мимо крошечного поселка, который почему-то именует себя городом, и притом, Парижем. Это столица графства Бурбон». В том же самом городе Мишо-сын десятью годами позже насчитал пятьдесят домов, из которых половина была кирпичных. Точно так же в 1793 г. Уилинг «насчитывал всего лишь двенадцать домов», когда же его посетил Мишо-сын, «в нем было около семидесяти деревянных домов, и он мог похвастаться пятнадцатью-двадцатью большими лавками, снабжавшими продуктами округу в двадцать миль». Работа Мишо-сына в особенности ценна содержащимися в ней географическими описаниями и тем, что она проливает свет на вопрос о влиянии географической среды на первоначальные поселения.

[259]

Цитируется по изд.: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950, с. 254-259.