Америка в 1550 – 1800 годы: ее открытие французами

Америка в 1550 – 1800 годы: ее открытие французами

Исследования французов со стороны реки Св. Лаврентия

Из народов, занятых открытием внутренней части Американского континента, больше всех других сделали французы. Их успех следует частично приписать тому естественному географическому преимуществу, каким они располагали в виде реки Св. Лаврентия как исходной базы для операций, поскольку от нее почти во все стороны расходится ряд удобных путей сообщения. Наличие такого рода естественной транспортной сети неодолимо манило вдаль и монаха-миссионера, желавшего охватить своей пропагандой как можно большую территорию, а если удастся,—

[247]

весь мир, и скупщика пушнины, готового идти куда угодно в поисках мехов, и исследователя, пылко стремившегося к расширению границ Новой Франции или же просто желавшего разрешить ту или иную географическую загадку. В результате такого неудержимого стремления французы охватывали своим влиянием обширные территории и узнавали очень много, хотя и ценою ослабления Канады 1.

Исследование Канады французами можно, в общем, разбить на три периода. В начале первого периода французы знали о Канаде лишь столько, сколько удалось узнать Картье полувеком ранее. Крупнейшей фигурой этого первого, длившегося до 1650 г. периода был Самюэль Шамплен. Родившийся в 1567 г., Шамплен еще до конца XVI века успел побывать в Новом Свете, а его поездка в Вест-Индию и Мексику дала ему кое-какое представление о географии и этой части земного шара. В 1603 г. он совершил разведывательное путешествие вверх по долине реки Св. Лаврентия, а в последующем году исследовал берег полуострова Новой Шотландии, залив Фунди и побережье материка вплоть до реки Кеннебек, откуда в 1605 г. он проследовал еще дальше на юг за мыс Код.

Вновь в долине реки Св. Лаврентия Шамплен появился в 1608 г., когда был основан город Квебек. С целью добыть побольше сведений о возможных путях к Южному морю, о которых он наслышался во время своей первой экспедиции, Шамплен присоединился к военному отряду индейцев и вместе с ними поднялся по реке Св. Лаврентия и реке Ришелье, пока не достиг того озера, которое ныне носит его имя, как первого увидевшего его европейца.

Свое второе большое путешествие Шамплен предпринял в 1613 г. Во время своего первого посещения долины реки Св. Лаврентия он слышал о лежавшем к северу море, путь к которому вел вверх по течению реки Сагеней, а также об огромном внутреннем озере, которое, как ему представлялось, простиралось на юг до самой Флориды и которого можно было достигнуть по рекам Св. Лаврентия и Оттаве. Теперь же один из французов, живших на реке Оттаве, заверил его, что по ней можно было доплыть до «Северного моря». Шамплен решил проверить это сообщение. Он поднялся по реке Оттаве за пороги Шодьер до острова Аллюметт и, убедившись, что ему дали неверную информацию, вернулся к реке Св. Лаврентия.

Еще через два года Шамплен совершил свое третье и наиболее важное путешествие. Его спутниками на этот раз были несколько

_______

1. Слабость французских северо-американских колоний и последующая потеря их Францией в XVIII в. объясняются не размахом французской исследовательской деятельности, а всем ходом исторического развития как самой Франции, так и ее соперников—Англии и англо-американских колоний,— Прим. ред.

[248]

монахов-францисканцев, один из которых, Лe-Карон, ранее уже побывал в некоторых пунктах маршрута. Следуя вверх по течению рек Оттавы и Маттавы, через озеро Ниписсинг и по Французской реке (Френч-Ривер), исследователи достигли той части озера Гурон, которая известна под названием залива Джорджей. Шамплен направился по этому заливу на юго-восток, повернул в глубь страны, пересек территорию современной канадской провинции Онтарио и через озеро Симко вышел к заливу Кентё на северном берегу озера Онтарио. Отсюда он прошел к восточному концу этого озера, переправился на южный берег и вновь повернул на юго-восток в глубь страны, где атаковал индейский поселок вблизи озера Онейды. Оттуда он вернулся к озеру Онтарио, добрался до озера Симко и тем же путем вернулся обратно к реке Оттаве и, далее, в Квебек, куда и прибыл 11 июля 1616 г.

На этом исследовательская деятельность Шамплена закончилась, хотя сам он оставался на французской службе в Канаде еще восемь лет. Открытие им озер Шамплен, Ниписсинг и Симко и посещение им озер Гурон и Онтарио ставят его в ряд крупнейших исследователей Канады. Его деятельность как администратора, так же как его пламенный интерес к исследованию и путешествиям, во многом обеспечили успех его преемников.

Хотя имя Шамплена обычно связывают с открытием упомянутых нами двух из Великих озер, на самом деле Шамплен не был первым французом, плававшим по их водам. Уже в 1611 г. на озере Гурон побывал молодой человек по фамилии Брюле, который в 1615 г., т. е. раньше Шамплена, достиг и озера Онтарио. Но это были только небольшие эпизоды в его полной смелыми приключениями жизни. Брюле объехал значительную часть территории современной Пенсильвании, спустился по реке Сусквеханна до Чезапинского залива, посетил страну индейцев племени сенека, а после 1621 г. добрался до озера Верхнего; в конце концов его поймали и убили индейцы племени гурон.

В 1634 г. Шамплен командировал Жана Николле на поиски прохода к «Южному», или, как его тогда еще чаще называли, «Западному морю», о котором в то время не переставая говорили. Нет сомнения, что под «морем» имелись в виду пять Великих озер, о которых в то время ничего толком не знали, и Николле было поручено выяснить эту тайну. Николле прошел от озера Гурон с востока на запад вдоль всего острова Гран-Манитулен до быстрин Су-Сант-Мари, а оттуда — на юг к озеру Мичиган и по его северному берегу до залива, позднее названного англичанами Грин- Бей. Далее Николле проследовал по реке Фокс до волока, отделявшего ее от реки Висконсин, и достиг таким образом водораздела между бассейнами рек Св. Лаврентия и Миссисипи. Эту последнюю реку индейцы называли просто «Большая Вода». Николле думал, что под этим разумеется море, и решил, что находится со-

[249]

всем близко от него. Его донесение укрепило уверенность в том, что Тихий океан расположен недалеко от реки Св. Лаврентия и что, таким образом, Николле нашел новый проход в Китай и Японию.

В этот период в качестве исследователей Америки на сцену выступают иезуиты 1. На основе их огромной работы французское влияние распространилось на очень большую территорию. Они совершили много путешествий, оставили множество интересных и ценных описаний; но очень большая часть их работы слишком мелка по масштабу, чтобы мы могли заниматься ею здесь. Двое из этих иезуитов, Бребеф и Шомоно, предприняли поездку к индейцам «нейтрального племени», в ходе которой собрали кое-какие сведения относительно озера Эри (1640 г.), однако же первое упоминание о Ниагарском водопаде встречается лишь в 1648 г., и то понаслышке. В этом же году вспыхнули Индейские войны 2, и всякого рода исследования оборвались. На этом закончился первый период исследования; составилось представление о пяти Великих озерах, довольно четкое в отношении Онтарио, Гурона и Мичигана, но неполное и отрывочное в отношении остальных двух.

Подписание мира в 1653 г. дало возможность как миссионерам, так и торговцам возобновить исследования. Первые далеко продвинули вперед дело изучения районов, прилегавших к миссионерским станциям, которые, в свою очередь, передвигались все дальше и дальше в глубь страны. Торговцы, и в особенности скупщики пушнины 3, благодаря своим тесным связям с индейцами также собрали много ценных географических сведений. В 1658 г. два торговца, Шуар и Радиссон, совершили путешествие по хорошо знакомой реке Оттаве к заливу Джорджей. Они долго плавали по озеру Гурон и в конце концов достигли залива Грин-Бей озера Мичиган, где и зазимовали. Весной 1659 г. они поднялись по реке Фокс до реки Висконсин и достигли Миссисипи. В конце того же года, осмотрев южную часть озера Мичиган, они вошли в озеро Верхнее и исследовали значительную часть территории современного штата Висконсин. Есть предположение,

______

1. В Северной, как и Южной, Америке иезуиты стремились не только к тому, чтобы распространять католическую веру среди индейцев, но и к тому, чтобы создать собственное теократическое государство, самодержавно управляемое высшим местным представителем ордена иезуитов и не зависимое от колониальных властей. Поэтому даже католические правительства Франции, Испании и Португалии подозрительно относились к иезуитам, хотя и пользовались ими для колониальной экспансии в глубь материков. — Прим. ред.

2. Между гуронами и союзом ирокезов (за теми и другими стояли соперничавшие колониальные власти—французские и английские). — Прим. ред.

3. Эти скупщики пушнины, вошедшие в историю Канады под названием «coureurs de bois» (лесные бродяги), не столько сами вели товарообмен, сколько занимались сбором охотников-индейцев с их пушниной в большие партии и проводкой их в Монреаль. — Прим. автора.

[250]

что в ходе своих странствий Радиссон видел реку Миссури или по крайней мере слышал о ней. Он слышал также о Гудсоновом заливе, но побывал на нем лишь позднее. В то время в ходу было много гипотез относительно связи между Северным и Западным морями 1, и именно с целью открытий в этом районе оба купца в 1661 г. вышли в новую экспедицию. Они совершили плавание вдоль южного берега озера Верхнего до современного Ашленда, где провели зиму и откуда сделали несколько экскурсий в глубь страны. Куда экспедиция направилась пссле этого,—неясно, но есть предположение, что она пересекла озеро и через озера Нипигон и Саммит достигла Гудсонова залива.

В 1665 г. монах Аллуэ учредил около Ашленда христианскую миссию св. Духа, базируясь на которую сумел собрать много материала об окружающей территории и произвести тщательное обследование озера Нипигон. Через четыре года он перенес свою миссию на реку Фокс. Аллуэ явился, таким образом, своего рода соединительным звеном между первыми настоящими исследователями на Верхнем озере и французскими агентами в долине Миссисипи. Его работа характерна для работы других ревностных миссионеров, следовавших по пятам за торговцами и заполнявших пробелы в знании страны.

Три экспедиции 1669 г. намного расширили познания о районе Великих озер. Жолье, посланный на поиски медных рудников, о которых несколькими годами раньше слышал Шамплен, вернулся новой дорогой через озеро Гурон и реку Детруа (Детройт) к озеру Эри. Отсюда он поднялся по реке Гранд и дальше прошел к местоположению нынешнего Гамильтона на озере Онтарио, где он встретился с другой группой французов, руководимой миссионерами Кассоном и Галинэ, которые прибыли вверх по течению реки Св. Лаврентия и прослышали по дороге о Ниагарском водопаде. Миссионеры вернулись обратно тем путем, каким пришел Жолье, и успех их путешествия послужил большим стимулом к дальнейшему исследованию. До Гамильтона их сопровождал Ла-Салль, но здесь он расстался с ними и пустился в самостоятельное путешествие, точная трасса которого неясна, но во время которого он, повидимому, открыл реку Огайо.

Позже, в конце 1672 г., Жолье в сопровождении миссионера Маркета совершил другое важное путешествие. Добравшись через озеро Мичиган и реки Фокс и Висконсин до Миссисипи, он проследовал вниз по ее течению до впадения в нее реки Арканзас, после чего отправился вверх по Миссисипи и по реке Иллинойс вернулся обратно к озеру Мичиган. Он поднялся по этому озеру до бухты Стерджен (восточный берег залива Грин-Бей) и снова зашел в реку Фокс. В ходе его путешествия, общим протя-

______

1.  Т. е. между Северным Ледовитым и Тихим океанами. — Прим. ред.

[251]

жением в 5000 км, ему удалось установить совершенно достоверные общие очертания Миссисипи. Его работу завершили Ла-Салль и патер Аннепен. Оба этих последних исследователя достигли 6 декабря 1678 г. реки Ниагары, и патер составил первое известное нам описание знаменитого водопада. После этого Ла-Салль проплыл через Великие озера к южному концу озера Мичиган, а оттуда вверх по реке Сен-Жозеф—до притока Иллинойса Канкаки. Отрядив здесь часть людей на исследование реки Иллинойс вплоть до самой Миссисипи, сам Ла-Салль вернулся сухим путем к Детруа, а оттуда добрался до Монреаля. Когда он позже отправился к реке Иллинойс, он не нашел там оставленного им отряда, и один добрался по течению реки вплоть до ее впадения в Миссисипи. Так и не найдя своих людей, он вновь поднялся вверх по реке Иллинойс, пока не достиг озера Мичиган в том пункте, где теперь стоит Чикаго.

В это же самое время длинное путешествие предпринял патер Аннепен (Hennepin): он спустился по реке Иллинойс до Миссисипи и затем поднялся по этой последней реке до того места, где теперь расположен город Миннеаполис. Позже он претендовал на то, что он совершил гораздо более обширные открытия, но кратковременность его путешествия противоречит его утверждениям 1.

В 1681 г. Ла-Салль увенчал свою работу тем, что доплыл по рекам Иллинойс и Миссисипи до самого Мексиканского залива. Он объявил все эти земли владениями французского короля, дал им общее название Луизианы и с большими трудностями вернулся в Монреаль. После этого он отправился во Францию, где заручился поддержкой короля в организации морской экспедиции к устью Миссисипи, но штурман не смог отыскать дельты реки, и люди вынуждены были высадиться на лагунном побережье Техаса. Во время пешего похода к Мисссисипи Ла-Салль был убит несколькими участниками его же собственного отряда. Остаток его экспедиции под командованием Жутеля добрался до реки Арканзас, где и встретился с экспедицией Тонти, спускавшейся вниз по Миссисипи в поисках Ла-Салля.

Со смертью Ла-Салля со сцены сошла вторая крупная фигура этого второго периода французских исследований Америки. Его работа, послужившая завершением трудов Шамплена, доказала наличие тесной связи между бассейнами рек Св. Лаврентия и Миссисипи.

Дальнейшее исследование Запада предпринял Даниэль де-Грейсолон дю-Лут, который в 1678 г. направился к южному берегу Верхнего озера и, повидимому, достиг реки Сен-Круа. В своей долгой проведенной в этих местах жизни дю-Лут накопил значительный и, в общем, точный материал о районе к западу от Великих озер.

______

1. Аннепен якобы заявлял о тон, что достиг Тихого океана и мифического «пролива Аниан» (см. стр. 571).—Прим. ред.

[252]

Обширные открытия были сделаны и на востоке. В 1672 г. Альбанель с реки Св. Лаврентия, пользуясь рекой Сагенэ и озером Мистассини, достиг Гудсонова залива, где и обнаружил, что в этом районе хозяйничали англичане. Семь лет спустя аналогичную экспедицию совершил Жолье, а в 1686 г. к заливу новым путем через реку Оттаву и озеро Тимискаминг прошел военный отряд. Собранный таким образом материал был умело использован и еще более расширен трудами миссионеров, следовавших по пятам за торговцами и солдатами. В результате всего второго периода исследований вчерне выяснены были очертания территории Америки между реками Огайо, Миссисипи и южным берегом Гудсонова залива.

Третий период открывается прибытием в 1688 г. на Лесное озеро Жака де-Нойона. Этот третий период ознаменовался, с одной стороны, продолжением работы дю-Лута, а с другой, — началом новой экспансии на запад в поисках моря, которое, как Эльдорадо в Южной Америке, по мере того как исследователи двигались вперед, отодвигалось все дальше и дальше. В течение некоторого времени внимание французов было сосредоточено главным образом на реке Миссури, где в 1708 г. осело некоторое число французских купцов, занятых главным образом поисками минералов. Крупнейший французский географ своего времени Гильом Делиль (старший) отнес море в район к западу от Миссисипи. Однако же на картах того времени наблюдается большая путаница, внесенная, с одной стороны, выдумками Ла-Онтана (La Hontan), давшего целое описание реки, впадающей с запада в Миссисипи, а с другой — попытками объединить в одно целое рассказы индейцев с сообщениями об открытых испанцами больших заливах или эстуариях по западному побережью Америки. В 1720 г., когда споры и противоречия достигли кульминационной точки, патеру Шарльвуа было дано специальное поручение — разработать вопрос о возможности посылки экспедиции к «Западному морю». По возвращении во Францию он заявил: «Я вижу лишь два варианта открытия этого моря: один из них — это подняться вверх по реке Миссури, истоки которой явно находятся вблизи моря, и другой—основать миссию среди индейцев сиу, от которых миссионеры смогут получить все нужные им сведения» (Крауз 1). Правивший тогда Францией регент остановился на втором варианте, и в 1727 г. на Миссисипи у озера Пепин (у 441/2° с. ш.) была учреждена миссия, не давшая, однако, ничего для дела исследования.

Но уже на следующий год Верандри-отец (Пьер Готье де-Варенн-де-ла-Верандри), заведовавший торговым постом на озере Нипигон, на основании сведений, полученных у одного индей-

_______

1. Крауз (N. М. Crouse), автор книги «В поисках Западного океана» (In Quest of the Western Ocean, 1928).—Прим. ред.

[253]

ца, пришел к заключению, что до моря было рукой подать. После кое-каких предварительных переговоров он в 1731 г. выступил в путь и на следующий год добрался до Лесного озера. Сын его Пьер проследовал еще дальше и учредил форт Морепа на озере Виннипег, откуда разузнал кое-что о протяжении озера на север и о местности на западе от озера. Верандри-сын поднялся по реке Ред-Ривер до устья реки Ассинибойн, а по ней — до места к югу от озера Манитобы, где основал форт Королевы (де-Ла-Рен 1).

В октябре 1738 г. Верандри-отец вышел из этого форта и направился к стране индейцев племени мандан по реке Миссури, но путешествовал он не по реке, как это было обычно, а индейской тропой. В этом путешествии он пробыл недолго, но оставил на реке двух человек, которым индейцы рассказали про море и обещали проводить к нему. К несчастью, ни вернувшийся к индейцам-манданам Верандри-отец, ни его сын не смогли найти проводников, и путешествие не состоялось. В 1742 г. Пьер Верандри-сын с братом вновь совершили поездку к манданам и предприняли долгое путешествие за пределами их территории, однако же нам неизвестны ни их маршрут, ни последняя достигнутая ими точка. Нет сомнения, однако, в том, что они достигли подножья Скалистых гор,—возможно у хребта Биг-Хорн, а быть может проникли даже гораздо дальше на запад.

Верандри-отец так и умер, не сумев совершить дальнейшего путешествия, сыновьям же его не дали возможнссти продолжать его труды. После этого состоялась еще одна экспедиция, подробности которой остались неизвестными, но которая, пользуясь одним из ответвлений реки Саскачеван, по-видимому, достигла в 1751 г. Скалистых гор. На этом закончилась третья и последняя фаза французских исследований в Америке; центральной фигурой этой фазы, конечно, является Верандри-отец. Таким образом, за сто пятьдесят лет французам удалось с их базы на реке Св. Лаврентия достичь Скалистых гор на западе и Мексиканского залива на юге. Хотя манившего их «Западного моря» они так и не нашли, зато открыли пол континента. Это великолепное достижение было более чем достаточной наградой за неудачу в деле поисков новой дороги в Китай.

________

1. Вблизи современного крупного железнодорожного узла Портаж-ла-Прерн.—Прим. ред.

[254]

Цитируется по изд.: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950, с. 247-254.