Москва: первые известия (История Москвы, 1952)

Москва: первые известия (История Москвы, 1952)

Земля вятичей в X—XI веках считалась отдаленной и малодоступной. Обычная дорога в Ростов и Суздаль, древнейшие русские города в междуречье Оки и Волги, шла кружным путем через Смоленск и верховья Волги. Такой дорогой пробирался из Рязани в Киев князь Глеб Владимирович в начале XI века. Как непреодолимое препятствие между Рязанью и Черниговом тянулись глухие вятические леса. Для киевлян вся страна к северу от этих лесов представлялась «Залесской» землей. Владимир Мономах считал одним из выдающихся событий своей жизни благополучный проезд через землю воинственных вятичей в Ростов. Будучи князем в Чернигове, он совершил два зимних похода «в Вятичи» против старейшины Ходоты и его сына. Вероятно, в результате этих походов большая часть Вятической

[15]

земли вошла в состав Черниговского княжества, так как в середине XII в. земли вятичей считалась волостью черниговских князей.

Бассейн реки Москвы был тем местом, где сталкивались владения черниговских и суздальских князей. К югу от Москвы-реки лежала земля вятичей, подчинявшаяся черниговским князьям, к северу — земля кривичей, находившаяся во владении суздальских князей. Москва, лежавшая на границе поседений вятичей и кривичей, принадлежала в середине XII века суздальским князьям. В ней суздальский князь Юрий Долгорукий встретил своего союзника — новгород-северского князя Святослава Ольговича. Святослав находился в Смоленской земле, когда к нему прибыли посланные Юрия Долгорукого со словами: «приди ко мне, брате, в Москов» 1. Свидание князей состоялось в Москве в пятницу 4 апреля 1147 года. Это и есть порвое письменное известие о Москве, которая к атому времени уже существовала как поселение с таким названием. На другой день поело приезда гостей было устроено обильное пиршество, по образному выражению летописи, «обед силен» 2. Князья обменялись многими дарами и договорились о взаимной помощи.

При всей своей краткости первое известие о Москве позволяет сделать неко-торые выводы о хозяйственном положении Москвы в середине XII века. Уже И. Е. Забелин в своей «Истории города Москвы», приведя летописное известие о приеме, оказанном Юрием Долгоруким Святославу Ольговнчу в Москве, рисовал картину богатой княжеской вотчины, к которой пролегали многие села и деревин, обслуживавшие крупное княжеское хозяйство 3. И трудно не согласиться с этим видным исследователем московской старины. «Обед силен», устроенный князем-хозяином в честь гостей, общее веселье, о котором сообщает летопись, не вяжутся с представлением о маленьком захолустном местечке, где вечем было бы угостить и встретить почетных гостей. Судя по большому числу курганов в окрестностях Москвы, по-видимому, уже в это время к Москве прилегала сельская округа, для которой она являлась хозяйственным центром.

Важно отметить, что название, под которым в летописи становится известна будущая столица русского народа, совпадало с названием реки, на которой она находилась, а не произошло от какого-либо княжеского имени. Между тем во Владимиро-Суздальской земле было немало городов, названных по именам князей (Ярославль, Дмитров, Владимир, Юрьев и т. п.). Отсюда можно заключить, что поселение на Москве не являлось княжеским созданием. Действительно, в летописях встречается второе название Москвы, еще сохранявшееся в народной памяти во второй половине XII века, — Кучково, связанное с легендарной новостью о первом московском владельце, боярине Кучке.

_____

1. ПСРЛ, т. II, изд. 2, стб. 339.

2. Там же, стб. 340.

3. И. Е. Забелин История города Москвы, ч. 1, М. 1905, стр. 44.

[16]

В «Повести о начале царствующего великого града Москвы» так рассказывается о постройке города Юрием Долгоруким: «В лето 6666 (1158) Великому князю Юрью Владимировичю грядущю из Киева во Владимир град к сыну своему князю Андрею Юрьевичу и прииде на место, идеже ныне царьствующий град Москва, обо полы Москвы реки села красныя, сими же селы владающу тогда болярину некоему богату сущу, имянем Кучку Стефану Иванову. Той же Кучка возгордевься зело и не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ому к тому жь. Князь великий Юрьи Владимирович, не стерпя хулы его той, повелеваеть того болярина ухватити и смерти предати. И сему тако бывшу. Сыны же его видев млады суще и лепы зело, иминем Петр и Аким, и дщерь едину такову же благообразну и лепу сущу, именем Улиту, отосла во Владимир, к сыну своему ко князю Андрею Юрьевичю. Сам же князь великим Юрьи Владимирович взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и овамо по обе страны Москвы реки и за Неглинною, и возлюби села оныя и повелевает на месте том вскоре соделати мал древян град и прозва его званием реки тоя Москва град» 1.

Уже Карамзин отметил исторические несообразности этого рассказа (например, то, что в 1158 году Юрий Долгорукий уже умер), но он же признал, что рассказ, вероятно, основан «на древнем истинном предании» 2.

Известно и другое предание, совсем уже легендарного характера, которое восходит едва ли к более раннему времени, чем XVI век, и носит все черты народного устного сказания. Эта повесть рассказывает, что на берегах реки Москвы когда-то стояли «красные села» боярина Кучки и его двух сыновей Кучковичей. Князь Данило убил Кучку, а двух его сыновей за их красоту взял к себе во двор. Братья понравились княгине Улите Юрьевне и стали ее любовниками. Преступная связь должна была обнаружиться, и Кучковичи убили князя во время охоты.

Древнейшие летописи ничего не знают о боярине или тысяцком Кучке, но его сыновья, «Кучковичи», и Петр, «Кучков зять» 3  — лица исторические. Они составили заговор против владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского и убили его в 1174 году. Имя Кучки осталось не только в легендах, но и в названиях местностей. В XIV веке в Суздальской земле упоминается волость «Кучка». Тогда же в Москве существовало «Кучково поле» в районе позднейших Сретенских ворот. Но самое важное то, что еще во второй половине XII века. Москва носила двойное название — Москва, или Кучково,— «идоша с нимь до Кучкова рекше до

_____

1. М. Н. Тихомиров. Древняя Москва. М. 1947, стр. 210—212. Текст повести гм. в Собрании б. Синодальной б-ки (ныне в Гос. Ист. музее в Москве), № 92; особый вариант этой повести был известен Татищеву, но мнению которого Кучка был суздальским тысяцким.

2. Н. М. Карамзин. Истории государства Российского, т. II, СПб. 1818, прим. 301.

3. ПСРЛ, т. II, изд. 2, стб. 586.

[17]

Москвы» 1. Таким образом, предание, записанное в XVI—XVII веках, сохранило отзвук какого-то действительного события, связанного с именем Кучки, первого владельца Москвы. В высокой степени примечательно самое название «Кучково», с окончанием на «о», как обычно называют и до сих пор села в Московской области, да и вообще в России. Итак, «села красные» боярина Кучки («Кучково село») — это историческая реальность.

___

1.  ПСРЛ, г. II, изд. 2, стб. 600.

[18]

Цитируется по изд.: История Москвы в шести томах. Том первый. Период феодализма XII – XVII вв. М., 1952, с. 15-18.

Tags
Рубрика