Судан накануне турецко-египетского завоевания

Судан накануне турецко-египетского завоевания

В начале XIX века, накануне турецкого завоевания, на территории нынешнего Судана существовало множество слабо связанных друг с другом обществ, уровень развития которых резко различался  — от первобытнообщинного до феодального.

Социально-экономический строй Донголы и Нубии начала нового времени в целом можно считать развитым феодальным, других частей Сеннарского султаната — переходным от раннефеодального к развитому феодальному. Основу вооруженных сил Сеннара составляли отряды военных поселенцев, а также гвардия султана; в случае войны к ним присоединялись дружины вассальных князей и ополчения арабских племен. Примерно на таком же уровне находилась социально-экономическая структура Дарфура. Отдельные княжества (Такали и др.) были раннефеодальными.

Во второй половине XVIII — начале XX века Сеннарский султанат находился в упадке; от него отделились северные княжества, что резко подорвало экономическую и военную мощь Сеннара (из Нубии султанат получал лошадей для своей конницы). Положение Дарфура было более стабильным. Оба государства во многом зависели от торговли рабами, которые захватывались в набегах на неисламизированные народы, обитавшие к югу от границ Сеннара и Дарфура.

Эти народы представляли собой известное этнокультурное единство (нилотская общность) и говорили на языках нило-сахарской лингвистической семьи, главным образом нилотской группы. Они занимались полуоседлым и оседлым мотыжным земледелием в сочетании со скотоводством. Ремесла (важнейшее из них — кузнечное) были занятием низших каст. Оружие — копья и щиты из бычьих шкур — было доступно всем, каждый здоровый мужчина был воином. Ополчения общин строились по возрастным группам. Отдельные общины и племена часто воевали друг с другом. Наибольшей воинственностью отличались народы, не имевшие даже зачаточной государственной власти, такие, как нуэры. Несколько более развитым был социальный строй динка — крупнейшего из народов Южного Судана, делившегося на племена. У родственных им джуров, ануаков, ачоли и другие, а также у зандс, принадлежавших к центральноафриканским народам, уже выделились аристократические роды, стремившиеся подчинить себе свободные общины, а у шиллуков даже образовалось раннее государство во главе с сакрализированным царем.

В начале XIX века этот обширный нилотский мир, в основе своей первобытнообщинный, ничего не знал о развивавшейся капиталистической Европе, которой он также был совершенно неизвестен, о соседней с ним цивилизованной Эфиопии, переживавшей феодальную раздробленность, об Османской империи, олицетворявшей в арабском мире цивилизацию и политическое могущество, но на арене мировой политики все больше обнаруживавшей слабость перед экспансией европейских держав.

Однако распад Османской империи затянулся более чем на столетие, причем параллельно этому делались попытки ее модернизации, укрепления военной мощи, даже территориальной экспансии. Этот процесс затронул и Египет, правитель которого Мухаммед Али (1805—1849) решил присоединить к своим владениям Судан.

В Египте начала XIX века рассказывали удивительные истории о богатствах государств Судана, откуда в Египет ежегодно приходило по каравану. Сеннарский караван состоял из нескольких сот (до 500) верблюдов, дарфурский же насчитывал свыше двух тысяч верблюдов. Торговля Египта с Сеннаром и Дарфуром конца XVIII века детально проанализирована в настоящей монографии Д. А. Макаровым (в основном по [54]).

Дарфурский караван доставлял товары на сумму около 85,5 млн. пара, 67,5% стоимости которых составляли рабы, сеннарский — на 15 млн. пара, причем лишь 20% этой суммы приходилось на рабов, а 62% — на гуммиарабик. Кроме того, караваны доставляли в Египет слоновую кость, страусовые перья, тамаринд и пр. Значительная часть этих товаров реэкспортировалась в Европу (весь гуммиарабик и страусовое перо,2/3 слоновой кости, 2/5 тамаринда и т. д.), часть суданских товаров и рабов вывозилась из Египта в другие арабские страны и в Турцию.

Взамен этого суданские купцы покупали в Египте товары местного производства (для Дарфура — на 6,3 млн. пара, для Сеннара — на 3,7 млн. пара), азиатского производства (для Дарфура — на 4,4 млн. пара, для Сеннара — на 0,63 млн. пара) и главным образом европейского (для Дарфура — на 18,5 млн. пара, для Сеннара — на 6,3 млн. пара).

С точки зрения возможности увеличения экспорта из Египта в европейские и азиатские страны наиболее желанной добычей представлялись Дарфур и государства, расположенные к югу и западу от него. Однако Сеннар и Донгола были известны как плодородные страны с крестьянским населением, за счет которых можно было увеличить сумму феодальной ренты-налога.

В Нубии, Сеннаре, Кордофане, Дарфуре, Суакине знали о захвате Египта французами в 1798—1801 годы и о вторжении в эту страну англичан в 1801 году и в 1807 году, знали и о том, что арабы-мусульмане Османской империи ведут борьбу с европейскими завоевателями. Информация поступала с торговыми караванами. Вместе с купцами из Египта, Триполи и Туниса путешествовали образованные люди, среди них тунисец Мухаммед ибн Омар ат-Туниси (1789—1857), отец и дед которого долгое время жили в Сеннаре. Сам Мухаммед ибн Омар пробыл здесь у своих родственников восемь лет, затем жил в Дарфуре и Валаи и оставил ценное описание этих государств. В 1813—1857 годы он находился на египетской службе [199, с. 277]. В начале XIX века Судан посетил замечательный азербайджанский путешественник Зейн ал-Абидин, также описавший увиденные им страны. В городах Судана в то время проживало немало образованных мусульман, которые прежде обучались в Египте или странах Магриба, имели там родственников, друзей и поддерживали с ними связь.

Иногда здесь поселялись и европейские авантюристы вроде грека Янни Гаэты, принявшего в Египте ислам и вступившего в мамлюки, который в 1796 г., по инициативе австрийского консула в Египте К. Россетти, прибыл в Дарфур и поступил на службу местного султана в качестве начальника артиллерии: он руководил постройкой цитадели в г. Коббе; в 1798 году обвиненный в намерении отравить султана Гаэта был убит [199, с. 130, 131].

Турки, освободившие Египет от французов и англичан, рассматривались скорее как объединители арабо-исламского мира, а не колониальные захватчики. Это облегчило им завоевание Судана.

Утвердившись в Египте, Мухаммед Али начал создавать внутри Османской свою собственную империю. В 1811—1819 годы он покорил Аравию и летом следующего года двинул хорошо вооруженный четырехтысячный корпус на завоевание Сеннара. В 1811—1812 годы в Нубию из Египта отступили отряды мамлюков (в большинстве кавказцев по происхождению) под командованием Ибрахим-бея (Абрама Шинджикашвили). После его смерти (в 1813 году) они оставались непримиримыми врагами Мухаммеда Али, истребившего их товарищей в Египте. Направленная в Доyголу в 1819 году военная экспедиция против мамлюков явилась как бы «разведкой боем» в направлении Судана.

Цитируется по изд.: История Судана в новое и новейшее время. [Отв. ред. В.С. Кошелев]. М., 1992, с. 14-16.

Литература

54. Girard A. Memoire sur L’agriculture, l’industrie et lt commerce de l’Egypt. P., 809.

199. Hill R.A. A Biographical Dictionary of the Sudan. L., 1961.

Рубрика