Испания в 1479-1598 годы: верования населения

Испания в 1479-1598 годы: верования населения

2. Актив и пассив религиозной унификации. Несмотря на сложившуюся ситуацию, Католические Величества в основном уделяли внимание другой проблеме: они опасались смешения религий, нравов и рас. Это смешение, обусловившее динамичность и гибкость Испании XIII века, теперь уступило место религиозной однобокости и установке на однородность, отныне ставшие характерными для испанцев. Как и почему это произошло? Это длинная история, которая началась отнюдь не с Католических Величеств (этот процесс вообще слишком часто упрощают).

К тому времени, когда они вступили на трон, влияние евреев в высших сферах и то более скромное место, которое занимали в обществе мавры - крестьяне и ремесленники, обслуживавшие знать, уже около полутора веков вызывало зависть христиан из народа. Испытываемая ими национальная гордость, ощущение «limpieza de sangre» * уравновешивали тот факт, что чужаки, побежденные в ходе Реконкисты, находились теперь в материально бо-

_______

*  Чистота крови (исп.).

[42]

лее благоприятном положении. Церковь боялась за чистоту веры, так как мир наводняли ереси, а Испания была глубоко проникнута мавританским и иудейским духом. Высшее духовенство полагалось на ученые диспуты, но монахи, более близкие к народу, предпочитали политику массового принудительного обращения в христианство. Так, насильственные действия 1348 года, пришедшие на смену чуме, погромы 1391 года, захлестнувшие Левант, и проповеди Викентия Феррера * сопровождали кампанию по христианизации и народные движения. Но меры, предпринятые королями для поддержания порядка и защиты иудеев и мавров, только усилили закрытость и отчужденность различных групп населения. «Новые христиане» казались испанцам подозрительными; они действительно не покорились до конца.

Правление Фердинанда и Изабеллы, таким образом, не явилось началом процесса религиозной унификации, однако это было время кризиса и выбора. В 1478 году был учрежден инквизиционный трибунал, чьи действия были направлены прежде всего против обращенных в христианство евреев, которые оставались подозрительными. В 1492 году происходит массовое изгнание евреев. В 1499 году в

_________

* Св. Викентий (Внесите) Феррср (1350-1419) вступил в орден доминиканцев в 17 лет. Прославился как проповедник; он переходил из города в город, и толпа кающихся следовала за ним. Он проповедовал в Генуе, Фландрии, Савойе, и всюду его сопровождала слава чудотворца. Впрочем, один из биографов Висенте считал, что его «величайшим чудом» была проповедь против тщеславия, в результате которой знатные дамы Лигурии перестали носить пышные прически.

[43]

Гранаде Циснерос * разворачивает ожесточенную кампанию по христианизации. Происходит восстание мавров. Фердинанд встает во главе репрессий. В 1502 году все мавры и иудеи, не обратившиеся в христианство, были изгнаны из Кастилии.

Однако проблема не была исчерпана; с ней столкнулся и Карл V. Религиозные противоречия были одним из важных элементов народного восстания «херманий» (братств) в Валенсии и на Балеарских островах. В 1525-1526 годах Карл V попытался искоренить нравы и язык неверных по всей Испании. Тщетно. «Мориски» не ассимилировались. Их обычаи, мировоззрение, стремления, установления (они делали коллективные денежные подношения королям) сплотили их в той же мере, что и религия. Испанцы опасались их связей с берберскими пиратами и Францией. Мориски были «национальным меньшинством», и с ними боролись различным оружием: речь идет о пропаганде, разделении детей и родителей, полицейских мерах, конфискации имущества и т.д. Инквизиция не добавила к этому ничего нового. Однако при Филиппе II разгорелась ужасная война на юге Андалусии. Финал ее известен: при Филиппе III вос-

____________

*  Циснерос Франсиско Хименсс (1436-1517) - испанский государственный деятель, монах-францисканец, духовник Изабеллы Кастильской, архиепископ Толедский и великий канцлер Кастилии, один из яростных преследователей еретиков. В 1507 г. папой Юлием II возведен в сан кардинала. В 1509 г. снарядил экспедицию в Африку для обращения мавров в христианство. Принимал личное участие в завоевании Орана. После смерти Фердинанда в 1516 г. назначен регентом несовершеннолетнего короля Карла, но вскоре был отстранен от управления государством. В 1509 г. учредил университет.

[44]

торжествовала идея массового изгнания. С 1609 по 1611 год из Испании были изгнаны многие тысячи морисков. Все это обернулось большими материальными потерями для страны. Но на этот раз прочное единство было установлено.

Однако с религиозными противоречиями все еще не было покончено: в умах испанцев переплелось множество философских и мистических течений, искажающих католическую веру. Мистическое учение «иллюминатов», эразмизм (движение сторонников Эразма Роттердамского), смелые мысли испанских реформаторов, например Вальдеса* или Сервета **, доказывают, что и на Иберийском полуострове были попытки осуществить религиозную революцию. Но последовала жестокая реакция. Народ и низшее духовенство расправлялись с инакомыслящими не менее сурово,

_________

* Вальдес (Waldez) Хуан (1500-1544) - испанский богослов, перенес в Испанию сочинения Меланхтона и других реформаторов, придерживался учений, осужденных католической церковью. Оставил несколько богословских сочинений.

** Сервет (Servet) Мигель (1509 или 1511-1553) - испанский мыслитель, врач, учёный. С позиций пантеизма выступил с резкой критикой догмата христианства о «троичности» Бога. Отрицал также учения о предопределении, о «спасении верой», обличал папство. Вступил в острую полемику по богословским вопросам с Ж. Кальвином. Подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. Свои философские и естественнонаучные взгляды изложил в анонимно изданном в 1553 г. труде «Восстановление христианства». В 1553 г. по доносу Кальвина был арестован инквизицией в г. Вьенн (Дофине). Ему удалось бежать, но по пути в Италию он был схвачен в Женеве и обвинён кальвинистами в ереси; после отказа отречься от своих взглядов Сервет был сожжен.

[45]

чем с евреями и маврами. При Филиппе II утвердилась мысль о том, что канонический католицизм тождествен величию и силе испанской державы. Таким образом, церковь получила совершенный инструмент борьбы: короли поддержали инквизицию, и к 1535 году были уничтожены приверженцы эразмизма. Позже, при Филиппе II, окончательно была прекращена деятельность протестантов. К концу XVI века восторжествовал унитаризм: были уничтожены как многообразные религиозные течения Нового времени, так и те, что были унаследованы от эпохи Средних веков.

Каков же итог? Даже сегодня имеют место живые, подчас мучительные споры на эту тему. В религиозном унитаризме испанцы привыкли видеть залог своего величия; остальные считают его причиной упадка Испании. Но не стоит забывать важную вещь. Дело в том, что на рубеже XV-XVI веков народное чувство, церковная мысль и государственная воля были слиты воедино и направлены на обретение религиозного единства, которое, без сомнений, было исторической необходимостью. Вера Изабеллы не исключала благоразумия. И жестокость Фердинанда проистекала отнюдь не из фанатизма. Циснерос, безжалостный к неверным, был в то же время одним из великих участников Предреформации: он провел монастырскую реформу, учредил Университет Алькала и осуществил издание Библии, включавшей, помимо оригинального текста на древнееврейском, греческий и латинский переводы (Септуагинту и Вульгату). Правление Католических Величеств подготовило великий век: Испания приняла Карла V, так как почва была подготовлена заранее. Испанцы завоевывали мир, про-

[46]

поведовали Евангелие и стояли у руля Контрреформации как и в материальном, так и в духовном плане - и все эти великие часы Испания пережила благодаря духовному единству, возникшему в конце XV века.

Но психологический механизм, приведенный в действие стремлением к объединению, имел и иные результаты. Мир вокруг менялся, а Испания не могла приспособиться к переменам. Отчасти это связано с религиозным унитаризмом. Он отрицательно отразился как на финансовой деятельности евреев, так и на сельском хозяйстве, которым занимались мавры Леванта и Андалусии. Триумф христианства означал презрение к алчности и даже к производительной деятельности как таковой, а также способствовал возникновению кастового духа. В середине XVI века цехи и корпорации стали требовать, чтобы их члены доказали свою «limpieza de sangre»; тем самым отодвигалось наступление эры капитализма. С другой стороны, позиция церкви не благоприятствовала производству и циркуляции богатств. Увеличение числа клириков и благотворительных учреждений обременяло экономику существованием классов, не занятых в производстве; конфискации имущества, проводимые инквизицией, дары общинам бесконечно увеличивали количество собственности, не подлежащей отчуждению. Государственные финансы будут, наконец, разрушены тщетной погоней за гегемонией в области духа. Испания, которая могла занять первое место в мировой экономике Нового времени благодаря открытию Америки, упустила свой шанс, что во многом объясняется религиозной психологией, унаследованной от Средневековья периода заката и прояв-

[47]

лявшейся в экономической и расовой политике Испании. Нельзя забывать о пассивном балансе духовного объединения, подготовившего период упадка и обусловившего те проблемы, которые по сей день ждут своего разрешения.

[48]

Цитируется по изд.: Вилар П. История Испании. М., 2006, с. 42-48.

Рубрика