Аксум: у истоков государства

Аксум: у истоков государства

Приблизительно с I века н. э. можно уже говорить о процессе обособления новой этнической группы и обретения ею политической независимости от южно-арабских государств. Ничто не препятствовало внутреннему развитию этой колонии. Благоприятным было также и географическое положение: территории, где осели колонисты, являлись важным звеном в торговле между Аравией и царством Мероэ  5 (в центральной части современного Судана), переживавшим период упадка. Пришельцы с севера беспрепятственно забрали в свои руки торговлю,

[39]

скупая у слабеющего государства слоновую кость, пряности, благовонные смолы и т. д.

После стабилизации экономического положения переселенцев из Южной Аравии началась их территориальная экспансия в юго-западном направлении. Новое объединение городов все более обособлялось от своей южно-арабской метрополии и начинало складываться в самостоятельный и независимый государственный и культурный организм.

Статуэтки бога Алмакаха теперь уже не являлись точной копией сабейских. Их заменил характерный и для современной Эфиопии горбатый бык; сабейские надписи постепенно  вытеснялись архаичными эфиопскими письменами на языке геэз, который находился в родстве с сабейским, но сформировался уже на африканском берегу Красного моря, что явилось, между прочим, признаком создания там самостоятельной и самобытной культуры. Местные правители отказались от титула «мукарриб», вместо него они стали называться «ныгусэ нэгэст» — «властитель властителей»; этот титул сохранился до настоящего времени, правда в несколько измененном значении — «царь царей», или император 6.

Одним из несомненно важных событий этого периода было основание в начале нашей эры города Аксума и размещение в нем резиденции правителей. С этого времени с полным основанием уже можно говорить о новом государстве. Период I—IV веков н. э., называемый дохристианским периодом Аксума, характеризуется в целом постоянным ростом кономического и политического значения государства и расцветом культуры. Дохристианский период Аксума отличается от предшествующего сабейского (называемого также предаксумским) некоторыми новыми чертами. Это прежде всего организационное упрочение государства, формирование и обособление своеобразной культуры разнородных миграционных групп, смешавшихся с местным населением; затем территориальные приобретения Аксума в Африке и расцвет экономики благодаря благоприятным факторам, а главным обра-

[40]

зом благодаря положению между приходившим в упадок, но богатым товарами царством Мероэ и Аравийским полуостровом,  наконец, возрастающая централизация власти и укрепление авторитета правителей, которые своей столицей избрали Аксум.

В тот период страны бассейна Красного моря находились под сильным влиянием эллинизма. Государство Аксум, имевшее широчайшие торговые связи, также испытало на себе это влияние. Обнаруженные в Абба-Панталевоне греческие эпиграфические памятники отчетливо свидетельствуют о распространении эллинистической культуры в Аксуме, а греческие путешественники, посещавшие эту страну, утверждают в своих описаниях, что правители Аксума свободно владели греческим языком и были поклонниками эллинистической культуры.  

Приблизительно к III веку Аксум укрепил свои политические и экономические позиции. Правитель Аксума Сембритэс, как сообщают надписи из вышеупомянутого Абба-Панталевона,  получал дань также из Мероэ и Сомали 7; больше того, он снаряжал экспедиции против расположенных на противоположном берегу южноарабских государств. Торговые контакты Аксума уже тогда достигали Индии (доказательством чего служат находимые индийские монеты), а в аксумской керамике того времени, для которой характерна коричнево-розовая глазурь с глубокими насечками, прослеживается римское влияние. В Аксуме в период высшего расцвета его могущества уже имелось сложившееся оригинальное искусство. Кроме знаменитых аксумских надгробных стел, до нас дошли также скульптуры и барельефы, изумительные женские головки из обожженной глины и т. п.

В III веке н. э. правители Аксума приступили к чеканке собственных золотых и серебряных монет с надписями на греческом языке, реже на языке геэз. На монетах изобра-

[41]

жался такой же, как на аксумских стелах, сабейский символ: шар, вписанный в полумесяц. Аксумиты строили дамбы по образцу известной плотины в Марибе, которые должны были обеспечивать равномерный полив возделываемых полей. Именно к этому периоду принадлежит система плотин, открытая в Кохайто. Правители Аксума расширили границы и охватили своим влиянием другой берег Красного моря (особенно в годы правления Афиласа)  8.

Исходя из характера керамических изделий, стел и других памятников материальной культуры принято деление дохристианской истории Аксума на два периода. Первый охватывает I—III века н. э., когда была основана королевская резиденция в Аксуме, выросло значение нового государства на обоих берегах Красного моря, расширилась его территория и увеличилась сфера влияния на Африканском континенте в юго-западном направлении. В этот период были налажены широкие межконтинентальные торговые связи и заложены основы аксумской культуры и архитектуры, а само государство испытывало греческое и римское влияния. Второй период — с III века и до середины IV века н. э. Это было время расцвета могущества Аксума: чекан[1]ка собственных золотых и серебряных монет, развитие искусства и архитектуры, а также успешные попытки вмешательства в дела южно-арабских государств.

[42]

Цитируется по изд.: Бартницкий А., Мантель-Нечто И. История Эфиопии. М., 1976, с. 39-42.

Примечания

5. О царстве Мероэ см.: Кацнельсон И. С. Напата и Мероэ — древние царства Судана. М., 1970. — Прим. ред.

6. Титул «ныгусэ нэгэст» засвидетельствован впервые в надписях IV в. н. э.— Прим. ред.

7. Здесь допущена некоторая неточность: единственная надпись Сембритэса на греческом языке (из Дакке-Махаре) ничего не говорит ни о дани, ни о Мероэ и Сомали. Кто из аксумских царей является автором других греческих надписей, найденных в Абба-Панталевоне и Адулисе, неизвестно. См.: Кобищанов Ю. М. Источники по истории Аксума. В сб. «Проблемы истории Африки». М., 1968.— Прим. ред.

8. Имя Афиласа, или Афилы, одного из первых аксумских царей, начавших чеканить монету, начертано на его моне[1]тах, но неизвестно по другим источникам. Надписи из Южной Аравии говорят о другом царе Аксума по имени Гадарат, который вел активную политику в Аравии, владел здесь приморскими областями и пытался подчинить себе некоторые южноаравийские царства. См.: Ю. М. Кобищанов. Аксум, стр. 21 и след. — Прим. ред.