Римская Галлия и власть вестготов (Дубнов)

Римская Галлия и власть вестготов (Дубнов)

Во время существования Иудейского государства оттуда при[1]были в далекую Галлию два знатных изгнанника, сыновья царя Ирода I: этнарх Иудеи Архелай, сосланный императором Августом в Виенну на Роне в 6 году христианской эры, и тетрарх Галилеи Ирод-Антипа, сосланный в Лугдунум (Лион) в 39 году императором Каем Калигулой**. Были ли эти изгнанники единственными иудейскими поселенцами римской Галлии в ту раннюю пору? Не появились ли уже тогда добровольные иудейские выходцы на нынешнем французском побережье Средиземного моря? На последний вопрос можно ответить утвердительно. Еще раньше, во времена республиканского Рима, в Южную Галлию направлялись греческие колонисты из Греции, Малой Азии, эллинизированных Сирии и Египта, то есть преимущественно из стран еврейской диаспоры, откуда вслед за греками шли обыкновенно еврейские переселенцы. Древнейший портовый город Массилия (Марсель) имел постоянные торговые сношения с иудео-эллинской Александрией.

В первые века христианской эры в приморских городах Южной Франции распространялась греческая культура. С IV века появляются еврейские поселения в городах Нарбонна с его округом (Gallia Narbonensis), Арль (Arelate), Авиньон, Бордо и в других местах Южной Галлии. Вслед за выходцами из восточной диаспоры туда направляются купцы-евреи из соседней Италии. Под управлением наместников языческого Рима в Галлии мирно ужи[1]вались туземцы-кельты, римляне, греки и евреи, но с распространением христианства кое-где возникают столкновения. В 177 году, в царствование Марка Аврелия, пали от рук язычников первые мученики из христианской общины в Лионе. Но в следующую

_________

** Там же, §§ 58 и 71.

[24]

эпоху христианство все более распространялось в Галлии, и в IV веке роли переменились: официальная религия Рима, христианство, ведет наступательную войну с паганизмом. Армия миссионеров, монахов и епископов насаждает в Галлии христианство при поддержке светской власти. Сама власть с этого времени раздваивается: епископ управляет своим церковным округом («диоцез») так же широко, как римский префект - своей провинцией (civitas), не ограничиваясь рамками духовной власти. Гнет духовенства вызывает местами среди населения бунты, в которых иногда участвуют и евреи. Так, в Авиньоне большая толпа евреев примкнула в 390 г. к восстанию, поднятому туземцами против епископа Стефана.

Проникнутое церковными тенденциями римско-византийское законодательство вводится и в Галлии. В 425 г. галльскому префекту Амацию был послан для руководства известный декрет императоров Феодосия II и Валентиниана III, запрещавший евреям и язычникам занимать судебные и административные должности, со следующим объяснением: «Мы не желаем, чтобы люди христианского закона служили евреям и под влиянием своих господ пренебрегали соблюдением правил своей религии». Скоро, однако, в Риме иссяк источник законодательной власти: западная полови[1]на империи стояла на краю гибели, дважды разоренный нашествием готов и вандалов Рим не мог повелевать провинциями. Сама Галлия в это время наводнялась пришельцами: готами, франками и бургундами, которые в течение V века внедрялись в туземное галло-римское население, принимая христианство то в арианской, то в католической форме. В это время безначалия все более крепнет авторитет церкви. Христианское духовенство берет в свои руки законодательную власть, выпавшую из рук обессиленного государства. Соборы епископов и митрополитов превращаются в законодательные палаты. В 465 году местный церковный собор в городе Ванне (Vannes в Бретани), устанавливая ряд правил, или «канонов», для духовенства и мирян, постановил запретить «клерикам», т.е. людям духовного звания, обедать у евреев или приглашать их к себе на обед, ибо пока евреи не употребляют дозволенной христианам пищи, считал ее нечистой, было бы недостойно и оскорбительно для церкви, если бы христианские «клерики» принимали от них пищу, ибо тогда «выходило бы, что клерики ниже евреев».

[25]

Из этого постановления, за которым потом последовал ряд других, направленных к обособлению христиан от евреев, видно, что в то время не только миряне, но и духовные особы жили дружно с евреями, посещали их дома и приглашали их в гости к себе. Даже столпы церкви, епископы, имели «своих евреев» и пользовались их деловыми услугами. Известный государственный деятель и писатель, клермонский епископ Сидоний Аполлинарий рекомендует в 472 году епископу города Турнэ своего еврейского агента, оправдываясь тем, что не следует отвергать услуги еврея, ибо он еще может обратиться к истинной вере и тем искупить свое заблуждение; вдобавок – прибавляет Сидоний в письме - эти люди ведут обыкновенно дело честно (solent hujusmodi homines honestas habere causas), а потому его друг-епископ может заступиться за еврея-труженика (laboriosi), осуждая вместе с тем его неверие. В душе самого Сидония боролись католический епископ и образованный галло-римский патриций. Духовный сан обязывал его к осторожности по отношению к иноверцам. Для переписки с Сидонием префект ГаллииФеликс пользовался услугами своего клиента - еврея Гозолы, которого рекомендовал с наилучшей стороны; епископ, принимая рекомендацию, считает нужным в ответном письме сделать только следующую официальную оговорку: «Гозола, еврей по национальности и клиент твоего высочества, был бы по своей личности и мне по сердцу, если бы не принадлежал к презренной секте». В другом письме он пишет: «Это послание опять передаст ваш Гозола - дай Бог, чтобы он стал и нашим (христианином)». Эта неутолимая страсть миссионера иногда удовлетворялась приводом в лоно церкви какого-нибудь зависимого клиента, и в таких случаях раздавались клики торжества. В письме к нантскому епископу Сидоний выражает свою радость по поводу того, что проповеди этого епископа повлияли наконец на еврея Промота, который теперь «сделался нашим» и стремится «обрести гражданское право в царстве небесном, предпочитая животворящий дух мертвой букве» (ок. 474 г.).

Деятельность Сидония Аполлинария протекала в те годы, когда совершался раздел римской Галлии между вестготами, бургундами и франками. При вестготском короле Эйрихе, утвердившемся в 466 году в Южной Галлии (Прованс и Септимания), там уживались рядом галло-римляне, готы и евреи, обособленные друг от

[26]

друга бытом и религией. Браки между готами-арианами и римлянами-католиками не допускались. В стране действовали для римского населения законы Феодосия, из кодекса которого был выкроен особый свод законов при сыне Эйриха, Аларихе II (Lex romana Visigot[1]horum, Breviarium Alarici, около 506 г.). Эта южная провинция ско[1]ро слилась с вестготской Испанией (см. дальше, § 6). В средней полосе Галлии (округ Лиона и Виенны) утвердились бургунды. Их король Гундобальд ввел в жизнь свой римско-бургундский кодекс (Lex romana Burgundiorum, около 500 г.). Здесь был повторен заимствованный из Феодосиева кодекса закон, запрещающий браки между христианами и евреями, что было естественно при запрещении браков даже между арианами и католиками. Другой закон бургундского кодекса устанавливает, что еврей, «наложивший руку» на христианина, должен лишиться руки, если не заплатит пени; за нападение же на священника полагается смертная казнь без замены штрафом. В то же время церковные власти продолжали творить свое законодательство, проникнутое духом миссионерства, с одной стороны, и более резкого обособления иноверцев - с другой. В 506 году собор 35 епископов в Агде (близ Нарбонны) распространил со священников на мирян вышеупомянутое запрещение есть у евреев, повторив тот же мотив. Вместе с тем этот собор установил новое правило: так как иудеи, обращаясь в католичество, часто отпадают в свою прежнюю веру, то желающих креститься нужно держать предварительно восемь месяцев в разряде испытуемых, «катехуменов», пока не выяснится искренность их намерений; однако если во время этого испытания они опасно заболеют, то их нужно немедленно окрестить - вероятно, потому, что опасность отпадения для умирающего уже не существует и его душа может прямо попасть в христианский рай. Председателем этого собора был архиепископ города Арля, Цезарий, которому вскоре пришлось иметь столкновение с евреями при политическом кризисе в Галлии.

В конце V века в Северной Галлии утвердилось племя франков под главенством своего воинственного короля Хлодвига. Духовенству удалось окрестить этого полуварвара сразу в католическую веру и подвинуть его против вестготов Южной Галлии, исповедовавших христианство по арианскому толку. В 508 году франки вместе с бургундами осаждали город Арль. Готы и евреи энер-

[27]

гично защищали город, зная, что им несдобровать в случае победы католиков. Местный же архиепископ Цезарий и католическое меньшинство населения в душе желали победы франков, но скрывали свои предательские симпатии из опасения мести со стороны защитников Арля. Скоро, однако, обнаружилось, что епископская партия тайно поддерживает сношения с неприятелем. Какой-то священник, родственник Цезария, выбрался из города ночью и перешел в неприятельский лагерь. Тогда готы и евреи обвинили Цезария в измене, и он был арестован. Чтобы спасти своего епископа, католики в осажденном Арле старались свалить вину на евреев. Близ городской стены найдено было привязанное к камню письмо, переброшенное к неприятелю одним из оборонявших город еврейских воинов; в этом письме предлагалось осаждавшим пробраться ночью к указанному месту крепостного вала, где расположен еврейский отряд, и там их впустят в город с условием, что они пощадят еврейских жителей, их дома и имущество. Подброшенное письмо с указанием имени писавшегобыло прочитано на рыночной площади, виновный был схвачен и казнен, а католический епископ был спасен. Что Цезарий был не совсем чист в этом деле, видно из того, что спустя некоторое время его призвал для допроса остготский король Италии Теодорих, покровитель вестготской Галлии. Благодаря вмешательству Теодориха франкам не удалось тогда отобрать у вестготов все их южные владения.

[28]

Цитируется по изд.: Дубнов С.М. История евреев в Европе. Том 1. Средние века до конца крестовых походов. М., 2003, с. 24-28.