Южная и Центральная Азия в 1500 – 1800 годы

Южная и Центральная Азия в 1500 – 1800 годы

Азия в 1500 – 1800 годы 1

Открытие Азии для сношений с европейцами произошло не в результате больших сухопутных путешествий таких людей, как Марко Поло, а в результате открытия морского пути португальцами 2. Однакоже не была полностью порвана и сухопутная связь, как об этом ясно свидетельствуют путешествия XV века. Шестнадцатое столетие открылось одним из самых обширных из всех вообще известных путешествий, а именно путешествием Лудовико Вартемы. Лудовико был охвачен «той же жаждой повидать различные государства на свете, что двигала другими путешественниками» и, как он сам объясняет в посвящении к своей книге, он «стремился узнать, где какое место находится, каковы свойства разных народов, насколько разнообразен животный мир в разных странах, какие имеются плоды и ароматические деревья в Египте, Сирии и Счастливой Аравии 3, в Персии, Индии и Эфиопии». Но даже и этот внушительный перечень не отражает фактического размаха его путешествий. В конце 1502 г. Вартема выехал из Европы в Египет, где он посетил Александрию и Каир. Оттуда он направился в Бейрут, Триполи, Алеппо и Дамаск, где вступил в состав охраны каравана, направлявшегося в Мекку и Медину. Это путешествие он благополучно совершил и, таким образом, был первым европейцем, посетившим святые для верующих мусульман места. Более поздний путешественник по Аравии, Ричард Бертон, дал высокую оценку точности его наблюдений. Пробравшись в Джедду, Вартема сел на судно, направлявшееся в Персию, и после захода в Джизан достиг Адена, «места встречи всех судов, идущих из Большой и Малой Индии, Эфиопии и Персии». Здесь он попал в тюрьму, сумел вырваться из нее и объехал некоторые

_________

1. Общего сводного труда, охватывающего весь период, нет. Очень ценен труд Хевуда «История географических открытий в XVII и XVIII веках» (E. Heawood, History of Geographica Discovery in Seventeenth and Eighteenth centuries, 1912).—Прим. автора.

2. Речь идет об открытии непосредственных сношений западно-европейцев с Южной и Восточной Азией.— Прим. ред.

3.  «Счастливая Аравия» — часто употреблявшееся в древней и средневековой литературе название горной области Юго-Западной Аравии (Йемен).— Прим. ред.

[215]

внутренние области «Счастливой Аравии», интересное описание которых он и оставил потомству.

После этого Вартема посетил порт Зейла в Северо-Восточной Африке и собрал кое-какие сведения о его хинтерланде. Вслед за этим судно отплыло в Индию, и Вартема попал на нем сначала в Диу, а потом в Ормуз, из которого совершил поездку по Персии, посетил Герат и вернулся на побережье через Шираз. После этого он поехал снова в Индию, где и провел некоторое время на западном побережье и в Деккане. Позже он посетил Коромандельский берег, Цейлон и Индонезию и вернулся на родину через мыс Доброй Надежды. По пути его судно заходило в Мозамбик и, быть может, также на некоторые описываемые Вартемой острова.

Книга Лудовико Вартемы, впервые опубликованная в 1510 г., проливает много света, дает много интересного материала сб Азии и в некоторых отношениях предваряет открытия португальцев. В Аравии и на островах за Явой Вартема явился подлинным пионером. Он даже слышал о «других народах, которые ходят по морю, руководясь четырьмя или пятью звездами, лежащими на противоположном нашему конце» (то есть созвездием Южного Креста). Вартема говорил, далее, что эти народы живут к югу от Явы, что некоторыми принималось за указание на существование Австралии. Иногда Вартема, как и все путешественники, начинает плести небылицы и очень часто обнаруживает полнее невежество в географии посещенных им мест, но книга его пользовалась широкой популярностью и остается ценным документом ранних авантюрных путешествий эпохи великих открытий.

В то время как Вартема странствовал по Южной Азии, Дуарте Барбоса собирал материал для своей «Книги», законченной им в 1516 г. Барбоса был португалец, посетивший Индию в начале XVI века. Он хорошо изучил местные языки и совершил ряд далеких путешествий по Индии и прилегающим к ней морям. Назад он вернулся вокруг мыса Доброй Надежды и оставил хорошее описание ряда пунктов на восточном побережье Африки. Он рассказывает много интересного о двух важных торговых портах — Адене и Ормузе 1. Барбоса точно и подробно описал Западную Индию от Гуджерата до южной оконечности полуострова, восточное же побережье он знал меньше. Кое-что он знал об архипелаге Индонезии вплоть до Суматры, быть может, посетил описанное им королевство Пегу 2, что же касается стран Дальнего Востока, Сиама, Индии и островов, лежащих за Суматрой, то он их лично не знал и полагался в отношении их на сведения, полученные либо от недавно прибывших португальских исследователей, либо от «заслу-

______

1. К яркому описанию «Гурмызьского пристанища» Афанасием Никитиным сообщение Барбосы может прибавить очень мало. - Прим. ред.

2.  Пегу—государство в западной части Индокитая.— Прим. ред.

[216]

живающих доверия мавров и язычников». Позже Барбоса сопровождал в путешествии на Молуккские острова Магеллана (женатого на его сестре) и был убит спустя несколько дней после смерти своего шурина. «Книга» Барбосы очень интересна и ценна, в особенности, поскольку она представляет собой описание ряда стран в момент вовлечения их в орбиту португальского влияния.

Тот огромный и новый район, что открылся путешественникам самого разнообразного рода, посетил среди прочих Мендеш Пинто. За двадцать один год своих скитаний (1537—1558) он пережил множество резких взлетов и крутых падений, пока не вернулся, наконец, в Испанию. Он побывал в Абиссинии, Ормузе, Индии, Суматре, Китае, Сиаме, Пегу и Японии. Он оставил описание последних трех государств, которое Перчес использовал в своем известном собрании материалов о путешествиях 1. Пишет он, однако, как типичный авантюрист, и правдивость его много раз ставилась под сомнение, Астлей же называл его просто лжецом («Mendax»).

Следующее известие о королевстве Пегу принадлежит перу Гаспаро Бальби, достигшего в 1579 г. Индии сухопутным караванным путем через Алеппо, Багдад и Ормуз, а в 1583 г. — Пегу. Он пробыл более трех лет в Пегу, богатства короля которого произвели на него большое впечатление.

По словам венецианского купца Чезаре Фредерико, между 1568 и 1581 гг. он «беспрерывно путешествовал морем и сушей по всей Индии и по многим лежащим за ней странам». Так же как и Бальби, он попал в Индию с сухопутным караваном. В Индии он посетил португальские торговые фактории и собрал сведения об Индии и ее жителях. Кроме Индии он описывает также Цейлон, Суматру, город Малакку, «в котором ведется сказочно большая торговля всякого рода товарами», и королевство Пегу, о котором он повествует немало интересного. Он приводит также список важнейших товаров, которыми Европа обменивалась с Индией, дает полезные советы для сухопутных путешественников и указания, как европейцу следует вести себя на Востоке.

Венецианцы давно уже интересовались торговлей со странами Леванта. Нет ничего удивительного, что этот интерес не угасал и с ходом времени распространился на страны Дальнего Востока. Португальцы были преисполнены желанием полностью использовать выгоды, проистекавшие из их собственных открытий, и сохранить монополию на новый морской путь. Что же касается других государств, как например Англии, то им оставался выбор: либо вообще отказаться от торговли, либо найти новый путь на Восток. Они выбрали последнее и сделали множество безуспешных попыток

________

1.  Перчес (Purchas)—английский составитель собрания путешествий XVII в., продолжавший работу Хаклюйта.—Прим. ред.

[217]

открыть Северо-восточный и Северо-западный проходы. Однакоже поиски Северо-восточного прохода привели к открытию нового пути на Восток. Проведший много лет в странах Леванта Антони Дженкинсон в 1557 г. отправился в Россию и из Москвы двинулся вниз по Волге до Каспийского моря, северное побережье которого он в общих чертах осмотрел. После этого он прошел дальше в Бухару» куда и прибыл 23 декабря 1558 г. В Бухаре Дженкинсон прожил три с половиной месяца, после чего, опять-таки через Россию, вернулся в Англию. В 1561 г. он повторил свое путешествие и, пройдя дорогой вдоль западного берега Каспийского моря, в октябре 1562 г. достиг столицы Персии Казвина. Его путешествия дали англичанам многое для ознакомления как с Россией, так и со странами, лежащими к юго-востоку от нее 1. Однакоже торговля англичан этим путем была только частично успешной и с 1581 г. вовсе прервалась.

Потребность в другом пути на Восток заставила ряд англичан сделать попытки пробраться туда через Левант. Не один Дженкинсон, а множество купцов торговало в странах восточной части Средиземного моря. Среди них был некий Джон Ньюберри, побывавший в Ормузе и наслышавшийся там от португальских купцов о пути в Индию. В 1583 г. он с несколькими спутниками, в числе которых был Ральф Фитч, отплыл из Лондона и через положенное время прибыл через Алеппо и Басру в Ормуз. Здесь все они были арестованы и увезены в Гоа , где им удалось вырваться из тюрьмы и бежать из города. Трое из них пересекли Индию и добрались до Фатехпур-Сикри, где они расстались, причем один из них остался на службе императора моголов8, другой направился на родину, а третий предпринял путешествие, приведшее его в Бенгалию. Позже Фитч побывал в королевстве Пегу и в Малакке. Вернувшись в Индию, он пытался проехать обратно на родину морем, но упустил судно и, не желая больше мешкать, отправился в Ормуз и в 1591 г. достиг Англии.

Фитч не был первым европейцем нового времени, проникшим в Северную Индию, так как еще до него в 1578 г. здесь побывал католический священник Перейра, а в 1580 г. — первая из иезуитских миссий, посланная к императору Акбару. Иезуиты собрали ценные материалы об империи Акбара, и в первоначальный период их отношений с императором ими руководили исключительно мис-

________

1. Русский перевод отчетов Дженкинсона дан в сборнике «Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке», 1937. — Прим. ред.

2.  Португальцы рассматривали англичан как нарушителей португальской монополии торговли с «Индиями». — Прим. ред.

3. Фатехпур-Сикри—город в северной Индии в XVI веке был столицей так называемой Империи Великих Моголов—государства, основанного мусульманскими завоевателями, выходками из Узбекистана. Императором в это время был Акбар. — Прим. ред.

[218]

сионерские мотивы 1. Они представляют собой, таким образом, еще одну разновидность в той пестрой коллекции европейцев, которая открыла Азию для сношений с Европой в XVI веке.

По мере того как XVI столетие подходило к концу, число европейских путешественников в страны Южной и Восточной Азии все возрастало. С 1592 г. в качестве торговых конкурентов португальцев появились англичане, а еще через четыре года после них — голландцы. К счастью, от этого критического периода, когда монополия в торговле с Востоком ускользала из рук португальцев, до нас дошло два прекрасных описания. Первое и по времени и по важности принадлежит Яну Хейгену Линскотену, отплывшему из Лиссабона в 1583 г., чье описание путешествия через Атлантический океан мы уже цитировали выше (см. глава V). Линскотен просел около пяти лет на Востоке и, вернувшись, завещал своим соотечественникам прекрасное описание виденных им стран, в особенности крупной торговли Гоа и других португальских факторий в Южной Индии.

Второе описание, отличное от первого и по своему плану, и по поставленной цели, составил португалец Педро Тейшейра, отправившийся в странствия, по-видимому, в 1587 г. Тейшейра успел дважды побывать в Восточной Африке. В 1558 г. он посетил Цейлон; он прожил почти четыре года в Ормузе, из которого совершил поездку в северную Персию. Следующее свое путешествие он предпринял на Малакку, где пробыл два с половиной года. В мае 1600 г. он направился домой, проследовав через Бруней, Манилу, весь Тихий океан и Мексику. В октябре 1601 г. Тейшейра прибыл в Лиссабон, но сидеть на месте было не в его характере, и он отправился обратно в Гоа. В 1604 г. он вновь вернулся в Европу, на этот раз проследовав сухим путем из Ормуза через Басру, Багдад и Алеппо, затем морем—в Италию, а оттуда через Францию—в Антверпен, где и скончался. «Книга путешествий» Тейшейры относится почти целиком к его последнему путешествию из Индии в Италию, но он написал также два труда о Персии, и сам он был настолько умным и тонким наблюдателем, что ему по плечу было бы написать общий труд о Португальской империи. Он был знаком с трудом Линскотена, и, быть может, желанием избежать повторений и объясняются некоторые пробелы в его сочинениях.

Линскотен и Тейшейра принадлежат к числу путешественников «вообще», странствовавших из чистого любопытства. Такого типа неспециализированных путешественников в XVII и XVIII столетиях было множество, и почти каждый из них дал кое-что ценное. Из

_____

1. Это неверно: иезуитские миссии направлялись в то время в Южную и Восточную Азию по соглашению с португальской короной и на средства из так называемого «чулка португальской королевы»; кроме распространения католической веры, они имели специальные задания от португальского правительства. — Прим. ред.

[219]

французов следует упомянуть Франсуа Пирара (Pyrard) из Лаваля, отплывшего в 1601 г. из Сен-Мало и потерпевшего крушение на Мальдивских островах, на которых он пребыл до 1607 г. В 1608 г. он попал в Гоа, откуда совершил два путешествия в страны Востока включая Цейлон, Малакку, Тернате, Банда и Диу. Он любил порассказать о многих местах на Дальнем Востоке, в которых он сам не был, но книга его дает ценную картину Гоа, а также подробное и точное описание Мальдивских островов. В особенности хорошо он описывает острова-атоллы (название, заимствованное с туземного языка). В 1611 г. Пирар вернулся во Францию.

Другим французом того времени, из тех, что провели значительную часть своей жизни в странствиях по свету, был Венсан Леблан, побывавший, между прочими странами, в Аравии, Пегу, Сиаме и в Ост-Индиях. Однакоже рассказчик он был плохой, и есть критики, которые считают, что некоторые из его путешествий выдуманы. Гораздо интереснее Жан Моке, дополнивший Пирара, своим описанием Гоа, и граф Монфар, совершивший сухопутное путешествие в Индию в 1604 г.

Страсть к путешествиям завлекла Пьетро Балле (Pietro del la Valle) в обширные странствования по Востоку, длившиеся с 1614 по 1626 г. Вначале он посетил страны восточного бассейна Средиземного моря и полуостров Синай, после чего проследовал испытанным караванным путем из Алеппо в Багдад. В 1616 г. он побывал в Персии, основательно познакомился с ней и оставил хорешее ее описание. После этого он направился в Индию и в 1623 г. высадился в Сурате. Не считая одной-двух поездок внутрь страны, как, например, в города вроде Ахмадабада, он путешествовал главным образом по портам западного побережья. Обратно он проследовал через Маскат, Басру и Алеппо на Кипр, Мальту и Сицилию, пока, наконец, не прибыл в Рим.

Последним из неспециализированных путешественников этого раннего периода был бродяга и чудак Томас Кориет. Посетив ряд европейских стран, Кориет направился в 1612 г. на Восток, повидал Египет и Палестину, а затем проследовал сухим путем через Алеппо в Персию и Индию. Путешествие от Иерусалима до Агры отняло у него пятнадцать месяцев. Позже он побывал в Аджмире и Сурате. Однакоже письма его из Индии, несмотря на свою привлекательность, дают мало нового или ценного. Кориет любил ссылаться на писателей классической древности и искренно считал, что река Инд берет свое начало в горах Кавказа.

Вторая разновидность путешественников на Восток и в особенности в Индию состояла из самостоятельных купцов или приказчиков Ост-Индской компании 1. Число этих путешественников велико, а привезенные ими сведения и обширны и ценны. Хотя

______

1. Английская компания, осн. в 1600 г.—Прим. ред.

[220]

их главной целью было развитие торговли, а всепоглощающим интересом — внутренняя политика в Индии, их донесения, часто остававшиеся лишь в рукописи, много способствовали росту знаний об Индии. Торговавший в странах Леванта купец Джон Милденхолл прибыл в Индию сухим путем в 1603 г. и пробыл в ней по крайней мере три года, в 1611 г. он совершил второе путешествие и в 1614 г. умер в Индии. Другой левантийский купец, Вильям Хокинс, отправился в Индию в качестве начальника третьей экспедиции Ост-Индской компании в 1607 г., но бросил флотилию, с которой он прибыл, в Сурате и отправился в Агру, где и пребыл до 1611 г. Проследовав оттуда в Камбей, он сел на одно из судов флотилии, шедшей на остров Суматру, с этой же флотилией вернулся и умер на побережье Ирландии в 1613 г. Многое из написанного Хокинсом не сохранилось, но одна из его работ, «Краткое сочинение... о Великом Моголе», дает яркую картину двора Джахангира 1.

Большую ценность, с географической точки зрения, представляют записи Вильяма Финча и Джона Джурдэна, посетивших Индию как раз в те годы, когда Хокинс жил в Агре. О первом из них географ начала XVII века Перчес пишет, что его труд «содержит в себе более точные сведения о людях, животных, растениях, городах, пустынях, замках, зданиях и религиях, чем почти любой другой, так же как о дорогах, товарах и войнах». Трудом Финча широко пользовался Де-Лет при составлении своей «Истории Великого Могола». Финч высадился в Сурате в 1608 г. и пробыл в нем два года, пока Хокинс не вызвал его в Агру. Из Агры он совершил несколько путешествий, главным из которых была поездка в Лахор, откуда он проследовал сухим путем в Багдад, где и умер. Оставленные им описания некоторых маршрутов, в особенности из Лахора на Кабул и Кашмир и из Кабула на Китай, представляют собой значительную ценность.

В это же время в Индии жил Джон Джурдэн. Он прибыл в Индию с четвертой экспедицией Ост-Индской компании в 1608 г. и из-за Неблагоприятных ветров попал на Сейшельские острова, став, таким образом, первым англичанином, оставившим некоторое описание их. После захода на остров Сокотру он направился в Аден, «чрезвычайно неприятный город», по его словам, «где не видно ни листка зелени и где от жары спрятаться можно лишь в расщелинах скал и развалинах домов». Сухопутное путешествие в город Санаа и обратно к побережью у Мохи (Мокка) дает Джурдэну право именоваться первым англичанином, посетившим Йемен. В августе 1609 г. он прибыл в Индию. Джурдэн остался в Сурате до конца декабря 1610 г., когда он выехал через Бурханпур в Агру. Обратно он вернулся другой дорогой — через Джодпур и Ахмада-

_____

1. То есть двора наследника Акбара, умершего в 1605 г. — Прим. ред.

[221]

бад. Джурдэн открыл так называемый «Суолли-Хол», гавань вблизи Сурата, которой впоследствии регулярно пользовались суда Ост-Индской компании. В 1612 г. Джурдэн съездил на Суматру по делам торговли перцем, а позже—на острова Амбсйну и Церам за гвоздикой. Ко второму из этих островов прибыло голландское судно, на «котором находился английский моряк, тайно привезший письмо от м-ра Адамса... в котором... находился выданный в Японии вексель». Джурдэн вернулся в Англию, но позже опять приехал в Индию, где был предательски убит после того, как сдался голландцам. Его лишь недавно опубликованный «Дневник» изобилует живописными подробностями посещенных им мест.

Николас Витингтон, живший в различных частях Индии с 1612 по 1616 г., оставил описание своей жизни неудачника, отмеченной, однако, одним достижением—поездкой из Сурата в Синд. Добраться до Синда ему не удалось, так как все участники экспедиции попали в плен, но Витингтону удалось вырваться из него и вернуться обратно. Более общий интерес имеет донесение, составленное английским послом при дворе великого могола сэром Томасом Ро. Эта работа Ро пользуется широкой известностью благодаря содержащемуся в ней ценному описанию двора и общего состояния Индии. Он, по-видимому, заимствовал часть приводимых им сведений у Кориета, так же, как у него он взял и некоторые подробности карты Индии, в составлении которой он помогал Вильяму Баффину. Ро пребыл при дворе великого могола три года; в эти годы некоторое время посольским священником был Эдуард Терри, мало что видевший в Индии, но также оставивший ее описание.

В этот ранний период знакомства с Индией заслуживает внимания еще один англичанин, хотя его книга до нынешнего века оставалась в рукописи. Это был Питер Манди (Мипбу), проведший около 7 лет (1628—1634) в Индии в качестве приказчика Ост-Индской компании. Он совершил обычные поездки между Суратом и Агрой как через Бурханпур, так и через Аджмир и побывал также в Патне. В особенности ценна та часть его описания, где рассказывается о страшном голоде в 1630 г.

Большой интерес и значение имеют, именно в силу того, что они написаны с совершенно другой точки зрения, донесения Франциска Пелсерта (Pelsaert), проведшего в Индии семь лет (1620—1627) и собравшего большое количество материала для сведения правления Голландской Ост-Индской компании. Пелсерт побывал в Кашмире и собрал некоторые обшие сведения по поводу Северо-Западной Индии, но собственный опыт его был мал. Однакоже то, что он лично знал, он описал необыкновенно точно и ясно, и, с точки зрения тех целей, которые Пелсерт себе ставил, отчет его имеет первоклассное значение. Упоминавшийся нами выше Де-Лет пользовался, повидимому, работой Пелсерта.

[222]

Что касается второй половины XVII века, то здесь заслуживают упоминания два имени. Томас Боури высадился в Форте Св. Георга в 1669 г. и пробыл в Индии девятнадцать лет. Он собрал большой материал по Южной Индии, Бенгалии, Бирме и Суматре и составил ряд карт, включая карты Цейлона и Тенассерима. В этот же период в Индии был Вильям Хеджес, оставивший «Дневник», посвященный главным образом делам Ост-Индской компании в Бенгалии.

Поскольку многие из этих путешественников прибывали в Индию или же отправлялись обратно сухопутной дорогой, они попутно собирали материал по тем странам, через которые им приходилось проезжать. В этом отношении отличился ряд людей, получивших командировки в Персию. В начале XVII века эту страну-посетило несколько англичан, один из которых, Томас Херберт, проехал ее из конца в конец — от Гомбруна (Бендер-Абаса) до Фарахабада на Каспийском море—и вернулся через Казвин. Он собрал большой общий материал по Персии, и его книга, явившаяся плодом более чем годичного проживания в стране, получилась одновременно и авторитетной и популярной. Она не раз переиздавалась в течение столетия с добавлениями из работ других писателей.

В 1633 г. герцог Голштинский отправил посольство на Восток. Входившие в его состав де-Мандельсло и Олеарий 1 тщательна наблюдали все, что им встречалось на пути. Первый собирал материалы по Востоку вообще, второй оставил описание Персии; в 1662 г. обе работы были переведены на английский язык. Русское посольство, в состав которого входил испанец Куберо, также привезло с собой много сведений о странах, лежащих далеко за Персией, поскольку Куберо вернулся в Европу через Тихий океан. Далее, следует упомянуть шведское посольство 1683 г., в состав- которого входил немецкий натуралист Кемпфер. То значение, какое придавали Персии в ту эпоху, лучше всего видно из того факта, что когда послы прибыли в Исфахан, они застали там представителей Польши, Германии, Франции, России, Сиама и папы римского, так же как гонцов из Аравии и Центральной Азии. Кемпфер собрал много материалов о Персии, и работа его по справедливости считалась одной из лучших книг о ней. В составлении ее большую помощь Кемпферу оказал один католический священник, проживший тридцать лет при персидском дворе.

После этого Кемпфер перешел на службу голландской Ост-Индской компании и, прежде чем попасть в Японию, где он прожил свыше двух лет, посетил Цейлон, Суматру, Яву и Сиам. В Японии

_______

1. Адам Олеарий, «Подробное описание путешествий голштинского посольства в Московию и через Московию в Персию и обратно в 1633, 1636 и 1638 гг.», перев. с немецкого Павла Барсова, М., 1870. — Прим. ред.

[223]

он собрал материал для своей книги «История Японии», географические главы которой частично базируются на работе одного японского географа. В 1693 г. Кемпфер вернулся в Европу и в 1716 г. умер.

В течение второй половины XVII века ряд путешественников посетил отдельные районы Южной и Восточной Азии. На первом месте среди них следует поставить Тавернье. По отзыву Гарриса 1,

«он более детален и вместе с тем не менее точен, чем другие писатели, подчеркивающие выгоды нашей торговли с Востоком, причем я имею в виду торговлю всех европейцев, а не одной какой-либо нации. В его писаниях наблюдаешь больше мыслей и большую тонкость наблюдений, чем—за малыми исключениями—в любой другой книге этого рода. Я объясняю это тем, что в ходе своих путешествий в Индию он сумел все много раз передумать и проверить».

Работа его замечательна своим описанием торговых путей и товаров. Она основана на результатах шести путешествий в Персию, Индию и на Яву, проделанных им в промежутке между 1631 и 1688 гг. Он описывает также, на основании собранных другими сведений, и более отдаленные страны, где он лично не был, как, например, Тонкин и Японию.

Так же как Тавернье, Ж. де-Тевено получил подготовку для странствий по Востоку в ходе поездок по странам Европы. В 1655— 1659 гг. он совершил обширную поездку по странам восточного Средиземноморья. Четырьмя годами позже он выступил в сухопутную экспедицию в Персию, где провел около пяти месяцев в Исфахане. Позже он прожил около года в Индии. Тевено был хорошим наблюдателем—в особенности всего, что имело отношение к естественным наукам, но наблюдал он посещенные страны лишь поверхностно.

Еще один француз, Франсуа Бернье, объехав Сирию, Палестину и Египет, достиг в 1658 г. Индии, где и задержался до 1667 г., когда он вернулся через Персию обратно во Францию. В книге Бернье о его путешествии много в высшей степени интересного, в особенности в его описании Агры и Дели и в его подробном известии о Кашмире; Бернье дает также краткую сводку географических представлений индусов. Работа его отличается солидностью и ясностью и навсегда останется ценным и авторитетным источником для познания Индии той эпохи.

Наконец еще один француз, Жан Шардэн, совершил между 1665 и 1677 гг. два путешествия в Персию и Индию. По профессии он

________

1. Английский комментатор второй половины XVIII в., участвовавший в издании серий «Библиотека плавающих и путешествующих», т. I, изд. 1764 г. — Прим. ред.

[224]

был ювелиром и путешествовал отчасти по делам. В 1681 г. он поселился в Англии, а в 1711 г. вышло полное описание его путешествия. Работа его полная, подробная и точная; его описание Персии очень высоко расценивалось в Англии во время опубликования.

Хорошим дополнением к трудам Тавернье, Бернье и других являются интересные письма врача на службе Ост-Индской компании, Джона Фрайера. Он прибыл в Мадрас в 1673 г. и спустя некоторое время проследовал оттуда в Бомбей, хорошее описание которого он оставил. Индию он видел мало, если не считать короткой поездки из Бомбея в горы Западные Гаты по очень мучительной дороге. В Англию он вернулся через Персию, где задержался почти на два года.

Множество путешественников, начиная со времен Марко Поло, посетило страны, лежащие между Индией и Китаем, и постепенно о них накопились кое-какие общие сведения. Свой вклад в это дело внесли также и португальские, голландские и английские купцы, открывшие свои конторы в Бирме и Сиаме и в течение XVII века ведшие спорадическую торговлю в этих странах. Однакоже, за исключением побережья и портов, по-настоящему о них было известно очень мало. В 1618 г. приказчик Ост-Индской компании Томас Сэмюэл совершил сухопутное путешествие из Сиама в Бирму и вскоре после этого английских купцов можно было всегда найти в городах Проме и Ава, некоторые же, повидимому, доходили и до Бхамо 1. В начале века в некоторых пунктах внутри страны обосновались также и голландцы. Однакоже Европа получила солидную информацию об этих районах лишь к концу XVIII века. В 1794 г. в Аву была отправлена миссия капитана Саймса. Один из участников этой миссии, лейтенант Вудс, произвел съемку реки Ирравади до Авы, другой же член экспедиции, доктор Бьюкенен, собрал много ценных сведений о стране. Этой экспедицией открывается эпоха современного исследования Бирмы.

Что касается Сиама, то голландцы начали торговать с ним в 1602 г., но торговля была не слишком успешной и шла рывками. В свою очередь, десятью годами позже и англичане установили торговые отношения с Сиамом. Шли они через порт Патани на Малаккском полуострове. Однакоже больше всего способствовали росту знаний о Сиаме католические миссионеры из Франции, начавшие свою деятельность в 1662 г. Они прибыли в Мергуи, а оттуда пересекли перешеек Тенассерим. За ними последовали послы Людовика XIV в сопровождении еще новых католических священников. При одном из этих посольств состоял де-ла-Лубер, опубликовавший в 1691 г. книгу о Сиаме, являющуюся лучшей

____________

1.  Бхамо—город на верховьях реки Ирравади, близ китайской провинции Юньнань.—Прим. ред.

[225]

для этого раннего периода. За весь XVIII век было собрано очень мало нового материала.

Глубже всех проникли в Индокитай голландские купцы, поднявшиеся в 1641 г. по реке Меконг до Вьен-Тьян 1. Это было замечательным, но изолированным достижением. Повторений не последовало, и страна для торговли не открылась. И здесь активность проявили католические миссионеры, но географию Индокитая в Европе все же знали так мало, что д'Анвиль 2 на свою карту Азии 1755 г. нанес большую пустыню, простиравшуюся от реки Меконга до гор Аннама.

Португальские купцы слабо ознакомились с Китаем, и лишь миссионеры подвинули вперед дело его изучения. Первые доминиканские монахи прибыли в Китай в 1556 г., но больших успехов не сделали. За ними последовали иезуиты, первая партия которых высадилась в Макао в 1579 г. Иезуиты сразу же принялись собирать сведения о Китае, а в 1601 г., когда их работа в Китае сильно подвинулась вперед, добились разрешения на основание миссии в Пекине. Первый руководитель этой миссии, Маттео Риччи, изготовил китайский вариант какой-то европейской карты и, по-видимому, с успехом пользовался ею в своих религиозных целях. Таким образом, развивая свою деятельность из Пекина, как центра, иезуиты могли собирать все больше и больше материала о Китае. Результатом их трудов был опубликованный в 1655 г. Novus Atlas Sinensis (Новый китайский атлас) Мартини.

В том же году голландские купцы Гойер и Кейзер, исходя из сведений, полученных от того же Мартини несколькими годами раньше, отправились из Кантона по реке Бэй (Pei-kiang) на север, пересекли водораздел, отделявший ее верховья от реки Сян (Siang-kiang), и поднялись по последней до Янцзы-цзяна, откуда проследовали по Великому Каналу до Пекина. Еще через 11 лет до Пекина добрался другой купец—Хорн. Он начал свое путешествие из Фучжоу на побережье, поднялся от него вверх по реке Минь и спустился вниз по реке Цзяньтан до Ханчжоу. От Ханчжоу он следовал в Пекин тем же путем, что и два его предшественника. Третье путешествие в Китай было проделано доминиканским монахом Наваретте. Он прошел прибрежными провинциями от Макао до Пекина. Известия о всех этих путешествиях были опубликованы и послужили ценным дополнением к трудам миссионеров. В 1676 г. появился большой труд Кирхера—China Illustrata, содержавший хорошее общее описание Китая.

Тот же год отмечен прибытием в Пекин Николая Спафария, приехавшего через Маньчжурию и тем положившего начало целому ряду путешествий, связавших в конечном счете в одно

_________

1. Вьен-Тьян—крупнейший город в Лаосе. — Прим. ред.

2. Д'Анвиль (d'Anville)—крупнейший французский картограф XVIII в. — Прим. ред.

[226]

целое изучение Китая и Азиатской России 1. За этим путешествием последовала отправка для переговоров с русскими китайского посольства, в состав которого вошел иезуитский патер Жербильон. Он проехал пустынную и бесплодную местность к северу от Пекина, вышел к реке Керулен примерно в 80 милях выше озера Далайнор и достиг Нерчинска на Шилке. Географическая широта этого места (51°56' с. ш.) была определена со значительной степенью точности. Жербильон примерно тем же путем вернулся в Китай и позже посетил ряд отдаленных местностей в долине Хуанхэ и по северо-западной границе собственно Китая. В 1698 г. он совершил свое второе путешествие на север. Из Пекина он проследовал на северо-восток, проник в Маньчжурию, прошел вдоль Хинганского хребта, перевалив через который вышел к озеру Буир-Нур. Оттуда он прошел к реке Керулен и, следуя вверх по ней, достиг ее поворота на север; оттуда он вышел к реке Тола, перевалил второй водораздел и вышел к реке Орхон, где встретился с русскими и узнал у них много нового о географии южной Сибири. Наблюдения его отличались тщательностью, а своим большим путешествием он связал в одно целое русские открытия в бассейне Амура и к югу от Байкала со своими исследованиями в Северном Китае 2.

В самом Китае иезуиты предприняли систематическое изучение географии очень большой части страны. С 1709 г. они включили в сферу своего изучения Маньчжурию и к 1715 г. закончили свою работу. Они почерпнули кое-какой дополнительный материал из отчетов миссионеров и от тибетцев, специально обученных с целью собирания материалов. Результаты всех этих трудов лучше всего видны на опубликованной в 1735 г. карте д'Анвиля. В общем карта наредкость точна и свидетельствует о высоком классе работы иезуитов. На карте д'Анвиля нанесено старое русло Хуанхэ с устьем к югу от Шаньдунского полуострова.

Целый ряд важных путешествий в этот период помог гораздо лучше разобраться в географии Тибета и Центральной Азии. Первым из них было путешествие иезуита—«мирянина» Бенто

________

1. Спафарий, Николай Гаврилович, родом из Молдавии, с 1671 г.— старший переводчик Московского Посольского приказа; в 1675 г. отправлен во главе русского посольства в Китай; вернулся в Москву в начале 1678 г. Оставил замечательные описания своего путешествия через Сибирь в Китай, а также Китайского государства. Его «Путешествие» издано в 1882 г. До него эти пути описали Василий Тюменец, Иван Петлин и Федор Байков (см. А. Банников, «Первые русские путешественники в Монголию и Северный Китай», 1949).—Прим. ред.

2. И. Гербилон, «О Великой Татарии» (Собрание сочинений, выбрано из месяцесловов за разные годы, СПБ, 1785, т. I, стр. 227—301). Извлечения из дневника Жербильона помещены в «Сборнике географических и статистических материалов по Азии», вып. 59,1895, стр. 1—31.—Прим. ред.

[227]

де-Гоэш (Bento de Goes), отправившегося из Индии с целью узнать, были ли Сина и Катай одной и той же страной или нет. Из Агры он проследовал через Лахор и Пешавар на Кабул. Здесь он прошел Парванским ущельем через Гиндукуш, перевалил через Памир и вышел к Яркенду, откуда через Турфанский оазис дошел до Сучжоу. Путешествие его отняло почти пять лет, и Гоэш умер, так и не дойдя до Китая, но перед смертью ему удалось связаться с иезуитом Риччи в Пекине и установить, что Сина и Катай были одной и той же страной.

Вторая экспедиция вышла из Индии в 1624 г. с целью выяснить правильность сообщения о том, действительно ли в Тибете жили какие-то христиане. Путешествие было предпринято Антонио де-Андраде 1, первым европейцем, взобравшимся на Гималайский хребет, открывшим один из главных истоков Ганга и проникшим в неизвестные области Тибета из Индостана. Из Дели он проследовал через Хардвар в область Гарвал—к святыне Бадринат у одного из истоков Ганга.

Перевалив затем через Гималайский хребет, он вступил на территорию Тибета, достигнув города Чапранга в долине верхнего Сетледжа. Он добился разрешения на въезд в страну для христианских миссионеров и вернулся в Агру с большим и ценным материалом о Тибете. В 1625 г. де-Андраде, захватив с собой нескольких священников, вновь отправился в Тибет и основал в Чапранге духовную миссию, просуществовавшую шестнадцать лет.

В 1631 г. из Чапранга вышел Франсиско Асеведо; он прошел до Ле (Леха) и вернулся в Индию через Ротанский проход, которым купцы обычно ходили между Ле и Лахором. Таким образом, он открыл для сношений огромную территорию, лежавшую между районом, открытым Гоэшом, и районом, пересеченным де-Андраде. Несколько раньше, в 1626 г., Эстеван Каселла и Жуан Кабрал, члены духовной миссии в Шигацзе, исследовали восточную часть Гималайского хребта. Они шли через Куч-Бехар и Бутан, а Кабрал вернулся в Индию через Непал. Обе экспедиции собрали много географических сведений о Гималаях и Тибете, однако часть их оставалась под спудом в архивах до самого последнего времени.

Как бы сами по себе ни были важны эти путешествия, все они уступают по значению экспедициям Иоганна Грюбера и Альбера д'Орвилля. Когда Грюбер выезжал, тот самый Кирхер, на труд которого China Illustrata мы ссылались выше, просил его вести журнал путешествия. Грюбер выехал из Рима в 1656 г. и, в противоположность другим миссионерам, направился в Ормуз не морем, а сушей. Заехав в Сурат, где он задержался на десять меся-

______

1.  О нем см. статью «Антонио де-Андраде в Тибете (к 300-летию его путешествия)», Известия РГО», 1926, LIII, 2,—Прим. ред.

[228]

цев, Грюбер в июле 1658 г. достиг Макао, откуда в скором времени выехал в Пекин. Оттуда он был откомандирован обратно в Рим в деловую поездку. Поскольку голландцы закрыли в то время морскую дорогу для всех посторонних, а дорога через Индо-Китай считалась немыслимой, было решено, что Грюбер должен ехать через Тибет и Индию. Его спутником был д'Орвилль, энтузиазм которого зажегся под влиянием слышанных им лекций Мартини о Китае.

Оба путешественника вышли в экспедицию из Китая в апреле 1661 г. и через два месяца достигли границы у Синина; за ним лежала еще совершенно неисследованная территория. Их путь пролегал через Куку-Hop, а оттуда, в общем юго-западном направлении на Лхасу, куда они и прибыли 8 октября. После почти шестинедельного пребывания в Лхасе они продолжали свой путь через Непал на Агру, куда и прибыли около середины марта 1662 г. Грюбер продолжал свой путь через Дели и Лахор вниз по Инду до города Татты, затем через Мекран, Южную Персию и Месопотамию в Смирну, а оттуда в Рим, куда он прибыл в феврале 1664 г. Так закончилось это путешествие, замечательное уже тем, что за сомнительным исключением монаха Одорика из Порденоне 1 Грюбер был первым европейцем, побывавшим в Лхасе. Если его отчет о путешествии и не блещет описаниями, Грюбер все же установил со значительной степенью точности положение большого числа мест и существенно помог улучшению карты Азии.

В 1707 г. в Лхасу пробрались два миссионера-капуцина 2, в 1709 г. — третий, а в 1716 г. в ней побывал Ипполит Дезидери. Это последнее посещение было следствием замечательного путешествия, предпринятого с целью восстановления духовной миссии в Чапранге, каковой город в то время, по-видимому, путали с Лхасой. Из Агры Дезидери проследовал через Лахор и Пир-Панджалский проход в Сринагар, где и пробыл шесть месяцев. Оттуда он продолжал путь на Ле и дальше по высоким равнинам Тибетского плоскогорья, в общем следуя долинам течения Инда и Брамапутры. Его путевой дневник переполнен ценнейшими и точнейшими наблюдениями. Из Лхасы его спутник Фрейре вернулся через Непал в Индию, Дезидери же задержался на некоторое время в Лхасе, а затем прожил почти четыре года в соседней провинции, пока и сам в 1721 г. не вернулся через Непал в Индию. Он оставил полный точных наблюдений географический очерк Тибета, сохранившийся, однако, лишь в рукописи. За этот труд, так же как и за его замечательное путешествие, он заслуживает место в первом ряду исследователей.

_______

1. См. выше, глава II, раздел 2, «Последователи Марко Поло».—Прим. ред.

2. То есть монахи-францисканцы; они носили плащ с капюшоном (по-итальянски «каппуччо», откуда и их прозвище). — Прим. ред.

[229]

В 1724 г. голландец Самуэль ван-де-Пютте проехал через Персию в Индию, а оттуда через Лхасу в Китай. К сожалению, он велел уничтожить оставшиеся после него бумаги, так что нельзя проследить его маршруты. В 1740 г. за ним последовал Кассиано Беллигати-да-Мачерата, добравшийся до Лхасы через Непал. Он составил отчет духовной миссии в Тибете и подробное описание его населения.

В 1774 г. английские власти в Индии, под руководством генерал-губернатора Индии Уоррена Гастингса, установили дипломатические отношения с Тибетом, и в связи с этим в этом же году Джордж Богл проследовал в эту страну через Бутан. Он переправился на северный берег Брамапутры к месту, называемому Дешерипге, и оттуда успешно вел переговоры, но ему не удалось получить для английских купцов разрешения проезжать через Бутан. Между 1775 и 1783 гг. этот район посетил ряд других миссий, от чего знания англичан о Бутане и Тибете много выиграли; однакоже отъезд Гастингса из Индии положил конец экспедициям этого рода, и до конца столетия движения вперед в этом отношении больше не наблюдалось.

В самой Индии служебные поездки военных и дипломатических служащих заложили основу для действительно серьезного знакомства со страной. Большое значение в этом отношении имела работа, проделанная между 1763 и 1782 гг. Джемсом Реннеллом. Часть времени он был занят съемкой Бенгалии, а после 1773 г. составлением «Бенгальского Атласа», вышедшего первым изданием в 1779 г. Полковник Колл проделал одну маршрутную съемку в Южной Индии, тогда как полковник Пирс определил точное географическое положение ряда точек между Калькуттой и Мадрасом. Этот материал, так же как и множество всякого другого, был использован при составлении не дошедшей до нас карты Колла 1787 г. Следующий год, однако, ознаменовался выходом в свет «Объяснительной записки к карте Индостана» Реннелла, считавшейся тогда лучшей из существующих. Эта карта была несколько раз переиздана с прибавлением дополнительного материала, основанного на новых маршрутных съемках, и оставалась стандартной картой Индии, пока ее не заменили издания индийского геодезического управления, основанного Лемтоном в 1800 г.

Историю исследования Южной Азии в XVIII в. нужно закончить упоминанием еще одного путешествия. Это была научная экспедиция Карстена Нибура в Аравию. Она состояла из пяти человек и была послана в 1761 г. датским королем Фредериком V с заданием исследовать наиболее плодородную известную европейцам часть Аравии и собрать максимально подробный материал по поводу остальной территории полуострова. Выполнение обоих заданий, если учесть те обстоятельства, в которых велась работа, не подлежит никакой критике. Нибур оказался единственным

[230]

оставшимся в живых из членов этой экспедиции. Его труд «Описание Аравии» имеет чрезвычайно высокую ценность и в области описания Йемена, вероятно, остается непревзойденным и по сей день.

[231]

Цитируется по изд.: Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950, с. 215-231.