Казахстан и Средняя Азия с 1868 года

Казахстан и Средняя Азия с 1868 года

11 июля 1867 г. был издан Указ об учреждении Туркестанского генерал-губернаторства и Проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями 410.

В октябре 1868 г. появился «Указ о преобразовании управления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств». Одновременно было принято «Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях», согласно которому Уральская и Тургайская области включались в Оренбургское, а Акмолинская и Семипалатинская – в Западносибирское генерал-губернаторства. Управление областями, делившееся на областное и уездное, находилось под непосредственным начальством генерал-губернатора. Во главе области стоял военный губернатор (он же одновременно командующий войсками) и областное правление. В Уральской области военный губернатор являлся наказным атаманом уральского казачьего войска, а в Акмолинской и Семипалатинской областях – частей Сибирского казачьего войска, входивших в состав областей. Военные губернаторы назначались и увольнялись «высочайшими указами» по представлению Министерства внутренних дел при предварительном согласовании с генерал-губернаторами и военным министром. В Уральской и Тургайской областях они наделялись правами и обязанностями губернаторов по общим учреждениям империи, а в Акмолинской и Семипалатинской – по Сибирским учреждениям.

При военных губернаторах создавались особые военные управления, ведавшие регулярными, а также казачьими войсками. Жившее на казачьих землях население подчинялось полиции и суду на основании Временного положения 1868 г. Порядок прохождения службы в казачьих войсках остался прежний, сохранилось также станичное управление.

В составе Уральской области находилось Мангышлакское приставство во главе с приставом, права и обязанности которого определялись особой инструкцией. Население и войска управлялись по «Положению о военном управлении в областях Оренбургского и Западносибирского округов». Аналогичные правила действовали и в приставстве Зайсанского края 411.

Областные управления, возглавляемые вице-губернаторами, включали распорядительное, хозяйственное и ссудное отделения и соединяли в себе функции губернского правления, казенной палаты, гражданского и уголовного судов и губернского управления государственным имуществом. Права и обязанности председателя и чиновников определялись на основании общих губернских учреждений. В состав областного правления входили доктор, архитектор и чиновник по горной и лесной части.

Уездные начальники руководили через управления, тождественные уездным по крестьянским делам присутствиям, которые контролировали представителей аульной администрации и имели право ареста на семь дней и наложения штрафа до 15 рублей. Уездным начальникам подчинялись расположенные в уездах войска, военные учреждения и укрепления на основании «Положения о военном управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях». На них возлагалась приписка к городам, где еще не были

__________

410. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. I. Д. 116. С. 281; Д. 117. С. 282–316.

411. Бекмаханова Н. Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX в. – 1917 г.). М., 1986. С. 66–84.

[111]

созданы городские управления, купцов и мещан и выдача торговых свидетельств и документов 412.

Были созданы городские полицейские управления в Уральске, Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, а в Акмолинске введена должность полицейского пристава.

Детально были разработаны принципы местного управления для кочевого населения областей. Во главе волостей стояли волостные управители, во главе аулов – аульные старшины. С 1868 г. эти должности являлись выборными. Избрать могли любого жителя аула не моложе 25 лет, не имевшего судимости и уважаемого народом. Выборы были двухступенчатыми и проходили под контролем царских чиновников.

Кочевое население приравнивалось в правах и обязанностях к сельским обывателям. Его внутренний быт, основанный на народных обычаях, сохранялся, если это не противоречило «началам Временного положения 1868 г.» 413 Кочевники освобождались от рекрутской повинности. При вступлении в сословие, обязанное платить подати, им предоставлялась пятилетняя отсрочка. Принявшие христианство казахи могли приписываться к городским и сельским обществам без специального разрешения.

Были разработаны правила и для оседлого населения. Переселенцам при уездных управлениях отводилось безвозмездно место для постройки; размеры его определялись главным начальником края. Переселенцам из России предоставлялись льготы, которыми обладали лица, причислявшиеся к городам бывшей Области сибирских казахов 414.

Приписавшиеся к городам и селениям башкиры, татары, представители народов Средней Азии могли войти в состав обществ, но без права создания отдельных корпораций и без льгот, предоставлявшихся русским переселенцам 415

_________

412. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. 1. Д. 120. С. 323–341.

413. РГИА. Ф. 1291. Оп. 82. 1868 г. Д. 5. Л. 3, 10.

414. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. 1. Д. 120. С. 323–340.

415. Там же. Д. 108. С. 226–231

[112]

Цитируется по изд.: Бекмаханова Н.Е. Присоединение Центральной Азии к Российской империи в XVIII–XIX вв. СПб., 2015, с. 111-112.