Япония в XV – XVI веках: перемены

Япония в XV – XVI веках: перемены

Перемены в жизни Японии в XV-XVI веках

XV-XVI века были временем коренных изменений, которые затронули все структуры японского общества - политическую, экономическую, культурную, социальную. Они проявились также и в бытовой сфере. Это был переходный период в японской истории, оказавший большое влияние на последующее развитие страны.

Смутное время, где властвовало право сильного, отразилось на положении всех слоев общества. Протесты крестьян находили свое выражение в восстаниях (икки), а также в бегстве, неуплате налога и в меньшей степени в подаче петиций непосредственно сёгуну.

Наместники сёгуна на местах, собирая налоги, частично присваивали их себе, что подрывало экономическую базу сёгунского правительства. В бедственном положении находился и императорский двор. Уже с XV века повсеместно не собиралась установленная для императорского двора подать. Двор, давно не имевший никакой реальной власти, беднел и утрачивал свой авторитет. У придворной знати (кугэ) не хватало теплой одежды и еды 9.

Однако парадокс периода сэнгоку дзидай заключался в том, что политическая раздробленность, междоусобицы, нестабильность обстановки сопровождались экономическим ростом. Сэнгоку даймё не только создавали боевые отряды для защиты своих владений, но и прикладывали много усилий для укрепления своей экономической базы, осуществляя для этого строгий контроль за хозяйственной деятельностью в своих владениях. Междоусобные войны заставляли их проявлять заботу о совершенствовании техники при строительстве замков. Появление новых плотницких инструментов привело к перевороту в строительном деле. Наиболее показательным в этом плане был переход от земляных укреплений вокруг замков к каменным. Начиная с периода сэнгоку дзидай и на протяжении XVI века в Японии наблюдался настоящий строительный бум 10.

Сэнгоку даймё строили не только замки и укрепления вокруг них. Поскольку для получения стабильных урожаев риса необходимо было заботиться о системе орошения, рачительные даймё проводили осушение земель, совершенствовали систему орошения, обустраивали берега рек, строили плотины и дамбы. Например, даймё Такэда Сингэн построил плотину на реках Каманаси и Фуэфуки, которая сохранилась до сих пор. Она является местной достопримечательностью и носит его имя - плотина Сингэн 11. Это позволило начать освоение новых пахотных земель в районе Кофу.

На протяжении двух веков происходили значительные изменения в аграрной сфере. Среди крестьян шел процесс становления независимых мелких крестьянских хозяйств (дзиэй комин) и их территориальное, не по родственному признаку, объединение; иными словами, шел процесс становления деревни как административно-хозяйственной единицы. Укрепилось местное самоуправление, ведавшее орошением, использованием угодий, уплатой налога и другими вопросами, касавшимися хозяйственной деятельности деревни. Образование независимых мелких крестьянских хозяйств отразилось и в области семейно-брачных отношений. В развитых районах, таких как Кинки, вместо брака типа ёмэири кон, когда жена входила в семью мужа, стала складываться отдельная самостоятельная семья 12.

Одновременно менялись формы зависимости крестьян и характер их труда. Значительно сократилась трудовая повинность (фуэки), налог стали уплачивать не только рисом, но и деньгами, или заменять его выполнением разного рода повинностей. У крестьян появилась возможность самим решать и планировать вопросы ведения хозяйства, что способствовало росту производительности труда. При этом учитывались климатические условия, плодородие почвы, наличие воды.

Примерно начиная с XV века в качестве удобрения стали использовать молодую траву и листья (побеги). В связи с этим между деревнями ирёсю (владельцами поместий) происходили споры из-за права владения и использования лесов и пустырей.

Прогресс в сельскохозяйственной технике, более широкое использование рабочего скота, улучшение ирригационной системы позволяли крестьянам сажать разные сорта риса — ранние, средние, поздние. Интенсификация методов ведения хозяйства привела к тому, что даже низшие слои крестьян стали получать два урожая риса и других злаковых культур в год. Начавшись в районах Кинки и Санъё, такая практика потом распространилось и на север, в район Тохоку. С суходольных полей стали также получать по второму урожаю, чередуя культуры. Еще в 1406 г. корейское посольство передало бакуфу водоподъемное колесо, которое было установлено в провинции Сэццу поблизости от Анагасаки. Его использование позволило получать до трех урожаев риса в год 13.

Постоянно расширялись виды сельскохозяйственных культур: тутовые, бумажные и лаковые деревья, чайные кусты. Были завезены батат, арбузы, табак. Интенсивно осваивалась целина. В окрестностях Киото, для снабжения которого требовалось много разных продуктов, стало развиваться товарное огородничество. Большое распространение получили экономически выгодные технические культуры — судза (перилла) и кунжут, которые использовались для изготовления масла для светильников. Сырье привозили на судах из районов Внутреннего Японского моря, а его закупку монополизировал цех масла в Ямадзаки.

Но главной технической культурой стал хлопчатник. Семена хлопчатника были привезены в Японию из Индии в 799 г. Эта культура стала прививаться в южных районах Японии, но особого распространения в то время не получила. Тогда широко процветали разведение шелковичных червей и шелководство 14.

Вторично семена хлопчатника были завезены в Японию из Кореи в XIV веке. Хлопок получил распространение примерно в 1490-1520 годы и постепенно стал культурой, на основе которой интенсивно развивалось товарное производство. Хлопок сделал известной провинцию Микава, где уже в 1510 г. приступили к изготовлению хлопчатобумажной ткани, которая, как и одежда из нее, прежде ввозилась из- за рубежа. До появления хлопка в Японии были в основном распространены пеньковые и шелковые ткани.

Распространение хлопководства имело большие последствия для экономического развития страны. Оно оказало большое влияние на развитие домашней деревенской промышленности в период Токугава. Производство ниток повлекло за собой необходимость в красителях. Поэтому начиная с XVI века стали расширяться посевы индиго 15. Все это создавало благоприятную атмосферу для развития производства и товарного обмена и отделения ремесла от сельского хозяйства. Хлопчатобумажные ткани производились в Тоноэ, Суруга, Каи, Мусаси, а к началу XVII века - в Ава, Исэ, Овари, Мино. В частности, в 1580 г. в Мусаси была почтовая станция, где торговали хлопчатобумажными тканями, там появились торговцы, которые скупали их у крестьян из окрестных деревень. В западной части Японии скупка тканей получила распространение несколько позже. В конце XVI века в уезде Нисинори провинции Сэццу изготовляли ткань «кодзума», которую продавали в Киото 16.

В XV веке быстро развивалось рыболовство, которое с древнейших времен играло важную роль в повседневной жизни японцев, являясь главным занятием населения прибрежных районов. Появились невод (дзибики ами), специальные сети для лова разных пород рыб - иваси, лакреда, тай 17. Морскую рыбу стали солить, что позволяло возить ее на продажу на дальние расстояния 18.

Изменения в деревне шли параллельно со становлением крупных земельных владений. Система землевладения и землепользования представляла собой довольно пеструю картину. Возникшая еще в VIII веке система сёэн - форма поместного землевладения столичной аристократии и храмов - в середине XVI века окончательно пришла в упадок. Для сёэн были характерны отсутствие компактного земельного массива и сложная система подчинения: наряду с номинальным владельцем, проживавшим, главным образом, в столице и получавшим натуральную ренту, существовал фактический владелец (дзито, формально - только управляющий), а также различные категории чиновников, приближавшихся по своему положению к феодалам. Слой дзито формировался из гокэнин — непосредственных вассалов сёгуна. В их обязанность входил сбор налогов, а также полицейские и судебные функции.

Начиная с XIII века основной производственной единицей в сёэн стали хозяйства глав больших патриархальных семей (мёсю). Так называли владельца именного надела (мё-дэн), являвшегося единицей налогообложения. Мёсю платил ренту владельцу сёэн сам или через чиновников. Хотя средний размер хозяйств мёсю был небольшим, они использовали труд арендаторов и безземельных крестьян.

В XIV веке началось разложение системы сёэн. Их владельцы теряли свои земли, которые переходили к новому феодальному сословию. Происходило размывание слоя мёсю и дзито, из их среды появлялись мелкие и средние феодалы, а из среды наместников провинций сюго, которые стояли выше дзито в административной иерархии, вышли владетельные феодалы-дайлсё. Для управления деревнями даймё назначали чиновников, как правило, из среды мёсю, главными обязанностями которых были сбор налогов, перепись земель и т.д. Новое феодальное сословие потеснило старые аристократические дома, прежних владельцев поместий. В целях укрепления своей власти даймё отрывали от земли своих воинов (буси) и переселяли в призамковые города (дзёкамати). Этому способствовал технический прогресс в строительной технике: появление каменных укреплений вокруг замков привело к тому, что горные замки уступили место равнинным, вокруг которых возникали поселения.

Технический прогресс шел и в других отраслях хозяйства. Интенсивное развитие получили горное дело и металлургия, которые были традиционными занятиями. Уже в период Яёи (III век до н.э. — III век н.э.) жители Японских о-вов умели добывать руду, плавить медь и отливать изделия из нее. В 674 г. на о-ве Цусима открыли залежи серебра, а в 698 г. - золотые рудники. Добыча железа также была известна в Японии с древности: в V-VI веках была освоена его выплавка из магнитного железняка и железистого песка 19. К VIII веку относится появление в Японии первого горного законодательства. В 701 г. кодекс «Тайхорё» разрешил всему населению свободно добывать медь и железо в тех провинциях, где власти сами этим не занимались, при условии уплаты специальных налогов, а в случае обнаружения месторождений золота и серебра надлежало немедленно заявлять об этом властям.

В XII—XIII веках, несмотря на междоусобные войны, горное дело и металлургия продолжали развиваться. В XV- XVI вв. владение рудниками сделалось одним из предметов соперничества между феодалами - рудники приносили хорошие доходы. Так, право на владение знаменитыми серебряными рудниками в Омори с оружием в руках оспаривали четыре княжества: Оути, Осагавара, Амако и Мори. Победы добился даймё Оути, который уже в начале XV в. начал торговать с Китаем золотом, медью и серой 20.

Чтобы покрыть военные расходы, сэнгоку даймё прилагали много усилий для разработки золотых рудников. Такэда Сингэн из Каи начал разрабатывать золотые рудники в Курокава, а даймё Имагава - в Су руга. Разработка золотых, серебряных и медных рудников послужила предпосылкой для последующей чеканки монет 21.

Прогресс в развитии различных производств привел к развитию специализации районов. Появились местности или кварталы в городах, где искусные руки умельцев создавали подлинные шедевры - идет ли речь о керамике или фарфоре, мечах или тканях. Эти изделия, как правило, носили название места, где они производились.

В квартале Нисидзин в Киото из шелка-сырца, завезенного из Китая, изготовляли превосходные ткани, отличавшиеся изысканностью и высоким качеством выделки. Носить одежду из этих тканей могли позволить себе лишь представители высших слов японского общества. Появились новые сорта бумаги. Используя в качестве сырья кодзо и гампи 22, в Биттю, Мино, Харима, Ямато и других провинциях начали выпускать бумагу особого сорта, которая стала своего рода визитной карточкой этих мест. Спрос на такую бумагу был велик - монахи, самураи и торговцы использовали ее в больших количествах. По всей стране была известна керамика из Овари и Сэто, славилось своим качеством сакэ из Нара, которое было доступно лишь военной знати и богачам 23. Однако среди всех выпускаемых товаров главными оставались товары повседневного спроса: сельскохозяйственный инвентарь, инструменты ремесленников, горшки, котлы и другая домашняя утварь.

В XV-XVI веках появились ремесленники, которые продавали изделия своего труда, разъезжая по провинциям. В Киото, Сакаи, Камакура можно было обнаружить куста-рей-одиночек (дзиэй сёкунин), много их было и в деревнях.

Многие сэнгоку даймё, такие как Такэда из провинции Каи, Уэсуги из провинции Этиго, Мори из провинции Тюгоку и др., собирали мастеров в своих владениях, освобождая их от зависимости от рёсю, в чьих владениях они раньше жили. Это была разумная политика: таким образом даймё создавали экономически благоприятную обстановку в своих владениях, не забывая при этом и о своей личной выгоде. Поскольку в условиях войны существовал большой спрос на оружие, среди мастеров было множество литейщиков, кузнецов, оружейников 24. С появлением в 1543 г. в Японии европейцев начался ввоз, а затем и производство огнестрельного оружия 25, что положило начало перевороту в военной технике.

Отделение ремесла от сельского хозяйства способствовало развитию внутренней торговли. Появились многочисленные лавки в городах, вдоль оживленных дорог, развивалось речное сообщение, что способствовало налаживанию торговых связей между отдаленными провинциями. Велась и оживленная внешняя торговля: японские купцы плавали на остров Тайвань, Филиппины и в страны Юго-Восточной Азии. В середине XVI века завязалась торговля с европейцами.

XVI век - это период расцвета городов, которые сделались центрами ремесел и торговли. В период сэнгоку дзидай особенно много городов 26 возникло в районе Кинай и в соседних с ним провинциях. Города были разного типа - призамковые, портовые, прихрамовые, почтовые и др. Некоторые из них сумели добиться городского самоуправления. Это, прежде всего, Сакаи, Кувано, Хирано, Хаката, где городским властям принадлежало полицейское и судебное право, и имелись свои войска самообороны.

В XV-XVI веках произошли важные изменения в повседневной жизни японцев. Можно сказать, что именно тогда были заложены основы японского образа жизни. Японцы и сегодня потребляют тофу, ми со и сёю 27. Способ изготовления этих продуктов был завезен буддийскими монахами из Китая в период Нара (710-784), но повседневной пищей людей они стали с XV века, когда посевы соевых бобов (дайдзу) и мелких красных бобов (айдзуки), служивших исходным сырьем для их изготовления, получили широкое распространение. Тогда же началось потребление сахара и масла (абура).

Производство рисового вина сакэ началось в Японии, вероятно, с того времени, как японцы стали сеять рис. В древности сакэ изготовляли в синтоистских храмах; особенно славился храм Омива в Ямато. Сакэ быстро превратилось в выгодный товар, и его стали изготовлять и в селениях. Но в широких масштабах производство сакэ началось в Киото в период Камакура (1185-1333). Дело это было прибыльным, и налог с него имели право получать лишь императорский дом и бакуфу.

Перемены коснулись и архитектурного стиля построек, как светских, так и храмовых. В XV — начале XVII века были построены крупнейшие замки (в 1457 г. - в Эдо, в 1576 г. — в Адзути, в 1583 г. — в Осака и т.д.), превратившиеся в призамковые города (дзёкамати). В1473 г. по повелению сёгуна Асикага Ёсимаса в Киото был построен всемирно известный Гинкакудзи (Серебряный павильон), особенностью которого было сочетание храма и жилища в одном здании. Архитектурные особенности этого павильона положили начало стилю сёин (или сёин дзукури), получившему в дальнейшем широкое распространение. Изменился не только внешний вид построек, но и внутренняя планировка и интерьер — комнаты украшали уютные ниши, встроенные в стены полки-тана и книжные полки. Все это было новшеством для японской архитектуры. Многие элементы интерьера современного японского дома уходят своими корнями в XV-XVI века — например, токонома (ниша для помещения основных украшений интерьера), тигаи-дана (ниша с декоративными полками на разном уровне), фусума (раздвижные бумажные перегородки), сёдзи (деревянные рамы, оклеенные бумагой, пропускающей свет) и т. д. 28 Безусловно, все эти элементы интерьера в то время были атрибутом жизни лишь высших слоев общества. Но постепенно некоторые приемы архитектуры и внутреннего убранства стали заимствоваться богатыми горожанами.

В XV веке появились и сооружения особого назначения - чайные павильоны. Чайная церемония и многие другие виды искусства (например, театр Но), возникшие в эпоху Муромати (1338-1573), получили развитие в последующий период Момояма (1573-1615) 29.

Итак, период XIV-XVI веков был очень разноликим по своему содержанию. С одной стороны — политическая нестабильность, борьба за власть, рост могущества отдельных феодалов, которые были фактически независимы и вели самостоятельную внешнюю политику (например, князья юго-западных прибрежных районов имели самостоятельные сношения с Кореей и Китаем). С другой стороны - прогресс в хозяйственной деятельности, изменения в социальной сфере и удивительное развитие культуры. Можно сказать, что этот период был своего рода переходной эпохой к качественно новому этапу в истории Японии, получившему название кинсэй.

Цитируется по изд.: Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. М., 2010, с. 20-28.

Примечания

9. Иноуэ Киёси. Указ. соч. С. 197-198.

10. Кодза. Нихон рэкиси. Т. 4. Тюсэй. Ч. 2. Токио, 1986. С. 277.

11. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 205.

12. Там же. С. 228.

13. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 204. Следует отметить, что корейское влияние на ремесленную и сельскохозяйственную технику в Японии было значительным.

14. Конрад Н.И. Избранные труды. История. С. 399.

15. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 206.

16. Нихон кэйдзай си. Токио, 1983. С. 136.

17. Тай - общее название для окуневых рыб.

18. Иноуэ Киёси. Указ. соч. С. 206.

19. Воробьев М.В. Япония в III-VII вв. М., 1980. С. 231-238.

20. Воробьев М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М., 1976. С. 87.

21. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 206.

22. Кодзо - дерево семейства тутовых, гампи — растение викстремия.

23. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 207.

24. Там же.

25. Очерки новой истории Японии. М., 1958. С. 19—20.

26. Более подробно см.: Искендеров А.А. Феодальный город Японии XVI столетия. М., 1961.

27.  Тофу — соевый творог; мисо — густая масса из перебродивших соевых бобов, служит для приготовления супов (мисосиру) и в качестве приправы; сёю - соевый соус.

28. Иноуэ Киёси. Нихон-но рэкиси. Т. 1. С. 228.

29. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980. С. 112-141; История японского искусства. Пер. с япон. М., 1965. С. 85-110; См. так же: Анарина Н.Г. Японский театр Но. М., 1964; Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1966; Ёкёку — классическая японская драма. М., 1979; Иэнага Сабуро. История японской культуры. Пер. с япон. М., 1972.

Рубрика